Действующие лица и исполнители:
Герцог Мантуанский –
Мэтью Поленцани, Риголетто – Куинн Келси,
Джильда – Роза Феола (дебют в Лирик-опере),
Спарафучиле – Александр Цымбалюк (дебют в Лирик-опере),
Маддалена – Занда Сведе (дебют в
Лирик-опере).
Дирижер – Марко
Армилиато. Режиссер-постановщик – Лорен Микер.
Новая для Чикаго постановка
принадлежит Опере Сан-Франциско.
7 октября - 3 ноября 2017 года (восемь
представлений).
Опера исполняется на итальянском языке с английскими
субтитрами.
Партитура шестнадцатой оперы Джузеппе Верди
“Риголетто” была закончена очень быстро - за сорок дней. Премьера оперы
состоялась 11 марта 1851 года в венецианском театре Ла Фениче. Критика нашла
оперу “неприличной”, а публика была в полном восторге. Верди вызывали после
каждого номера. После окончания спектакля публика насвистывала и напевала
песенку Герцога из последнего акта. Предвидя это, Верди дал ноты тенору лишь на
последней репетиции. Кстати, ставшую крылатой фразу “La donna e mobile”
приписывают самому королю Франциску: “Красотки лицемерят. Безумец, кто им
верит”. Венецианская газета в рецензии на премьеру подчеркивала необычность
музыки “Риголетто”: “О подобной опере нельзя судить по одному вечеру. В ней все
определяется новизной сюжета: новая музыка, новый стиль и во многом новая форма
номеров... Оркестр беседует и плачет вместе с вами. Никогда звуки не были столь
выразительны”. Так шедевр Верди начал триумфальное шествие по театрам Италии и
всего мира.
Постановки “Риголетто” вызывают повышенный ажиотаж и в наше время. Вспомним
спектакль Кристофера Олдена в Лирик-опере в сезоне 2000-01 годов. Сказать, что
это был неоднозначный спектакль, значит не сказать ничего. На “оперных
начальников” обрушился поток разгневанных писем от “простых” спонсоров и тех
любителей оперы, от которых многое зависит, в том числе - репертуарная
политика. Постановка вызвала много шума и привела к сокращению денежных потоков
в оперную компанию, а вот этого допускать никак нельзя. В дело вмешался тогдашний
генеральный директор Лирик-оперы Уильям Мэйсон и пообещал через несколько лет
представить новый вариант “Риголетто” в гораздо более традиционной постановке,
что и было сделано.
“Риголетто” – частый гость на сцене
Лирик-оперы. Последний раз опера исполнялась в Чикаго в
сезоне 2012-13 годов. Тогда с партией Джильды на сцене Лирик-оперы дебютировала Альбина Шагимуратова. (В этом сезоне она исполняет
партию Эльвиры в “Пуританах” В.Беллини, так что к ней мы еще вернемся в будущих
обзорах.)
В новом составе исполнителей - три дебютанта. В
партии Джильды - итальянская певица Роза Феола. В 2008 году она
закончила Римскую консерваторию. Стажировалась в Академии Санта-Чечилия у
великой Ренаты Скотто. Дебют Феолы состоялся в 2009 году в Академии
Санта-Чечилия в партии Коринны в концертном исполнении оперы Дж.Россини
“Путешествие в Реймс”. Оркестром дирижировал Кент Нагано. Несколько раз она
повторила эту партию, в том числе в постановке Оперного театра Цюриха. В 2010 году Феола завоевала три премии на Международном
конкурсе Пласидо Доминго “Опералия” и с тех пор уверенно выступает на крупнейших оперных
сценах мира. Вся Европа говорила о ее Эльвире в опере Беллини “Пуритане” – эту
партию она исполнила в Национальной опере Уэльса в 2015 году.
С маэстро Мути молодая певица впервые встретилась
на прослушивании перед премьерой малоизвестной оперы Саверио Меркаданте “I due Figaro” в
Театре Алигьери (Равенна, 2011 год). “Я заболела, но все равно поехала в
Равенну. Плакала всю дорогу, потому что была уверена, что потеряю свой шанс.
Маэстро был очень мил и отложил прослушивание. Я была так счастлива, когда
после этого он выбрал меня”.
Они продолжают регулярно работать вместе. Именно с
Мути мы слышали в Чикаго Розу Феолу пять раз - больше, чем кого бы то ни было!
Четыре раза она участвовала в концертах Чикагского симфонического оркестра: в
сентябре 2012 года - в кантате Карла Орфа “Кармина Бурана” (это был
американский дебют певицы); в феврале 2014 года - в Мессе ля-бемоль мажор Ф.Шуберта;
в феврале 2015 года – в “Реквиеме” В.А.Моцарта, в апреле 2016 года - в
Четвертой симфонии Г.Малера. А самым запоминающимся было ее участие в партии
Нанетты в концертном исполнении оперы Дж.Верди “Фальстаф” (апрель 2016 года).
Как видите, маэстро Мути ценит Розу и часто приглашает ее в свои концерты и
спектакли.
В 2015 году вышел дебютный сольный альбом Феолы
“Musica e Poesia” (Opus Arte) с вокальными произведениями Ф.Листа, А.Понкьелли,
О.Респиги.
Совсем недавно Феола вернулась из Астаны (столица
Казахстана). В составе Ла Скала она участвовала в концертном исполнении оперы
Дж.Верди “Фальстаф” (все та же партия Нанетты). Я многого жду от дебюта
певицы на оперной сцене Чикаго.
В партии Спарафучиле в Лирик-опере дебютирует
украинский бас Александр Цымбалюк. Выпускник Одесской музыкальной академии,
победитель международных вокальных конкурсов, в том числе Конкурса имени Чайковского (Москва, 2007 год). В 2014 году исполнил
партию Спарафучиле в “Риголетто” в Большом театре в новой постановке Роберта Карсена.
Певица из Латвии Занда Шведе дебютирует в
Чикаго в небольшой, но выразительной партии Маддалены. Занда не собиралась
становится профессиональной оперной певицей – она просто с детства любила петь.
Ее первая специальность – менеджер по туризму. Но любовь к пению победила.
Занда училась в Латвийской музыкальной академии, стажировалась по Молодежной
программе Оперы Сан-Франциско. Она продолжает длинный список оперных звезд
Латвии: Элина Гаранча, Кристина Ополайс, Александр Антоненко. А возглавляет “шествие”
Марина Ребека, знакомая нам по партиям Травиаты и Донны Анны. Скоро она
выступит в Лирик-опере в партии Лейлы в опере Бизе “Искатели жемчуга”.
В партии Герцога - Мэтью Поленцани.
Выпускник Школы Райана при Лирик-опере, он сделал блестящую карьеру и сейчас по
праву находится в списке лучших теноров мира. Певец выступает в Чикаго почти
каждый год, так что мы хорошо знакомы с его творчеством. В этом сезоне, кроме
Герцога, он исполнит партию Надира в “Искателях жемчуга”.
Еще один хорошо нам знакомый певец – исполнитель
партии Риголетто, баритон с Гавайских островов Куинн
Келси. Он начинал в хоре Гавайского оперного театра. После учебы в Chautauqua Institute, Сан-Франциско и трех лет в Центре Райана при
Лирик-опере из хориста он быстро превратился в солиста. Выступает, в основном,
в Америке. В Лирик-опере – почти каждый сезон: Амонасро в “Аиде” (2011-12),
Паоло в “Симоне Бокканегра” (2012-13), Жермон в “Травиате” (2013-14), Герцог ди
Луна в “Трубадуре” (2014-15), Энрико в “Лючии ди Ламмермур”
(2016-17).
Итальянский маэстро Марко Армилиато с 1996 года плотно
сотрудничает с Метрополитен-оперой, дирижирует там по несколько раз за сезон. С
Рене Флеминг он записал альбом “Verismo”, удостоенный в 2010
году премии “Грэмми”. В Лирик-опере маэстро дебютировал в сезоне 2013-14 годов
с оперой “Мадам Баттерфляй”.
Премьера постановки Лорен Микер с успехом
прошла этим летом в Опере Сан-Франциско. После Чикаго костюмы и декорации
отправляются назад в Калифорнию. Следующая остановка – Опера Лос-Анджелеса.
Nota bene! Билеты на оперу ”Риголетто”, а
также абонементы и одиночные билеты на другие спектакли сезона 2017-18 годов
Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в
кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1-15. Сцены из оперы “Риголетто”. Фото – Тодд Розенберг и Эндрю Киоффи
Комментариев нет:
Отправить комментарий