19 сент. 2014 г.

Энтони Фрейд: “Чем тяжелее время, тем важнее искусство”. Эксклюзивное интервью с генеральным директором Лирик-оперы Чикаго


5 февраля 1954 года оперой В.А.Моцарта “Дон Жуан” в Чикаго открылся новый оперный театр. Свое название труппа позаимствовала у итальянцев: “Il teatro lirico. В составе исполнителей значились лучшие голоса Европы и США: Никола Росси-Лемени (Дон Жуан), Элеонор Стебер (Донна Анна), Джон Браунли (Лепорелло). За дирижерским пультом стоял американский дирижер итальянского происхождения Никола Рескиньо.

Спустя шестьдесят лет в театре готовится новая постановка бессмертного моцартовского шедевра. Репетиции проводит художественный руководитель Goodman Theatre Роберт Фоллс. Нас ждет великолепный состав исполнителей во главе с Мариушем Квеченем (Дон Жуан) и Мариной Ребекой (Донна Анна). Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Премьера назначена на 27 сентября.

О юбилейном сезоне, первых шестидесяти годах жизни одного из лучших оперных театров мира и о том, есть ли у оперы будущее, - в эксклюзивном интервью генерального директора Лирик-оперы Энтони Фрейда.

-        Что вы ожидаете от “Дон Жуана” Роберта Фоллса?

-        Когда я возглавил театр, контракты с Мариушем Квеченем и Мариной Ребекой были подписаны. Я был тем человеком, кто как раз пригласил Роберта Фоллса. Мы неоднократно обсуждали с ним концепцию будущего спектакля, я видел дизайн постановки. Мне кажется, спектакль получается очень живым, современным и интересным.

-        Хорошая идея - приглашать режиссеров чикагских театров. Я помню замечательный “Макбет” в постановке художественного руководителя Чикагского шекспировского театра Барбары Гейнс...

-        Для меня опера – это слияние музыки и театра. Поэтому я приглашаю для постановок режиссеров из мира драматического театра. Так было в прежние годы в театрах, где я работал, и так сейчас происходит в Лирик-опере. В прошлом сезоне у нас работали замечательные американские режиссеры Арин Арбус (“Травиата”), Роб Эшфорд (“Севильский цирюльник”), английский режиссер Джон Кейрд (“Парсифаль”). В будущих сезонах эта традиция продолжится.


В юбилейном сезоне Лирик-опера представляет десять опер. В репертуар включены восемь: кроме новой постановки “Дон Жуана”, это “Каприччио” Р.Штрауса (постановка Метрополитен-оперы), “Трубадур” Дж.Верди (совместная постановка Лирик-оперы, Метрополитен-оперы и Оперы Сан-Франциско), “Порги и Бесс” Дж.Гершвина (постановка Вашингтонской национальной оперы), “Анна Болейн” Г.Доницетти (совместная постановка Лирик-оперы и Оперы Миннесоты), “Тоска” Дж.Пуччини (новая постановка совместно с Хьюстонской оперой), “Тангейзер” Р.Вагнера (новая для Чикаго постановка принадлежит Ковент-гардену), “Пассажирка” М.Вайнберга (премьера Лирик-оперы, оригинальная постановка Музыкального фестиваля в Брегенце). После основного сезона Лирик-опера покажет новую мариачи-оперу “Прошлое не закончено” (“El Pasado Nunca Se Termina”) - вторую испаноязычную оперу в истории театра. Юбилейный сезон закроется мюзиклом Р.Роджерса и О.Хаммерстайна “Карусель”.

“Пассажирка” – триумф человеческого духа


-        Будущий сезон выглядит более или менее предсказуемым за исключением одной оперы – “Пассажирка” Мечислава (Моисея) Вайнберга. Я бы хотел поговорить с вами о ней более подробно. Почему вы решили показать “Пассажирку” чикагскому зрителю?

-        О “Пассажирке” я узнал от режиссера Дэвида Паунтни, с которым мы долгие годы сотрудничаем. Он рассказал, как обнаружил эту оперу и как собирался поставить ее в 2010 году в Брегенце. В то время он был интендантом оперного фестиваля в этом австрийском городе. Там, в Брегенце, я впервые увидел “Пассажирку”. Спектакль поразил меня музыкой, темой, содержанием... Он получился настолько замечательным, что мне захотелось показать его американскому зрителю. Лирик-опера показывает оригинальную постановку, но с другими исполнителями. Герои оперы говорят на восьми языках: русском, польском, немецком, французском, греческом, идиш, чешском, английском. Мы оставляем многоязычие, которое было на премьере в Брегенце. Большинство хоровых сцен исполняется на русском языке. Премьера оперы состоялась спустя сорок два года после ее создания. “Пассажирка” - первая опера Вайнберга. Написана по заказу Большого театра, но была запрещена и не исполнялась при жизни композитора. Пресекалась каждая попытка исполнить оперу не только в СССР, но и в странах Восточной Европы. Сейчас Вайнберг известен как один из самых значительных композиторов второй половины XX века, живших в бывшем Советском Союзе, но, мне кажется, его музыка до сих пор не получила должного признания в мире. Вайнберг был близким другом Шостаковича.

-        ...и находился под его большим влиянием. Шостакович высоко отзывался о “Пассажирке”.

-        Я бы сказал, влияние было двусторонним. Шостакович тоже следил за творчеством Вайнберга и многое перенял у него. Осталось огромное музыкальное наследие Вайнберга: симфонии, оратории, оперы, камерные произведения.

-        Можно ли сказать, что ваш интерес к этой опере связан с личными мотивами, а именно с биографией ваших родителей – венгерских евреев, чудом спасшихся от нацистских лагерей смерти?

-        Мой отец уехал из Венгрии в 1939 году и как беженец попал в Англию. Моей маме повезло меньше. Ее арестовали и этапировали в Аушвиц в 1944 году. Чудом избежав смерти, она – тоже как беженка - попала в Англию в 1947 году. Они встретились в Лондоне в начале пятидесятых... Я бы не хотел преувеличивать мои личные мотивы при выборе “Пассажирки”. Мое прошлое связано с послевоенной Европой.

 
Энтони Фрейд не говорит на венгерском языке. Виноваты родители. Они ничего не делали для того, чтобы сын сохранил родной язык, и никогда не говорили при нем по-венгерски. Его мама рассказывала ему об ужасах Аушвица. Папа говорил о своем детстве в Венгрии, о том, как ему удалось бежать из страны и поселиться в Англии, вспоминал историю своего брата. Дядя Энтони Фрейда писал стихи, учился в Сорбонне. Когда Францию оккупировали нацисты, присоединился к Движению сопротивления. Его схватили, депортировали в Аушвиц, и там он погиб. Практически все родные с материнской и отцовской линий были уничтожены во время войны. Тем не менее для Фрейда важна не тема, а то, как она выражена в произведении искусства.

-        Я инстинктивно настроен критично по отношению к сочинениям, созданным под влиянием военной темы. Многие из них сентиментальны, мелодраматичны, недостаточно глубоки. Опера Вайнберга “Пассажирка” выглядит одним из немногих исключений из этого списка. Тема раскрыта умным мастером. Раскрыта жестко, трезво, без всяких сантиментов. В первом акте оперы главным персонажем является бывший офицер СС Лиза, но затем в центр повествования выходит бывшая заключенная Марта. Мы так никогда и не узнаем, выжила ли Марта в действительности в Аушвице или это плод воспаленного воображения Лизы. Нет ответа на этот вопрос, но это и не важно. “Пассажирка” - триумф человеческого духа. Последняя сцена оперы – потрясающий по лиризму плач Марты (в финале она появляется в современной одежде): “Никогда не забудем друзей, погибших в Аушвице”. Для меня это - прекрасный и неожиданный финал сложного, глубокого произведения... Будучи генеральным директором Гранд-оперы Хьюстона, я включил “Пассажирку” в репертуар театра на сезон 2013-14 годов. Американская премьера прошла в Хьюстоне в январе 2014 года. В июле оперу услышали на фестивале в Линкольн-центре в Нью-Йорке. Опера получила хорошие рецензии и в Хьюстоне, и в Нью-Йорке. Надеюсь, премьера в Чикаго станет такой же успешной. В серии “Опера без границ” (“Lyric Unlimited”) мы проведем ряд мероприятий, посвященных “Пассажирке”. Планируется даже специальный симпозиум под эгидой Chicago Humanities Festival. Надеюсь, все эти мероприятия привлекут внимание общественности к замечательной опере.

 
“Занимаюсь любимым делом”

 
Пятидесятишестилетний Энтони Фрейд родился и вырос в Уимблдоне - юго-западном пригороде Лондона. “После всех ужасов войны мне повезло – у меня было счастливое детство.” С четырех лет Энтони посещал оперные спектакли, с двенадцати - не пропускал ни одного, в четырнадцать четко знал, что хочет руководить оперной компанией.

-        Моя юность пришлась на начало семидесятых - “золотая эпоха” в культурной жизни Лондона. Будучи подростком, я открыл в себе страсть к опере, театру, танцу, музыке.

-        Я понимаю, когда подростки хотят быть актерами или режиссерами. Согласитесь, желание руководить оперной компанией несколько необычно?

-        Пожалуй, но мне оно казалось вполне естественным. Я никогда не хотел выступать на сцене. Может быть, потому, что не хотел быть на вторых ролях. Я не певец и не актер. За сорок пять минут – один час, что я добирался из Уимблдона до театров и оперы Лондона, я планировал сезоны, составлял списки певцов… Я - один из немногих счастливцев, кто может сказать, что его мечты осуществились. Занимаюсь любимым делом. При этом я с удовольствием учился юриспруденции, получил диплом адвоката. Правда, без особого чувства влюбленности, как многие из моих коллег.

 
В 1978 году Энтони Фрейд с отличием окончил юридический факультет Королевского колледжа (Kings College) в Лондоне. “Я выбрал это учебное заведение потому, что оно располагалось между Sadlers Wells Theatre и Национальным театром”, - смеется Фрейд. Шутки шутками, но через год после окончания колледжа Фрейд ушел... в театр.

Профессиональную карьеру менеджера он начал в известном лондонском Sadlers Wells Theatre. Фрейд проработал там с 1980 по 1984 годы. В театре проходили гастроли балетных и танцевальных трупп, оперные спектакли. Среди артистов, с которыми подписывал контракты Фрейд, были Марсель Марсо и Пина Бауш.

-        Моей первой оперной компанией стала Национальная опера Уэльса. Я начал работать там в 1984 году под началом тогдашнего директора театра сэра Брайана Макмастера. В 1991 году он оставил оперу и в течение пятнадцати лет работал директором Эдинбургского театрального фестиваля. Брайан научил меня многому в плане управления оперной компанией. После нескольких лет работы я стал директором отдела по работе с артистами, занимался планированием оперных сезонов. В 1992 году я ушел из Национальной оперы и переехал в Голландию, где в течение трех лет работал исполнительным продюсером фирмы Philips Classics (подразделение на тот момент крупнейшей в мире звукозаписывающей фирмы PolyGram в Амстердаме. - Прим. автора.), сотрудничал с выдающимися музыкантами Бернардом Хайтинком, Джесси Норман, сэром Джоном Гардинером, сэром Невиллом Марринером и другими. Это был для меня замечательный опыт! В 1994 году место генерального директора Национальной оперы Уэльса оказалось вакантным, я выиграл конкурс и вернулся в Кардифф. В августе исполнилось двадцать лет моей работы в качестве генерального директора.

Фрейд находился на посту генерального директора Национальной оперы Уэльса одиннадцать лет: с 1994 по 2005 годы. За это время в театре было осуществлено более ста двадцати постановок. Национальная опера получила в Великобритании больше наград, чем любая другая оперная компания страны.
 
-        Что заставило вас переехать из Кардиффа в Хьюстон и возглавить Гранд-оперу?

-        Я всегда с удовольствием посещал США – как по делам, так и в отпуск - и давно хотел переехать. Когда мне поступило предложение из театра, я подумал, что это может быть интересно. Я потратил неделю на интервью, переговоры, завтраки, обеды, ужины...

-        Даже техасская жара вас не отпугнула?

-        Я хотел переехать в Америку, потому что в сравнении с Англией это абсолютно другая страна. Невозможно представить себе города, менее похожего на европейский, чем Хьюстон. Когда вы летите на новое место пять тысяч миль, вы не ожидаете найти там повторения того, что оставили, верно? Вы приезжаете на новое место потому, что хотите узнать новый мир. Это казалось фантастикой - переехать на другой континент, в другую страну и в городе XXI века руководить оперной компанией.

С 2006 по 2011 годы Энтони Фрейд - генеральный директор Гранд-оперы Хьюстона. Он принес в театр готовый бизнес-план и стал постепенно, шаг за шагом, внедрять его в жизнь. В результате последние три сезона при нем Гранд-опера продавала почти девяносто процентов билетов и каждый год заканчивала с небольшой, но прибылью. В эти годы состоялись мировые премьеры опер Джейка Хегги “Три декабря” и Андре Превина “Краткое столкновение”, постановки опер Б.Бриттена, систематически включались в репертуар немецкоязычные оперы, прошли новые постановки шедевров XIX века и серия новых опер под общим заголовком “Песня Хьюстона”.

С 1995 по 2005 годы Фрейд возглавлял жюри международного конкурса Би-Би-Си Cardiff Singer of the World Competition, с 2002 по 2005 годы был руководителем оперной ассоциации “Опера в Европе” (первый человек, который возглавлял европейскую оперную ассоциацию и продолжает возглавлять американскую). За годы его руководства членами ассоциации стали пятьдесят оперных театров из более чем тридцати стран Европы. В 2006 году Энтони Фрейд стал Офицером ордена Британской империи.

-        Мне нравилось жить в Хьюстоне. Я там работал пять с половиной лет, и у меня не было ни малейшего намерения менять место работы. Не было до тех пор, пока меня не пригласили в Чикаго. Я не смог отказаться от заманчивого предложения возглавить Лирик-оперу. Я был утвержден в должности в апреле 2011 года, а к  своим новым обязанностям приступил в день открытия пятьдесят седьмого сезона 1 октября 2011 года.

О Лирик-опере и других оперных театрах, классических и современных операх, работе с аудиторией, музыкальных контактах с Россией и многом другом – читайте во второй части интервью с Энтони Фрейдом.

PS.
Выражаю благодарность менеджеру Лирик-оперы Магде Крансе за помощь в организации интервью.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все спектакли сезона 2014-15 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.

Фотографии к статье:
Фото 1. Генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд в зале Лирик-оперы (2012 год). Фото – Стив Леонард
Фото 2. ЛОГО Лирик-оперы
Фото 3. Энтони Фрейд держит в руках высшую театральную награду Чикаго Jeff Award (Чикаго, 2013 год). Фото - Тодд Розенберг
Фото 4. Энтони Фрейд. Фото – Стив Леонард
Фото 5. Лирик-опера. Фото – Жаклин Симпсон
Фото 6. Сцена из оперы “Пассажирка” (Музыкальный фестиваль в Брегенце, 2010 год). Фото – Карл Форстер

Комментариев нет: