На гастроли в США и Канаду приезжают Ксения Раппопорт и Алексей Серебряков! Они исполнят главные роли в спектакле Александра Марина “Эйнштейн и Маргарита” по пьесе Александра Гельмана “Альмар”. Единственный спектакль в большом Чикаго состоится 30 апреля в 8.00 pm (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd, Skokie, IL 60077). Гастроли проходят в рамках Международного фестиваля искусств “Вишневый сад” (Cherry Orchard Festival).
“Эйнштейн и Маргарита” - пьеса о любовном романе Альберта Эйнштейна с Маргаритой Коненковой, женой русского скульптура Сергея Коненкова. Все началось в 1935 году, когда Институт передовых исследований при Принстонском университете заказал живущему тогда в Нью-Йорке Коненкову скульптурный портрет Эйнштейна. Коненков с женой Маргаритой приехали в Принстон. Они познакомились и прекрасно пообщались с Эйнштейном. Коненков выполнил свою работу, а Эйнштейн влюбился в Маргариту. Они придумали для себя прозвище - Альмар, из первых слогов имен Альберт и Маргарита (отсюда - название пьесы). В Принстоне у них было секретное место для встреч, которое они называли гнездом. Эйнштейн и Маргарита тайно встречались в течение десяти лет, до августа 1945 года. В тот месяц США сбросили ядерную бомбу на Хиросиму и Нагасаки. Тема ядерного оружия проходит в пьесе рефреном. Эйнштейн винит себя в гибели людей, беря ответственность за изобретение ядерного оружия. В августе 1945 года после многих лет жизни в Америке Сергей Коненков с Маргаритой вернулись в СССР. Эйнштейна Маргарита больше никогда не видела. Мы, зрители спектакля “Эйнштейн и Маргарита”, становимся свидетелями их последней встречи 23 августа 1945 года в доме Эйнштейна в Принстоне. Он объяснится ей в любви, будет уговаривать остаться, но она уже все решила. Расставание неизбежно...
Премьера спектакля “Эйнштейн и Маргарита” состоялась в июне 2022 года. За это время было сыграно более восьмидесяти спектаклей в пятнадцати городах мира. Зрителями спектакля стали более восьмидесяти пяти тысяч зрителей. Из огромного количества рецензий и отзывов я выбрал фрагменты из трех.
Журналист Леонид Павлючик: “Александр Гельман написал поразительную пьесу. Это и тончайшая, кружевной выделки лав-стори, в которой солирует прекрасная Ксения Раппопорт, находящаяся на пике своей актерской формы. И напряженный психологический поединок двух ярких личностей (Маргарита была знакома, дружна с Шаляпиным, Маяковским, Есениным, Мейерхольдом, Рахманиновым). И увлекательный шпионский детектив (Коненкова работала на советскую разведку и доносила, в том числе, и на самого Эйнштейна). И глубокий портрет великого ученого в гениальном перевоплощении Серебрякова, герой которого казнится тем, что придумал формулу для последующего создания атомной бомбы. И, наконец, это размышления самого драматурга о судьбах мира, который вновь стоит на пороге ядерной войны...”. (Сентябрь 2023 года.)
Поэт Татьяна Щербина: “Спектакль удался, он делает зримым всю ту
обстановку, когда бомба, сделанная американцами, чтобы ее раньше не изготовил
Гитлер, убила двести тысяч японцев, а потом ее получил Сталин. И два характера
- рассеянного, но твердого в представлении о добре и зле ученого, винящего себя
и за то, что не смог отговорить Оппенгеймера и Трумэна, ученого, у которого
есть одна слабость: любовь к Маргарите. И Маргарита - женщина, которая хотела
быть не просто знакомой (упоминаются Есенин и Мейерхольд), женой и любовницей
великих людей, но и самой быть субъектом истории. На свой лад она им стала.
Блестящий дуэт Раппопорт и Серебрякова вызывает в воображении всю историю часов
судного дня, стрелки которого сегодня снова опасно приблизились к полуночи. И
историю любви, взаимной, но в которой один простодушен, а у другого есть умысел”.
(Август 2022 года.)
Театровед Анна Самсоненко (Петербургский театральный журнал): “В спектакле нет ни эпических событий, ни грандиозных катастроф. Не взрываются бомбы. Кажется, снята даже интрига - уедет Маргарита или нет? Есть ощущение, что прощание состоится, дверь захлопнется, что ничего не исправить, не изменить - предчувствие парит между зрительным залом и сценой. Но зритель пришел за этим, именно за этим: наслаждаться два часа муками этой интриги. И счастьем последней встречи, которая - целая жизнь. Может, Маргарита все-таки не уйдет?.. У актеров есть два часа, чтобы подарить зрителям их театральное счастье”. (Ноябрь 2022 года.)
