12 июня, 6.30 pm. Концерт открытия фестиваля. В программе: пьеса “Маскарад” бывшего композитора-резидента Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) Анны Кляйн, Виолончельный концерт А.Дворжака (солист - Албан Герхардт), “Путеводитель по оркестру для юных слушателей” Б.Бриттена. Оркестром Грант-парка дирижирует музыкальный руководитель Grant Park Music Festival Карлос Кальмар.
Автор пьесы “Маскарад” композитор Анна Кляйн родилась 9 марта 1980 года в
Лондоне. Первое произведение сочинила в одиннадцать лет. Училась в Эдинбургском
университете и Манхэттенской школе музыки. С 2008 до 2010 года была директором
программы “Сочинение музыки” при Нью-Йоркском молодежном оркестре, с 2010 до
2015 года - резидент-композитор ЧСО. Ее выбрал и пригласил маэстро Риккардо
Мути. В течение шести лет Анна жила в Чикаго и сочиняла музыку по заказу
чикагского оркестра. В сезоне 2022-23 годов - резидент-композитор лондонского
Симфонического оркестра Филармония и Симфонического оркестра Тронхейма
(Норвегия), в сезоне 2023-24 годов - резидент-композитор Хельсинского
симфонического оркестра.
На Grant Park Music Festival 2021 года прозвучала пьеса Кляйн
“Шум и ярость”, на фестивале прошлого года - сочинение “This Midnight Hour”. Написанная по заказу Би-Би-Си пьеса “Маскарад” посвящена зрителям
лондонского фестиваля Proms (Променад-концертов),
которых в просторечии называют “проммерами”. Впервые пьесу исполнил
Симфонический оркестр Би-Би-Си на фестивале Proms в Лондоне 7 сентября
2013 года. Дирижировала Марин Олсоп. В Чикаго пьеса исполнялась Civic Orchestra в мае 2023 года. Дирижировал
главный дирижер оркестра Кен-Давид Мазур.
Композиция Бенджамена Бриттена “Путеводитель по оркестру для молодежи”
написана в 1945 году к учебному кинофильму “Инструменты оркестра”. Заказ
исходил от министерства просвещения Великобритании. Композиция построена в
форме вариаций на тему Генри Перселла из музыки к драме “Абделязер”.
“Путеводитель...” Бриттена дает прекрасное представление о звучании всех
оркестровых инструментов. Он открывается Темой, за которой следуют Вариации.
Каждую из них исполняет либо один инструмент, либо небольшая группа. Движение
темы по оркестру начинается с флейты пикколо. Затем тему подхватывают другие
деревянные, потом - медные духовые; струнная группа передает ее солирующим
арфам, потом тема попадает в царство ударных. Финальная вариация написана в
форме фуги, которую играют все исполнители. “Путеводитель...” Бриттена часто
называют “энциклопедией оркестра”.
Немецкий виолончелист Албан Герхардт - новое имя на музыкальной карте
Чикаго. Он вырос в Берлине в музыкальной семье. Отец на протяжении сорока лет
играл в группе вторых скрипок Берлинского филармонического оркестра. Албан
дебютировал с этим прославленным коллективом в 1991 году, в возрасте двадцати
двух лет. В начале 2017 года Герхардт основал организацию #Musicians4UnitedEurope (www.musicians4unitedeurope.com), выступающую за объединенную Европу. Играет на скрипке 1710 года работы Маттео Гоффриллера.
Открытые репетиции - 11 и 12 июня с 11.00 am
до 1.30 pm. Лекция об исполняемых
произведениях - 12 июня в 5.30 pm в “Chase Promenade North Tent”. Концерт транслируется в прямом эфире на радиостанции
98.7WFMT (Чикаго) и на сайте wfmt.com/listen.
14 июня, 6.30 pm; 15 июня, 7.30 pm. В программе - музыка британских композиторов-классиков: Скрипичный концерт Э.Элгара (солист - Кристиан Тетцлафф), ода для хора с оркестром “Облако-вестник” Г.Холста. Солистка - Лоурен Декер. Оркестром и хором Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.
Бернард Шоу как-то сказал: “Элгар в английской музыке занимает такое же
место, что Бетховен в немецкой”. Судьбы произведений британского композитора
Эдварда Элгара (1857-1934) сложились по-разному. Благодаря талантливой
виолончелистке Жаклин Дю Пре меломаны хорошо знают его Виолончельный концерт. Композитор
сочинил его в годы Первой мировой войны, после тяжелой болезни и операции.
Премьера сочинения провалилась, и о концерте не вспоминали сорок лет, а потом Дю
Пре исполнила этот концерт в 1960 году, и он вошел в репертуар всех великих
виолончелистов мира. Скрипичному концерту Элгара не так повезло с исполнителем.
Премьера концерта состоялась в ноябре 1910 года в Лондоне. Успех был, но
популярным сочинение так и не стало.
Подобно Скрипичному концерту Элгара, остающемуся в тени его Виолончельного
концерта, хоровой эпос британского композитора Густава Холста (1874-1934) “Облако-вестник” исполняется довольно редко.
После неудачной премьеры в Куинс-холле 4 марта 1913 года - того самого, в
котором в полном смысле этого слова прогремела “Весна священная” Стравинского,
- Холст больше не возвращался к своему произведению. “Облако-вестник” - образец
позднего романтизма в музыке. Холст сочинил его в пору увлечения Индией. В
основе сочинения - написанная на санскрите поэма древнеиндийского поэта
Калидасы о человеке, которого боги в наказание за прегрешения разлучили с
женой. Несчастный просит проплывающее облако послать привет жене в далекие
Гималаи и заодно рассказывает о тех местах, над которыми будет проплывать
облако. Поэму Калидасы называют “географией Индии в стихах”.
Кристиан Тетцлафф родился в Гамбурге. Занимается скрипкой с шести лет, первое концертное выступление состоялось в четырнадцать. Кристиан учился в консерватории Любека (Германия) и Школе музыки университета Цинциннати. В отличие от большинства скрипачей инструменты работы современных мастеров предпочитает старым. Играет на скрипке работы Стефана Питера Грайнера 2002 года и считает ее равной лучшим творениям Страдивари и Гварнери. За последние несколько лет мы часто слышали Тетцлаффа в Чикаго, в том числе - на музыкальных фестивалях в Равинии и Грант-парке.
Открытые репетиции - 11 июня с 3.00 до 5.30 pm,
13 июня с 10.30 am до 1.00 pm, 14 июня с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях - 14 июня в 5.30 pm и 15 июня в 6.30 pm в “Chase Promenade North Tent”.
17 и 20 июня, 6.30 pm. Хоровые сочинения композиторов разных эпох исполняет Хор Грант-парка. В программе: “and the swallow” К.Шоу, Шесть песен Ф.Мендельсона, “In Paradisum” Э.Эшенвалдса, “Os Justi” А.Брукнера, “The Aged” и “See the Gypsies” З.Кодаи, “Which Was the Son of” А.Пярта. Дирижер - Карлос Кальмар. Хормейстер - Кристофер Белл. Концерт 17 июня пройдет в помещении South Shore Cultural Center (7059 S South Shore Dr, Chicago, IL 60649), концерт 20 июня - в помещении Columbus Park Refectory (5701 W Jackson Blvd, Chicago, IL 60644).
19 июня, 6.30 pm. Концерт называется “Песни свободы”. В программе: Первая и Третья увертюры к опере “Фиделио” Л.ван Бетховена, а также произведения чикагских композиторов: “The Montgomery Variations” Маргарет Бондс и Пять песен свободы композитора-резидента ЧСО Джесси Монтгомери (в 2022 году она переехала из Нью-Йорка в Чикаго). Оркестр Грант-парка. Солистка - недавно назначенная артистом-резидентом Лирик-оперы сопрано Карен Слак. Дирижер - Карлос Кальмар.
Открытые репетиции - 18 и 19 июня с 11.00 am
до 1.30 pm. Лекция об исполняемых
произведениях - 19 июня в 5.30 pm в “Chase Promenade North Tent”. Концерт транслируется в прямом эфире на радиостанции
98.7WFMT (Чикаго) и на сайте wfmt.com/listen.
Nota bene! Grant Park Music Festival проходит в павильоне Джей Притцкер парка “Миллениум” по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты фестиваля бесплатные. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-зоне, билеты можно купить. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes). Справки и резервирование билетов - на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.
Фотографии к статье:
Фото 1. Анна Кляйн. Фото - Дениз Андерсон
Фото 2. Карлос Кальмар. Фото - Чарльз
Осгуд
Фото 3. Кристиан Тетцлафф. Фото - Джорджия Бертацци
Фото 4. Карен Слак. Фото - Кия Колдвелл
Комментариев нет:
Отправить комментарий