1 и 3 июня, 8.00 pm; 4 июня, 3.00 pm. Концерты Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) под управлением дебютанта, словацкого дирижера Юрая Валчухи (Juraj Valčuha). В программе: Симфония N85 (”Королева”) Й.Гайдна, Первый скрипичный концерт К.Шимановского (солист - Кристиан Тетцлафф), Императорский вальс И.Штрауса-младшего, Сюита из оперы ”Кавалер розы” Р.Штрауса.
Восемьдесят пятая симфония Гайдна входит в список так называемых ”августейших” симфоний композитора. Она получила название ”Королева”, поскольку понравилась дочери императрицы Марии Терезии и супруге короля Людовика XVI, императрице Марии Антуанетте. После премьеры в Париже в 1785 году Гайдн немедленно объявил, что эта симфония - музыкальное приношение Ее императорскому величеству.
От Гайдна до Рихарда Штрауса и Шимановского – дистанция огромного размера. Кстати, в 1949 году Рихард Штраус отпраздновал свой восемьдесят пятый день рождения путешествием в Мюнхен на репетицию своего “Кавалера розы”. Оркестром дирижировал восьмой музыкальный руководитель ЧСО сэр Георг Шолти. А на похоронах Штрауса маэстро Шолти дирижировал финальным трио из “Кавалера...”.
Юрай Валчуха родился в 1976 году в Братиславе. Изучал композицию, дирижирование и мастерство игры на цимбалах в Братиславской консерватории, позднее стажировался у Ильи Мусина в Санкт-Петербургской консерватории и Яноса Фюрста в Парижской консерватории. С 2009 до 2016 года был главным дирижером находящегося в Турине Национального симфонического оркестра радио и телевидения Италии, с июля 2016 года является музыкальным руководителем Театра Сан-Карло (Неаполь). Живет во Франции.
Кристиан Тетцлафф родился в Гамбурге. Занимается скрипкой с шести лет. Первое концертное выступление состоялось в четырнадцать лет. Кристиан учился в консерватории Любека (Германия) и Школе музыки университета Цинциннати. В отличие от большинства скрипачей, инструменты работы современных мастеров предпочитает старым. Играет на скрипке работы Стефана Питера Грайнера 2002 года и считает ее равной лучшим творениям Страдивари и Гварнери. За последние несколько лет мы часто слышали Тетцлаффа в Чикаго, в том числе - на фестивалях в Равинии и Грант-парке.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Джона Найгро об исполняемых произведениях.
2 июня, 8.00 pm. Джазовый концерт с участием вокалиста Джейсона Морана и вокалистки Джорджии Энн Малдроу.
5 июня, 8.00 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago под управлением Джошуа Вайлерстайна. В программе: Симфония N45 (”Прощальная”) Й.Гайдна, песня О.Голихова ”Ночь и летящие кони” из цикла ”Три песни для сопрано с оркестром” (солистка - Дайана Ньюмен) и Фантастическая симфония Г.Берлиоза.
Музыковед А.Кенигсберг приводит разные объяснения названию Сорок пятой симфонии: “Во время написания симфонии Гайдн служил в капелле князя Эстергази, одного из венгерских магнатов, чье богатство и роскошь соперничали с императорскими. Их главные резиденции располагались в городке Эйзенштадте и поместье Эстергаз. В январе 1772 года князь Николаус Эстергази повелел, чтобы во время его пребывания в Эстергазе семьи музыкантов капеллы (их тогда было 16) жили там же. Лишь в отсутствие князя музыканты могли покидать Эстергаз и навещать жен и детей. Исключение было сделано только для капельмейстера и первого скрипача.
В тот год князь необычно долго оставался в поместье, и истомленные холостяцкой жизнью оркестранты обратились за помощью к своему руководителю-капельмейстеру. Гайдн остроумно решил эту проблему и сумел передать просьбу музыкантов князю во время исполнения своей новой, Сорок пятой симфонии. По другой версии, просьба касалась жалованья, которое князь давно не платил оркестру, и в симфонии содержался намек на то, что музыканты готовы распрощаться с капеллой. Еще одна легенда - прямо противоположная: сам князь решил распустить капеллу, оставив оркестрантов без средств к существованию. И, наконец, последняя, драматическая, выдвинутая романтиками в XIX веке: Прощальная симфония воплощает прощание с жизнью”. Интересно, что в рукописи партитуры слова “Прощальная” нет. Вместо него - надпись: “Симфония фа диез минор. Во имя Господа от меня, Джузеппе Гайдна. 772”.
Премьера Симфонии состоялась в Эстергазе осенью 1772 года. Княжеской капеллой дирижировал композитор.
Вход свободный, по билетам.
