В декабре 2014 года исполнится сто двадцать пять
лет старейшему театру Чикаго The Auditorium Theatre. Уникальное здание, построенное по проекту
архитекторов Данкмара Адлера и Луиса Генри Салливана, достойно отдельного
рассказа.
Все началось в 1885 году. В Чикаго – городе без
оперного театра и каких бы то ни было оперных традиций - состоялся
международный оперный фестиваль с участием лучших солистов мира. Это событие вызвало огромный ажиотаж в городе. Тогда впервые устроители
фестиваля столкнулись с тем, что в городе не было нормального театрального
здания. Один из
главных спонсоров, бизнесмен Фердинанд Пек задумал построить в городе постоянно
действующий оперный театр. За образец было взято здание Метрополитен-оперы в
Нью-Йорке, но величиной зрительного зала Пек захотел превзойти Нью-Йорк.
Затраты оказались огромными, и тогда Пеку пришла в голову еще одна грандиозная
мысль. Он решил построить в здании отель, рестораны, офисные помещения и
сдавать все это внаем, на время. (Позже подобная история случилась со зданием
Лирик-оперы.) Мистер Пек выпустил акции на два миллиона долларов, облигации на
девятьсот тысяч долларов, привлек солидных инвесторов и объявил тендер на
строительство, который выиграла архитектурная фирма Адлера и Салливана.
Строительство началось 5 октября 1887 года. Первый камень в основание театра заложил тогдашний президент США Гровер Кливленд. Пек рисковал: две трети отведенных под строительство площадей еще не были выкуплены. Бизнесмен торопился поразить мир невиданным проектом. Строительство велось днем и ночью, на площадке круглосуточно работали двести человек. В 1888 году в частично построенном здании состоялась Республиканская национальная конвенция, на которой Бенджамин Харрисон был номинирован на пост президента. Наконец, 9 декабря 1889 года состоялось торжественное открытие театра. Выигравший в тот год президентские выборы Харрисон был настолько впечатлен увиденным, что, по слухам, шепнул на уху вице-президенту театра Леви Мортону: “Нью-Йорк сдается?”
Строительство началось 5 октября 1887 года. Первый камень в основание театра заложил тогдашний президент США Гровер Кливленд. Пек рисковал: две трети отведенных под строительство площадей еще не были выкуплены. Бизнесмен торопился поразить мир невиданным проектом. Строительство велось днем и ночью, на площадке круглосуточно работали двести человек. В 1888 году в частично построенном здании состоялась Республиканская национальная конвенция, на которой Бенджамин Харрисон был номинирован на пост президента. Наконец, 9 декабря 1889 года состоялось торжественное открытие театра. Выигравший в тот год президентские выборы Харрисон был настолько впечатлен увиденным, что, по слухам, шепнул на уху вице-президенту театра Леви Мортону: “Нью-Йорк сдается?”
Крупнейшее в США и самое высокое в
Чикаго здание театра стало настоящим чудом передовых технологий, воплощением лучших достижений архитектуры и
дизайна. Вот только несколько цифр. Театральный зал рассчитан на 4232
места, что на тысячу двести больше, чем нью-йоркская Метрополитен-опера.
(Мелочь, приятная каждому жителю Чикаго.) Здание было оборудовано непревзойденной акустикой, общим
кондиционированием, требовавшим пятнадцать тонн льда в день,
тремя тысячами пятистами лампочками накаливания (они стали применяться впервые в 1879 году), двадцатью шестью гидравлическими
подъемниками, которые могли легко поднимать и опускать блочные конструкции для сцены,
девяностопятифутовым чердаком над сценой
для хранения элементов декораций.
Огромное сооружение венчала семнадцатиэтажная башня. В здании
располагался не только прекрасный театральный
зал, но и роскошный отель на четыреста
номеров и сто тридцать шесть офисов. На двух
верхних этажах здания находился главный офис фирмы Адлера и Салливана. The
Auditorium Theatre стал первым крупным проектом этой знаменитой архитектурной
фирмы. После открытия театра фирма стала получать заказы со всех уголков США, а
впоследствии архитекторы прославились строительством первых небоскребов.
