4 и 6 мая, 8.00 pm; 5 мая, 1.30 pm; 9 мая, 7.30 pm. В мае Чикагский симфонический оркестр (далее - ЧСО) под управлением Риккардо Мути исполнит все симфонии И.Брамса. В первой части цикла - Первая и Вторая симфонии композитора.
Ранние годы Брамса внешне выглядят вполне безмятежно. Он с азартом учился играть на фортепиано, а также немного на виолончели и валторне, зарабатывал деньги, исполняя танцевальную музыку. Еще в юношеские годы Брамсу пришлось работать в качестве пианиста там же, где служил контрабасистом его отец. В городском театре Гамбурга он играл за кулисами, сопровождая танцы, играл он и в ночных ресторанах. Он начал сочинять и приходил в отчаяние от того, что застрял в Гамбурге, прозябая в полной безвестности. И вот неожиданно Брамсу представилась возможность отправиться в путешествие, которое изменило всю его жизнь. Выдающийся скрипач того времени Йозеф Иоахим снабдил Брамса рекомендательным письмом, адресованным Шуману в Дюссельдорф, где Шуман работал в качестве городского капельмейстера и музыкального руководителя певческого общества. Шуман в это время тяжело страдал от своей душевной психической болезни, и дни, проведенные вместе с Брамсом, стали последней радостью Шумана. Шуман с восторгом воспринял произведения Брамса. Когда Брамс сыграл ему несколько фортепианных пьес, Шуман воскликнул: “Это непременно должна услышать Клара!” и тут же позвал свою супругу, чтобы познакомить ее с новым восходящим светилом в немецкой музыке. Уже на следующий день среди записей в расходной книге Шумана появляется фраза: “В гостях был Брамс. Гений”.
Брамс не был прирожденным исполнителем, ему не нравилось давать концерты. Он не любил публику и каждый раз перед выступлением очень нервничал. Кроме того, Брамсу совсем не нравилось упражняться на фортепиано. Когда он гостил у Шуманов, их старшая дочь Мари сразу после завтрака строгим голосом отправляла Брамса играть гаммы. В более поздние годы Брамс во время игры производил очень много шума, сопя и вздыхая без умолку.
Работу над Первой симфонией Брамс начал в 1854 году в возрасте двадцати одного года. Спустя двадцать лет (!), в 1873 году брамсовский издатель Фриц Симрок написал композитору письмо с вопросом: “Неужели я не получу от вас Симфонии и в этом году?” Но Симрок не получил от Брамса Симфонии ни в 1873 году, ни в последующие два года. Первая симфония была закончена лишь в 1876 году. Композитору понадобилось для этого двадцать два года (!), но издателю стоило подождать... Кстати, для сочинения Второй симфонии Брамсу понадобился всего один год.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (4 и 6 мая, Grainger Ballroom; 5 и 9 мая, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы композитора и дирижера Ларри Рапчака об исполняемых произведениях.
5 мая, 8.00 pm. Джазовый концерт составлен из произведений Майлса Дэвиса и современных композиций. Исполнители: ансамбль Jazz SFJAZZ Collective и скрипачка Реджина Картер.
7 мая, 3.00 pm. Сольный фортепианный концерт одного из лучших пианистов современности Мюррея Перайи. В программе: Французская сюита N6 И.С.Баха, Четыре экспромта Ф.Шуберта, Двадцать девятая фортепианная соната (“Хаммерклавир”) Л.ван Бетховена.
Говоря о музыке Баха, Перайя сказал: “Я люблю Баха, и так было всегда. Любовь эта, наверное, началась с того, что я слышал, как Пабло Казальс дирижирует “Страстями по Матфею“ - это было много лет назад в Нью-Йорке. Отец привел меня, тринадцатилетнего мальчика, на концерт, и я был потрясен. Я всегда старался слушать баховские концерты, особенно когда дирижировал Казальс - он ведь сделал все оркестровые сюиты Баха. Потом, когда я бывал у него дома, я слышал, как он играет Сюиты для виолончели соло. Таково было мое знакомство с Бахом. Потом наступила пора, когда я три с половиной года не мог играть из-за болезни пальца, и я изучал эту музыку. Я прослушал всю его хоральную музыку, ибо находил в ней некое утешение. Музыка Баха столь всеохватывающая, она столь полна... Если говорить на поверхностном уровне, то можно сказать, что Бах синтезировал все стили - итальянский, французский, немецкий, все, что существовало в то время. Он внес в музыку такие логику и духовность, о которых в те времена и не слыхивали. С его музыкой ничто не сравнится, никто не подымется до его уровня. Музыка Баха обращается ко всем человеческим чувствам - это не сухая академическая музыка“.
8 мая, 8.00 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago. В программе: увертюра “Эгмонт” Л.ван Бетховена, Вариации на темы Гайдна И.Брамса, Пятая (“Реформационная”) симфония Ф.Мендельсона. За дирижерским пультом – дебютирующий в Чикаго Кен-Давид Мазур.
Первые уроки дирижирования Кен-Давид получил от своего отца, знаменитого Курта Мазура. Впоследствии учился в Колумбийском университете, Лейпцигской консерватории, Манхеттенской школы музыки и Берлинской консерватории имени Ганса Эйслера. С 1999 до 2002 года был первым музыкальным руководителем оркестра и хора Баховского общества. В настоящее время Кен-Давид Мазур является ассистентом дирижера Бостонского симфонического оркестра и вместе со своей женой, пианисткой Мелиндой Ли Мазур, руководит летним нью-йоркским фестивалем Chelsea Music Festival.
Вход на концерт Civic Orchestra of Chicago свободный. За полтора часа до начала концерта на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа музыковеда, певицы, скрипачки Лоры Сауэр об исполняемых произведениях.
11 и 13 мая, 8.00 pm; 12 мая, 1.30 pm. ЧСО под управлением Риккардо Мути исполнит Третью и Четвертую симфонии И.Брамса.
Брамс был первым композитором, который разбогател от продажи собственной музыки. Он никогда не работал на заказ и просто не знал, что делать со своими деньгами. Он отсылал большие суммы либо Кларе Шуман, либо своему издателю и просил, чтобы они их за него куда-нибудь вложили. Кроме того, немалые суммы Брамс просто раздавал – своим родственникам, молодым музыкантам, музыкальным организациям, благотворительным обществам или тем, кто находился в крайней нужде. Он не хотел, чтобы люди знали, какой он добрый и щедрый. Он и вправду был немного похож на ежа – снаружи колючки, а внутри прячется мягкий зверек. Иногда по части колючек Брамс заходил слишком далеко. Как-то раз на Рождество он был в гостях в одной семье и шутки ради сказал детям, что Дед Мороз простудился и в этом году не сможет принести подарки. Дети разрыдались и не поверили Брамсу, когда тот стал их уверять, что пошутил. Он до смерти перепугался и побежал к матери ребятишек, умоляя помочь ему успокоить малышню. К счастью, эту историю скоро позабыли, а вот другую – нет. Брамс устроил такой жестокий разнос одному чувствительному молодому композитору, что бедняга повредился рассудком и разъезжал по Вене на трамвае, крича: “Спасайтесь! Спасайтесь! Брамс заложил в вагон динамит!” Его забрали в психиатрическую больницу, и он так и не поправился. Брамсу, который очень редко чувствовал себя виноватым, было скверно на душе от этой истории. В другой раз некий композитор сыграл Брамсу свое новое произведение, надеясь на похвалу или, по крайней мере, на конструктивную критику. Когда он закончил играть, воцарилось молчание, затем Брамс встал, взял ноты и сделал одно-единственное замечание: “Какая чудесная писчая бумага!”
Вскоре после кончины Клары Брамс сам стал похож на больного. Кожа у него пожелтела, потом почти позеленела. Он начал терять в весе, хотя и отрицал это, - дескать, одежда все так же хорошо на нем сидит. В действительности же, когда Брамс спал, к нему прокрадывалась хозяйка дома и тайком ушивала одежду, чтобы он не заметил, насколько похудел. Вскоре стало очевидно, что Брамс умирает (хотя сам он не воспринимал свою болезнь всерьез). Во время исполнения Четвертой симфонии венская публика устроила Брамсу прощальную овацию. Брамс стоял, купаясь в аплодисментах, а по щекам у него текли слезы. Композитор умер 3 апреля 1897 года. Его последние слова были обращены к другу, который подал ему стакан белого вина: “О, это было чудесно! Ты так добр!”
P.S.
В статье использованы цитаты из книги Стивена Иссерлиса “Всякие диковины про Баха и Бетховена...”, перевод с английского Людмилы Мочаловой.
P.P.S.
25 и 26 апреля, 2 и 3 мая на волне “Реклама-радио” примерно в 1.30 pm (немного раньше или немного позже – возможны варианты) в моей программе “Свободный стиль” в цикле “Великие композиторы прошлого” слушайте специальную передачу, посвященную Иоганнесу Брамсу. Будет много музыки – хорошей и разной (не только симфонической). Не пропустите!
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2016-17 годов, а также абонементы на концерты сезона 2017-18 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефонам 312-294-3000 и 800-223-7114, по почте или в кассе по адресу: 220 SouthMichigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО ЧСО
Фото 2. Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг
Фото 3. Мюррей Перайя. Фото – Нана Ватанабе
Фото 4-5. Риккардо Мути дирижирует ЧСО. Фото - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий