Действующие лица и исполнители:
Генрих фон Айзенштайн - Бо Сковхус,
Розалинда – Джулиана Банс (дебют в
Лирик-опере),
Адель – Даниэла Фалли (дебют в
Лирик-опере),
Альфред – Михаэль Спайрс (дебют в
Лирик-опере),
Доктор Фальк – Адриан Эред (дебют в
Лирик-опере),
Князь Орловский – Эмили Фонс,
Франк – Эндрю Шор.
Франк – Эндрю Шор.
Дирижер – Уорд Стэр.
Режиссер-постановщик – Е.Лорен Меекер
(дебют в Лирик-опере).
10 декабря 2013 года – 18 января 214
года (девять спектаклей).
Опера исполняется на немецком языке с
английскими субтитрами.
Продолжительность спектакля – 3 часа
20 минут.
“Жемчужина венской опереточной короны”,
“бурлящая радость жизни”, “праздник Диониса”, “великолепная оргия”, “оперетта
всех оперетт” – как только не называли “Летучую мышь”. Все происходящее в
спектакле поражает своей радостной беззаботностью и весельем. И это не
случайно, ведь композитор писал музыку для своей любимой Вены - той самой Вены,
которая всегда ценила хорошую шутку и настоящий вальс.
Штраус закончил партитуру “Летучей мыши” за 43
дня, а вернее, учитывая его занятость, за 43 ночи. Премьера
оперетты состоялась 6 апреля 1874 года в
“Театре ан-дер-Вин”. Триумфа не было – спектакль
был принят довольно прохладно. Но, завоевав популярность в Европе,
“Летучая мышь” вернулась в Вену победительницей. В Париже нарасхват шли не
только портреты композитора, но шляпы и перчатки “а ля Штраус” и галстуки
“Летучая мышь”.
“Летучая мышь” – это легкий,
добродушный сюжет и полная оригинальных, привлекательных мелодий искрящаяся
весельем музыка. Мелодии из этой оперетты относятся к числу
популярнейших оркестровых произведений. Вообще, если большинство мелодий
вальсов Штрауса вокально по своей природе и их так и тянет напевать, то в
опереттах, где надо именно петь, все пронизано стихией танца. Необычайной
красоты мелодии воедино слились в “Летучей мыши” с танцевальными ритмами. Можно
сказать, что Штраус создал новый тип оперетты - танцевальный. В этом смысле
“Летучую мышь” можно считать классическим образцом этого жанра, а также лучшей
опереттой Штрауса. Через двадцать лет после первого исполнения шедевр Штрауса
поставил в Гамбурге Густав Малер, приблизив “Летучую мышь” к жанру комической
оперы. А вот что написал театральный режиссер Вальтер Фельзенштейн 23 декабря
1947 года, в день открытия “Комише опер”: “После несравненных музыкальных
комедий Моцарта и “Фальстафа” Верди “Летучая Мышь” - одно из
представительнейших и совершеннейших произведений музыкального театра”.
В Лирик-опере оперетта Штрауса
последний раз ставилась в сезоне 2006-07 годов. Тогда впервые в Лирик-опере
спектакль исполнялся на немецком языке.
Баритон из Дании Бо Сковхус
четвертый раз приезжает в Чикаго. После принца Елецкого в “Пиковой даме” (сезон
2000-01 годов), Генриха фон Айзенштайна в “Летучей мыши” (сезон 2006-07 годов)
и Сикстуса Бекмессера в “Нюрнбергских мейстерзингерах” (сезон 2012-13 годов) он
снова исполняет партию Айзенштайна. Позднее в этом сезоне он споет три
разительно отличающихся между собой партии: Бекмессер в “Нюрнбергских
мейстерзингерах”, Курвенал в “Тристане и Изольде” (обе - в Гамбурге), Граф в
“Каприччио” (Ковент-гарден).
