Краса и гордость России, Заслуженный коллектив
России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской, Петроградской,
потом Ленинградской, а теперь опять Санкт-Петербургской филармонии приезжает на
гастроли в Чикаго. 23 февраля состоится единственный в этом сезоне концерт оркестра в
Чикагском симфоническом центре. В программе – Увертюра Дж.Россини к опере
“Севильский цирюльник”, Второй концерт С.Прокофьева для скрипки с оркестром
(солистка – Вильде Франг), Вторая симфония С.Рахманинова. За дирижерским
пультом – маэстро Юрий Темирканов.
В сезоне 2013-2014 годов художественный
руководитель Петербургской филармонии Юрий Хатуевич Темирканов отмечает двойной
юбилей – дирижеру исполняется семьдесят пять лет, двадцать пять из которых он
возглавляет Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Четверть века
Юрий Хатуевич находится на посту художественного руководителя и главного
дирижера! Дольше него (полвека!) этот пост занимал только легендарный Евгений
Мравинский.
“Фантастический
музыкант”, “дирижер от бога”, “русский Тосканини” - так говорят о Юрии
Темирканове его коллеги, критики, слушатели. Маэстро
выступал с крупнейшими оркестрами мира: Берлинским, Венским, Филадельфийским,
“Концертгебау” Амстердама, Кливлендским, Нью-Йоркским. Дирижировал он и
Чикагским симфоническим оркестром.
“К какой эпохе вы себя относите?” – спросили
как-то у Темирканова. Дирижер ответил: “К ХIХ веку. Особенно к первой
четверти. Психологически мне это близко. Мне кажется, именно ХIХ век
ассоциируется с понятием “имею честь”. И мне это приятно и дорого. В ХХ этого
почти не было: были лишь исключения, подтверждающие общее правило. Система
отменила мораль как таковую”.
Среда обитания Темирканова - Петербург, книги и друзья.
Музыкант говорит: “Я живу в историческом центре Петербурга, на улице Гоголя. Сама квартира - это
квартира Писемского. Недалеко дом, где жил Гоголь, через улицу жил
Чайковский,
напротив - Пиковая дама, направо - дом, где Достоевский жил. Работаю в здании Дворянского собрания. Петербург меня, как бы это сказать
точнее, - сконструировал что ли. Я вообще не представляю, что мог бы жить
где-то в другом месте. Люблю ездить, люблю бывать в разных странах и разных
залах, но жить хочу и могу только в Петербурге. Я юридически по рождению не
петербуржец, но это мой город. (Я цитирую слова Темирканова о любимом городе.) У меня нет любимых улиц в
Петербурге. У меня есть понятие “Петербург”, есть запах, отношение. Я знаю все
столицы и был там многократно. Есть замечательные города. Даже не Париж, а
Прага гораздо интереснее, мне так кажется. Рим - это чудо. Я сожалею, что не
родился в Италии. Вена - тоже чудесный город. Но единственный город в мире,
который по-настоящему является столицей государства, - это Петербург. Петербург
- единственный город, где вы должны ходить в галстуке. А в Париже, в Риме вы
можете ходить без галстука и на “ты” перейти с этими городами. А с Петербургом,
прожив здесь всю жизнь, вы на “ты” никогда с ним быть не можете. Чудо какое-то
необъяснимое, правда?”
Как-то у дирижера спросили: “А с какой мелодией у вас ассоциируется
Петербург?” Темирканов не думал долго над ответом: “Когда я о чем-то высоком
думаю, у меня всегда звучит в душе Бах. Это не относится ни к городу, ни к
нации. Потому что Бах ведь не композитор, Бах - явление. Даже Чайковского, даже
Моцарта можно представить как людей, которые что-то создавали: они садились и
работали - писали гениальную музыку. А Бах, такое впечатление, что он не
композитор, он просто фиксировал то, что ему говорил Бог. Петербург - это
настолько высоко, поэтому я говорю о Бахе. Петербург - это понятие. Это не
географическое, а духовное явление. Петербург - мистический город, который не
допускает к себе никого”.
“Наше время дало гениев?” – спросили у Темирканова. Он ответил: “Конечно,
Прокофьев, конечно, Шостакович. Они - явления поразительные. Прокофьев, я
думаю, - Моцарт ХХ века. Шостакович - Пимен ХХ века. Он написал, как мы
пережили этот век, написал историю нашей души. Ужасную историю нашей жизни, нашей
духовной жизни”. А на вопрос, что для вас в вашей профессии самое важное, Юрий
Хатуевич ответил: “Моя работа, мое призвание - в какой-то мере это работа
проповедника. Я думаю (может быть, наивно), что люди, которые пришли сегодня в
концерт и послушали великую музыку, сделают чуть-чуть меньше подлости завтра. Я
ведь не пишу музыку, а дирижирую, и потому между гениальным автором и публикой
являюсь посредником, как поп. Он же тоже Библию не написал, а прихожанам именно
он трактует ее. Он им говорит, что говорил Бог. И я тоже как бы проповедник.