Пьеса Александра Гельмана “Альмар” 2019 года основана на найденных письмах Эйнштейна к Маргарите. Это последняя (пока) работа известного драматурга, автора пьес “Протокол одного заседания” (1974, по пьесе поставлен фильм “Премия”), “Обратная связь” (1977), “Мы, нижеподписавшиеся” (1978), “Скамейка” (1983). Гельман - лауреат Российской национальной театральной премии “Золотая маска” за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2019).
Режиссер спектакля Александр Марин родился в Красноярске. Выпускник ГИТИСа, ученик Олега Табакова, один тех, кто стоял у истоков создания легендарной “Табакерки”. В первые годы участвовал в спектаклях не только как актер, но и как ассистент режиссера, и как режиссер. Он сыграл главные роли в знаковых для театра спектаклях “Затоваренная бочкотара” и “Ревизор”. С 1992 года активно занимается режиссурой. Среди его спектаклей - “Идиот” по роману Ф.Достоевского (1999), “Песочный человек” по Э.Т.А.Гофману (2000), “Эмма” по роману Г.Флобера (2014), “Буря. Вариации” по пьесе У.Шекспира (2015). Среди постановок в Театре Табакова - “Сублимация любви” (1997), “Провинциальные анекдоты” (2002), “Сестра Надежда” (2012), “Три сестры” (2014), “Мадонна с цветком” (2015), “Безымянная звезда” (2016). Живет в Монреале. Основатель монреальского театра Théâtre Deuxième Réalité. Активно работает в театрах Канады.
“Эйнштейн и Маргарита” - бенефис замечательной пары Раппопорт-Серебряков.
Ксения Раппопорт - уникальная актриса, которой доступно все. Мне
посчастливилось увидеть ее на сцене дважды на гастролях Санкт-Петербургского
Малого драматического театра - Театра Европы (далее - МДТ): в ролях Елены Андреевны в “Дяде Ване”
А.Чехова в Чикаго в марте 2010 года (за исполнение этой роли актриса была
удостоена театральной премии “Золотой софит”) и леди Мильфорд в спектакле
“Коварство и любовь” по пьесе Ф.Шиллера в Нью-Йорке в июне 2018 года. Оба
спектакля поставил Лев Додин - главный режиссер в жизни Ксении.
Ксения Раппопорт родилась в Ленинграде. В 2000 году окончила
Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (класс В. Фильштинского) и в
том же году была принята в труппу МДТ. Дебютировала в роли Нины Заречной в
спектакле Додина “Чайка”. Лауреат независимой молодежной премии “Триумф” (2004
год). Играла Софью в спектакле “Пьеса без названия”. В театре “На Литейном”
играла Иокасту в спектакле “Царь Эдип”, Исмену в спектакле “Антигона”, Беатриче
в спектакле “Слуга двух господ”. Сыграла более семидесяти ролей в театре и
кино. Снималась в фильмах “Цветы календулы” (Россия, 1998), “Незнакомка”
(Италия, 2006), “Ликвидация” (Россия, 2007), “Качели” (Россия, 2008), “Юрьев
день” (Россия, 2008), “Человек, который любит” (Италия, 2008), “Итальянцы”
(Италия, 2009), “Двойной час” (Италия, 2009). В общей сложности участвовала в
десяти проектах в итальянских кино и сериалах. Лауреат Кубка Вольпи
Венецианского МКФ, премий кинофестивалей “Золотой Орел” и “Кинотавр”,
многократный номинант театральной премии “Золотая маска”. Кавалер ордена Звезды
Италии. До начала широкомасштабной агрессии России против Украины Ксения играла,
в том числе, Гертруду в спектакле Льва Додина “Гамлет”. Он до сих пор остается
в репертуаре МДТ, но в афише на ближайшие месяцы его нет.
Вот фрагмент моего интервью с Ксенией 2010 года. Как мне кажется, и сегодня
ее слова не потеряли актуальности.
- Всегда ли вы соглашаетесь со Львом Абрамовичем на репетициях?
- Когда мы делаем спектакль, мы все размышляем вместе. Конечно, все
определяющие мысли - его. Может быть, я очень счастливый человек, но я как-то
никогда не сталкивалась с тем, что была несогласна с тем, что делаю. Я
несколько раз видела, как актер мучается на сцене. Спрашивала актеров, и они
говорили: “Это режиссерское решение меня бесит, я не понимаю, зачем я это
делаю”. Я в такой ситуации никогда не находилась. Бывает, мы со Львом
Абрамовичем не сходимся в каких-то вещах, но в результате в работе получается
такой сплав, в который входит и то, и другое, и становится в десять раз
интереснее. Работать с ним - такое удовольствие! Только расти, понимай,
размышляй, добирай...
- Застольный период обязателен для вас?
- Да. Это не дежурный разбор характера. Скорее, это общий круг размышлений,
круг проблем. Не бывает, что один актер играет одно, другой - другое, третий -
третье. Лев Абрамович никогда не растаскивает целое на куски. Это общая боль,
общая надежда, и во всем этом мы ищем свое место. Иногда на это уходят годы.
- Театр Додина - это ваш дом?
- Дом - это дом. Дом - там, где дети, родители. А театр - это все-таки
театр. Театр Додина - это мой любимый режиссер и мои любимые партнеры, глубоко
уважаемые мною люди, прекрасные артисты. У нас замечательный коллектив. Во всех
цехах у нас работают совершенно потрясающие люди: художники, реквизиторы,
костюмеры, монтировщики. Мы все чувствуем локоть друг друга.
- У вас есть любимая театральная роль?
- Я не выберу одну роль. Я их все люблю.
- А в кино?
- Кино - другое. В кино я практически никогда не бываю довольна
результатом. Я стараюсь максимально наслаждаться съемочным процессом и
максимально честно делать свою работу. Фильм выходит, и я иду дальше. Как это
можно любить или не любить? Это же не то, чем я занимаюсь каждый день.
- Мне кажется, в вашей фильмографии особняком стоит “Юрьев день” Кирилла
Серебренникова...
- Я очень хорошо помню работу над этим фильмом. Это был совершенно
неповторимый опыт и по интенсивности, и по физическим затратам, и по
невыносимым условиям создания картины. Все было непросто: и сценарий непростой,
и роль непростая, и Кириллу Семеновичу этот фильм дался большим трудом.
Работать было тяжело, но невероятно интересно. Надеюсь, фильм был кому-то
интересен.
- Вы как-то сказали, что когда согласились на предложение Торнаторе
сыграть в фильме “Незнакомка”, знали по-итальянски только “Si”. Если вдруг вам
предложат роль, скажем, на португальском языке, сыграете?
- С удовольствием. Мне важен материал, тема. Будоражит ли это тебя,
интересно ли это, волнует ли это тебя.
- Язык не имеет значения?
- Если в картине будет уместен акцент, то нет. Потому что, как вы
понимаете, выучить язык за две недели и говорить на нем, чтобы все думали, что
я - португалка, невозможно. Но если это интересная роль, почему бы и нет?
Алексей Серебряков известен прежде всего своими работами в кино, в частности, в фильмах “Бандитский Петербург” Владимира Бортко (2000) и “Левиафан” Андрея Звягинцева (2014), в сериале “Доктор Рихтер” (2017-19).
Серебряков родился в Москве. В 1986 году окончил ГИТИС (курс Олега
Табакова), после чего был принят в Театр-студию под руководством Олега
Павловича. Сыграл около ста пятидесяти ролей в кино в России, США,
Великобритании, Канаде, Польше и Швейцарии. Многократный лауреат премий
престижных кинофестивалей.
Ксения Раппопорт и Алексей Серебряков несколько раз встречались вместе на
съемочной площадке, а вот на сцене вместе они впервые. А еще впервые Серебряков
попробовал себя в роли сценографа.
Хореограф спектакля - Мария Серебрякова. В спектакле звучит музыка Ави
Беньямина.
Не пропустите!
Nota bene! Спектакль “Эйнштейн и Маргарита” пройдет 28 апреля в 7.00 pm в Торонто, 30 апреля в 8.00 pm в Чикаго, 2 и 4 мая в 7.00 pm в Нью-Йорке, 5 мая в 8.00 pm в Бостоне, 7 мая в 8.00 pm в Вашингтоне, 10 мая в 8.00 pm в Майами, 13 мая в 8.00 pm в Сиэтле, 15 мая в 8.00 pm в Сан-Франциско, 17 мая в 8.00 pm в Лос-Анджелесе, 18 мая в 7.00 pm в Сан-Бруно. Подробности - на сайте einsteinandmargarita.com/. Информация и билеты - на сайте Международного фестиваля искусств “Вишневый сад” www.cherryorchardfestival.org.
Фотографии к статье:
Фото 1-4. Сцены из спектакля “Эйнштейн и Маргарита”. Все фото - Марк Олич
Комментариев нет:
Отправить комментарий