7 июня, 6.30 pm. Камерный концерт Струнного квартета “Линкольн” (Lincoln String Quartet). В его составе играют музыканты ЧСО: Лей Хо, скрипка; Квинг Хо, скрипка; Лоуренс Ньюмен, альт; Кеннет Олсен, виолончель. В программе: Четвертый струнный квартет ми минор Ф.Мендельсона, Струнный квартет ми бемоль мажор В.А.Моцарта, Струнный квартет соль минор К.Дебюсси.
Обратите внимание! Концерт пройдет в Buntrock Hall Симфонического центра. Вход свободный, по билетам.
8 и 10 июня, 8.00 pm; 9 июня, 1.30 pm; 13 июня, 7.30 pm. Концерты ЧСО под управлением австрийского дирижера Манфреда Хонека состоят из произведений В.А.Моцарта. В программе: увертюра к опере “Милосердие Тита”, мотет для сопрано “Exsultate, jubilate” (солистка – Регула Мюлеманн), Двадцать седьмой фортепианный концерт (солист – Пол Льюис), ария “Laudamus te” из Мессы до минор, ария для сопрано “Vorrei spiegarvi, oh Dio”, Тридцать пятая симфония (“Хаффнер”).
Маэстро Манфред Хонек родился в Австрии. Дирижерскую карьеру начал в Вене с создания нового оркестра - Vienna's Jeunesse Orchestra. Одновременно ассистировал Клаудио Аббадо в Молодежном оркестре Малера в Вене. Работал в Швейцарии, Норвегии, Чехии, Германии. С сезона 2008-09 годов является музыкальным руководителем Питтсбургского симфонического оркестра. Он будет работать с этим оркестром до окончания сезона 2019-20 годов. Подобно маэстро Риккардо Мути, Хонек выступает за расширение международных культурных связей. Под его руководством Питтсбургский оркестр практически каждый год выступает в Европе, включая недельные гастроли в венском зале Musikverein.
Для сопрано из Швейцарии Регулы Мюлеманн эти концерты станут дебютом в США. Последние несколько лет она успешно выступает на европейских оперных сценах.
11 июня, 2.00 pm. Камерный концерт ансамбля ”Оберсон” (Oberson Ensemble) называется “Thoroughly Modern“. Программа фокусируется на музыке композиторов конца XIX - начала XX веков. Будут исполнены Альтовая соната П.Хиндемита (немецкий композитор написал ее в возрасте двадцати пяти лет), Фортепианный квартет ля минор Г.Малера, Второй фортепианный квартет А.Дворжака.
В составе ансамбля ”Оберсон” играют музыканты ЧСО: Лей Хо, скрипка; Кэтрин Брубакер, альт; Карен Басрак, виолончель; Виктор Асунсьон, фортепиано.
Обратите внимание! Концерт пройдет в помещении Fullerton Hall Art Institute of Chicago по адресу: 111 South Michigan Avenue Chicago, IL 60603. Вход свободный.
11 июня, 3.00 pm. Ставший уже традиционным ежегодный сольный фортепианный концерт Кирилла Герштейна. В программе: Четыре дуэта из Клавира И.С.Баха, Вторая фортепианная соната фа диез минор И.Брамса, Трансцендентные этюды Ф.Листа.
12 июня, 7.30 pm. Специальный концерт ЧСО называется “Corporate Night“. Дирижер - Стивен Райнеке. В концерте участвует группа Pink Martini.
15-17 июня, 8.00 pm. Концерты ЧСО под управлением финского дирижера Сусанны Мялкки всегда отличаются новизной и репертуарным разнообразием. Не исключение и эта программа. В ней прозвучат Симфония до мажор Ж.Бизе, Павана Г.Форе в аранжировке М.Коломбье для сопрано-саксофона (солист - Брэнфорд Марсалис), Эскапады для альт-саксофона Дж.Уильямса (музыка из фильма С.Спилберга “Поймай меня, если сможешь“, “Catch Me If You Can“, 2002), мировая премьера пьесы “Proceed, Moon“ лауреата Пулитцеровской премии, композитора Мелинды Вагнер, Иберия N2 из “Образов“ для оркестра К.Дебюсси.
Сусанна Мялкки родилась в Хельсинки. Выпускница Академии Я.Сибелиуса и Лондонской королевской академии музыки по специальности “виолончель”. С 1995 по 1998 год – концертмейстер секции виолончелей Гетеборгского симфонического оркестра. С 1998 года занялась дирижерской карьерой. В 1999 году дирижировала финской премьерой оперы Томаса Адеса “Припудри ей лицо”, после которой английский композитор предложил ей быть его ассистенткой для представления этой оперы в городах Великобритании. С 2006 по 2013 год была музыкальным руководителем Ensemble InterContemporain – первой женщиной-руководителем оркестра в его истории. В апреле 2011 года дебютировала за дирижерским пультом Ла Скала и тоже стала первой женщиной-дирижером в истории прославленного театра. С июля 2013 года возглавляет Gulbenkian Orchestra – ведущий симфонический оркестр Португалии. С 2016 года стала главным дирижером Хельсинкского симфонического оркестра. В том же году с оперой финского композитора Кайи Саариахо “Любовь издалека” (“L’Amour de Loin”) дебютировала за дирижерским пультом в Метрополитен-опере.
22 и 24 июня, 8.00 pm; 23 июня, 1.30 pm; 25 июня, 3.00 pm. Заключительные концерты юбилейного сто двадцать пятого сезона ЧСО проводит под управлением своего музыкального руководителя Риккардо Мути. Солист - Риккардо Занеллато, бас. Чикагский симфонический хор (хормейстер - Дуайн Волф), Чикагский детский хор (музыкальный руководитель - Жозефин Ли). В программе: фрагменты из оркестровых и хоровых произведений Дж.Верди, Дж.Пуччини, П.Масканьи, А.Бойто, в том числе - хоры пленных иудеев “Va, pensiero” из третьего акта “Набукко” и шотландских беженцев “Patria oppressa” из четвертого акта “Макбета”.
28 и 30 июня, 7.30 pm; 29 июня, 7.00 pm. ЧСО под управлением Ричарда Кауфмана исполняет музыку Джона Уильямса из фильма “Челюсти” (“Jaws”, 1975).
В июле-августе ЧСО перемещается в пригород Чикаго Хайленд-парк. С 1936 года оркестр является резидентом проходящего там летнего Музыкального фестиваля “Равиния”. С 11 июля по 20 августа ЧСО с разными дирижерами исполнит восемнадцать программ. Все подробности предстоящих концертов читайте в моей ежегодной летней рубрике “Равиния“. В Симфоническом центре мы встретимся с оркестром 22 сентября на “Симфоническом балу“, которым откроется новый, сто двадцать седьмой сезон.
Новый альбом ЧСО
16 июня выйдет в свет новый (восьмой) альбом ЧСО под управлением маэстро Риккардо Мути (CSO Resound Label), на этот раз - с записью Девятой симфонии А.Брукнера.
Девятая симфония датирована 1896 годом. В ней - три части. Смерть помешала Брукнеру поставить окончательную точку. Медленная третья часть считается музыкальным завещанием композитора.
Американская премьера Девятой симфонии состоялась в Чикаго в 1904 году. ЧСО дирижировал его основатель и первый музыкальный руководитель Теодор Томас.
В сезоне 2015-16 годов в честь 125-летия оркестра Риккардо Мути повторял произведения, впервые в мире или впервые в США исполненные оркестром. В числе других дирижер проявил интерес к Девятой симфонии. Исполнение симфонии маэстро посвятил, по его словам, всем музыкантам, когда-либо служившим в оркестре и сделавшим его великим.
Запись альбома сделана на концертах ЧСО в июне 2016 года. Продюсер альбома - Дэвид Фрост. Один из наиболее успешных продюсеров в мире классической музыки, он является лауреатом четырнадцати (!) премий “Грэмми”, в том числе - двух наград 2010 года за запись “Реквиема” Дж.Верди ЧСО под управлением Р.Мути – первого совместного диска оркестра и дирижера. За ним последовали запись концертного исполнения оперы Дж.Верди “Отелло” (этот диск получил Международную оперную премию) в 2013 году и альбом “Riccardo Muti Conducts Mason Bates and AnnaClyne” (2014 год), в котором ЧСО исполнил сочинения тогдашних композиторов-резидентов Мэйсона Бейтса и Анны Кляйн. Четвертый альбом - Сюита С.Прокофьева из балета “Ромео и Джульетта” (2014 год). В 2015 году вышел пятый альбом с записью “Фантастической симфонии” и монодрамы “Лелио, или Возвращение к жизни” Г.Берлиоза. Номинацию на премию “Грэмми” в категории “Лучшее современное произведение” получил шестой альбом ЧСО с первой в мире записью пьесы Мэйсона Бейтса “Антология фантастической зоологии”, созданной по книге Х.Л.Борхеса “Книга вымышленных существ”. Наконец, в сентябре 2016 года был выпущен седьмой альбом ЧСО - оратория А.Шенберга “Все обеты” (“Kol Nidre”) для хора и оркестра на темы еврейских литургических песнопений (с участием кантора Альберто Мизрахи) и Сюита Д.Шостаковича на стихи Микеланджело Буонаротти (с участием любимца Мути Ильдара Абдразакова). Газета The New York Times назвала альбом одним из лучших классических альбомов 2016 года.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2016-17 годов, а также абонементы на концерты сезона 2017-18 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефонам 312-294-3000 и 800-223-7114, по почте или в кассе по адресу: 220 SouthMichigan Ave., Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Юрай Валчуха
Фото 2. Манфред Хонек. Фото – Феликс Броде
Фото 3. Кирилл Герштейн. Фото – Марко Борггрев
Фото 4. Сусанна Мялкки. Фото – Саймон Фоулер
Фото 5. Обложка нового альбома ЧСО. Фото - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий