2014 год Чикагский симфонический оркестр (далее –
ЧСО) под управлением музыкального руководителя Риккардо Мути начал с нового
европейского турне. Позади – выступления на Канарских островах, в городах
Лас-Пальмас-де-Гран-Канария и Санта-Крус-де-Тенерифе. 16 января ЧСО проводит
единственный концерт в филармонии Эссена. В программе – произведения Дж.Верди,
Р.Штрауса, С.Прокофьева. Заключительным аккордом тура станет концерт 18 января
в филармонии Люксембурга. Прозвучат произведеня Л.ван Бетховена и Г.Берлиоза.
Первый
концерт ЧСО в Чикаго в 2014 году состоится 24 января (об этом – ниже), первый
концерт с Риккардо Мути – 30 января (об этом – в следующий раз). А пока в
Симфоническом центре выступают другие исполнители.
19 января, 7.00 pm. Вокальный
цикл “Зимний путь” Ф.Шуберта прозвучит в исполнении замечательных
интерпретаторов музыки великого немецкого композитора, баритона Маттиаса Герна и пианиста Кристофа Эшенбаха.
Надо сказать, что вторая половина сезона ЧСО пройдет под
знаком музыки Франца Шуберта. На пресс-конференции маэстро Риккардо Мути
сказал: “Оркестр должен достичь
особой глубины при исполнении музыки Шуберта. После
симфоний Шуберта зрители выйдут из зала обогащенными”. В течение следующих нескольких месяцев будут исполнены
Третья, Четвертая, Восьмая и Девятая симфонии Шуберта, Фортепианный концерт
(солистка – Митсуко Учида), Месса N5 ля
бемоль-мажор, Увертюра в итальянском стиле (первое исполнение
ЧСО). Музыканты ЧСО и пианистка Митсуко Учида исполнят фортепианный квинтет
“Форель”.
21 января, 8.00 pm. “Без
участия струнных” – так называется концерт медных духовых и ударных
инструментов The Civic Orchestra под управлением главного дирижера Клиффа Колнота. В программе: Фанфары для
простого человека А.Копланда, Симфония духовых инструментов (версия 1947 года)
И.Стравинского, пьеса “Экзотические птицы” для фортепиано и ударных О.Мессиана
(партия фортепиано – Уинстон Кои). В качестве “бонуса” оркестром подготовлено попурри из известных оркестровых фрагментов в аранжировке Клиффа Колнота.
24 января, 8.00 pm. В этот
вечер Симфонический центр превратится в кинозал, и под живую музыку Бернарда
Херрманна в исполнении ЧСО мы вновь увидим один из лучших фильмов Альфреда
Хичкока “Головокружение” (“Vertigo”, 1958). В главных ролях:
Джеймс Стюарт и Ким Новак. Музыку Херрманна к
этому фильму критик газеты “The New York Times”
назвал симфонией для фильма и оркестра.
Дирижер – Ричард Кауфман.
25 и 28
января, 7.30 pm. В эти два вечера компанию ЧСО составит рок-группа “Chicago”. Она была
создана в Чикаго в 1967 году. Особенностью группы является ее состав. Наряду с
традиционными для рок-музыки инструментами (гитара, ударные) в группу входят
саксофонист, тромбонист и трубач. В 1971 году “Chicago” стала первой рок-группой, выступившей в
Карнеги-холле. Группа и сегодня активно гастролирует и записывает новые
альбомы. На предстоящих совместных концертах группы и оркестра прозвучат
наиболее известные хиты, среди которых - “If You Leave Me Now,”
“(I've Been) Searchin’ So Long” и “Saturday in the Park”. Дирижер - Ричард
Кауфман.
26 января, 3.00 pm. Первый из трех концертов, в которых американский пианист Эмануэль Акс и певица из Швеции Анна София фон Оттер исполнят произведения И.Брамса и мировые премьеры сочинений современных композиторов.
В последние годы Эмануэль Акс часто выступает в
Симфоническом центре, организует фортепианные программы. В 2012 году он был
куратором Фортепианного фестиваля “Ключи к городу”, а в этом году придумал новое – The Brahms Project.
Идея этого проекта родилась у Акса так. Он
вспомнил о Сонате для скрипки и фортепиано, написанной в 1853 году совместно
А.Дитрихом (первая часть Allegro), Р.Шуманом (вторая часть Intermezzo и финал) и И.Брамсом (третья часть Scherzo). Соната была посвящена и
подарена австрийскому скрипачу и композитору еврейского происхождения Йозефу
Иоахиму. Личным девизом молодого Иоахима была фраза “Свободен, но одинок”. На
немецком языке это пишется так – “Frei aber einsam”. Начальные буквы слов F-A-E соответствуют нотам фа-ля-ми. На этой музыкальной
теме и строится соната. Спустя годы Брамс провозгласил свой вариант этой фразы
“Свободен, но счастлив” (“Frei aber froh”). Начальные буквы слов F-A-F, соответствующие нотам фа-ля-фа, композитор зашифровал в
своей Третьей симфонии. Связывая великих композиторов прошлого с нашими современниками, Эмануэль
Акс задумал в своих концертах совместить исполнение произведений Брамса с
новыми сочинениями молодых композиторов. Кто знает, может быть, мы получим
новые шифры и “новые” ноты?! Акс выбрал четырех: американских композиторов Нико
Мули и Мисси Маццоли, шведского композитора Андерса Хилборга и его
австралийского коллегу Бретта Дина. На прошлой неделе стало известно, что
премьера сочинения Хилборга перенесена на более поздний срок.
Проект Акса – совместная акция Чикагского симфонического центра, филармонии
Лос-Анджелеса, университета Беркли и Карнеги-холла.
В программе первого концерта - песни и
фортепианные произведения И.Брамса, а также две мировые премьеры: пьеса “Bolts of Loving Thunder” для фортепиано Мисси Маццоли и пьеса “So Many Things” для меццо-сопрано и фортепиано Нико Мули.
Живущая в Бруклине композитор Мисси Маццоли выиграла целый ряд международных наград, в
том числе – четыре ASCAP Young Composer Awards. Несколько лет назад она
основала группу “Victoire”.
Нью-йоркского композитора Нико Мули я открыл для себя
несколько лет назад в Равинии после премьеры его концерта “Край мира” для пяти
фортепиано. Композитор он очень интересный и многообещающий. После окончания
Джульярдской школы некоторое время работал с Филипом Глассом, а потом увлекся
сочинением опер. Его дебют как оперного композитора состоялся в 2012 году в
Филадельфии. Местный оперный театр поставил первую оперу Мули “Темные аллеи”, в
которой рассказывается о женщине, попавшей в секту мормонов. Вторая опера Мули
“Два подростка” наделала много шума на премьере в Английской национальной
опере. Опера основана на реальной истории, случившейся в 2004 году в Англии,
вернее, в виртуальном пространстве этой страны. Под видом девушки-секретного
агента в сети развлекался четырнадцатилетний подросток. Он познакомился с
парнем, “влюбил” его в себя (читай: в девушку) и убедил убить одного человека,
неизлечимо больного раком. Оказалось, этим человеком был сам подросток. Парень
напал на него с ножом и в больнице признался в содеянном. Один оказался
виновным в покушении на убийство, другой – в подстрекательстве к убийству. В
Лондоне зрители были шокированы: спецэффекты, современная речь подростков, чат,
“каменты”, арии типа “What the fuck” из уст теноров и сопрано – такого
оперная сцена еще не слышала и не видела! Два года понадобилось Мули, чтобы
доработать свое сочинение, и вторая премьера состоялась в октябре 2013 года в
Метрополитен-опере. А любителям кино напомню, что Мули –
автор музыки к фильму Стивена Долдри “Чтец” (“The Reader”, 2009) с Кейт
Уинслет и Рафом Файнсом в главных ролях.
Следующим концертом The Brahms Project станет совместное
выступление Акса и Йо Йо Ма 21 февраля. Прозвучат Сонаты Брамса для виолончели
и фортепиано. Но об этом – в февральских выпусках Музыкального Чикаго.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра
можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по
адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Маттиас Герн
Фото 2. Рок-группа “Chicago”
Фото 3. Эмануэль Акс. Фото – Лиза Мари Мазуччо
Комментариев нет:
Отправить комментарий