12 июля, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл. Мастер-класс художественного руководителя отделения фортепиано и струнных инструментов Музыкального института при Равинии Мидори. Участники - студенты отделения.
Ее фамилия - Гото, но всему миру она известна только по имени - Мидори. Она
родилась в 1971 году в Осаке. Первые музыкальные уроки получила в два года от
мамы-скрипачки. В семь лет впервые выступила перед зрителями, в одиннадцать
переехала с мамой в Нью-Йорк. Ее дебютное выступление с Нью-Йоркским
филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты в 1982 году произвело
фурор. Училась в Джульярдской школе музыки. Выпускница факультета психологии
Нью-Йоркского университета. Лауреат премии Эвери Фишера. Посол доброй воли ООН.
Играет на скрипке работы Guarnerius del Gesù ‘ex-Huberman’ 1734 года. Руководит
отделением скрипичного мастерства университета Южной Калифорнии.
12 июля, 7.30 pm. Павильон. На Музыкальном фестивале Равиния начинается самый интересный период - концерты Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО)! Прославленный коллектив проводит в Равинии восемьдесят восьмое лето. Статус летней резиденции оркестр получил в 1936 году. По контракту беспрецедентное по времени сотрудничество одного оркестра с одним фестивалем продолжится как минимум до 2026 года!
В первый вечер ЧСО исполнит программу, составленную из произведений
американских композиторов: сюита для оркестра “Весна в Аппалачах” Аарона
Копланда, Чарльстон (оркестровка Дэвида Римелиса) Джеймса Джонсона, “Ноксвилл:
лето 1915 года” Сэмуэля Барбера, пьеса “Рапсодия в стиле блюз” Джорджа
Гершвина. Исполнители: Мишель Канн, фортепиано; Масабане Сесилия Рангванаша,
сопрано. ЧСО руководит главный дирижер фестиваля Марин Олсоп.
“Весна в Аппалачах” - балет, который вместе с балетом “Парнишка Билли” и
сюитой “Родео” составляет так называемую “ковбойскую” трилогию Аарона Копланда
(1900-1990). Премьера “Весны...” состоялась 30 октября 1944 года в Библиотеке
Конгресса. В главной партии блистала Марта Грэм, которая и заказала Копланду
балет на американскую тему.
Джеймс Джонсон (1894-1955) - американский пианист и композитор, одна из
ключевых фигур в истории джазовой музыки. Он написал множество хитов и в
тридцатые годы оставался признанным королем нью-йоркских джазовых пианистов.
При этом влияние Джонсона на музыку и его вклад в музыкальный театр недооценены.
Музыковед Дэвид Шифф назвал его “невидимым пианистом”. Чарльстон - композиция
Джонсона из музыкального шоу “Runnin' Wild”, премьера которого состоялась 20
октября 1923 года в Нью-Йорке. Чарльстон приобрел огромную популярность и
превратился в неофициальный гимн “ревущих двадцатых”.
Кантата Сэмуэля Барбера (1910-1981) “Ноксвилл, лето 1915 года” написана по
автобиографической книге американского писателя Джеймса Эйджи “Смерть в семье”.
Летом 1915 года отец писателя погиб в автомобильной катастрофе, и Эйджи передал
свои ощущения от потери родного человека. Роман был удостоен Пулитцеровской
премии и переведен на многие языки. Когда Сэмюэл Барбер в 1947 году взялся за
этот сюжет, он узнал о смертельной болезни отца. Так трагическая потеря отца
писателя наложилась на личную историю композитора. Барбер признавался, что
написал “Ноксвилл...” за девяносто минут в качестве “упражнения между сумерками
и сном”. На свет родилась меланхолическая и безумно красивая музыка.
Финальным аккордом программы станет легендарная “Рапсодия в стиле блюз”
Джорджа Гершвина (1898-1937). Исполнение приурочено к столетию со дня премьеры,
состоявшейся 12 февраля 1924 года в Нью-Йорке. Оркестровку “Рапсодии...” для
фортепиано и джазовой группы сделал Ферде Грофе. Он же стал автором версии для
фортепиано и симфонического оркестра.
13 июля, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт “A Gabriel Fauré Centenary” посвящен столетию со дня смерти французского композитора Габриеля Форе (1845-1924). В программе: прелюдия “Послеполуденный отдых фавна” К.Дебюсси (переложение М.Равеля для фортепиано в четыре руки), Фортепианный квинтет фа диез минор Р.Ана, Второй фортепианный квинтет до минор Г.Форе. Исполнители: студенты отделения фортепиано и струнных Музыкального института при Равинии. Куратор вечера и пианист - Рикардо Кастро.
Габриэль Форе - один из ведущих французских композиторов конца XIX - начала
XX веков. В то время как немецкие композиторы, доминировавшие на протяжении
большей части XIX века, штурмовали небеса и демонстрировали миру свои
прометеевские страсти, Форе смог проложить другой, французский путь к музыке,
сочетающей в себе гармоническую красочность, сдержанность и чувственность.
В книге “Мои друзья-музыканты” скрипачка и музыковед Элен Журдан-Моранж
дает интересный портрет Форе. Вот несколько фрагментов из ее воспоминаний: “Как
человек Форе был обаятелен, но как пианист иногда пугал. Он не признавал
никаких нюансов, и его легкая игра больше походила на гениальную
импровизацию... При всей своей любезности Форе мог быть чрезвычайно резким с
людьми, казавшимися ему снобами. В большинстве случаев это были светские дамы.
Известен его ответ одной очень элегантной даме, которая со светской
небрежностью сказала: “Ах, дорогой маэстро, я больше не могу переносить
Вагнера”. - “Успокойтесь, мадам, - ответил ей любезно Форе, - это не имеет
ровно никакого значения.” Форе был внимательным к своим ученикам, особенно к
Равелю, которого он защищал от врагов. Узнав, что Равель пишет музыку на те же
стихи Ронсара, что и он, Форе разорвал собственную рукопись, несмотря на мольбы
своего ученика. Равель просто не знал, как ему выразить свою признательность
учителю... Как все великие люди своего поколения, Форе был скромен. Он не любил
говорить о музыке просто так, никогда не касался своих сочинений или творческих
планов. Иногда я замечала, как он записывает музыкальную фразу на обложке от
папирос, коробке спичек, манжетах... Последние произведения Форе, нарочито
лишенные украшений, написаны в строгой манере. Например, его последний квинтет,
трио, вторая соната для рояля и виолончели, струнный квартет и особенно вторая
соната для рояля и скрипки. Andante этой сонаты можно считать одной из вершин
французской музыки... Почти полностью глухой, он был вынужден покинуть пост
директора консерватории и существовать на одни авторские доходы... До потери
слуха Форе был музыкальным критиком в “Фигаро”, и его фельетоны ценились как
литераторами, так и музыкантами. В последние годы жизни ему от всего этого
пришлось отказаться. Видя, в каких тяжелых условиях приходилось жить
композитору, друзья организовали в июне 1922 года в Сорбонне грандиозный
фестиваль, посвященный его творчеству. В концерте приняли участие лучшие исполнители
его музыки: Маргарита Лонг, Альфред Кокто, Жак Тибо и другие. Они сыграли самые
красивые произведения Форе. Успеху концерта способствовал весь артистический
мир: прибыль от него достигла ста тысяч франков. Форе смог, таким образом,
доживать оставшиеся ему годы жизни без излишней горечи”.
Программа сочетает прощальный Второй фортепианный квинтет Форе с
аранжировкой Равеля “Послеполуденного отдыха фавна” Дебюсси и Фортепианным
квинтетом Рейнальдо Ана (1874-1947) - еще одного редко исполняемого
французского композитора, известного, в основном, камерной и вокальной музыкой.
Квинтет Ана написан в 1921 году и посвящен Форе.
13 июля, 6.00 pm. Театр “Мартин”. Концерт шестнадцатилетнего виолончелиста Джошуа Ковача. Программа пока неизвестна.
Ковач родился в Джонсон-Сити (штат Теннисси). Играет на виолончели с
четырех лет. Лауреат многих престижных международных конкурсов. С 2015 года
занимается у профессора Даниэля Вайса.
13 июля, 7.30 pm. Павильон. Концерт ЧСО. В программе: пьеса “Go where the wind takes you” Ирины Алексейчук, концерт “Четыре духа” (обработка Бенджамина Вудгейтса) Абеля Селаоко, Пятая симфония Л.ван Бетховена. Солисты - Абель Селаоко, виолончель и голос; Бернхард Шимпельсбергер, ударные; Deerfield High School Chorus. Дирижер - Марин Олсоп.
“Четыре духа” - концерт южноафриканского композитора и виолончелиста Абеля
Селаоко, написанный по заказу Шотландского симфонического оркестра Би-Би-Си.
Селаоко играет несколько ролей в этом концерте. В своем творчестве музыкант
пытается объединить западную традицию классической музыки с музыкой
африканского континента.
Вечер откроется пьесой “Go where the wind takes you” украинского
композитора и пианистки Ирины Алексейчук. Выпускница Киевской консерватории,
она хорошо известна в мире современной академической музыки. Ее произведения
широко исполняются в Европе, в Америке - гораздо реже.
14 июля, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт преподавателей и студентов отделения фортепиано и струнных Музыкального института при Равинии. В программе: Второй струнный квартет ля минор А.Аренского, Четвертый дивертисмент (для фортепианного квартета) Хуантио Беченти, Вторая скрипичная соната ля мажор И.Брамса, Альтовая соната Д.Шостаковича. Вход свободный, требуется предварительная регистрация.
14 июля, 7.00 pm. Павильон. Концерт лауреата девяти премий “Грэмми”, певицы, пианистки и композитора Норы Джонс. Издание Billboard назвала ее лучшей джазовой исполнительницей двухтысячных. Лучшие композиции Джонс - песни “Come Away With Me”, “Don't KnowWhy”, “Sunrise”, “Carry”. В настоящее время исполняет песни в стилях джаза, фолка и кантри-блюза.
Специальный гость вечера - лауреат премии “Грэмми”, чикагская певица и
активистка за гражданские права Мэвис Стэплс, исполняющая композиции в жанрах
соул и госпел.
Впервые она появилась в составе группы The Staple Sisters, записав такие
хиты, как “I’ll Take You There” и “Let’s Do It Again”. Выпускает альбомы с 1950
года. Выступала с Аретой Франклин, Принсом и Дэвидом Бирном.
16 июля, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл. Мастер-класс струнного квартета “Такач” (Takács Quartet) в составе: Эдуард Дазинберр, скрипка; Харуми Родс, скрипка; Ричард О'Нил, альт; Андраш Фейер, виолончель. Участники - студенты отделения фортепиано и струнных Музыкального института при Равинии. Вход свободный, требуется предварительная регистрация.
17 июля, 7.30 pm. Театр “Мартин”. Концерт струнного квартета “Такач”. В программе: Десятый (“Славянский”) струнный квартет А.Дворжака, пьеса “Поток” Н.Нгвеньямы, Струнный квартет фа мажор М.Равеля.
Между невероятно мелодичными классическими квартетами Дворжака и Равеля мы
услышим новую музыку - премьеру в Равинии пьесы “Поток” американской альтистки
и композитора Нокутулы Нгвеньямы, дочери иммигрантов из Японии и Зимбабве,
директора Международного конкурса альтистов имени Примроуза. В 1993 году она
была победительницей этого конкурса.
Квартет “Такач” был образован в 1975 году четырьмя студентами Музыкальной
академии Будапешта: Габором Такач-Наги, Кароем Шранцем, Габором Ормаи и
Андрашем Фейером. Название квартета происходит от фамилии первого
концертмейстера Такач-Наги. Первое международное признание пришло к музыкантам
в 1977 году после победы на Международном конкурсе квартетов в Эвиане
(Франция). С 1983 года Квартет базируется в США. Лауреат нескольких премий
Gramophone, Grammy, Presto Music, Classical Brit, and Japanese Record Academy
Awards. В 2012 году стал первым струнным квартетом, введенным в Зал славы
журнала Gramophone (Лондон). Квартет известен своим нестандартным подходом к
репертуару. В 2021 году вместе с бандонеонистом Джулиеном Лабро музыканты
Квартета исполнили премьеры сочинений Клариса Ассада и Брюса Десснера. Большие
интеллектуалы-книгочеи, музыканты Квартета часто привлекают к себе людей
литературы, кино и театра. Так, в туре по четырнадцати городам мира Квартет
выступал с поэтом Робертом Пински. Еще одна программа Квартета получила большой
резонанс - музыкально-драматический вечер по роману Филиппа Рота “Обычный
человек” (“Everyman”). Фрагменты романа читали Мерил Стрип и Филип Сеймур
Хоффман (1967-2014), а Квартет исполнял музыку Арво Пярта и Филипа Гласса.
“Сегодня в мире вы не услышите лучшую камерную игру, чем в исполнении этого
струнного квартета”, - говорит о музыкантах музыкальный критик BBC Music
Magazine.
Сорок девятый сезон Квартет проводит в качестве артиста-резидента
лондонского концертного зала Wigmore Hall и на кафедре Колорадского
университета (город Боулдер).
Квартет часто выступал на фестивале Равиния. Мне запомнились концерты, на
которых прозвучали Второй струнный квартет Л.Яначека, известный под названием
“Интимные письма”, и Восьмой струнный квартет Л.ван Бетховена, посвященный
графу Андрею Разумовскому и названный его именем.
18 июля, 7.30 pm. Театр “Мартин”. Снова в Равинии - гитарист из Монтенегро (бывшая Югославия) Милош Карадаглич. На этот раз - с Viano Quartet (Люси Вонг, скрипка; Хао Джу, скрипка; Айден Кейн, альт; Тейт Завадюк, виолончель). Концерт называется “Миграция/Эмиграция/Идентичность”. В 2011 году журналом “Граммофон” Карадаглич был назван Артистом года. Милош играет все: от Баха до композиций современных групп. Последний раз (в 2018 году) в его сольной программе были произведения Л.Боккерини, Э.Гранадоса, М.де Фальи, А.Пьяццоллы, Э.Вила-Лобоса. Новая программа поражает своим многообразием. Мы услышим Сонату ре минор Доменико Скарлатти, сочинения М.Кастельнуово-Тедеско, А.Вивальди, Г.Л.Франк, А.Пьяццоллы, Ф.Гласса и группы Beatles.
19 июля, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт студентов отделения фортепиано и струнных Музыкального института при Равинии. В программе: Третий фортепианный квартет до минор и Три интермеццо И.Брамса, Фантазия для скрипки и фортепиано до мажор Ф.Шуберта. Вход свободный, требуется предварительная регистрация.
19 июля, 7.30 pm. Павильон. “Kodachrome: The Music of Paul Simon.” Весь вечер в Равинии - песни и музыка легендарного американского певца, гитариста и композитора Пола Саймона, известного нам по дуэту “Саймон и Гарфанкел”. ЧСО под управлением Теда Сперлинга исполнит фрагменты из произведений Саймона, в том числе композиции “Kodachrome” и “Loves Me Like a Rock” из его второго сольного альбома. В концерте участвуют певцы Морган Джеймс и Райан Шоу.
Nota bene! Подробности и билеты на концерты Музыкального фестиваля Равиния (200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035) - на сайте www.ravinia.org.
Фотографии к статье:
Фото 1. Мидори. Фото - Ravinia
Festival
Фото 2. Марин Олсоп и ЧСО. Фото - Ravinia Festival
Фото 3. Квартет “Такач”. Фото - Аманда Типтон
Фото 4. Милош Карадаглич. Фото - Кристоф Костлин
Комментариев нет:
Отправить комментарий