В июне стало известно имя нового концертмейстера секции альтов Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО). Им стала американская альтистка китайского происхождения Тенг Ли. После выигрыша всех этапов прослушивания в мае 2023 года она выступала с ЧСО в качестве приглашенной первой альтистки. В сентябре 2023 года почетный музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути официально предложил Ли позицию концертмейстера. Она участвовала в концертах ЧСО в сентябре в Чикаго, в октябре в Карнеги-холл и в январском европейском турне. Мы слышали ее в апрельских концертах с будущим музыкальным руководителем ЧСО Клаусом Мякелей и в июньских концертах с маэстро Лахавом Шани.
Тенг Ли родилась в городе Нанкин (Китай). Окончила Центральную
консерваторию в Пекине и Институт Кертиса в Филадельфии. Лауреат многих
международных альтовых конкурсов. Победительница Astral Artistic Services’ 2003 National Auditions. Выступала со многими
ведущими симфоническими оркестрами Европы и Азии, участвовала в крупнейших
музыкальных фестивалях. На протяжении четырнадцати сезонов была
концертмейстером секции альтов Торонтского симфонического оркестра. С 2018 года
- концертмейстер секции альтов Лос-Анджелесского филармонического оркестра.
Сотрудничала с Guarneri Quartet, выступала с ним в его финальном сезоне 2008-09 годов. Одна из основательниц и солистка Rosamunde Quartet. Преподавала в Colburn School,
University of Toronto, Royal Conservatory of Music (Торонто), Montreal’s Conservatoire de Musique. В сезоне 2024-25 годов
начнет работу на музыкальном факультете Roosevelt University’s Chicago. Официально
концертмейстером секции альтов ЧСО Тенг Ли станет 15 сентября 2024 года.
После семилетних поисков вакантное место первого альта, наконец, занято. С
2015 года место это называется “Paul Hindemith Principal Viola Chair”. Анонимный благотворитель назвал его в честь великого композитора XX века Пауля Хиндемита (1895-1963). Он родился и вырос в
Германии. Нацистами его музыка была названа “дегенеративным искусством”, а
Геббельс публично говорил о нем, как об “атональном шумовике”. Хиндемит
переехал в Швейцарию, потом в США, преподавал в Йельском и Гарвардском
университетах. После окончания Второй мировой войны жил и работал в Цюрихе.
Хиндемит был прекрасным альтистом. В “Диалогах” с Робертом Крафтом Игорь
Стравинский говорит: “Приятная Соната для альта Хиндемита. Приверженцы Шенберга
говорили, будто Хиндемит выцарапывает струны на своем альте, настолько
необычным и эмоциональным казался стиль его игры”. Хиндемит оставил после себя
большое количество сольных произведений для альта. Среди них - Концерт для
альта с оркестром (“Шванендреер”), Камерная музыка N5, Концертная и траурная музыка, Три сонаты для альта и
фортепиано, Четыре сольных альтовых сонаты, Дуэт для альта и виолончели. Он был
большим энтузиастом альта и сыграл большую роль в развитии альтовой музыки.
В Чикаго Хиндемит выступил впервые в марте 1938 года. С ЧСО он солировал в написанном
в 1935 году концерте “Шванендреер” (дирижер - Ганс Ланг). Влиятельный
музыкальный критик Клаудиа Кассиди описала композитора как человека, “не
испытывающего сострадания к бедному альтисту, считая само собой разумеющимся,
что он может обращаться с инструментом так, как это делает господин Хиндемит,
что просто удивительно”. В качестве дирижера Хиндемит выступил с тремя
концертами на Музыкальном фестивале Равиния летом 1961 года и с четырьмя
концертами в Симфоническом центре в апреле 1963 года, за восемь месяцев до
смерти. В каждом из этих четырех концертов было что-то из Хиндемита:
Симфониетта ми мажор (4 и 5 апреля, сочинение 1949 года), музыка к балету “Nobilissima visione” (6
апреля, сочинение 1938 года), Концертная музыка для струнных и медных (7
апреля, премьера - 1931 год). К сожалению, сегодня музыка Хиндемита исполняется
очень редко, особенно в Чикаго.
В славной истории ЧСО Тенг Ли - девятый концертмейстер секции альтов.
Первые альтисты приходили в оркестр (за редким исключением) надолго. Вот их
имена: А.Виггер (1891-1892), Аугуст Юнкер (1891-1897), Фриц Келлер (1897-1898),
Франц Эссер (1898-1926), Кларенс Эванс (1926-1939), Милтон Привс (1939-1986). С
1986 по 2017 год концертмейстером секции альтов (последние два года - с
добавлением слов “Paul Hindemith Principal Viola Chair”) был Чарльз Пиклер. Он пришел в ЧСО по приглашению сэра Георга Шолти в
1978 году в секцию скрипок. В 1986 году маэстро предложил ему пост
концертмейстера секции альтов. Вспомню еще многолетнего (с 1988 по 2023 год)
ассистента концертмейстера Ли-Куо Чанга, который с 2017 года до ухода на пенсию
в 2023 году исполнял обязанности концертмейстера.
Музыкальная энциклопедия говорит, что “Альт - смычковый инструмент (итал. viola, франц. alto, нем. Bratsche) скрипичного семейства, занимающий
промежуточное положение между скрипкой и виолончелью”. Исторически сложилось,
что отношение к альтам у музыкантов-неальтистов несколько насмешливое. Всем
известны фразы: “Альтисты - неудачливые скрипачи”, “не повезет в скрипке -
пойду в альтисты”; все знают, что альт похож на скрипку, только побольше и
играть на нем легче; и так далее, и тому подобное. Альтисты больше других
музыкантов становятся объектами шуток и анекдотов. Не берусь судить, почему. Альт
- самый ранний инструмент скрипичной группы, предок виолы да браччо. Альт появился
в конце XV - начале XVI веков. Более низкий, чем в скрипке, регистр делает этот
инструмент необходимым участником множества камерных и симфонических
произведений.
Первыми известными концертирующими солистами-альтистами были братья Карел и
Антонин Стамицы - композиторы, заложившие основу альтового репертуара. Антонин
Стамиц (1750-1796) - автор четырех альтовых концертов, Карл Стамиц (1745-1801)
- трех концертов для альта с оркестром, нескольких концертных симфоний с альтом
и сонат-дуэтов.
На альте играли легендарные скрипачи прошлого. В жизни Николо Паганини был
этап, когда он увлекался игрой на альте и писал музыку для альта. Он сочинил
Сонату для Большого альта с оркестром и несколько камерных ансамблей с участием
альта.
Под впечатлением “Фантастической симфонии” Паганини в 1833 году обратился к
Гектору Берлиозу с просьбой написать произведение для альта с оркестром. Так
родилась Вторая симфония “Гарольд в Италии”.
Франц Шуберт играл на альте в Венской придворной капелле. Музицируя в
квартете, Моцарт предпочитал играть именно альтовую партию. На альте играл великий
скрипач Давид Ойстрах.
Взлет интереса к альту как солирующему инструменту произошел в XX веке. Концерты для альта с оркестром сочинили Уильям Уолтон, Бела Барток, Дариус Мийо, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке (о Хиндемите я сказал выше). Вспомним еще Сонату для альта и фортепиано Дмитрия Шостаковича (его последнее сочинение), Двойной концерт для альта со скрипкой Андре Превина, Двойной концерт для альта с кларнетом Макса Бруха, Реквием “Стикс” для солирующего альта с хором и оркестром Гии Канчели. Надеюсь, эти произведения когда-нибудь будут исполнены в зале Чикагского симфонического центра. Тем более, что солиста приглашать не надо, он (ОНА) в оркестре есть!
Фотография к статье:
Фото 1. Тенг Ли. Фото - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий