18 сентября Девятой симфонией Людвига ван Бетховена
начнется новый (2014-15 годов), сто двадцать четвертый сезон Чикагского
симфонического оркестра (далее – ЧСО). За дирижерским пультом – музыкальный
руководитель оркестра Риккардо Мути. О концертах ЧСО я буду подробно
рассказывать в течение всего сезона в постоянной рубрике “Музыкальное
обозрение”. А сейчас – новости о персоналиях и краткое обозрение будущего
сезона.
В феврале этого года стало известно об уходе со своего
поста президента ЧСО Деборы Раттер. С 1 сентября она заняла пост
президента Центра искусств имени Джона Кеннеди в Вашингтоне. 3 сентября
председатель Совета директоров ЧСО Джей Хендерсон объявил имя нового президента
оркестра. Им стал бывший президент Ванкуверского симфонического оркестра Джеф
Александер.
Жена нового президента – выпускница Джульярдской
школы, пианистка Кейко Александер.
Маэстро Риккардо Мути с воодушевлением говорит о будущей совместной работе
с новым президентом: “Я счастлив, что Джеф Александер принял предложение занять
пост президента оркестра. У него много замечательных качеств, особенно
подкупают его искренность и подлинное увлечение музыкой. Надеюсь, что новое назначение позволит
оркестру достичь еще больших успехов“.
В коротком заявлении для прессы Джеф Александр сказал: “Как и весь мир, на
протяжении многих десятилетий я с восхищением слушаю ЧСО. С восторгом ожидаю
совместной работы с прославленным коллективом и маэстро Мути”.
Один из тех, кто хорошо знает Джефа Александера, - президент и директор по маркетингу Театра музыки и танца “Харрис” Майкл
Тикнис. Он работал директором по маркетингу в Симфоническом оркестре
Цинциннати, где генеральным менеджером служил Александер. Тикнис вспоминает: “Я
знаю Джефа двадцать пять лет. Он - во всех отношениях замечательный коллега и
друг: веселый и доброжелательный, осторожный
и решительный, тихий и очень хорошо
осведомленный. Иногда сбивает с толку его мягкая
манера поведения в связке со способностью понять, убедить и принять решение”. Тикнис убежден, что Александер не будет иметь никаких проблем, выстраивая
продуктивные рабочие отношения с
маэстро Мути: “Я не сомневаюсь, Джеф
полностью понимает проблемы, с которыми он столкнется в Чикаго. Я видел, как он
умело выходил из трудных ситуаций.
У него есть опыт музыканта и интеллект сильного
менеджера и дипломата”.
Безусловно, Джеф Александер прекрасно понимает, что
ЧСО нельзя сравнивать с Ванкуверским. Ежегодный бюджет канадского оркестра –
тринадцать миллионов долларов, в ЧСО – семьдесят четыре. В составе
Ванкуверского оркестра – семьдесят три музыканта, в ЧСО – сто четыре
исполнителя. И самое главное – ЧСО, в отличие от Ванкуверского, безусловно
относится к лучшим симфоническим оркестрам мира. Чикагский оркестр – главное
достояние города, и, как недавно сказал маэстро Мути, страны.
В зале, где выступает Ванкуверский симфонический
оркестр, на некоторых концертах устанавливаются огромные экраны по обеим
сторонам от сцены. Впервые подобное нововведение появилось в 2004 году. В
интервью газете “New York Times”
Александер сказал, что экраны – “новая великолепная причина посещать концерты”.
Мы знаем, что подобная практика уже несколько лет с успехом используется на
фестивале в Равинии, но там это делается для тех, кто располагается на лужайке
далеко от павильона. А в Симфоническом центре представить экраны трудно.
Интересно, как отнесется к этой идее маэстро Мути, если Александер захочет
принести ее с собой в Чикаго?
Итак, решение принято. В ЧСО – новый президент.
Решение неожиданное даже для посвященных. Говорят, ставка была специально
сделана на руководителях второго эшелона оркестров. К слову сказать, Дебора
Раттер появилась в Чикаго тоже не из Бостона, Кливленда или Берлина, а из
Сиэттла, где она успешно руководила местным симфоническим оркестром, уровень
которого далек от уровня чикагского. Говорят, администрация оркестра торопилась
с выбором, поскольку на осень запланировано турне ЧСО по европейским столицам.
Негоже, мол, оркестру отправляться за океан без президента. Говорят, Александер
был одним из двух финалистов “гонки”, его выбрал сам Риккардо Мути... Много
чего говорят по этому поводу, но дело сделано. Поживем – увидим...
К обязанностям президента Александер приступит 12 января 2015 года. Ему
прежде всего придется заполнить две ключевые вакантные позиции. Летом
освободились места вице-президента оркестра по работе с артистами и аудиторией,
а также директора по работе с артистами. Марта Гилмер, работавшая в оркестре с
1976 года (тридцать пять лет!) объявила, что с 24 сентября возглавит
Симфонический оркестр Сан-Диего, а Ник Винтер – директор по работе с артистами
с 2009 года, блестящий знаток русского языка (какое-то время он жил в
Санкт-Петербурге) – с 24 сентября займет такой же пост в Сан-Францисском
симфоническом оркестре. Сразу подумалось, что перед очередной суровой чикагской
зимой народ срочно перемещается в Калифорнию. А если серьезно, то мне кажется,
администрация ЧСО понесла серьезные потери. Гилмер и Винтера заменить будет
нелегко. Им мы обязаны появлением в Чикаго многих выдающихся артистов, новых
программ, фестивалей, образовательных проектов. Кто придет на их место, мы
узнаем совсем скоро. А пока – от “персональных дел” администрации оркестра
перейдем к творческой стороне дела и посмотрим, что нам ждать от нового сезона
ЧСО.
На пресс-конференции итальянский маэстро вспомнил, что
обратить внимание на музыку Скрябина ему помог великий Святослав Рихтер.
Дирижер предсказывает, что в будущем Скрябин станет таким же популярным, как
Густав Малер. А вообще русской музыки в Симфоническом центре будет много.
С.Прокофьев (среди произведений - кантата “Александр Невский”, первое
исполнение ЧСО), И.Стравинский (“История солдата”), С.Рахманинов
(“Симфонические танцы”), Д.Шостакович (Симфонии N8 и N11)...
“От Берлиоза до Булеза” – так называется серия концертов
французской музыки. Прозвучат одноактная опера-балет М.Равеля “Дитя и
волшебство”, поэма для солистов, женского хора и оркестра “Дева-избранница” и
опера “Пеллеас и Мелизанда” К.Дебюсси, сочинения Ф.Пуленка и О.Мессиана.
Кульминацией сезона обещают стать торжества, посвященные девяностолетию со дня
рождения французского композитора, дирижера-лауреата ЧСО Пьера Булеза. Риккардо
Мути назвал его наиболее важной фигурой в современном музыкальном искусстве.
Кроме русской и французской музыки в большом объеме
будет представлена, как сказал Мути, “четверка немецких ортодоксов”: Бах,
Бетховен, Брамс, Брукнер. Только из Баха мы услышим Бранденбургские концерты,
Хорошо темперированный клавир, Партиты, Сонаты, оркестровые произведения...
Запланированы мировые премьеры новых сочинений
композиторов-резидентов ЧСО Анны Кляйн и Мейсона Бейтса.
В планах на будущий сезон - турне оркестра по Европе, в
рамках которого состоится первый в истории оркестра концерт в Варшаве,
выступление в Париже и недельные гастроли в Вене, где ЧСО исполнит три разные
программы. В январе 2015 года состоятся три концерта оркестра в Карнеги-холле.
Десятый сезон Симфонический центр приглашает зрителей на интереснейшую
программу “Вокруг произведения”, креативным директором которой является
английский музыковед и композитор Джерард Макберни. Темы нового сезона –
творчество П.Булеза, Третья симфония И.Брамса и музыка М.Равеля.
Снова в Чикаго мы услышим скрипачей Гила Шаама и Анну-Софию Муттер,
виолончелиста Йо Йо Ма, Венский хор мальчиков, увидим за дирижерским пультом
Бернарда Хайтинка, Эса-Пекка Салонена, Семена Бычкова, Василия Петренко. Некоторые музыканты ЧСО на несколько вечеров
превратятся в солистов. Среди них - концертмейстер оркестра
Роберт Чен, ассистент концертмейстера Стефани Енг, концертмейстер группы флейт Мэтью Дюфор,
концертмейстер группы труб Кристофер Мартин.
В новом сезоне состоятся сольные концерты выдающихся пианистов
современности Евгения Кисина, Даниила Трифонова, Мюррея Перайи, Андраша Шиффа,
Маурицио Поллини, Пьера-Лорана Эмара, Оли Мустонена.
Среди новых лиц – победитель Международного конкурса имени королевы
Елизаветы российский пианист Денис Кожухин (Фортепианный концерт М.Равеля для
левой руки с оркестром) и немецкая пианистка японского
происхождения Элис Сара Отт (Третий фортепианный концерт Б.Бартока), меццо-сопрано Екатерина
Губанова (Девятая симфония Л.ван Бетховена), тенор Сергей Скороходов (Первая
симфония А.Скрябина), американский пианист Орион Вайс (Двадцать пятый
фортепианный концерт В.А.Моцарта).
В серии “Оркестры мира” выступят три филармонических оркестра: Лондонский
под управлением Владимира Юровского, Роттердамский под управлением Янника Незе-Сегена (дебют канадского маэстро
французского происхождения в Чикаго) и Сеульский под управлением
Мюнг-Вун Чунга.
Невозможно сразу перечислить даже малую часть всех
мероприятий, которые пройдут в Симфоническом центре в новом сезоне. Я обещаю делать это постепенно, неделя за неделей. Читайте “Музыкальное обозрение” и приходите на концерты великого оркестра!
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на
все концерты сезона можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе
по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Чикагского симфонического
оркестраФото 2. Чикагский симфонический центр
Фото 3. Джеф Александер. Фото - East Side Epix Studios
Фото 4. Дирижирует Риккардо Мути. Фото – Тодд Розенберг
Фото 5. Чикагский симфонический оркестр. Фото – Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий