Кливленд - второй по величине город в штате Огайо. Город был основан в 1796 году. Свое название он получил по имени генерала Мозеса Кливленда (Moses Cleaveland). В результате опечатки в местной газете буква “а” в названии была пропущена, и фамилия Cleaveland превратилась в название города Cleveland. Население Кливленда - меньше полумиллиона человек (тридцать третье место в списке городов США). В городе находится всемирно известная кардиологическая больница, несколько университетов и колледжей, четыре спортивные команды, Художественный музей и Институт искусств.
Кливленд - один из музыкальных центров Америки. В нем находится Институт
музыки (Cleveland Institute of Music) - консерватория, воспитавшая много
замечательных музыкантов. Первым директором консерватории был скрипач Эрнест
Блох.
Краса и гордость города - Кливлендский симфонический оркестр (The Cleveland Orchestra, далее - КСО), один из старейших и уважаемых музыкальных коллективов в
мире. Он моложе Чикагского симфонического на двадцать семь лет. Оркестр был
основан в 1918 году. Одним из основателей и первым музыкальным руководителем был
американский дирижер украинского происхождения Николай Соколов. Он родился в
Киеве, образование скрипача и дирижера получил в Йельском университете,
гастролировал по городам США и Европы, на протяжении двух лет (1916-17 годы)
был музыкальным руководителем Филармонического оркестра Сан-Франциско
(предшественника Сан-Францисского симфонического оркестра). Запомнился Соколов
тем, что настоял на включении женщин в оркестр с такой же оплатой труда, что и
у мужчин. В КСО Соколов работал с момента его основания до 1932 года. С 1933 до
1943 года оркестром руководил родившийся во Львове польско-американский дирижер
Артур Родзинский. После Кливленда у него был четырехлетний контракт с
Нью-Йоркским филармоническим оркестром, а затем дирижер переехал в Чикаго и
один год оставался руководителем Чикагского симфонического оркестра. Из-за
разногласий с музыкантами и обвинений в диктаторских замашках ему пришлось
покинуть этот пост. С 1943 по 1946 годы руководителем КСО был немецкий дирижер
Эрих Ляйнсдорф.
Время наивысшего расцвета Кливлендского оркестра - двадцать четыре года (1946-70 годы) руководства Джорджа Селла. Он родился в Будапеште в венгерско-еврейской семье в 1897 году, вырос в Вене. Окончил Венскую консерваторию, учился в Лейпцигской консерватории. Дебютировал в 1914 году с “Блютнер-оркестром” в Берлине. В 1919-24 годах работал в Праге, Дармштадте и Дюссельдорфе, с 1924 до 1929 года возглавлял оркестр Немецкой государственной оперы, был профессором Берлинской высшей школы музыки и Немецкой академии музыки в Праге. С 1939 года жил в США. Американское гражданство получил в 1946 году. Дирижировал ведущими американскими оркестрами, в 1942-46 годах работал в Метрополитен-опере. С 1946 года дирижер связал свою жизнь с Кливлендским оркестром.
С первого месяца работы Селл принялся менять состав. Кого-то уволил сам,
кто-то отказался с ним работать и ушел, не дожидаясь увольнения. Селл устраивал
конкурсы и набирал лучших музыкантов со всего мира. Подобно знаменитому
“чикагскому звуку”, о котором стали говорить во время руководства чикагским
оркестром Фрица Райнера, во времена Селла писали о неповторимом “европейском
звуке” КСО.
С первых лет своего существования оркестр активно гастролировал по городам США, участвовал в радиотрансляциях, а с приходом Селла и развитием звукозаписывающей индустрии стал постоянно записываться и играть в Европе. В 1965 году состоялись триумфальные гастроли оркестра по шести городам СССР (Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси, Сочи, Ереван).
“Знаете, чего мне хочется, господа? - спросил как-то Герберт фон Караян на
репетиции оркестра. - Обвязать вас всех веревкой, облить бензином и поджечь.”
Наступила жуткая тишина. Наконец, один из музыкантов проговорил: “Но тогда вы
нас лишитесь”. “Ах, да, - ответил Караян. - Об этом я как-то позабыл.”
Наверняка подобные чувства не раз посещали Селла. Как почти все великие
дирижеры предвоенного поколения (Тосканини, Караян, Мравинский, Фуртвенглер,
Райнер...), Селл был диктатором. В своей книге “Маэстро миф” английский
музыковед Норман Лебрехт писал: “Джордж Селл, известный за его аналитическое
ухо как “химик среди дирижеров”, представлялся оркестрантам
страшилой-надсмотрщиком, способным различить, настроен ли инструмент на 420
вибраций в секунду или на 424. “Чего мы боялись больше всего, так это его
жуткой компетентности”, - говорит один из его ассистентов. Во время гастролей
он заставлял своих кливлендцев носить исключительно костюмы-тройки”. Музыканты
ворчали, но понимали уровень личности Селла. Когда после его смерти английский
дирижер Роджер Норрингтон пришел на репетицию в футболке и шортах, на следующий
день оркестранты облачились в костюмы-тройки, а исторические рассуждения
Норрингтона издевательски освистали. “Новейшие исследования показали, - насмешничал
один из скрипачей, - что этот господин - полный осел”.
Музыканты были инструментом в руках Селла. Он мог их обидеть, мог уволить за неверно взятую ноту, он не терпел возражений, был категоричен и имел множество других недостатков. Из достоинств у него было только одно - он был великий дирижер. Единственное, что интересовало этого человека, была Ее Величество Музыка. В ней и только в ней он не терпел компромиссов, в ней он добивался совершенства. Именно Джордж Селл создал тот самый КСО, которому рукоплескал весь мир. Он умер в 1970 году в возрасте семидесяти трех лет. По легенде, он купался в океане, и его загрызла акула. Оркестранты недоумевали: Селл был так “зубаст”, что именно он должен был проглотить попавшееся на пути чудовище.
Селл представил Нью-Йорку Пьера Булеза, школу Селла прошел Джеймс Ливайн,
влияние дирижера испытали на себе многие более молодые по возрасту европейские
коллеги. Замену Селлу Кливлендскому оркестру найти было нелегко. С 1970 до 1972
года советником оркестра выступал Булез (в скобках замечу, что в период между
Баренбоймом и Мути французский композитор и дирижер выполнял похожую функцию в
Чикагском симфоническом оркестре), после чего оркестр возглавляли дирижеры
Лорин Маазель (1972-82 годы) и Кристоф фон Донаньи (1984-2002 годы).
С 2002 года музыкальным руководителем оркестра является австрийский дирижер
Франц Вельзер-Мест (Franz Welser-Möst). Он родился в Линце в 1960 году. Его
настоящее имя - Франц Леопольд Мария Мест. В 1985 году, через два года после
дирижерского дебюта, он поменял свое имя на более короткое Вельзер-Мест в честь
города его детства Вельс.
Франц собирался стать скрипачом, но автомобильная авария заставила его
обратиться к дирижированию. Он учился в Линце и Высшей музыкальной школе в
Мюнхене. С 1990 до 1996 года был руководителем Лондонского филармонического
оркестра, с 1995 до 2008 годы - главным дирижером (последние три года - музыкальным
директором) Цюрихского оперного театра, с 2010 до 2014 года - музыкальным
руководителем Венской оперы. В 2011, 2013 и 2023 годах Вельзер-Мест дирижировал
Венским филармоническим оркестром на традиционном Новогоднем концерте в
Musikverein.
Вельзер-Мест - европейский дирижер, и поначалу в Америке о нем мало кто
знал. Однако администрация КСО решила не гоняться за громкими именами, и время
показало правильность такого подхода. Вельзер-Мест вполне достоин
прославленного коллектива. Сегодня оркестр продолжает успешно гастролировать,
он частый гость Зальцбургского музыкального фестиваля и Музыкального фестиваля
в Люцерне.
Записи оркестра под управлением Вельзера-Места получили премии “Граммофон”
и две номинации на премию “Грэмми”. Диск с оперой “Кавалер розы” Зальцбургского
фестиваля завоевал премию Echo Klassik 2015 года за лучшую оперную запись года.
Вельзер-Мест дважды продлевал контракт с оркестром. В январе 2024 года он
объявил, что уйдет с поста музыкального руководителя в конце сезона 2026-27
годов.
С 1968 года летней резиденцией оркестра является Музыкальный фестиваль
Блоссом (Blossom Music Festival), расположенный в двадцати пяти милях к югу от
Кливленда. С конца июня до начала сентября оркестр дает там концерты по
выходным дням.
С 2007 года у оркестра появился еще один адрес - Майами. Ежегодно Cleveland
Orchestra дает в городе несколько концертов.
В Чикаго Кливлендский симфонический оркестр гастролировал в сезонах 2010-11
и 2016-17 годов. В программе последнего концерта были Восьмая симфония Л.ван
Бетховена и Вторая симфония Я.Сибелиуса. Я был на обоих концертах, и
впечатления остались самыми хорошими. А вот побывать в Кливленде и услышать
оркестр на домашней сцене удалось впервые совсем недавно - 25 мая 2024 года. Программа
концерта позволила услышать оркестр в разном репертуаре: Прелюдия и Смерть
Изольды из оперы “Тристан и Изольда” Р.Вагнера, Скрипичный концерт Альбана
Берга (солистка - Лейла Джозефович), Десятая (Gran Partita) серенада
В.А.Моцарта.
Два симфонических фрагмента из “Тристана и Изольды” давно стали
самостоятельными произведениями и часто исполняются в концертных залах.
Приступая к работе над “Тристаном и Изольдой”, Вагнер не думал углубляться
в отдаленные времена и отражать в музыке старинную кельтскую легенду о славном
рыцаре Тристане и ирландской принцессе Изольде, распространившуюся по Европе во
времена раннего средневековья. Он “рисовал” персонажей с себя и своих близких
- настоящих соавторов его богатой
событиями и полной приключениями жизни. За персонажами драмы “Тристан и
Изольда” угадываются участники двух скандально известных любовных
треугольников.
Одним из мощнейших творческих импульсов к появлению “Тристана и Изольды”
стало увлечение Вагнера красавицей Матильдой Везендонк. У Матильды была семья с
умным, понимающим мужем и двумя детьми. Муж Матильды - Отто Везендонк, богатый
коммерсант, зарабатывавший деньги на оптовой торговле текстилем. Матильда и Вагнер
были любовниками, и в “Тристане...” в образах короля Марка, Изольды и Тристана
Вагнер изобразил Отто, Матильду и себя. Но не только. К моменту окончания
работы над “Тристаном...” Вагнер был уже в центре еще одного любовного
треугольника, двумя другими “углами” в котором были двадцатитрехлетняя Козима
Лист (дочь композитора и пианиста-виортуоза Ференца Листа) и дирижер Ханс фон
Бюлов. Вагнер знал Козиму и Ханса давно, а в ноябре 1863 года, когда Вагнер
приехал в Берлин и вновь встретился с Козимой, она стала его любовницей, и они
“со слезами и рыданиями дали обет жить отныне лишь друг для друга”. Эти слова
можно найти в мемуарах Рихарда Вагнера...
С первых тактов музыки меня поразило нежнейшее звучание струнных
инструментов.
Оркестр звучал как великолепная отлаженная машина с идеально выстроенным
балансом звука. Услышать лиричную музыку Вагнера в исполнении такого оркестра с
таким звуком - настоящее наслаждение!
Скрипичный концерт - последнее произведение австрийского композитора
Альбана Берга (1885–1935). Концерт посвящен памяти Манон Гропиус, дочери Альмы
Малер и Вальтера Гропиуса. Здесь можно было бы развернуть тему связи Берга с
Малером и Вагнером, но хватит с нас любовных треугольников Вагнера - сосредоточимся
лучше на музыке. Смерть от полиомиелита восемнадцатилетней Манон глубоко
тронула Берга, который был близким другом семьи Гропиус. Отсюда - трагические,
наполненные трауром, темы Концерта. О Берге привыкли говорить как о
представителе атональной музыки, однако это произведение показывает широту его
композиторских интересов. В музыке Скрипичного концерта можно встретить как новые,
так и вполне классические созвучия. В первой части Концерта я услышал ритмы старинного
австрийского танца Ländler и венского вальса, во второй - отсылки к хоралу Баха
“Es ist genug” из Шестидесятой кантаты (“О Ewigkeit, du Donnerwort”).
Выпускница Музыкального института Кертиса, американская скрипачка Лейла
Джозефович признается, что Скрипичный концерт Берга относится к ее любимым
произведениям. Ее исполнение было технически безупречным и каким-то невероятно
трепетным, эмоциональным, нежным.
Мощной кульминацией концерта стало исполнение одного из величайших
достижений Моцарта в камерной музыке - семичастной си-бемоль мажорной Серенады,
известной под названием Gran Partita. Сочинение датировано 1781 годом. Вольфгангу
Амадею едва исполнилось двадцать пять лет. Серенада написана для тринадцати
инструментов: двух гобоев, двух кларнетов, двух бассетгорнов, двух фаготов
(концертмейстер - Джон Клоузер), четырех валторн и одного контрабаса (концертмейстер
- Максимилиан Димофф). Самая знаменитая часть - adagio с парящей мелодией, передаваемой от гобоя (концертмейстер
- Франк Розенвайн) к кларнету (концертмейстер - Афенди Юсуф) и подхватываемой
нежным пульсирующим аккомпанементом остальных инструментов. При всей
непохожести музыки Берга и Моцарта отмечу, что часть Серенады andante написана под влиянием все того же танца Ländler, в
классическом его варианте.
Концертмейстера КСО в настоящее время нет, поэтому укажу фамилию второго
концертмейстера - Йюнг-Мин Эми Ли.
Конечно, в создании безупречного звука оркестру помогает прекрасная
акустика. С 1931 года КСО базируется в Severance Music Center, построенном на деньги местного мецената и любителя
музыки Джона Северенса. Я знал, что по уровню акустики этот зал считается одним
из лучших - если не лучшим - в США, но услышанное превзошло все ожидания. Наверно,
только легендарный венский Musikverein может сравниться с мягким звуком,
обволакивающем все пространство. Что касается самого зала, то он небольшой - на
две тысячи мест, причем в партере всего четыреста. Может быть, поэтому он
производит впечатление очень уютного, домашнего.
Рассадка в оркестре европейская, маэстро Вельзер-Мест дирижирует без
палочки. Еще одно наблюдение - музыкальная публика. Дирижер доверяет своим
зрителям. Он делал большие паузы между частями в Скрипичном концерте и
Серенаде, не боясь бурных продолжительных аплодисментов. Публика внимала
оркестру, не шелохнувшись.
Концерт 25 мая был заключительным аккордом майского 2024 Jack, Joseph and Morton Mandel Opera &
Humanities Festival. Он проходит второй год и посвящен гуманитарным общечеловеческим проблемам.
Центральным событием фестиваля этого года стало концертное исполнение оперы
“Волшебная флейта” Моцарта.
Впереди у КСО - летние концерты на Blossom Music Festival и восьмидесятый
международный тур. С 26 августа до 7 сентября оркестр сыграет восемь концертов
в шести городах Европы: Берлине, Хельсинки, Люцерне, Ансфелдене (город, в
котором родился Антон Брукнер, концерт посвящен двухсотлетию со дня рождения
великого композитора), Братиславе, Вене. Новый, сто седьмой и двадцать третий с
Вельзером-Местом сезон КСО начнется 19 сентября программой из произведений
С.Прокофьева, Р.Шумана, П.Чайковского. Но об этом - в будущих выпусках
Музыкального обозрения. Я остался под огромным впечатлением от встречи с КСО и
намерен в будущем сезоне продолжить знакомство с этим замечательным
коллективом. И вам, дорогие читатели, очень рекомендую последовать моему
примеру!
Nota bene! Абонементы на концерты Кливлендского симфонического оркестра сезона 2024-25 годов, а также билеты на концерты этого сезона - на сайте clevelandorchestra.com, по телефонам 216-231-1111 и 800-686-1141 или в кассе по адресу: 11001 Euclid Ave., Cleveland, Ohio 44106. Билеты на концерты будущего сезона поступят в продажу 7 августа.
Фотографии к статье:
Фото 1. Кливлендский симфонический оркестр
Фото 2. Франц Вельзер-Мест дирижирует Кливлендским симфоническим оркестром
Фото 3. Франц Вельзер-Мест дирижирует Кливлендским симфоническим оркестром
Фото 4. Severance Music Center
(Все фотографии предоставлены пресс-службой КСО)
Комментариев нет:
Отправить комментарий