Вот открываю партитуру гениев - Моцарта, Чайковского, Мусоргского - и говорю:
смотрите, что волновало этих людей, послушайте, какие чуткие были у них сердца.
Музыка передает все”.
В 2011 году мне посчастливилось побеседовать с
дирижером. Юрий Хатуевич сказал о большой ответственности, которую оркестр
всегда чувствует, выступая в Чикаго.
-
В Чикаго очень подготовленная публика, потому что Чикагский симфонический
оркестр – один из самых великих оркестров мира.
-
Поэтому ваши выступления
привлекают такое внимание. Меломаны сравнивают оркестры.
-
В Америке есть много городов с великими оркестрами. Так уж исторически
сложилось. Филадельфия, Чикаго, Бостон, Кливленд, Нью-Йорк, Лос-Анджелес...
Звук этих оркестров просто потрясающий.
-
Со времен Райнера и Шолти говорят
об особом “чикагском” звуке Чикагского симфонического оркестра. А в чем
отличительная особенность вашего оркестра? Как бы вы определили звук оркестра
Санкт-Петербургской филармонии, если, вообще, звук можно определить словами?
-
Трудно выразить это словами. Я думаю, что мы сумели сохранить лучшие
качества, которые были до нас в этом оркестре. У оркестра есть свое лицо – это
главное.
-
Вы возглавляете оркестр
Санкт-Петербургской филармонии более двадцати лет. Можно ли сказать, что
взаимоотношения с оркестром строятся у вас по принципу “оркестр-дом”?
-
В общем, это так и есть. По крайней мере, я всегда стремился к тому, чтобы
оркестр для всех музыкантов и для меня был домом, храмом, куда мы приходим не
работать, а служить. В последние годы все в мире стало таким материальным, что
удерживать это очень сложно. Но надеюсь, что у нас пока получается.
-
У вас огромный опыт работы с симфоническими
оркестрами Европы и Америки. Что хорошего из этого опыта вы переняли для себя,
а что оставили в тех оркестрах?
-
Отношение к работе на Западе гораздо ответственнее, чем в России. Это
относится не только к музыке, но в сфере музыки это особенно чувствительно. Из
негативного опыта – но это, наверно, нельзя говорить в Америке – слишком
большое вмешательство профсоюзов в творческую часть. Конечно, замечательно, что
есть профсоюзы, есть люди, защищающие права музыкантов. У нас такого нет. Но
только не надо в этом переходить границы.
-
Про одного дирижера можно
сказать, что он – ярко выраженный симфонический дирижер, про другого – что он является специалистом в оперном
дирижировании. Уникальность вашего опыта состоит в том, что вы успешно
дирижируете как оперой, так и симфонической музыкой. Где вам интереснее: в оперном
театре или в концертном зале с оркестром?
-
Из всех музыкальных жанров высшим проявлением музыки я считаю музыку
симфоническую. Поэтому мне интересней всего работать с симфоническим оркестром.
Особенно сегодня. В последние годы я стал меньше ездить. Мне кажется, что
дирижеру всегда приятнее работать с оркестром, который он знает лучше всех и
который знает его лучше всех. Такая работа гораздо результативнее. Поэтому я
предпочитаю больше работать со своим оркестром, чем с великими, но другими.
Юбилейный сезон оркестра и маэстро Темирканова
предельно насыщен. Открыла сезон поездка по странам Европы, в рамках
которой оркестр принял участие в самых престижных музыкальных фестивалях, в
числе которых - Люцернский, Брукнеровский, фестиваль классической музыки в
Монтре-Веве (Швейцария). В январе 2014 года оркестр побывал на гастролях в
Японии, а с 12 февраля оркестр проводит крупное турне по городам Америки.
Позади – концерты в Нью-Йорке (Карнеги-холл), Ньюарке, Форт-Лодердейле
(Флорида), Сарасоте, Лафайетте (Purdue University, штат
Индиана), Энн-Арбор (штат Мичиган). После Чикаго оркестр отправится в
Калифорнию и Мексику.
Во Втором скрипичном концерте С.Прокофьева солирует талантливая
двадцатисемилетняя норвежская скрипачка Вильде Франг. Она играет на скрипке с
четырех лет. В двенадцать (в 1998 году) она уже выступала с Марисом Янсонсом и
Филармоническим оркестром Осло. С тех пор активно гастролирует по всему миру.
Nota bene! Концерт Симфонического
оркестра Санкт-Петербургской филармонии состоится 23 февраля 2014 года в 3 часа
дня в Чикагском симфоническом центре по адресу: 220 S.Michigan Ave, Chicago, IL 60604. Билеты можно заказать по телефону (312) 294-3000
или зарезервировать на сайте Симфонического центра http://www.cso.org/.
Фотографии к статье:
Фото 1. Юрий Темирканов дирижирует Фото 2. Юрий Темирканов
Фото 3. Оркестр Санкт-Петербургской филармонии
Фото 4. Юрий Темирканов
Комментариев нет:
Отправить комментарий