16 мая 2014 г.

Chicago Shakespeare Theater: “Генрих V” (“Henry V”)


В Чикагском шекспировском театре премьера: трагедия У.Шекспира “Генрих V”!

“Генрих V” - заключительная часть исторической тетралогии, в которую входят пьесы “Ричард II” и две части “Генриха IV”. Время действия - начало XV века. Заключив тайный союз с герцогом Бургундским, в июле 1415 года король Англии Генрих V с войском в десять тысяч человек начал бой с французской армией при Азинкуре. Силы французов во много раз превосходили силы англичан, и тем не менее английская армия одержала победу. В 1417 году Генрих V предпринял второй поход во Францию, и снова – полный успех! Война, длившаяся три года, к концу 1419 года закончилась капитуляцией Франции. В мае 1420 года между странами был заключен мир. Генрих получил ряд областей Франции и был объявлен законным наследником короля Карла VI, а при его жизни (лишь номинально, в виде почетного титула) - правителем всей Франции. Вслед за этим произошло обручение Генриха с младшей дочерью Карла VI Екатериной. Сценой обручения заканчивается шекспировская хроника. В дальнейшем дофин не признал договора и вскоре начал борьбу за независимость страны. Чтобы окончательно закрепить свое господство над Францией, в 1422 году Генрих V предпринял новый поход на Францию, но внезапно заболел и умер. Королем Англии был провозглашен его малолетний сын Генрих VI. Но это уже сюжет другой хроники Шекспира...

На родине великого драматурга пьеса “Генрих V” очень популярна. Она часто ставится в театрах, а фразы главных героев давно разобраны на цитаты. Среди исполнителей роли Генриха - Лоуренс Оливье, Ричард Бартон, Тимоти Далтон, Кеннет Брана. Совсем недавно к этому списку присоединился Джуд Лоу. В прошлом году он сыграл короля в новой постановке лондонского The Noël Coward Theatre.

А вот на русском языке пьеса не так хорошо известна. Нет и сценической истории “Генриха V”. Русский театр остался в стороне от человека, девять лет (с 1413 по 1422 годы) правившего Английским королевством. Дело тут не в особенностях личности Генриха V, а в пьесе, диагноз которой поставил знаток творчества Шекспира, литературовед А.Аникст: “Генрих V” - произведение странное по сочетанию несомненного мастерства и сравнительной  пустоты содержания. Даже самые безоговорочные поклонники Шекспира вынуждены признать, что это произведение стоит в ряду тех, которые меньше всего говорят о величии Шекспира”. Вывод Аникста таков: “Попытка искусственной идеализации абсолютистского государства даже у Шекспира не могла привести к большому художественному свершению. Великого реалиста Шекспира мы узнаем в этой пьесе лишь в частностях”. Действительно, пьеса “Генрих V” насквозь патриотична (чего стоит монолог Генриха перед битвой при Азинкуре, начинающийся словами: “Сегодня день святого Криспиана...”), пронизана откровенной риторикой, прославляет монархию и монарха и выполнена, как бы сказали сегодня, “по социальному заказу”. А заказные пьесы, как известно, ничего, кроме скуки не вызывают. Так и случилось в Шекспировском театре. Несмотря на батальные сцены, сокращение текста и попытки “оживляжа”, спектакль получился скучным. Дебютировавший на театральной сцене Чикаго известный английский режиссер Кристофер Ласкомб все вроде бы делает добросовестно. Персонажи спектакля одеты в исторические костюмы (я, правда, не уверен, что они соответствуют эпохе), говорят на настоящем английском языке (актеры брали уроки произношения), старательно произносят текст. Не хватает одного – жизни, фантазии, изобретательности. Перед нами - костюмный и в высшей степени традиционный спектакль. Может быть, ошибка режиссера состоит в том, что он не использовал возможности осовременивания пьесы. Я вспоминаю “Юлия Цезаря” – шекспировский спектакль прошлого сезона. Там как раз длинноты текста компенсировались изобретательной режиссурой (добрые слова адресованы соотечественнику Ласкомба Джонатану Манби). Ласкомб пошел по другому пути. Он называет пьесу “Генрих Vпримером риторики и остроумия Шекспира: “Это - невероятный праздник английского языка. Мы собрали труппу актеров с фантастическим чутьем на этот язык. Каждый из них чувствует себя так, как будто играет несколько ролей в духе елизаветинского театра. Из этой цитаты понятно, что режиссер решил насладиться английским языком. Возможно, ему это удалось, но я что-то не увидел большого наслаждения у актеров. Они играли “без огонька”, а зрители в зале откровенно скучали.

При этом послужной список Кристофера Ласкомба более чем внушителен. Он начинал работу в театре в качестве актера, семь лет был членом труппы Королевской шекспировской компании, играл в спектаклях Национального театра. В качестве режиссера “репертуар” Ласкомба огромен: от классики до современных мюзиклов. Дважды он становился номинантом на премию Лоуренса Оливье. Среди английских постановок Ласкомба: “Комедия ошибок” и “Виндзорские насмешницы” в театре “Глобус”, “Безумие короля Георга III” и “Спамалот” в театрах Вест-энда. В планах режиссера на будущий сезон - два спектакля в Королевской шекспировской компании.

В роли Генриха V – актер из Канады Гарри Джадж. Он регулярно появляется в лучших театрах Торонто, принимает участие в Shaw Festival. До роли короля Джадж явно недотягивает. Актер рубит мечом направо и налево (Рэмбо, Рокки... – вспомните любого Супермена голливудского кино и попадете “в точку”), делает звериное лицо, но выглядит все это немного карикатурно. В роли французской принцессы Екатерины - Лора Рук. Ей бы побольше текста, побольше сцен с Генрихом – но это уже замечание господину Драматургу... Актриса играла Джульетту в спектакле “Short Shakespeare! Romeo and Juliet”. Из последних ролей Рук отмечу спектакли “Лжец” в Writers Theatre и “Skylight” в Court Theatre.

В роли дяди короля, герцога Эксетера – Кевин Гудал, в ролях Короля VI и Пистоля – многократный лауреат премии ”Джефф” Грег Винклер. Вместе оба актера сыграли в более чем шестидесяти постановках Шекспировского театра. Последний раз мы их видели вместе в “Виндзорских насмешницах” (“The Merry Wives of Windsor”). Среди самых известных ролей Грега Винклера – Мальволио в “Двенадцатой ночи” и Полоний в ”Гамлете” (обе роли – 1996 год), король Лир в спектакле 2001 года. В настоящее время актер руководит Peninsula Players Theatre в Door County (штат Висконсин).

Спектакль оживляют эпизодические персонажи. Когда после очередного монолога-диалога на сцене появляется Пистоль (Винклер) с приятелями, публика встречает его очень благосклонно.

В ролях Хозяйки трактира в Истчипе (бывшей миссис Куикли, недавно ставшей женой Пистоля) и Алисы (придворной дамы Екатерины) в Шекспировском театре дебютирует ведущая актриса театра Гатри (Миннеаполис) Салли Уингерт. Вот кто стал несомненным украшением спектакля! Два эпизода с ее участием запомнились больше всего. С 1985 года Уингерт участвовала в восьмидесяти постановках театра Гатри. Почти сорок лет на сцене одного театра! Мне довелось увидеть ее в спектакле “Мышьяк и старинное кружево” по пьесе Джозефа Кессельринга. Она была совершенно очаровательна в роли благовоспитанной тетушки Марты, которая вместе со своей подружкой Эбби готовила посетителям старинную рябиновую настойку. Настойка действовала безотказно: “На полкило рябины - чайная ложка мышьяка, полчайной ложки стрихнина и щепотку цианистого калия”. В послужном списке актрисы – фильмы “Северная страна” (“North Country”) Н.Каро, “Простая история” (“The Straight Story”) Д.Линча, “Фарго” (“Fargo”) братьев Коэн. Надеюсь, дебют Уингерт на сцене Шекспировского театра станет началом плодотворного сотрудничества актрисы не только с этим, но и с другими театрами Чикаго.

В остальных ролях: Патрик Клер (Епископ Илийский/Сэр Томас Эрпингем/Герцог Бургундский), Дэвид Лайвли (Архиепископ Кентерберийский), Ларри Нойманн-младший (Ним/Герцог Орлеанский), Джеймс Ньюкомб (Флюэллен), Калеб Пробст (Герцог Йоркский), Сэмюэль Тейлор (дофин Людовик/Мак-Моррис), Деметриос Трой (Лорд Скруп/Монжуа), Брет Туоми (Бардольф/Уильямс) и дебютанты театра Джо Флинн (Джеми/Глостер), Стив Оконнелл (Граф Уэстморленд/ Гауэр), Коди Проктор (Сэр Томас Грей/солдат Бетс), Кевин Куинн (Мальчик).

Мне остается лишь добавить, что с “Генриха V” началась история Шекспировского театра. В 1986 году спектакль был сыгран на крыше чикагского паба “Lincoln Parks Red Lion Pub”. Он стал первым в истории театра. На большой сцене “Генрих V” показывается впервые.

В планах театра на будущий сезон – новые инсценировки двух шекспировских пьес: “Король Лир” в постановке художественного руководителя театра Барбары Гейнс (9 сентября – 9 ноября) и “Перикл” в постановке Дэвида Белла (30 ноября – 18 января 2015 года).

Nota bene! СпектакльГенрих Vидет до 15 июня в Chicago Shakespeare Theater по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611. Заказ билетов на спектакли этого сезона - по телефону 312-595-5600, на сайте http://www.chicagoshakes.com/ или в кассе театра.

Фотографии к статье:
Фото 1-5. Сцены из спектакля “Генрих V”. Фото – Лиз Лорен

Комментариев нет: