5 августа в 7.00 pm компания The Art Seen Films (директор - Эдди Аронофф) повторяет в большом Чикаго киноверсию спектакля “Борис” по мотивам драмы “Борис Годунов” А.Пушкина. Автор проекта и режиссер - Дмитрий Крымов. Продюсер - Леонид Роберман. Композитор - Дмитрий Волков. В ролях: Борис Годунов - Тимофей Трибунцев, Марина Мнишек - Виктория Исакова, Шуйский - Михаил Филиппов, Лжедмитрий - Мария Смольникова, Юродивый - Герман Лукомников. Театральное агентство Арт-Партнер XXI. Премьера спектакля прошла 10 октября 2019 года.
Крымов говорит о “Борисе Годунове” как о “вещи опаснейшей и сугубо
нетрадиционной”: “Пушкин написал это хулиганство двести лет назад, мы к нему
привыкли, как привыкают к разбитому окну. Оно уже не опасно, осколки уже не
режутся и из него уже не дует. Нужно искать остроту в другом месте. Может быть,
надо еще раз разбить”. И Крымов “еще раз разбивает окно”. “Борис” - блестящая
постмодернистская интерпретация пушкинской трагедии. Режиссер играет с
литературными, поэтическими и музыкальными смыслами, высмеивает мифы имперского
прошлого, высказывается о России и ее власти, смеется над “патриотизмом”.
Спектакль шел в помещении бывших Провиантских складов Музея Москвы на фоне
исторических артефактов времен Ивана Грозного и Бориса Годунова. Парад
великолепных актеров возглавляют Тимофей Трибунцев и Виктория Исакова. Сразу
после премьеры актеры менялись. Так, роль Марины Мнишек исполняли Ксения
Раппопорт, Паулина Андреева, Мириам Сехон, а в роли Шуйского в декабре 2019
года выступил писатель Дмитрий Быков. Незаменим был только исполнитель роли
Бориса Тимофей Трибунцев, лауреат премии “Золотая маска”-2020 за лучшую мужскую
роль. За два года до начала полномасштабной агрессии России против Украины эту
премию было еще не стыдно получить.
Перед премьерой киноверсии спектакля мне удалось пообщаться с Тимофеем Трибунцевым. Вот фрагменты нашей беседы.
- Вы помните вашу первую реакцию на предложение режиссера сыграть
Бориса?
- Пушкин, Крымов, я... - мне сразу это стало любопытно. Кастинг дерзкий...
Это моя первая работа с Крымовым. Было интересно.
- Как вы готовились к роли?
- Да как-то особой
подготовки не было. Учил текст, пытался понять, что хочет от меня режиссер, как
выстроить отношения с партнерами... Обычная работа. Конечно, репетиции с
Крымовым отличались от репетиций с другими режиссерами. Были свои нюансы.
- Вот это самое интересное. Поговорим о нюансах. Застольный период был,
или вы сразу вышли на сцену?
- Застольный период был, но не очень длинный. Один раз прочитали текст, и
уже на первой читке я был “на ногах”. Я не очень люблю застольные периоды. Мы
сразу пытались все пробовать на сцене.
- Как Крымов репетировал? Он показывал или рассказывал?
- По-разному. И показывал, и что-то рассказывал, и я что-то показывал и
что-то рассказывал, и мы все так делали... Мы придумывали свои тексты. Крымов
это любит.
- Вы предлагали свои идеи?
- Конечно. И были решения, которые остались в спектакле.
- Какие именно?
- Про это очень трудно рассказывать. Как расскажешь про живой процесс? На
репетициях все происходило очень органично. Крымов - не тот режиссер, который
ставит мизансцены и все. Такого нет. Мы вместе придумывали спектакль, и он
продолжает развиваться сегодня. Многие сцены стали для меня понятными только к
спектаклю шестому-десятому. Только тогда я их по-настоящему почувствовал.
- Что нового открыл вам Крымов в образе Бориса? Кто он - самодержец, палач или жертва обстоятельств?
- Я думаю, все вместе. Я играю живого человека в предлагаемых
обстоятельствах пьесы, спектакля, площадки...
- Как вам играется в таком НЕтеатральном пространстве, как Музей Москвы?
- Прекрасная площадка, как будто созданная конкретно для этого спектакля. Я
восхищен ею. Пространство помогает мне почувствовать ткань спектакля и себя в
нем. Мы пробовали играть в других местах, но было не так. Я считаю, что находка
такого места - это победа Крымова.
- Насколько контакт со зрителем ближе, интимнее в пространстве Музея?
- Там нет классической сцены. Мы работаем в самом низу, на уровне первого
ряда. Контакт со зрителями ближе, чем на традиционной сцене.
- Это дает возможность почувствовать мгновенную реакцию публики?
- В театре тоже есть такая возможность - почувствовать глаза и реакцию
зрителя, но в пространстве Музея все-таки ситуация специфическая. Мне очень
нравится играть в этом пространстве. Это большой опыт для меня.
- Когда вы играете Бориса, вы мысленно ставите себя на его место?
- Я не думаю в таких категориях. Пытаюсь существовать в сегодняшнем дне,
сегодняшней ситуации, с сегодняшними зрителями и партнерами. Это касается не
только Бориса, но и всех моих ролей.
- Мы увидим киноверсию “Бориса” с Викторией Исаковой в роли Марины
Мнишек. Эту роль играла Паулина Андреева, среди исполнительниц была Мириам
Сехон. Ваша игра меняется в зависимости от партнерши?
- Конечно, к каждой Марине у меня свое отношение. Спектакль всегда идет
немного по-другому. Разницу чувствую и понимаю только я, но для меня это важно.
- Так сложнее - каждый раз настраиваться на новую партнершу?
- Я люблю такие
экстремальные ситуации. Это не дает застояться крови. Все в движении, и от
этого движения получается жизнь.
- Вы играете человека, облеченного властью. Он - не простой....
- Я, честно говоря, не встречал простых людей. Мне
кажется, нет простых людей. Все люди сложные, уникальные. Каждый человек -
вселенная. Ходят рядом разные вселенные, соприкасаются друг с другом,
сходятся-расходятся...
О спектакле “Борис” в беседе со мной рассказала актриса Мария Смольникова: “Это первый спектакль, поставленный в Музее Москвы. Мы начинали репетиции в Театре Советской армии, потом еще где-то. Когда нет своего театра, приходится кочевать... Для спектакля Дмитрию Анатольевичу было важно найти правильную площадку и правильную атмосферу. Нашли мы это в Музее Москвы. На репетициях условия были ужасные. Я начинала репетировать, когда была беременна. Когда выпускали спектакль, я с двухмесячным сыном бегала в соседний кабинет администрации музея, кормила и бежала назад. Мы находились в огромном ангаре, где раньше ремонтировали машины разных важных чинов. Огромное, цементное, пыльное, холодное помещение без туалета - таким было наше пространство. У моего персонажа Лжедмитрия после всех репетиций к премьере осталась одна сцена... Мне кажется, самая интересная тема, которую мы выудили с Дмитрием Анатольевичем, - опасность нового поколения, которое дышит за спиной, и обреченная слепота государства. Я погружалась в то, какие сейчас подростки, как они живут, какие страшные условия в провинции. Нет нормального образования, пацаны предоставлены самим себе. Есть опасность, что в какой-то момент все вырвется наружу. Это страшно. Мы сделали попытку увидеть то, на что мы закрываем глаза”.
Nota bene! В большом Чикаго киноверсия спектакля “Борис”
демонстрируется 5 августа в 7.00 pm в кинотеатре The Wilmette Theatre (1122 Central Avenue, Wilmette, IL 60091). Билеты - на сайте
ticketing.useast.veezi.com/purchase/21147?siteToken=eym1b8zj89qyb17se01zmgtfww. Все новости о проекте The Art Seen Films - на сайте www.stagerussia.com/.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из спектакля “Борис”. Фото - Светлана Бедирханова
Фото 2-3. Сцены из спектакля “Борис”. Фото - Ксения Угольникова
Комментариев нет:
Отправить комментарий