Эмма Гольдман родилась в Ковно (современный
Каунас). Ее отец был директором театра – может быть, отсюда ее будущие
невероятные перформансы. В тринадцать лет она с семьей переехала в
Санкт-Петербург, в семнадцать с сестрой эмигрировала в США, где вскоре
примкнула к движению анархистов. Толчком к этому шагу послужили события на
площади Хеймаркет в Чикаго 4 мая 1886 года. Демонстрация и митинг рабочих за
восьмичасовой рабочий день закончились трагедией. Провокатор бросил бомбу в
полицейских, после чего открылся огонь по митингующим. Восемь анархистов были
арестованы, четверо из них повешены. Гольдман тяжело переживала случившееся.
Она стала готовить покушения на представителей власти (в том числе – на
тогдашнего президента США Уильяма Маккинли), разъезжать по стране с
выступлениями в поддержку левого движения. Нет, коммунисткой она не была. Когда
ее депортировали из Америки и отправили в Россию на теплоходе (был ведь не
только пароход из России, на котором выслали Бердяева и других философов, но и
“советский ковчег” – пароход из Америки в Россию, на котором находились
анархисты), она была в восторге. Наконец-то она увидит страну “победившего
социализма”! Она встречалась с батькой Махно и Лениным, примкнула к нелегальным
анархистским группам, но действительность обманула ее ожидания. Увидев
большевистскую Россию, она в ужасе отшатнулась от нее. Об этом - ее книги: “Мое
разочарование в России” и “Мое дальнейшее разочарование в России”. После России
были Англия, Франция (меценат Пегги Гугенхайм – племянница основателя
нью-йоркского музея Соломона Гугенхайма – купила ей дом в Сан-Тропе, в котором
героиня нашего рассказа прожила несколько лет), Испания, Канада... Эмма
Гольдман выступала с лекциями за равноправие мужчин и женщин, писала книги о
психологии и политике, говорила, убеждала, боролась... Вот лишь некоторые из ее
высказываний.
“Когда-нибудь мужчины и женщины поднимутся и взойдут
на горную вершину, они встретятся, сильные и свободные, готовые испытать любовь
и согреться в ее золотых лучах. Какое воображение, какой поэтический гений может,
хотя бы приблизительно, предсказать возможности подобной силы в жизни людей? Если
мир когда-либо и узнает истинное единение и близость, то родителем будет любовь,
а не брак.” “Религия – это суеверие, берущее начало в духовной неспособности
человека объяснить явления природы. Церковь – это организация, которая
постоянно ставит палки в колеса прогрессу, и посему она не имеет места в жизни
по-настоящему свободного народа.” “Я убеждена, что правительство,
организованная власть и государство служат только тому, чтобы поддерживать и
защищать собственность и монополию. Пользу они приносят только в этой функции.
Что касается их функции как развивающих индивидуальную свободу, человеческого
благополучия и общественной гармонии, которые представляют собой действительный
порядок, то правительство было отвергнуто как непригодное всеми великими умами
мира.” “Я
утверждаю, что анархизм – это единственная философия мира, единственная теория
социального порядка, которая ставит человеческую жизнь превыше всего. Я знаю,
некоторые анархисты совершали акты насилия, но их подтолкнули к таким поступкам
страшное экономическое неравенство и великие политические несправедливости, а
не анархизм.”
Красная Эмма прославилась скандальным характером своих
выступлений. Говорят, она всегда приходила выступать с книгами. На всякий случай: если арестуют, чтобы было чем
заняться в тюрьме. Оратором она была непревзойденным. Когда за год до смерти с
ней случился инсульт и она потеряла дар речи, ее друзья не могли в это
поверить. Для них видеть молчащую Эмму было невыносимо.
Эмма Гольдман умерла в Торонто в 1940 году в
возрасте семидесяти одного года. Власти США дали разрешение на ее похороны на
территории страны. Церемония прошла на кладбище “German Waldheim”
(теперь оно называется “Forest Home Cemetery” в пригороде Чикаго
Форест-парк. Могила Гольдман находится рядом с могилами рабочих активистов, в
том числе - повешенных 4 мая 1886 года. На памятнике написано: “Свобода не снизойдет
на народ. Народ должен сам подняться к Свободе”. Слово Свобода Эмма Гольдман
всегда писала с большой буквы.
Гранд-дама чикагской сцены Рослин Александр хорошо
знакома любителям театра. Она неоднократно играла главные роли в спектаклях
ведущих театров города: Victory Gardens Theatre, Court Theatre, Royal George Theatre, Steppenwolf Theatre, Drury Lane Water Tower. Лауреат премии “Джефф” за лучшую женскую роль в
спектакле “Крылья” (“Wings”) в Wisdom Bridge Theatre (постановка Роберта
Фоллса). Два года в театре офф-Бродвея играла спектакль “Beau Jest” по
пьесе Дж.Шермана. Играла главную женскую роль в спектакле Майка Николса
“Заключенный со Второй авеню” (“The Prisoner of Second Avenue”) в National Company. Актриса неоднократно работала вместе с режиссером спектакля, многолетним
руководителем Victory Gardens Theatre Деннисом Зачеком (он возглавлял этот театр тридцать четыре года: с 1978 по
2012).
Спектакль “Страсти Эммы Гольдман” продюсирует
компания “ShPIeL - Performing Identity”. Она заявляет о приоритете театра в поисках идентификации личности,
художественном наследии, жизненных ценностях. Именно поэтому в
названии коллектива первым стоит слово “shpiln” - в переводе с идиш “играть”. Недавно компания продюсировала спектакль
“Убеждение” (“Conviction”), а также работу бельгийского актера Ноэми Шлоссера в
спектаклях “Назначь мне свидание” (“Date Me!”) и “Звук молчания” (“Sound of Silence”) (все
постановки сделаны в Theater Wit).
Nota bene! Спектакль “Страсти Эммы Гольдман” идет с 13 мая
по 1 июня в помещении Stage 773 по адресу: 1225 West Belmont Avenue, Chicago, IL 60000. Заказ билетов на сайте www.stage773.com или по телефону 773-327-5252.
С 4 по 22 июня спектакль идет в помещении The Skokie Theatre по адресу: 7924 North Lincoln Avenue, Skokie, IL 60077. Заказ билетов на сайте www.skokietheatre.com или по телефону 847-677-7761. Скидки для пенсионеров ($24) и студентов
($18). При входе в зал обладатели билетов по сниженным ценам должны иметь при
себе удостоверение личности. По четвергам после спектакля пройдут встречи
актеров со зрителями. На сайте www.shpieltheatre.com размещено полное расписание мероприятий, связанных с этим спектаклем.
Фотографии к статье:
Фото 1. Постер к спектаклю “Страсти Эммы Гольдман”
Фото 2. Эмма Гольдман. (Фотография сделана в тридцатые годы XX века)
Фото 3. Рослин Александр
Комментариев нет:
Отправить комментарий