Открытие The Auditorium Theatre стало международной сенсацией. Наряду с первым в
мире небоскребом, построенном в 1885 году, и Чикагским университетом,
основанным в 1892 году, театр сыграл ключевую роль в выборе Чикаго в качестве места проведения
Всемирной (“Колумбовской”) выставки 1893 года. Основными конкурентами Чикаго
выступали Сент-Луис, Нью-Йорк и Вашингтон. Окончательное решение принимал конгресс США. В
качестве “козырной карты” городские власти продемонстрировали макет The Auditorium Theatre, и
Чикаго победил своих конкурентов. Прошедшая Всемирная выставка помогла городу в
кратчайшие сроки восстановиться после разрушительного пожара 1871 года. В помещении The Auditorium Theatre гастролировали многие балетные и театральные
труппы, театр стал первым домом для только что образованного Чикагского
симфонического оркестра и Chicago Grand Opera Company (предшественника Лирик-оперы).
Во время Великой депресси театр закрылся, в годы Второй мировой войны здание
использовалось городскими властями в качестве призывного пункта. С 1947 года The Auditorium Theatre является частью Roosevelt University. Кстати, в сезоне 2014-15 годов университет празднует целых два юбилея:
семидесятилетие со дня образования и шестидесятилетие со дня слияния
университета с Чикагским музыкальным колледжем, известным сегодня под названием
Chicago College of Performing Arts (CCPA).
Деканом колледжа является бывший многолетний президент Чикагского
симфонического оркестра и Лиги американских симфонических оркестров Генри Фогель.
The Auditorium Theatre вновь
распахнул свои двери 31 октября 1967 года. Вначале – для концертов рок-групп,
позже – для балетных и симфонических концертов. Исполнительный директор театра
Бретт Баттерсон говорит: “Мир не ожидал от чикагских архитекторов такого
революционного дизайна. Чикагские зрители получили историческое место, в
котором возможно все: Национальная конвенция и масштабные театральные
представления, балетные спектакли и мюзиклы, симфонические и рок-концерты.
Стены нашего театра видели все, они хранят великую историю”.
В 1975 году здание The Auditorium Theatre было включено в список
Национальных исторических зданий США. По словам мэра Чикаго Рама Эмануэля,
театр представляет богатую традицию и уникальную архитектуру Чикаго: ”Благодаря
таким культурным учреждениям, как The Auditorium Theatre, Чикаго остается общенациональным лидером в
области искусства и культуры”.
В честь стодвадцатипятилетия со дня рождения The Auditorium Theatre
подготовил интереснейшую программу. Вот лишь некоторые концерты, пропустить
которые просто невозможно.
Конечно, главное внимание, как всегда, приковано к
главной международной балетной программе International Dance Series. В сезоне 2014-15 годов мы увидим шесть всемирно
известных компаний. В 2015
году, после тридцатисемилетнего отсутствия, в Чикаго пройдут гастроли
легендарного Королевского балета Великобритании (The Royal Ballet). Одна из лучших балетных трупп мира представит две
программы: балет Карлоса Акосты “Дон Кихот” и вечер одноактных балетов:
“Искусство фуги” (хореограф - Уэйн Макгрегор), “Aeternum” (хореограф - Кристофер Уилдон) и композиция, у которой еще нет названия. Премьера
этой композиции состоится в Ковент-гардене в феврале 2015 года.
Хореограф – Лайам Скарлетт. Что касается балета “Aeternum”, то его название можно перевести как “Навечно” или
“Навсегда”. Премьера этого балета состоялась в Ковент-гардене в феврале 2013
года. Как раз в это время мне довелось побывать в Лондоне, и я был на премьере,
поэтому готов поделиться с вами впечатлениями. Кристофер
Уилдон, по его словам, шел от музыки. Балет “Aeternum” начался с “Симфонии-реквиема” Бенджамена Бриттена, столетие со дня рождения которого широко
отмечалось в Англии и во всем мире. Свое сочинение английский композитор
посвятил памяти матери, поэтому музыка симфонии полна печали и скорби. Балет получился под стать музыке: напряженный,
эмоциональный, нервный. Люди не властны сопротивляться неизбежному и изменить
судьбу – говорит своим балетом Уилдон. “Aeternum” сделан в стиле экспрессионизма тридцатых годов XX века. Безумные движения, изломанные тела... - везде виден декаданс, разрушение. Балет
танцевальный, с разнообразной, подчас неожиданной хореографией. Уилдон дает
каждому возможность проявить себя в соло, а потом принять участие в па-де-де,
па-де-труа и па-декатр. В оформлении сцены художник Жан-Марк Пуссен использовал
разрушенные пейзажи и осколки скульптурных композиций, олицетворяющие разбитые
жизни. “Все жизни..., - как говорила одна чеховская героиня (по другому,
правда, поводу), – свершив печальный круг, угасли.” Балет “Aeternum”, который был номинирован в этом году на премию Оливье,
кажется мне очень интересной работой. Уверен, Королевский балет привлечет
огромное количество зрителей. Аншлаги ему обеспечены! Кроме
Чикаго, Королевский балет Великобритании посетит Вашингтон и Нью-Йорк.
В ноябре 2014 года в театре пройдут гастроли Танцевального
театра Гарлема (Dance Theatre of Harlem). Последний раз Чикаго труппа
посещала в 1998 году. Художественный руководитель Вирджиния Джонсон вспоминает:
“В пору, когда я танцевала в труппе, сцена The Auditorium Theatre была одной из моих любимых. Сейчас, в новом качестве
художественного руководителя, для меня большая честь представить любителям
балетного искусства в Чикаго новое поколение наших артистов”.
Снова приезжает Американский балетный театр (American Ballet Theatre) из Нью-Йорка. Художественный руководитель театра Кевин Маккензи
подготовил специальную программу, в составе которой балеты “Партита Баха”
(хореограф – Твайла Тарп), “Свободны, как воздух” Джерома Роббинса и две композиции, названия
которых будут объявлены дополнительно. Премьера балета Роббинса “Свободны,
как воздух” состоялась на сцене АБТ в
1944 году. Музыку к балету написал друг Роббинса, двадцатипятилетний Леонард
Бернстайн.
В январе 2015 года состоится
только одно выступление знаменитой пары Георгина
Варгас и Оскар Мандагаран (шоу “Tango Buenos Aires”). В марте 2015 года –
традиционное ежегодное выступление Американского
театра танца Алвина Эйли (Alvin Ailey American Dance Theater). После феноменального успеха
балета Бориса Эйфмана “Роден” The Auditorium Theatre договорился с балетмейстером, что весной 2015 года Санкт-Петербургский театр балета впервые в США покажет новый балет, работа над которым
только начинается.
Еще одна постоянная танцевальная
программа The Auditorium Theatre – “Сделано
в Чикаго” (“Made in Chicago” Dance Series). В предстоящем сезоне запланированы выступления трех
чикагских танцевальных трупп: Thodos Dance Chicago, Giordano Dance Chicago и River North Dance Chicago.
Компания Thodos Dance Chicago представляет несколько новых композиций, среди которых
– “Дьявол в белом городе” на музыку современных композиторов.
Одна из старейших компаний Чикаго Giordano Dance Chicago недавно отпраздновала свой полувековой юбилей. В следующем сезоне компания покажет, среди прочего, балет “Moving Sidewalks” о пригороде Чикаго Пилсене.
Чикагская танцевальная труппа River North Dance Company была образована в 1989 году и за двадцать четыре года превратилась в одну
из самых любопытных американских компаний современного танца. Только за
последние годы труппа участвовала в IV Международном балетном
фестивале в Колумбии, Международном фестивале танца в Корее, гастролировала по
одиннадцати городам Германии и Швейцарии. Весной 2012 года состоялся месячный
тур River North Dance Company по
городам России. В этом году труппа показала мировую премьеру композиции “Havana Blue”. В
новом сезоне запланированы концерты, составленные из лучших композиций труппы.
Другие участники нового сезона будут объявлены дополнительно.
В новом сезоне в The Auditorium Theatre пройдут выступления группы “United States Army Band” и певицы Сюзан Вернер, в десятый
раз подряд зрители услышат американскую версию оратории Г.Ф.Генделя “Мессия” – “Too Hot to Handel: The Jazz-Gospel Messiah”.
В юбилейном сезоне The Auditorium Theatre представляет программу фильмов, съемки которых
проходили либо в самом театре, либо в Чикаго (“Made in Chicago” Film Series). Среди них – такие картины, как “Братья Блюз” (“Blues Brothers”, 1980) Джона Лэндиса, “Рискованный бизнес” (“Risky Business”, 1983) Пола Брикмана, “Неприкасаемые” (“The Untouchables”,
1987) Брайана Де Палмы, “Беглец” (“The Fugitive”, 1993) Эндрю Дэвиса, “Фанатик” (“High Fidelity”, 2000) Стивена Фрирза, “Враги народа” (“Public Enemies”, 2009) Майкла Манна и
многие другие. Театр опубликует полный
список фильмов, и мы-зрители выберем лучшие. Вот они-то и будут
демонстрироваться в рамках этой программы. Вход на просмотр фильмов бесплатный.
Театр подготовил целый ряд
детских и образовательных программ, лекций. Предусмотрен специальный день (Family Fun Day), когда театр откроется для всех желающих, и все
мероприятия будут бесплатными. Дата станет известна дополнительно.
Кульминацией юбилейного сезона
станет гала-концерт 9 декабря 2014 года с участием музыкантов Чикагского
симфонического оркестра и певцов Лирик-оперы. В концерте примет участие старейшая музыкальная организация Чикаго - хор The Apollo Chorus, который открывал театр 125 лет назад. Хор был основан в 1872 году, спустя год после Великого чикагского пожара.
Он выступал в 1893 году на открытии Всемирной выставки, посвященной
четырехсотлетию открытия Америки (World’s Columbian Exposition), в
1904 году – на открытии Симфонического центра (Orchestra Hall), в 1912 году – на
открытии Medinah Temple (600 North Wabash Avenue,
сейчас в этом здании располагается магазин Bloomingdale’s), в
1916 году – на открытии Navy Pier. До создания Симфонического хора (the Symphony Chorus) хор
“Аполло” считался официальным хором при Чикагском
симфоническом оркестре. В гала-концерте примут участие и другие
гости, имена которых пока держатся в тайне.
Таковы некоторые планы The Auditorium Theatre на будущий сезон. А пока – в разгаре сезон 2013-14
годов. Вот какие коллективы нас ждут в ближайшее время:
28 февраля – 9 марта 2014 года
- Американский театр танца Алвина Эйли;
14 и 16 марта –
Cloud Gate Dance Theatre (Тайвань);
22 и 23 марта – Хьюстонский балет представляет
балет “Аладин”;
12 апреля –
River North Dance Chicago;
17 и 18 мая – Paul
Taylor Dance Company.
Об этих программах я расскажу в
моем обозрении уже в 2014 году. С новым годом, дамы и господа! Будьте
счастливы, и до новых
встреч!
Nota bene! Auditorium Theatre находится по адресу: 50 East Congress, Chicago, IL, 60605. Заказ абонементов на спектакли сезона 2014-15
годов будет проводиться по телефону 800-982-2787 и на сайте http://auditoriumtheatre.org с февраля будущего года. О начале продажи одиночных билетов будет сообщено
дополнительно.
Фотографии к статье:
Фото 1. Зрительный зал The Auditorium Theatre в 1889 годуФото 2. Зрительный зал The Auditorium Theatre в 1967 году
Фото 3-6. The Auditorium Theatre снаружи и внутри
Комментариев нет:
Отправить комментарий