Действующие лица и исполнители:
Золушка (Анжелина) - Василиса Бержанская (дебют на оперной сцене США),
Принц Рамиро - Джек Свенсон (дебют в Лирик-опере),
Дон Магнифико - Алессандро Корбелли, Дандини - Джошуа Хопкинс.
Дирижер - Лин Чен Йи (дебют в Лирик-опере).
Постановка оперы Сан-Франциско. Режиссер - Жан-Пьер Поннель.
21 января - 10 февраля 2024 года (семь спектаклей).
Продолжительность спектакля - 3 часа 10 минут с одним антрактом.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
В поэме “Евгений Онегин” читаем: “Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей: Там упоительный Россини, Европы баловень - Орфей…”. Для определения музыки итальянского композитора Джоаккино Россини больше всего подходит слово легкость. Композитор говорил: “Дайте мне перечень белья из прачечной, и я положу его на музыку”. В каждой сцене любой из его опер - изящество и блеск. Россиниевская музыка - жизнерадостная, мелодичная, легко запоминающаяся. В каждой его опере обязательно находятся мелодии, которые привязываются и звучат потом в голове весь следующий день...
“Золушка” - одиннадцатая опера Россини. После громкого успеха “Севильского
цирюльника” в 1817 году композитору сделали заказ для римского карнавала.
Полное название оперы - “Золушка, или Победа кротости”. Она была написана за
двадцать один день. Литературной основой оперы стала известная сказка Шарля
Перро “Золушка”, однако либретто (автор - Джакопо Ферретти) значительно
отличается от сказки. В опере нет феи, тыквы-кареты, мышей-лошадей, нет прочих
милых и приятных чудес, и вместо злой мачехи у Шарля Перро - злой отчим у
Россини. Нет в опере и знаменитой хрустальной туфельки, по которой Принц
находит Золушку. Но если замену мачехи на отчима и отсутствие сказочных персонажей
понять трудно, то с башмачком все как-то понятней. Оставить его и тем самым
продемонстрировать - о, ужас! - оголенную женскую ножку на сцене Римского
театра было в те времена совершенно невозможно. В начале XVIII века (1700-1710
годы) Ватикан в лице пап Иннокентия XII и Климента XI запретил оперные
представления, выпустив нечто вроде трактата “О вреде оперы вообще”. И хоть
прошел целый век со времени запрета, времена тем не менее были весьма суровые.
Ватикан и сейчас не отличается свободой нравов, а тогда до либерализма Шарля
Перро ему было, как до Луны! Поэтому Принц нашел Золушку не по хрустальной
туфельке, а по... браслету. Впрочем, какая в сущности разница?! Живость и
реализм Россини, его стремительная музыка и динамичное действие приковывают
внимание зрителей, и мы становимся участниками событий, веря в волшебную силу
“обыкновенного чуда” любви, как верят в него Золушка и Принц.
Мировая премьера “Золушки” с триумфальным успехом прошла 25 января 1817 года в Римском театре “Валле”. Композитору едва исполнилось двадцать пять лет. В партии Анжелины выступила знаменитая певица Джельтруда Джорджи-Ригетти, первая исполнительница партии Розины в “Севильском цирюльнике”. Популярность “Золушки” в XIX веке была огромной. Сохраняется интерес к ней и сегодня. Ее регулярно включают в репертуар лучшие оперные театры, ее ставят на крупнейших международных оперных фестивалях, в том числе на фестивале музыки Россини в его родном Пезаро.
На сцене Лирик-оперы “Золушка” ставится примерно раз в десять лет.
Последний раз - в сезоне 2015-16 годов в постановке каталонского режиссера
Джона Фонта. В главной партии выступила Изабель Леонард, в партии принца Рамиро
на сцене Лирик-оперы дебютировал Лоуренс Баунли, а партию Дона Магнифико
исполнял “бессмертный” Алессандро Корбелли.
На этот раз нас ждет очередное возобновление постановки выдающегося
оперного режиссера Жана-Пьера Поннеля. Я хорошо помню этот легендарный
спектакль. Настоящая опера-буфф: яркая, красивая, праздничная. На сцене царил
пир лицедейства, прекрасный, иррациональный, невозможный в реальной жизни Театр
с большой буквы. В этом спектакле режиссер показал поистине неисчерпаемое
воображение, украсив действие всевозможными находками, трюками, смешными
моментами. Вспомним, например, арию Анжелины о ее бедной и несчастной судьбе,
после которой хор - свита Принца - достает платочки и начинает смахивать слезу;
вспомним, как налетают на еду гости во время бала и как смачно поедают разные
“вкусности” (кулинар Россини не удержался в этом эпизоде от своей главной
страсти, а режиссер Поннель прекрасно обыграл ее). И все это в темпе allegro и
presto, легко и изящно...
Прошлое возобновление постановки Поннеля было в сезоне 2005-06 годов. В
главных партиях блистали Веселина Касарова и Хуан Диего Флорес. В будущем
спектакле наибольший интерес представляет Василиса Бержанская в партии
Золушки. Она родилась в городе Ессентуки. Выпускница РАМ имени Гнесиных.
Постоянная солистка крупнейших оперных театров и фестивалей Европы. В 2019 году
на Зальцбургском фестивале исполнила партию Дианы в оперетте “Орфей в аду”
Ж.Оффенбаха (постановка Барри Коски). В Венской опере дебютировала в 2021 году
в партии Розины в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини. Василиса поет как
меццо-сопрановые, так и сопрановые партии. В мае прошлого года удивила всех
исполнением Нормы в оперном театре Генуи. До этого в Немецкой опере Берлина исполнила
главную партию Семирамиды в одноименной опере Дж.Россини. В ближайших планах
певицы - Золушка в Венской опере и Кармен в Венской опере и Ковент-Гарден. С
партией Золушки тридцатилетняя Василиса дебютирует на американской оперной
сцене. В Чикаго она приедет из Берлина, где в Немецкой опере исполнила партию
Джейн Сеймур в “Анне Болейн” Г.Доницетти. За дирижерским пультом был
музыкальный руководитель Лирик-оперы Энрике Маццола.
Американский тенор Джек Свенсон специализируется на операх Россини,
партия принца Рамиро - его “конек”. С Василисой Бержанской он выступал в
“Золушке” на Оперном фестивале Россини в Пезаро в 2021 году.
Еще один дебют в Лирик-опере - дирижер Лин Чен Йи. Она родилась в музыкальной семье в Тайбэе (Тайвань). С восьми лет живет в Вене. Музыкальную карьеру начала со скрипки и фортепиано. Училась в Венском университете музыки и исполнительного искусства. Победительница многих международных музыкальных конкурсов. Ее дирижерский дебют состоялся в июне 2009 года с Симфоническим оркестром Венского радио, оперный - летом 2011 года на фестивале Россини в Пезаро с оперой “Путешествие в Реймс” Дж.Россини. На протяжении трех сезонов была капельмейстером Немецкой оперы Берлина, во многих проектах сотрудничала с Маццолой.
В партии Дона Магнифико в “Золушке” снова, как девятнадцать сезонов назад и
девять сезонов назад, выступит итальянский баритон Алессандро Корбелли.
Вот такой звездный состав подобрался на этом спектакле, который, я уверен,
не оставит вас равнодушными. Король устраивает в своем сказочном дворце
праздник, на который приглашено все королевство. Гости съезжаются, фейерверки в
разгаре, во дворце гремит музыка… Надо поторопиться! Мы ведь тоже приглашены на
бал, во время которого произойдет столько волшебных событий и раскроется
столько волшебных чувств, которым, как говорит Король в “Золушке” Евгения
Шварца, “никогда, никогда не придет конец!”
Nota bene! Перед каждым спектаклем состоятся тридцатиминутные беседы педагога Эй Джей Вестер. Билеты на оперу “Золушка” и на другие спектакли и концерты сезона - на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org/, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Василиса Бержанская. Фото - Лена Файнберг
Фото 2. Сцена из спектакля “Золушка”. Опера Сан-Франциско. Фото - Кори Вевер
Фото 3. Фото - www.rbartists.at/en/artists/yi-chen-lin
Комментариев нет:
Отправить комментарий