Американскую певицу Эмили Фонс мы пять раз слышали
в Лирик-опере. Особенно запомнились ее Федор в “Борисе Годунове” и Никлаус в
“Сказках Гофмана” (обе партии – в сезоне 2011-12 годов), а также Маша в
оперетте Шостаковича “Москва, Черемушки” на сцене Чикагского оперного театра. В
партии князя Орловского Фонс выступает впервые.
В опере “Летучая мышь”
состоятся дебюты сразу четырех солистов.
Немецкая певица Джулиана Банс дебютировала
в двадцать лет в Комической опере Берлина в партии Памины в “Волшебной флейте”,
но настоящий триумф ждал ее в мировой премьере оперы Хайнца Холлингера “Schneewittchen” в Цюрихе. Банс регулярно поет на крупнейших европейских оперных
сценах. Особенно желанный гость она в Баварской опере. Певица ведет активную
концертную жизнь. Только за последние несколько лет она выступила с Лондонским
симфоническим оркестром, Венским филармоническим (К.Аббадо), Берлинским
филармоническим (Г.Бломстедт), Кливлендским симфоническим (П.Булез) оркестрами.
Австрийская певица Даниэлла Фалли начала
свою вокальную карьеру в девятнадцать лет. С 2005 по 2009 годы она была
солисткой Венской народной оперы, затем в течение одного сезона пела в Венской
опере, где, в числе других партий, исполнила партию Адели. Выступает, в
основном, на европейских оперных сценах.
Американский лирический тенор Майкл Спайрс,
похоже, тоже полюбил Европу. Среди его постоянных театров – Ла Скала, Театр
Коммунале в Болонье, Римская опера, Дрезденская опера, Немецкая опера Берлина,
Зальцбургский фестиваль и фестиваль в Равенне (он пел в операх, которыми
дирижировал Риккардо Мути). В этом сезоне певец исполняет партии Гофмана в
Барселоне, Фауста в “Осуждении Фауста” в Антверпене и поет теноровую партию в
Девятой симфонии и Торжественной мессе Л.ван Бетховена в Карнеги-холле.
Австрийский баритон Адриан Эред с 2003 года
является солистом Венской оперы. За это время исполнил, наверно, почти весь
баритональный репертуар: от графа Альмавивы и Фигаро до партий в операх “Ромео
и Джульетта”, “Фауст”, “Манон”, “Манон Леско”, “Вертер”, “Федора”. Участвовал в
концертах, которыми дирижировали Р.Мути, С.Рэттл, Г.Риллинг, Ф.Луизи.
В опере “Гензель и Гретель” (сезон 2012-13 годов)
состоялся дирижерский дебют Уорда Стэра. В восемнадцать лет он пришел в оркестр
Лирик-оперы на должность концертмейстера группы тромбонов, выступал с Чикагским
симфоническим оркестром, а потом начал дирижерскую карьеру. Закончив
четырехлетний контракт с Симфоническим оркестром Сент-Луиса, Стэр дирижирует по
всему миру. Европейский оперный дебют состоялся у дирижера в Опере Осло. Он
дирижировал оперой Б.Бриттена “Поругание Лукреции”. Недавно Стэр дал концерты в
Москве с Московским камерным оркестром и в Берлине с немецким Symphonie-Orchester.
Дебютирующий в Чикаго американский режиссер Лорен
Меекер впервые представил эту постановку “Летучей мыши” в Сан-Франциско. Среди
недавних спектаклей Меекера: “Манон” в театре Колон в Буэнос-Айресе и “Богема”
в опере Сан-Диего. Его “Летучая мышь” выдержана в венском стиле и поставлена
очень традиционно, а традиционный подход – это то, что всегда ценится в
Лирик-опере.
Nota Bene! Билеты на “Летучую мышь” и
другие спектакли Лирик-оперы можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе по
адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Справки по телефону 312-332-2244.
Фотографии
к статье:
Фото 1-10. Сцена из оперы "Летучая мышь" (Лирик-опера, декабрь 2013 года). Фото – Дэн Рест
Комментариев нет:
Отправить комментарий