16 мая в 2.00 pm состоится виртуальный концерт-чествование сэра Эндрю Дэвиса. Двадцать один сезон он был музыкальным руководителем Лирик-оперы. В конце этого сезона он передаст бразды правления Энрике Маццоле. О предстоящем концерте - ниже. Сейчас несколько слов в честь нашего героя.
За двадцать лет жизни в Чикаго я встречался с сэром Эндрю (его все в Лирик-опере зовут именно так, опуская фамилию. Последую этому примеру и я.) множество раз. На репетициях и генеральных прогонах, до и после премьер, на пресс-конференциях, один раз - случайно, на улице неподалеку от Лирик-оперы. Дважды делал с ним развернутые интервью. Помню, до начала первого разговора сэр Эндрю спросил, доставая из кармана пачку сигарет: “Сейчас перекурю и начнем. Хорошо?” - “Что вы спрашиваете, вы же музыкальный руководитель?!” - “напомнил” ему менеджер Лирик-оперы. “Правда? Я все время об этом забываю”, - улыбнулся сэр Эндрю и отправился на перекур. Вернувшись, он пригласил меня в кабинет... Все, с кем я общался в Лирик-опере, в один голос говорили о необыкновенном обаянии и доброжелательности сэра Эндрю, но действительность превзошла все мои ожидания. Он настолько живо и непринужденно говорил, что спустя несколько минут после начала интервью у меня было полное ощущение, что я знаю этого человека много лет и мы просто давно не виделись. Я отставил заранее заготовленные вопросы и втянулся в разговор. То же самое случилось во второй раз. Сэр Эндрю Дэвис - замечательный рассказчик, остроумный и очень приятный собеседник. В этой статье я решил совместить некоторые факты биографии дирижера с наиболее интересными фрагментами наших бесед.
Эндрю Дэвис родился 2 февраля 1944 года в городке Эшридж (графство Хартфордшир на юго-востоке Великобритании). Родители дважды переезжали, и детство Эндрю прошло в городках Чешем (графство Бакингемшир, центр Великобритании) и Уотфорд (графство Хартфордшир). Дирижер рассказывает:
- Мои родители не были музыкантами, хотя отец пел в церковном хоре, а мама в юности играла на фортепиано. Я пришел в оперу поздно, уже взрослым человеком. Сразу заинтересовался музыкой XX века. Мой учитель познакомил меня с творчеством Стравинского, Берга, Шенберга. Первыми оперными спектаклями были для меня две одноактные оперы в лондонском “Sadler's Well Theater”: “Соловей” Стравинского и “Ожидание” Шенберга.
- Шенберг и Стравинский - неплохо для начала!
- Мне понравились эти оперы. А потом я увидел
“Фауст” Гуно. До сих пор помню, какая ужасная была постановка... Я учился в
Королевской академии музыки (Royal College of Music) и в Королевском колледже
(King’s College) Кембриджа, собирался стать органистом, играть в костелах и
посвятить себя церковной музыке.
- Почему вы решили обратиться к дирижированию?
- Мой друг в Кембридже попросил меня
продирижировать студенческим оркестром. Я согласился, и мне понравилось. Первым
симфоническим произведением, которым я дирижировал, была симфония Гектора
Берлиоза “Гарольд в Италии”. Затем последовали Скрипичный концерт Берга, Пять
пьес Шенберга и Неоконченная симфония Шуберта. Так что дирижировать я начал еще
в Кембридже.
- Как начиналась ваша дирижерская карьера?
- Вернувшись из Рима, я дирижировал Английским
камерным оркестром, параллельно играя в двух кафедральных соборах. В 1969 году
я участвовал в семинаре молодых английских дирижеров в Ливерпуле, а на
следующий год подал заявление на позицию второго дирижера в Шотландский
симфонический оркестр Би-Би-Си в Глазго. Расскажу, как я туда попал. У меня
есть близкий друг в Кембридже. Он играет на литаврах и незадолго до этого
получил работу в этом оркестре. Я позвонил ему, сказал, что выслал резюме, не
получил никакого ответа, поинтересовался, не может ли он навести справки, в чем
дело? Друг зашел в обеденное время в отдел кадров и подошел к столу, где в трех
папках лежали резюме. Папки были подписаны: “Да” - кандидаты, которые будут
прослушиваться с оркестром; “Нет” - те, которым не предоставят этого права;
“Возможно” - те, чьи дела еще не решены. Я был как раз в папке “Возможно”. Мой
друг вынул мое резюме из этой папки и переложил его в папку “Да”. Так что я
обязан ему своей карьерой.
Пост второго дирижера Шотландского симфонического оркестра Би-Би-Си Эндрю Дэвис занимал пять лет: с 1970 по 1975 годы. В 1975 году он становится главным дирижером Торонтского симфонического оркестра и тринадцать лет (до 1988 года) живет и работает в Канаде. Дэвис до сих пор поддерживает близкие отношения с оркестром, является дирижером-лауреатом. В 1988 году начинается новый этап в жизни маэстро: он принимает приглашение дирекции музыкального фестиваля в Глайндбурне и на три сезона (до 2000 года) становится его новым музыкальным руководителем. В Глайндбурне он познакомился с американской певицей Джанной Роланди, которая вскоре стала его женой. Третий брак сэра Дэвиса стал самым продолжительным. После назначения на пост музыкального руководителя Лирик-оперы они переехали в Чикаго. Джанну Роланди хорошо знают в городе. Она была педагогом, вела частные уроки, долгие годы возглавляла Центр оперного пения при Лирик-опере (сейчас он называется Оперным центром Райана).
С 1989 по 2000 годы Эндрю Дэвис был главным
дирижером Симфонического оркестра Би-Би-Си. Во время своего пребывания в этой
должности он восстановил традицию, установленную выдающимся британским дирижером
сэром Малкольмом Сарджентом (1895-1967), согласно которой руководитель Оркестра
Би-Би-Си не только дирижирует финальным концертом ежегодного лондонского
фестиваля The Proms, но и обращается к зрителям с речью. Выступления Дэвиса
пересказывали потом многие. Особенно запомнились его проникновенные речи памяти
принцессы Дианы, матери Терезы и сэра Георга Шолти (последняя состоялась в 1997
году). После 2000 года сэр Дэвис остался дирижером-лауреатом оркестра.
В мае 1992 года дирижер был награжден Орденом Британской
империи и стал именоваться сэром Эндрю Дэвисом.
В Лирик-опере сэр Эндрю дебютировал в 1987 году.
- Я начинал в Чикаго с опер Моцарта. 1987 год -
“Женитьба Фигаро”, 1989 год -
“Милосердие Тита”, 1991 год - опять “Фигаро”. Когда в 1993 году мне предложили
дирижировать оперой “Так поступают все”, я согласился, но только с условием,
что следующим спектаклем НЕ будет опера Моцарта. Мне пошли навстречу, и в 1994
году я дирижировал “Каприччио” Штрауса.
- Когда вам предложили стать музыкальным
руководителем Лирик-оперы?
- В 1997 году моей жене позвонил ее старый
приятель, тогдашний артистический директор Лирик-оперы Мэттью Эпстайн и сказал:
“Бруно Бартолетти (Многолетний музыкальный руководитель Лирик-оперы. - Прим.
автора.) недавно сообщил, что собирается уходить на пенсию. Мы ищем нового
руководителя. Как жаль, что Эндрю слишком занят, чтобы рассмотреть наше
предложение”. Жена ответила: “Откуда ты знаешь, ты ведь не говорил с Эндрю?!”
Эпстайн сказал: “Пока ничего не говори ему”. Конечно, выйдя из-за стола, жена
тут же бросилась звонить мне. Я жил тогда в Лондоне, был счастлив работать с
великолепным Симфоническим оркестром Би-Би-Си и дирижировать операми на
открытом воздухе на чудесном летнем музыкальном фестивале в Глайндбурне.
Симфонический оркестр Би-Би-Си - единственный оркестр в Лондоне, который не
зависит от количества проданных билетов. Оркестр финансируется Би-Би-Си, а эта
радиостанция существует, в основном, на правительственные фонды. С оркестром
Би-Би-си я мог придумывать потрясающе интересные программы и строить новый
репертуар. Но когда я узнал об уходе Бартолетти, я подумал, что это прекрасный
вариант для перемен. Почему бы не попробовать? Через пару дней мне позвонил
Билл Мейсон (Уильям Мейсон - генеральный директор Лирик-оперы с 1997 до 2011
годов. - Прим. автора.). Он начал разговор с тех же слов: “Бруно Бартолетти
недавно сообщил, что собирается уходить на пенсию”. Мэйсон предложил мне
возглавить Лирик-оперу. Через две недели театр определился с новым
руководителем. Где еще такое было? Театры ищут замену годами... Я люблю
Лирик-оперу, люблю дружественную, домашнюю, семейную атмосферу, царящую в ней.
Эта атмосфера вдохновляет нас на “подвиги”. В Лирик-опере поют замечательные
солисты. Чикагский театр - великолепное место для работы.
- Многие дирижеры работали по контракту с Лирик-оперой и Чикагским
симфоническим оркестром, но при этом никто из них не жил в Чикаго. Почему вы
решили переехать?
- Чтобы по-настоящему работать в Лирик-опере. Не
летать туда и обратно, а именно жить в Чикаго и заниматься музыкальной частью,
дирижировать операми и создавать новый репертуар. Я знал, что здесь мне
предстоит серьезная работа, особенно с оркестром. Оркестр был хороший, но, мне
кажется, сейчас он стал намного лучше. Понимаю, что это звучит очень нескромно,
но все же... Я никого не уволил. Кто-то ушел сам, появилось несколько новых
имен, но костяк оркестра остался тем же... Я дирижирую несколькими операми
каждый сезон и по крайней мере две трети сезона нахожусь в Чикаго. За годы,
проведенные здесь, я дирижировал огромным количеством опер. Запомнилась
тетралогия “Кольцо нибелунга” Вагнера - не самого приятного человека, но
гениального и очень целеустремленного композитора. Я дирижировал операми Верди
и Пуччини, операми Штрауса “Саломея”, “Кавалер роз”, “Женщина без тени”,
шедеврами Чайковского “Пиковая дама” и “Евгений Онегин”.
- Как бы вы определили ваш стиль дирижирования?
Вы не похожи на диктатора.
- Нет, я не диктатор. Мне кажется, музыка -
демократичное искусство. Конечно, в прошлом были примеры великих диктаторов-дирижеров.
У Чикаго в этом отношении “хорошая” традиция. Фриц Райнер был величайшим
диктатором в мире. Тяжелый был человек, но великий музыкант, безусловно... Нет,
диктаторство - не мой стиль работы. Я уважаю музыкантов, и они знают это.
Конечно, дирижер - главный человек в оркестре, и когда меня что-то не
устраивает, я говорю об этом. Но мне хочется, чтобы музыканты играли свободно,
чтобы они чувствовали эмоции, вдохновение, экспрессию, свободу. Я не приемлю
крика, грубости... Райнер добивался результатов другими средствами. Трудно
сказать, что лучше, что хуже... И еще. Мне кажется, оркестру полезно играть с
разными дирижерами. Поэтому я приглашаю хороших дирижеров со стороны.
- Вы проводите много времени в Европе.
Расскажите, пожалуйста, о сходствах и различиях европейских и американских
оркестров?
- Американские и английские оркестры - “быстрые” оркестры. В некоторых местах в Европе (например, в Италии) на первой репетиции ты хватаешься за голову и говоришь: “Боже мой, через три дня концерт!” А потом все встает на свои места. Некоторые европейские оркестры до сих пор имеют свой отличительный стиль. Я могу назвать дрезденскую “Штаатскапеллу”. Этот оркестр выделяется прежде всего особым звучанием струнной группы. Я работал с ним и Венским хором над “Реквиемом” Брамса. Впечатление осталось на всю жизнь. Некоторые американские оркестры тоже могут похвастаться отличительным звуком, в том числе - Чикагский.
- Что вам нравится в Чикаго?
- Все, кроме погоды. Но после тринадцати лет жизни
в Торонто к такой погоде я уже привык. Я люблю Чикаго. Мне нравится Нью-Йорк,
но я точно знаю, что не хотел бы там жить, а Чикаго относится к числу наиболее
подходящих для жизни городов. Здесь великолепные театры, музеи, рестораны. В
Чикаго всегда происходит много интересного.
Так говорил сэр Эндрю Дэвис еще совсем недавно. Увы, пятница, 13 марта 2020 года, стала “черным” днем для Лирик-оперы Чикаго. Из-за пандемии коронавируса в тот день театр объявил об отмене новой постановки “Гибели богов” и тетралогии “Кольцо нибелунга” Р.Вагнера. Позднее были отменены все спектакли до конца сезона 2019-20 годов, а потом и все живые спектакли сезона 2020-21 годов. Лирик-опера закрылась до сентября 2021 года. Я говорил с сэром Эндрю в апреле прошлого года. Позвонил ему, чтобы обсудить последние новости, вспомнить прошедший сезон, задуматься о будущем. Сэр Эндрю удивил меня, сказав о своих занятиях...
- Мы купили дом в Северной Каролине, куда я
перееду, когда уйду на пенсию.
- Чем вы занимаетесь на карантине?
- В первый месяц после отмены “Кольца нибелунга”
начал переводить “Энеиду” Вергилия с латинского на английский (белый стих).
Первый том закончил. Это только начало - впереди одиннадцать книг! Мой
пенсионный проект, но я решил начать его досрочно.
- Вы собираетесь публиковать ваши переводы?
- Наверно, нет. Впрочем, кто знает... С пандемией
невозможно ничего предсказать. Говорят, мы никогда не вернемся к прежним
временам, а если вернемся, найдем то, что назовем “новой нормой”. Никто из нас
не знает, что нас ждет. Посмотрим...
Последними живыми спектаклями сэра Дэвиса в Лирик-опере стали “Севильский цирюльник” Дж.Россини и “Пиковая дама” П.Чайковского. На вопрос, как он оценивает результаты и доволен ли тем, как все прошло, сэр Эндрю ответил, не задумываясь:
- Конечно! Это две оперы, которые я люблю и с
которыми у меня связано много воспоминаний. После Кембриджа я восемь месяцев
стажировался в Риме у замечательного итальянского педагога Франко Феррары. Мы
встречались в комнате, где жил Респиги, когда он преподавал в консерватории.
Первой оперой, над которой мы работали с Ферраро, был как раз “Севильский
цирюльник”. Эта опера дорога мне, но я не слишком часто ею дирижировал. Два-три
раза за всю жизнь... В Лирик-опере был очень хороший состав. Все были
великолепны! И постановка зрелищная. Зачастую режиссеры превращают эту оперу в
дешевый фарс и она становится вульгарной и пошлой. Мне кажется, постановка Роба
Эшфорда избежала этих соблазнов. Она очень стильная и остроумная... Что
касается “Пиковой дамы”, то это первая опера, которой я дирижировал в качестве
музыкального руководителя. Это была первая “Пиковая дама” в истории Лирик-оперы
- первая опера сезона 2000-01 годов. По первоначальному плану мы должны были
показать постановку русского режиссера Льва Додина 1998 года - копродукцию
нескольких театров, в том числе Парижской и Амстердамской опер. Я полетел в
Амстердам посмотреть спектакль. Засомневался, что постановку, действие которой
происходит в сумасшедшем доме, воспримут в Чикаго. В результате мы показали в
Лирик-опере постановку Грэма Вика, сделанную им для Глайндборнского оперного
фестиваля. Я дирижировал этим спектаклем тогда, на фестивале... Для большой
сцены Лирик-оперы постановку пришлось немного переделать. В Чикаго спектакль
прошел с большим успехом. Вот только на премьере в первой сцене в начале
второго акта огромная лестница должна была медленно опускаться вниз. Она
застряла на первом же движении. Такие вещи случаются... Впервые я дирижировал
оперой в Глайндборне. Меня пригласил сэр Джон Притчард, тогдашний музыкальный
руководитель фестиваля. (Джон Притчард руководил фестивалем с 1964 по 1977
годы. - Прим. автора.) Он предложил мне быть его ассистентом и два раза
продирижировать “Каприччио” Рихарда Штрауса. Я сказал ему, что у меня совсем
нет опыта оперного дирижирования. Он ответил: “В опере многое идет не так, как
в жизни. Это нормально. Когда вдруг все идет, как по маслу, в результате ничего
не получается”. (Сэр Эндрю мастерски пародирует своеобразную манеру
разговора сэра Джона. - Прим. автора.) Я люблю “Пиковую даму” и музыку Чайковского,
считаю Патетическую симфонию одним из самых выдающихся произведений, когда-либо
созданных человечеством. Она полна глубоко личной, выстраданной музыкой.
“Пиковая дама” стоит в этом же ряду. Музыку пронизывают разочарование,
отчаяние, безумие... Мне понравилась новая постановка Ричарда Джонса. Многие
поступки персонажей вывернуты наизнанку, при этом мы хорошо понимаем психологию
героев... Наш оркестр всегда с удовольствием играет Чайковского. Вообще,
оркестр обычно любит ту музыку, которую исполняет, но многие музыканты говорили
мне, что Чайковский - нечто особенное.
- Сэр Эндрю, что надо сделать нам всем, чтобы
сохранить живыми искусство и музыку?
- Хороший вопрос. Надеемся, что к открытию нового сезона пандемия закончится и мы вернемся к нормальной жизни. Я бы хотел верить, что люди соскучатся по живому искусству в целом и живой опере в частности. Но что будет, если мы по-прежнему будем иметь дело с инфекциями и потребуется соблюдать “социальную дистанцию”? Мы еще могли бы сделать это в зале, но это невозможно в оркестровой яме и на сцене. На все эти вопросы у меня сегодня нет ответов . Есть только надежда... В следующем году мне исполнится семьдесят семь лет. Я планирую работать по полгода. (Хорошо звучит сегодня, когда мы все сидим дома и нас вынуждают прекратить или до минимума сократить работу.) Моя жена говорит, что я буду несносен на пенсии. “Что ты будешь делать дома?” А мне кажется, что я буду счастлив, наслаждаясь свободным временем, и делать то, что раньше всегда откладывал “на потом”, например, перевод Вергилия.
Не таким планировался финальный сезон сэра Дэвиса в качестве музыкального руководителя Лирик-оперы. Он должен был дирижировать тремя операми: “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта, “Похождения повесы” И.Стравинского, “Уроки любви и жестокости” сэра Джорджа Бенджамина - по словам сэра Эндрю, “образец современной оперы” (это должна была быть премьера в Северной Америке). Увы, в дело вмешалась пандемия, и сезон отменился. Тем не менее театр решил устроить торжественный виртуальный вечер в честь своего многолетнего музыкального руководителя. 16 мая в 2.00 pm внимание любителей оперы во всем мире будет приковано к Чикаго. Прозвучат фрагменты из опер “Свадьба Фигаро” и “Похождения повесы”. В беседе со мной сэр Эндрю назвал “Похождения повесы” “одной из лучших опер XX века, которая исполняется незаслуженно редко”: “Я обожаю музыку Стравинского и, в частности, “Похождения...”. Это последнее произведение, которое он сочинил в стиле классицизма. В музыке “...повесы” легко обнаруживается влияние Моцарта. Это - не музыкальная драма, хотя все компоненты налицо: арии, дуэты, ансамбли... Стравинский заново осмысливает, “освежает” каноны того, как должно выглядеть классическое произведение. На позднем этапе своей жизни он попал в “объятия” Веберну. Например, первая часть его Септета начинается в русле классической традиции, но потом выходит на другой уровень. У позднего Стравинского есть сочинение “Canticum sacrum” (Священное песнопение во имя святого Марка для тенора и баритона соло, хора и оркестра, 1955 год. - Прим. автора.), которым я никогда не дирижировал и мечтал бы сделать это. Он написал его для исполнения в Соборе святого Марка в Венеции... Стравинский даже сегодня удивляет звуком, его прозрачностью и многообразием. “Похождения повесы” - замечательная опера во многих отношениях. Чудесная литературная основа. (Либретто Уистена Одена и Честера Коллмена основано на сюжетах цикла “Похождения повесы” английского художника Уильяма Хогарта. Стравинский увидел эти работы в Художественном музее Чикаго в 1947 году. - Прим. автора.). Все партии написаны превосходно (особенно выдающейся мне кажется партия аукционщика Селлема), хоровые сцены впечатляют... Одним из самых волнующих моментов является финал оперы, когда Энн приходит к Тому в сумасшедший дом и поет ему колыбельную. Том принимает Энн за богиню любви Венеру. Музыка Стравинского здесь такая трогательная, чистая, прекрасная, композитор раскрывается во всей своей красоте и очаровании. Энн уходит, а Том, оставшись в одиночестве, умирает. Финал оперы по страстям не уступает “Дон Жуану”... Трудная музыка для оркестра - есть что поиграть и валторнам, и тромбонам, и даже клавесину. Стравинский остроумно использует возможности этого инструмента. Иногда клавесин “выпрыгивает” в середине вокального номера, иногда им “ограничиваются” длинные музыкальные моменты...”.
В концерте 16 мая примут участие музыканты
Оркестра Лирик-оперы, члены Хора Лирик-оперы и приглашенные артисты: сопрано
Дженай Бруггер (Сюзанна в “...Фигаро” и Энн Трулав в “Похождениях повесы”),
сопрано Аманда Маески (графиня Альмавива в “...Фигаро”), меццо-сопрано Кейли
Декер (Керубино в “...Фигаро”), тенор Мэтью Поленцани (Том Рейкуэлл в
“Похождениях...”), бас-баритон Кайл Кетелсен (Фигаро в “Свадьбе...” и Ник Шэдоу
в “Похождениях...”). Между музыкальными фрагментами артисты театра поделятся
воспоминаниями о работе с сэром Дэвисом. Запись концерта будет доступна на
YouTube-канале театра www.youtube.com/user/LyricOperaofChicago.
В конце сезона 2020-21 года сэр Эндрю Дэвис покидает Лирик-оперу, но только в качестве музыкального руководителя. Планируется, что в будущем он будет приезжать в Чикаго в качестве приглашенного дирижера. В беседе со мной сэр Эндрю сказал: “Уже известно, что в одном из следущих сезонов я буду дирижировать одной из моих любимых опер - “Гензель и Гретель” Хумпердинка. Первый раз я дирижировал этой оперой в МЕТ. Помню наш разговор с концертмейстером группы валторн во время репетиции. Я сказал ему, что люблю эту оперу, а он ответил: “Хумпердинк - это Вагнер на прозаке”... Еще одна ремарка, уже из разговора с контрабасистом Мельбурнского симфонического оркестра. Он сказал: “Музыка Хумпердинка похожа на музыку Вагнера, но написана приятным человеком”. Так что я жду встречи с музыкой, “написанной приятным человеком”...
Сэр Дэвис остается активно работающим музыкантом. Он является дирижером-лауреатом трех оркестров: Мельбурнского симфонического, Торонтского симфонического и Симфонического оркестра Би-Би-Си. Пожелаем ему новых творческих успехов и скажем: “До свидания, Маэстро! До новых встреч!”
Фотографии к статье:
Фото 1. Сэр Эндрю Дэвис. Фото - Питер Тарасюк
Фото 2. Сэр Эндрю Дэвис. Фото - Дэн Рест
Фото 3. Сэр
Эндрю Дэвис. Фото
- Lyric Opera of Chicago
Комментариев нет:
Отправить комментарий