Одно из самых известных произведений мировой
драматургии – пьеса Генрика Ибсена “Гедда Габлер” – идет в эти дни на
сцене Writers Theatre в
постановке режиссера Кимберли Синьор (перевод с норвежского Николаса Рудалла).
Отец Генрика Ибсена, разорившийся коммерсант, вряд
ли мог предположить, что его сын, начинавший свой путь в качестве аптекаря,
окажется поэтом, писателем, прославит Норвегию и перевернет представление о
театральной драматургии, став родоначальником “новой драмы”.
Пьеса “Гедда Габлер” написана и опубликована в
1890 году. Премьера спектакля состоялась 26 февраля 1891 года в Национальном театре
Кристиании (ныне – Осло). Поведение и поступки Гедды вызвали у зрителей шок.
Шок не прошел и через сто двадцать три года после премьеры. (Судя по вздохам и
восклицаниям в зале, для многих зрителей сюжет пьесы оказался откровением.)
Властная и свободолюбивая, Гедда не признает обыденности и яростно борется с
ней. Муж, тетушка мужа, друзья – все персонажи вызывают у нее раздражение.
Последней каплей становится самоубийство коллеги мужа и ее бывшего любовника Эйлерта
Левборга. Она верила, что он сделает это красиво, а он оказался, как все, и
смерть получилась у него такой же нелепой, как и жизнь. Не сумев победить
обыденность, не желая ни от кого зависеть, Гедда убивает себя...
Ибсен сыграл огромную роль в истории русского
театра. В России и в СССР с успехом шли его пьесы “Кукольный дом” и “Дикая
утка”. Но первой в этом ряду идет пьеса “Гедда Габлер”. Она была впервые сыграна
21 марта 1892 года французской труппой Михайловского театра в Санкт-Петербурге.
19 февраля 1899 года премьера “Гедды Габлер” состоялась в МХТ. Режиссером
вполне реалистического спектакля был К.С.Станиславский. Совсем другое –
символистское - прочтение пьесы предложил В.Мейерхольд, поставивший “Гедду
Габлер” в 1906 году в Театре Веры Комиссаржевской. Великая русская
актриса исполнила главную роль. Спустя сто лет российские режиссеры продолжают
обращаться к пьесе Генрика Ибсена. Около десяти лет назад Миндаугас Карбаускис
поставил “Гедду...”
в “Мастерской Петра Фоменко”, а сейчас на сцене Александринского
театра “Гедда
Габлер” идет в постановке Камы Гинкаса. Режиссер называет пьесу Ибсена
гениальной. Он говорит: “Гедда Габлер
не протестует. Она просто не встанет в общий ряд. Раньше это называлось рок,
судьба. Гедда сама вершит свою судьбу. Она сама вышла замуж, сама указала, где
жить. Она расставляет пешки и смотрит, как эти пешки будут действовать согласно
тем ловушкам, которые она подстроила. Но выясняется - никакими пешками она не
управляет. Пешки управляют ею. Точнее, жизнь управляет ею. Обыкновенная,
повседневная, нормальная, пошлая жизнь. Пошлость - это обыденность в чеховском
понимании. Жизнь поглощает, покрывает все наши попытки вырваться какой-то
спокойной, безразличной, повседневной пленкой. Вот с чем не хочет мириться
Гедда Габлер. Она - единственный человек, который не говорит ни одного слова
неправды. Выглядит это дико, часто - бесчеловечно. Так не поступают. А она
поступает так: прямо, четко и непримиримо. В начале пьесы заявляет “Во всяком
случае у меня всегда есть револьвер”, в конце пьесы спокойно и сознательно пользуется
им. “Ну так же не делают!” - восклицает в финале один из персонажей. А как
делают? Врут, крутятся, говорят неискренние вещи, смиряются с унизительными
обстоятельствами, убивают друг друга, не замечая этого. Гедда, как проявитель,
видит партнера насквозь со всеми его интеллигентными, цивилизованными
“примочками”. С теми, которые помогают нам с вами жить”.
“Гедда Габлер” в Writers Theatre - по-хорошему
старомодный, реалистический спектакль с замечательными актерскими работами.
Таков почерк Кимберли Синьор. Я вспоминаю ее недавний спектакль “4000 миль” в Northlight Theatre. Там
тоже не было ничего показного, ничего лишнего, что могло бы отвлечь или
развлечь зрителя.
Синьор не старается поразить нас неожиданными
режиссерскими приемами. Главное в ее спектаклях – бережное отношение к
авторскому слову. Уютный гарнитур, заваленный цветами стол, уходящая в сад
(вишневый?) веранда, узкое длинное платье героини - все узнаваемо, все из того
века, все логично и оправданно. И если в начале спектакля героиня достает
пистолет, значит, так задумано автором, значит, как у Станиславского, пистолет
выстрелит в финале.
В роли напряженной, нервной Гедды Габлер – Кейт
Фрай. Уже в первой сцене актриса показывает обреченность своей героини. Ни муж,
ни пылкий любовник не могут остановить ее стремление к смерти. “Танец” Гедды
Габлер продолжается четыре акта, и Кейт Фрай стоически выдерживает это нелегкое
испытание. Ее работа в этом спектакле достойна самых высших похвал. Мы видели
Фрай в спектакле прошлого сезона “Письма” в постановке той же Синьор. У актрисы
– огромный послужной список сыгранных ролей и две премии “Джефф”. Я думаю, за
бенефисную роль Гедды у нее есть все основания рассчитывать на третью.
Достойными партнерами Фрай стали Шон Фортунато в
роли влюбленного мужа, аспиранта кафедры истории культуры Йоргана Тесмана -
само воплощение обыденности, и - по контрасту с ним - харизматичный Марк
Монтгомери в роли Эйлерта Левборга.
В остальных ролях: Барбара Фиггинс (Фрекен Юлиане,
его тетка), Тиффани Скотт (Фру Tea Эльвстед), Скотт Паркинсон (Асессор Бракк),
Кэтлин Рул (Берта, служанка в доме Тесмана).
Сезон The Writers Theatre завершится мировой премьерой мюзикла Алана
Шмуклера “Дни, похожие на сегодняшний” (”Days Like Today”, 6 мая – 13 июля 2014 года) по книге Лоры Эсон в
постановке художественного руководителя театра Михаэля Халберстама. Малая сцена
театра (в помещении книжного магазина “Books on Vernon”) посвящает новый сезон творчеству ирландского
драматурга Конора Макферсона. В эти дни (до 16 февраля) идет его пьеса “Port Authority” (режиссер – Уильям Браун), а вскоре состоится американская
премьера пьесы Августа Стриндберга - еще одного певца декаданса и разрушения -
“Танец смерти” (“The Dance of Death”, 1 апреля – 20 июля) в новой версии Макферсона. Режиссер – Генри Вишкампер.
Спектакль “Гедда Габлер” идет до 16 марта. The Writers’ Theatre, 325 Tudor
Court, Glencoe, IL 60022. Справки и заказ билетов в кассе театра по адресу
(обратите внимание – другой адрес!): 376 Park Avenue, Glencoe, IL 60022, по телефону 847-242-6000 или на сайте www.writerstheatre.org. Стоимость билетов - $60. С этого года в театре действует специальное предложение
для тех, кто воспользуется Metra’s Union Pacific North Line, чтобы добраться до театра. Сделайте свою фотографию внутри поезда,
выложите ее на Фейсбук или в Твиттер с тэгом @writerstheatre #HeddaGabler, покажите этот пост в кассе театра и получите $5 наличными (при этом билет
от центра Чикаго до театра стоит $4.75).
Фотографии к статье:
Фото 1. Гедда Габлер – Кейт Фрай, Марк Монтгомери
- Эйлерт Левборг, Асессор Бракк - Скотт Паркинсон, Йорган Тесман - Шон
Фортунато. Сцена из спектакля “Гедда Габлер”. Фото – Майкл БросилоуФото 2. Гедда Габлер – Кейт Фрай, Асессор Бракк - Скотт Паркинсон. Сцена из спектакля “Гедда Габлер”. Фото – Майкл Бросилоу
Комментариев нет:
Отправить комментарий