В июне в Чикагском симфоническом центре прозвучала Торжественная месса Л.ван Бетховена. Это были исторические концерты - величественный финал сто тридцать второго сезона Чикагского симфонического оркестра и апофеоз тринадцати лет руководства оркестром маэстро Риккардо Мути! Партию меццо-сопрано исполнила замечательная Алиса Колосова. Я не успел взять интервью у певицы в Чикаго, “поймал” ее на Музыкальном фестивале в Глайндборне, где она дебютировала в партии Бабы-турчанки в опере “Похождения повесы” И.Стравинского. Беседа началась с моих поздравлений.
- Британские критики пишут о вас прекрасно. А сами вы довольны, как все прошло?
- Я безумно довольна результатом. Такое ощущение, что, участвуя в этом
спектакле, соприкоснулась с историей оперы. Идея постановки принадлежит
режиссеру Джону Коксу и художнику Дэвиду Хокни. Премьера состоялась в 1975
году. Это были времена, когда творческие личности думали не о себе, а об
искусстве, не о модном сегодня “особом видении”, а о том, как в полной мере
передать мысли и чувства композитора. Об этом спектакле можно говорить очень
много, он производит огромное впечатление с музыкальной и визуальной точек
зрения. На премьере успех был колоссальный. После этого спектакль ставился
много раз в странах Европы и Америки. Спустя сорок восемь лет его возобновили
на Глайндборнском фестивале. Весь репетиционный период с нами провел Джон Кокс,
а у Дэвида Хокни была выставка графических работ, сделанная специально для этой
постановки. Я счастлива, что познакомилась с Хокни - легендарным художником,
графиком, дизайнером, абсолютно уникальной личностью. Для него спектакль
“Похождения повесы” стал дебютной работой в оперном театре. Еще один человек,
который участвовал в первой постановке, - художник по свету Роберт Брайан. Было
очень трогательно смотреть, как наши мэтры снова, как и сорок восемь лет назад,
волновались перед генеральной репетицией и премьерой. Лондонским филармоническим
оркестром дирижировал музыкальный руководитель фестиваля маэстро Робин Тиччати.
Каждый день в течение месяца у меня была музыкальная репетиция. Я много
работала над текстом, английским произношением. Не я одна - так работали все
солисты. Мы все были дебютантами.
- В прошлых беседах вы рассказывали, что в 2011 году первой постановкой после стажировки в Парижской опере была для вас глайндборнская “Русалка” А.Дворжака. Как изменилась за эти годы атмосфера фестиваля?
- Не стало Джорджа Кристи - сына основателя фестиваля Джона Кристи, но его семья
по-прежнему руководит фестивалем. Внук основателя Гас является исполнительным
директором. Фестиваль в Глайндборне семейный. Здесь очень ценят традиции, уважают
артистов, строят с ними долгосрочные отношения. Все эти годы у меня был
постоянный контакт с фестивалем. Я должна была петь раньше, но по техническим
причинам этого не получилось. Очень рада вернуться на фестиваль снова...
Изменилась не столько атмосфера, сколько мое видение фестиваля и мое отношение
к нему. В прошлый раз я была двадцатитрехлетней начинающей оперной певицей. Я
тогда даже не закончила обучение в Оперной студии. “Русалка” стала для меня
одной из первых оперных постановок, не считая дебюта в Зальцбурге. Все для меня
было новым, необычным, интересным. Я боялась сделать лишний шаг, сказать лишнее
слово... Вообразите себе: начинающая певица поет в одном спектакле с Ларисой
Дядьковой, а дирижирует сэр Эндрю Дэвис! С одной стороны, потрясающий опыт, но
и постоянное волнение. А волнение - это неуверенность в себе. Сейчас с опытом и
уверенностью получаешь больше удовольствия от общения с коллегами. Я твердо
знала, что у меня достаточно времени, чтобы все отработать с дирижером и
подойти к премьере в отличной форме, потому что по-другому просто не бывает. Если
ты - кристалл, то на фестивале из тебя сделают кристалл с огранкой!
- У вас в одном сезоне сразу две новые партии в двух операх
Стравинского! В январе в Национальном театре Праги вы пели в опере-оратории
“Царь Эдип”.
- Я переживала по этому поводу. До этого сезона музыку Стравинского я исполняла
только однажды - в Лос-Анджелесе с Густаво Дудамелем. Тут вдруг наверстала. Так
бывает... Иокаста в “Царе Эдипе” и Баба-турчанка в “Похождениях повесы” - очень
интересные партии, требующие большой концентрации сил. Теперь они в моем
репертуаре надолго.
- В последнее время заметен ваш интерес к операм XX века. Кроме Стравинского недавно вы исполнили партию Леокадии Бегбик в опере Курта Вайля “Возвышение и падение города Махагони” в театре Реджио (Парма). Есть что-то специфическое в постановке голоса у композиторов XX века по сравнению с великими классиками?
- Абсолютно другая работа. В классических операх стандартный набор: ария,
ансамбль, каватина... Все мелодичное, легко запоминающееся. С операми XX века не
так. Например, у Курта Вайля огромное количество монологов и диалогов на немецком
языке. Переходы с разговорного языка на пение и наоборот требуют определенных
навыков, для подобных опер нужно быть подготовленной. Мне помогает то, что я
училась на актрису музыкального театра. Оперу Вайля я выучила очень быстро, за
две недели. Рекорд рекордов! А дальше началась кропотливая работа над текстом.
Была такая многолетняя традиция - приглашать на роль Леокадии возрастных певиц,
у которых уже страдает вокальная составляющая. Певиц моего возраста раньше не приглашали.
Не знаю, почему. Премьера прошла удачно, и меня уже пригласили на эту роль в
новой постановке в новом сезоне в Германии. Я вначале задумалась. Потом,
поразмыслив, решила, почему бы нет. Я всегда хотела быть актрисой - так почему бы
мне не использовать эту возможность для такой колоритной характерной роли?! Для
Леокадии нет строгих рамок. Я выхожу на сцену и превращаюсь в животное. Могу рычать, кричать, говорить,
петь... Персонаж вначале кажется настолько неприятным, но потом постепенно проникаешься
в него и видишь столько жизни. Я наслаждаюсь каждым моментом перевоплощения в
новый образ.
- Как здорово, что вы не боитесь на время уйти от традиционного репертуара!
- Я не боюсь ни новых опер, ни хорошо забытых старых. В следующем сезоне в
Германии я пою в опере “La Montagne noire” (“Черная гора”) композитора-женщины
Августы Холмс (1847-1903). Премьера состоялась в 1895 году в Парижской опере, и
с тех пор оперу не исполняли. Кому-то не подошла музыка. Может быть, не подошла,
потому что композитор - женщина; может быть, потому что Холмс была вагнерианка,
ездила к своему кумиру в гости и во многом была под его влиянием. Меня
пригласили в спектакль не так давно, и я очень обрадовалась. Это еще один
интересный опыт. В будущем я бы хотела осваивать оперы Вагнера, и для меня
сегодня опера Холмс - “перевалочный пункт” от моего репертуара к Вагнеру. Я
готова петь и Верди, и оперы XX века, и современную музыку. В этом и состоит
репертуар разностороннего артиста. Не хочется замыкаться на одном-двух композиторах.
Многие говорят, что все петь нельзя. Я не согласна с этим. Петь можно почти
все, если ты - думающий певец. Конечно, можно миллиард раз поставить “Кармен”,
но гораздо интересней открыть что-то новое. И публика ждет чего-то нового. Обязательно
надо поддерживать молодых композиторов, но и находить музыку, которая не
исполнялась ранее. А из классического репертуара я не ухожу. Через год у меня
дебют в партии Амнерис в “Аиде”. И Эболи еще спою...
- Давайте вернемся в Чикаго и вспомним Торжественную мессу Бетховена. Мне
кажется, в этот раз был какой-то особо теплый прием. Может быть, потому что это
были последние концерты Риккардо Мути в качестве музыкального руководителя ЧСО?
Каковы ваши впечатления от недавней встречи с маэстро?
- Конечно, это были особенные концерты. Мы впервые пели таким составом. На
первых репетициях мы привыкали друг к другу, находили правильный баланс.
Произведение очень сложное. Всегда надо быть в диалоге с певцами, хором,
оркестром; не выпячивать себя, а слышать и слушать друг друга, помогать друг
другу. Это то, что заставлял нас делать маэстро. Главное в такой работе - сотворчество,
оно завораживает, гипнотизирует. А работа дирижера - собрать “пазл” вместе.
Если это получается, успех гарантирован. В данном случае “пазл” собрался, и все
получилось. Мало с кем мне доводилось проводить такую работу. У нас ведь было
не так много репетиций, а казалось - целая вечность.
- Впервые вы пели эту партию в Зальцбурге с Венским филармоническим оркестром в 2021 году. Дирижировал Риккардо Мути. У вас есть уникальный опыт работы над одним произведением с одним великим дирижером и двумя разными оркестрами, поэтому следующий вопрос я могу задать только вам. Меняется ли маэстро Мути в зависимости от оркестра?
- В Зальцбурге мы очень много часов проводили вместе. Был огромный ажиотаж
из-за того, что маэстро впервые за свою огромную карьеру исполнял Торжественную
мессу. Перед премьерой было волнительно. Репетиция в Большом зале
Зальцбургского фестиваля сама по себе волнительна. В зал приходят руководители
и интенданты театров, всегда много людей. Венский филармонический - великий
оркестр. Он отличается от всех. Соло первой скрипки было другим, нежели в Чикаго,
но тоже потрясающим. Маэстро Мути искал нужный баланс, нужный темп, и в этом
плане венские музыканты очень помогали ему. Много было строгости, но с элементом
свободы. Мы - солисты - четко следовали указаниям дирижера. Для нас маэстро
выполнял еще функцию психологической помощи. Он успокаивал, пытался снизить
градус напряженности, создавал как бы вакуум вокруг нас - атмосферу полной
погруженности в работу. Он поддерживал музыкантов, настраивал всех на успех...
Есть DVD с записью этого исполнения. Можно послушать и сравнить. Мне сравнивать
трудно, поскольку в Зальцбурге все было в первый раз. В Чикаго маэстро приехал,
хорошо проработав партитуру. В некоторых моментах он поменял некоторые темпы,
что-то переосмыслил...
- Вы часто называете Риккардо Мути своим “единственным ментором“.
- Так и есть. Других у меня в жизни не было. Я на всю жизнь запомнила
первое прослушивание у него. Выхожу на сцену. Оперный театр в Пьяченца. Мути
сидит в зале, в последнем ряду. Начинаю петь. Маэстро встает и медленно
движется по направлению к сцене. Я пою, пока не падаю, хотя уже близка к этому.
Он приближается. Садится в первый ряд, смотрит. Допеваю арию. Он просит
следующую... В итоге маэстро берет меня на главную партию в оратории Моцарта
“Освобожденная Ветулия”. Я еще не начала учебу и уже в Зальцбурге с Риккардо Мути!
Летом 2010 года состоялся мой оперный дебют. Были прекрасные рецензии. Маэстро
был очень добр ко мне. До Зальцбурга репетировали в Равенне. Он часто садился
за рояль. Уставал объяснять другому пианисту. Ему всегда проще показать самому.
Это был ценнейший опыт для меня.
- Получается, вашему творческому сотрудничеству с Риккардо Мути в этом
году исполняется тринадцать лет!
- Я помню, как мне говорили: “Хорошо, конечно, что тебя позвал маэстро.
Главное, чтобы он пригласил тебя второй раз...”
- Он пригласил и второй, и третий, и еще много-много раз. Вы выступали с
ним в Чикаго, Нью-Йорке, Европе...
- Все выступления с ним особенные. Месса Шуберта в Мюнхене. С ЧСО я
исполняла Кантату Прокофьева “Александр Невский” и меццо-сопрановую партию в
Первой симфонии Скрябина. Мой дебют в Карнеги-холл был как раз с чикагским
оркестром. Они могут сыграть все! Скрежет металла, “жесть” Прокофьева была
сыграна на высочайшем уровне! Незабываемо! Маэстро создал в оркестре уникальную
атмосферу... Первый Магнификат Вивальди с Элиной Гаранчей, оркестром Баварского
радио и маэстро. Элина пела первые три арии, я - последние две. После концерта
Мути сказал, что в будущем я буду одна исполнять обе партии. Следующее
исполнение было в Чикаго с ЧСО. Совершенно незабываемыми были для меня
репетиции! Это был мой дебют в Чикаго. Я помню, как он помещал оркестр,
играющий колоссальные симфонии, в нежную “коробочку” под названием Вивальди.
- После премьеры ваш голос сравнивали с голосом великой Терезы Берганцы...
- Магнификат пели Берганца и Лючия Валентини-Террани. После моего
исполнения критики писали, что у меня сочетание голосов Берганцы и
Валентини-Террани... Я благодарна судьбе, что она связала меня с этим великим
музыкантом.
- Очень надеюсь, что ваше сотрудничество продолжится в будущем.
- Я тоже надеюсь. У меня столько всего спето с маэстро, что еще на многие
годы хватит переваривать и переосмысливать. Сейчас я готовлю к октябрю “Песнь о
Земле” Малера и вспоминаю, как мы с маэстро Мути на фестивале Малера в Пекине и
Шанхае делали “Песни странствующего подмастерья”. Вспоминаю его советы и слова
по поводу песен Малера. Маэстро говорит, что Малер - не самый близкий ему
композитор, тем не менее его советы бесценны... Если получится еще что-то спеть
с маэстро, буду счастлива. Нет - буду жить воспоминаниями.
- В начале мая 2024 года в Вене будут концерты, посвященные двухсотлетию
со дня премьеры Девятой симфонии Бетховена. Вы снова поете с Венским
филармоническим оркестром под управлением маэстро Мути. Для вас есть такое
понятие, как магия зала?
- Конечно. Я прожила в Вене чудесные четыре года. Для меня Вена - магия,
любовь. Я обожаю Вену, Зальцбург, обожаю Австрию. После двухлетней стажировки в
Парижской опере я была в ансамбле Венской оперы. Первый раз я там пела, прилетев
как раз из Глайндборна, между “Русалками”. Меня взяли, и я допевала “Русалку”,
будучи в ансамбле Венской оперы... Не только для меня, но и для маэстро Мути
Венский филармонический оркестр значит очень много. В прошлый раз в Вене
отмечалось пятидесятилетие со дня начала его сотрудничества с оркестром. По
этому поводу оркестр выпустил специальный буклет, где были и мои фотографии с
маэстро. Такие моменты - уже огромная награда, они запоминаются на всю жизнь...
- Алиса, за последние несколько лет у вас произошли изменения в личной
жизни. Не знаю, можно ли такое говорить, но пандемия пошла вам на пользу...
- Случилось самое лучшее, что могло случиться, - я стала мамой. Причем, без
отмены десятка контрактов - из-за пандемии они и так были отменены. У меня
родился сыночек, который поменял всю мою жизнь. Я уделяю ему все свободное
время. Сегодня до разговора с вами мы были в зоопарке. Всю усталость после
вчерашнего спектакля как рукой сняло. Это такое счастье!
- Ваш голос после рождения ребенка изменился в лучшую сторону.
- Мне это все говорят. На меня рождение ребенка подействовало положительно. Я должна сказать, что для артиста, певца очень важно иметь дома хорошую атмосферу, поддержку от близких. Важно знать, что тебя любят и ценят; важно любить самому. Когда сердце открыто, голос раскрывается по-другому. Конечно, после родов я пошла к педагогу, много работала и до сих пор работаю. Но психологически случается некая магия. Неиссякаемая огромная любовь, огонь в груди каким-то образом трансформируется в искусство и играет новыми красками. Ты не тратишь энергию на пустое, на переживания, волнения, сомнения. Выходишь на сцену и даришь зрителям живущую внутри тебя любовь, и получаешь огромный заряд радости и вдохновения. Это уже другой, более глубокий уровень искусства. Такое чувство, как будто ничто плохое не может ко мне прикоснуться. К сожалению, есть люди, которые специально пытаются навредить, но все плохое отскакивает от меня. Я счастлива как никогда.
Фотографии к статье:
Фото 1. Алиса Колосова. Фото - Тодд Розенберг (Фото на обложку)
Фото 2. А.Колосова-Баба-турчанка (“Похождения повесы” И.Стравинского, Глайндборнский
фестиваль, 2023 год). Фото - Ричард Хуберт Смит
Фото 3. А.Колосова-Леокадия (“Возвышение и падение города Махагони” К.Вайля,
театр Реджио, 2023 год). Фото из архива театра
Фото 4. После исполнения кантаты “Александр Невский” с ЧСО под управлением
Риккардо Мути (Чикаго, 22 января 2015 года). Фото - Тодд Розенберг
Фото 5. А.Колосова и ЧСО под управлением Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий