Как обычно, в декабре чикагская компания Joffrey Ballet представляет бессмертный балет П.Чайковского “Щелкунчик” в
хореографии основателя труппы, выдающегося балетмейстера XX века Роберта Джоффри. Ежегодная традиция новогоднего представления
продолжается! (О еще одной чикагской театральной традиции – спектакле
“Рождественская сказка” в Goodman Theatre – в моей рубрике
“Театральное обозрение” в этой газете.)
“Щелкунчик и Мышиный король” Эрнста Теодора Амадея
Гофмана – самая знаменитая рождественская сказка. В ней главный герой, победив
силы зла, уводит свою возлюбленную в благословенный Конфетенбург, в Пряничное
село, где благоуханный и прекрасный Леденцовый луг, Апельсинный ручей,
Лимонадная река, которая вливается в озеро Миндального молока, Цукатные рощи,
Марципановый замок и, конечно, Рождественский лес. Об этой стране счастья
Гофман вспоминал незадолго до своей смерти. На его могиле написано: “Он был
одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец”.
Творчество Гофмана вдохновило на создание собственных произведений Л.Делиба,
Р.Шумана, Ж.Оффенбаха и, конечно, Петра Ильича Чайковского. Первоначально
предполагалось, что будет совместное оперно-балетное действо: опера ”Иоланта” и
балет “Щелкунчик”. Идея принадлежала директору российских императорских театров
Ивану Всеволожскому. Ему нужно было помпезное зрелище, и обязательно с участием
иностранной примы-балерины – директор всея театральной Руси хорошо знал способы
привлечения в театр зрителей.
Заказ дирекции императорских театров на “Иоланту”
и “Щелкунчика” был сделан Чайковскому в январе 1891 года. Сюжет известной
сказки Гофмана в переложении Дюма-сына знаменитый балетмейстер Мариус Петипа
разработал несколько ранее для ученического спектакля в Балетном училище в
Петербурге. Позже он разработал сценарий для Чайковского, создал
балетмейстерский план будущего спектакля, но ставил его хореограф Лев Иванов,
ранее поставивший второй акт ”Лебединого озера”. Идея совместить “Щелкунчик” с
“Иолантой” провалилась - балет вышел независимо от оперы. Премьера “Щелкунчика”
состоялась 18 декабря 1892 года. Спектакль был полон блистательных находок и
сцен. Вот что писал о “Вальсе снежных хлопьев” известный русский критик А.Волынский:
“Тут что ни деталь - то красота, что ни фигура, то - претворение музыкальной
фразы в хореографический рисунок дивного совершенства. Вся сцена пляшущих
снежинок должна быть отнесена к жемчужинам искусства с особенными, притом
мягкими, славянскими оттенками, сближающими эту вещь со стихией русского
творчества... Точно строфа из поэмы Пушкина. Точно клочок действительной зимы с
морозной пылью в передаче пластического бега на пальцах в серебристом свету....
Картина обдуманно цельна в своем строении и при живости чувства, светящегося
изнутри, полна красивой разумности и эффектов строгой лаконичности. Снежинки
трепещут на легком ветру, выплывая из кулис небольшими линиями... Сплетаясь
между собою непрерывно, они покрывают сцену многообразными фигурами, кругами,
звездочками, прямыми шеренгами, то параллельными, то пересекающимися...”
(Газета “Биржевые ведомости”, 15 ноября 1913 года.)
Судьба “Щелкунчика” была очень противоречивой:
успех у публики и страшная ругань критики. Еще бы: партитура балета оказалась
сложнее партитур “Лебединого озера” и “Спящей красавицы” и взрывала балетные
каноны того времени. Спектакль Иванова оставался в репертуаре Мариинского
театра почти без перерывов около тридцати лет. Потом он на какое-то время исчез
и снова появился в обновленном виде в хореографии Федора Лопухова. В Большом
театре “Щелкунчик” шел в хореографии Александра Горского, и это был совершенно
другой спектакль. Горский не включил в спектакль фею Драже и принца Коклюша, и
с тех пор эти персонажи больше не появлялись в “Щелкунчике”. В шестидесятых
годах XX века к “Щелкунчику” обращались Григорович, Бельский, Чернышев. В 1982 году
внимание балетного мира привлек “Щелкунчик” в хореографии Валентина Елизарьева
в Белорусском театре оперы и балета. В спектакле Сиднейского балета Мышиный
король стал красноармейцем на броневике, в Красноярском оперном театре в Принца
превращался не уродливая кукла-щелкунчик, а старый волшебник Дроссельмейер, а в
Лондоне придумали, что весь балет – и вовсе плод воображения русской балерины-эмигрантки.
Сюрреалистического “Щелкунчика” поставил в Мариинском театре художник и
скульптор Михаил Шемякин, а на сцене Датского королевского балета несколько лет
назад своего авангардного “Щелкунчика” показал ныне главный приглашенный
хореограф Aмериканского балетного театра Алексей Ратманский. На сегодняшний день
“Щелкунчик” остается одним из самых популярных балетов мира.
“Щелкунчик” – визитная карточка Joffrey Ballet.
Спектакль держится в репертуаре компании уже много лет, и все это время в
театре всегда аншлаг!
Балет идет под сопровождение оркестра The Chicago Philharmonic. Дирижер - Скотт Спек.
В феврале 2015 года Joffrey Ballet покажет программу из
трех одноактных балетов. В программе: “Мужчина в черном” на шесть песен
американского певца в стиле кантри Джонни Кэша в хореографии Джеймса Куделки
(премьера балета состоялась в 2010 году для труппы BalletMet Columbus, позднее его ставили Национальный балет Канады, Балет Атланты и Балет
Цинциннати); “Maninyas” на музыку австралийского композитора Росса Эдвардса (премьера балета
состоялась в 1996 году в Балете Сан-Франциско), в хореографии Стэнтона Уэлча;
юмористическая композиция “Tulle” в хореографии шведского мастера Александра
Экмана – балет о том, как делается балет. Премьера состоялась в 2012 году в Королевском
оперном театре Стокгольма.
В мае 2015 года сезон завершится еще тремя
одноактными балетами. Программа начнется балетом “In Creases” по
пьесе Филипа Гласса “Четыре фрагмента для двух фортепиано” в хореографии
солиста Нью-Йоркского городского балета Джастина Пека (премьера состоялась в
2012 году). Мировую премьеру балета, у которого еще нет названия, готовит
бывший солист Королевского балета Англии, хореограф Эшли Пейдж. Третьей частью
программы станет чикагская премьера балета “Evenfall” на музыку австралийского
композитора Росса Эдвардса (премьера состоялась в 1996 году в Балете
Сан-Франциско) в хореографии балетмейстера труппы Joffrey Ballet
Николаса Бланка. Солисты Joffrey Ballet впервые станцевали этот балет в 2013 году на “Festival Danse en PlaceS” в Монтабане (Франция).
На лето 2015 года запланирован специальный
гала-концерт, посвященный двадцатилетию пребывания труппы Joffrey Ballet в
Чикаго.
Nota bene! Балет “Щелкунчик” идет до 28 декабря в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Congress, Chicago, IL, 60605. Заказ билетов на этот и другие спектакли сезона
- на сайте http://www.joffrey.org/, по почте (Joffrey Ballet Subscriptions, The Joffrey Ballet,
Joffrey Tower, 10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601), по телефону 312-386-8905, по факсу
312-739-0119 или по электронной почте subscriptions@joffrey.org,
в кассах Joffrey Ballet (10 East
Randolph Street, Chicago, IL 60601) и Auditorium Theatre, в отделениях Ticketmaster Ticket Centers, по телефону 800-982-2787 или на сайте www.ticketmaster.com. Об истории и сегодняшнем дне Joffrey Ballet читайте на сайте http://www.joffrey.org/. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящих
спектаклях.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Joffrey Ballet
Фото 2-3. Сцены из балета “Щелкунчик”. Фото – Шерил Манн
Фото 4-5. Сцены из балета “Щелкунчик”. Фото – Герберт Мигдолл
Комментариев нет:
Отправить комментарий