7 августа, 6.30 pm. “Чувак на саксе” в центре Чикаго – это круто! Только
один день легенда американского джаза, знаменитый саксофонист Джеймс Картер
играет Концерт для саксофонов композитора Роберто Сиерра.
Джеймс Картер родился 3 января 1969 года в
Детройте – соул-столице Америки, в городе автомобилей и, как мы сегодня знаем,
городе, объявившем дефолт. С одиннадцати лет Картер играет на саксофоне. Почему
именно на нем? Музыкант отвечает на этот вопрос так: “Я был младшим в семье.
Старшие два брата и две сестры учились в музыкальной школе. Я “пофлиртовал” со
многими из инструментов: фортепиано, барабаны, электрогитары, контрабас,
перкуссин и т.д. Разумеется, я не хотел играть на том инструменте, на котором
кто-то в нашей семье уже играет. В выборе решающую роль сыграла моя мама. Когда
она делала что-то по дому, она слушала джазовые радиостанции. В основном, это
были вокалисты, которых все обожали в те времена: Билли Холидей, Кармен Макрэй,
Билли Экстайн, Сара Воган... И вот вокалисты, как обычно, поют, и вдруг я слышу
ЭТОТ звук. Он так здорово дополнял голос вокалиста, играл одновременно с ним...
Это был саксофон!”
Первые записи Картера сделаны в студенческом
ансамбле Детройта. В 1991 году он выпустил альбом с легендарным трубачом
Лестером Боуи. Этот альбом сразу стал популярным. Сегодня на счету
сорокачетырехлетнего музыканта - более пятнадцати альбомов. Он одинаково
виртуозно владеет всеми видами саксофонов (сопрано, альт, тенор, баритон),
флейтой и бас-кларнетом. Критик журнала “Jazz Times” пишет: “Картер привык обращаться с саксофоном
как с неким живым существом, предметом культа. Он коллекционирует саксофоны,
ремонтирует, чистит их, разговаривает с ними, дает им имена. Его коллекция
довольно обширна”. А вот цитата из рецензии критика журнала “Полный джаз” на
московский концерт Джеймса Картера: “Этот, наверно, самый техничный в мировом
джазе саксофонист буквально взял публику за горло с первых минут своего
выступления… Высокий, стройный, в стильном светлом двубортном костюме, он не
только играл - он, что называется, “делал”
шоу. В афроамериканской музыке как-то повелось, что серьезный
музыкант должен быть и внешне очень серьезен, не особо двигаться и заниматься
звукоизвлечением, а не развлечением. Картер это неписаное правило игнорирует –
он пританцовывает, не стесняется дурачиться и изображать эдакого “увеселителя”
из старых фильмов (недаром на нем столь вызывающе немодный костюм по моде
сороковых). А главное - он делает слушателей не просто свидетелями выдающейся
игры, он преподносит им каждый звук, каждую ноту, каждую смену гармонии как
часть шоу, как что-то видимое, осязаемое, и публику захватывает этот спектакль.
Тем более, что Картер обладает таким контролем над инструментом, что его,
пожалуй, почти что и не с кем сравнить”.
Что касается композитора Роберто Сиерра, то он
родился в Пуэрто-Рико, в городе Вега-Байя, среди звуков мамбо и сальсы. В
четырнадцать лет познакомился с фортепиано и через год стал брать частные уроки.
В Консерваторию Пуэрто-Рико, которую основал и которой в то время руководил
великий виолончелист Пабло Казальс, будущий композитор поступил в качестве
пианиста, а потом перешел на отделение композиции. Сиерра стажировался в
Европе. Среди его педагогов был композитор Дьердь Лигети. Сиерра провел с ним
три года в Гамбурге. Более тридцати лет Сиерра живет и работает в США. Он
является профессором композиции в Корнелльском университете в Нью-Йорке.
Премьера Концерта для саксофонов состоялась в 2002
году в Детройте - родном городе Картера. Детройтским симфоническим оркестром
дирижировал эстонский маэстро Неэме Ярве (тогда – главный дирижер оркестра).
В программе концерта 7 августа также – знойные
латиноамериканские мелодии: Milongón Festival Астора Пьяццолы, Пампеана N3 Альберто Хинастеры (иногда по-русски его фамилия
пишется как Гинастера) и Бразильская Бахиана N7 Эйтора Виллы-Лобоса.
Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.
Открытые репетиции пройдут 6 августа с 11.00 am до
1.30 pm и с 3.00 pm до 5.30 pm; 7 августа с 11.00 am до 1.30 pm.
9 августа, 6.30 pm; 10 августа, 7.30 pm. После звуков саксофона поднимемся к вершинам
симфонической музыки. Оркестр Грант-парка опережает Чикагский симфонический
оркестр (далее – ЧСО) и исполняет один из шедевров классической музыки – Мессу
ми бемоль мажор Франца Шуберта. Последнее сочинение великого композитора было
написано им за четыре месяца до смерти. Напомню, что новый сезон ЧСО пройдет под знаком музыки Шуберта. На
пресс-конференции по случаю объявления сезона маэстро Риккардо
Мути сказал: “Оркестр должен достичь особой глубины
при исполнении музыки Шуберта. После симфоний Шуберта зрители
выйдут из зала обогащенными”. В течение следующего сезона в Симфоническом центре мы
услышим все Симфонии композитора, его Фортепианный концерт, Мессу N5 ля
бемоль мажор, Увертюру в итальянском стиле, фортепианный
квинтет “Форель”, вокальные циклы “Зимний путь”, “Прекрасная мельничиха”,
“Пастух на скале” и “Auf dem Strom”. Но это будет не скоро. А пока
– Шуберт прозвучит в парке “Миллениум”.
Вместе с Шубертом в центре Чикаго мы услышим Симфоническую медитацию для
оркестра Оливье Мессиана и Реквием “Исповедь Изабель Гауди” современного
шотландского композитора Джеймса Макмиллана.
Оркестром и хором Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.
Хормейстер – Кристофер Белл. Солисты: Эмили Бирсан, сопрано; Джули Энн Миллер,
меццо-сопрано; Джон Ирвин, тенор; Адам Бонанни, тенор; Ричард Олларсаба,
бас-баритон.
Открытые репетиции пройдут 6 августа с 3.00 pm до
5.30 pm; 8 августа с 10.30 am до 1.00 pm; 9 августа с 11.00 am до 1.30 pm.
Nota bene! Концерты фестиваля пройдут в Павильоне Джей Притцкер по адресу:
205 East Randolph Drive, Chicago,
Il 60601. Справки по телефону
312-742-7638. Подробную информацию о программе фестиваля можно найти на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
Фото 1. Джеймс Картер. Фото - Винсент Сойес
Фото 2. Павильон Джей Притцкер. Фото - Патрик Пышка
Комментариев нет:
Отправить комментарий