13 мая 2021 г.

До свидания, Маэстро! До новых встреч! Эпоха сэра Дэвиса в Лирик-опере


16 мая в 2.00 pm
состоится виртуальный концерт-чествование сэра Эндрю Дэвиса. Двадцать один сезон он был музыкальным руководителем Лирик-оперы. В конце этого сезона он передаст бразды правления Энрике Маццоле. О предстоящем концерте - ниже. Сейчас несколько слов в честь нашего героя.

За двадцать лет жизни в Чикаго я встречался с сэром Эндрю (его все в Лирик-опере зовут именно так, опуская фамилию. Последую этому примеру и я.) множество раз. На репетициях и генеральных прогонах, до и после премьер, на пресс-конференциях, один раз - случайно, на улице неподалеку от Лирик-оперы. Дважды делал с ним развернутые интервью. Помню, до начала первого разговора сэр Эндрю спросил, доставая из кармана пачку сигарет: “Сейчас перекурю и начнем. Хорошо?” - “Что вы спрашиваете, вы же музыкальный руководитель?!” - “напомнил” ему менеджер Лирик-оперы. “Правда? Я все время об этом забываю”, - улыбнулся сэр Эндрю и отправился на перекур. Вернувшись, он пригласил меня в кабинет... Все, с кем я общался в Лирик-опере, в один голос говорили о необыкновенном обаянии и доброжелательности сэра Эндрю, но действительность превзошла все мои ожидания. Он настолько живо и непринужденно говорил, что спустя несколько минут после начала интервью у меня было полное ощущение, что я знаю этого человека много лет и мы просто давно не виделись. Я отставил заранее заготовленные вопросы и втянулся в разговор. То же самое случилось во второй раз. Сэр Эндрю Дэвис - замечательный рассказчик, остроумный и очень приятный собеседник. В этой статье я решил совместить некоторые факты биографии дирижера с наиболее интересными фрагментами наших бесед.


Эндрю Дэвис родился 2 февраля 1944 года в городке Эшридж (графство Хартфордшир на юго-востоке Великобритании). Родители дважды переезжали, и детство Эндрю прошло в городках Чешем (графство Бакингемшир, центр Великобритании) и Уотфорд (графство Хартфордшир). Дирижер рассказывает:

- Мои родители не были музыкантами, хотя отец пел в церковном хоре, а мама в юности играла на фортепиано. Я пришел в оперу поздно, уже взрослым человеком. Сразу заинтересовался музыкой XX века. Мой учитель познакомил меня с творчеством Стравинского, Берга, Шенберга. Первыми оперными спектаклями были для меня две одноактные оперы в лондонском “Sadler's Well Theater”: “Соловей” Стравинского и “Ожидание” Шенберга.

- Шенберг и Стравинский - неплохо для начала!

- Мне понравились эти оперы. А потом я увидел “Фауст” Гуно. До сих пор помню, какая ужасная была постановка... Я учился в Королевской академии музыки (Royal College of Music) и в Королевском колледже (King’s College) Кембриджа, собирался стать органистом, играть в костелах и посвятить себя церковной музыке.

- Почему вы решили обратиться к дирижированию?

- Мой друг в Кембридже попросил меня продирижировать студенческим оркестром. Я согласился, и мне понравилось. Первым симфоническим произведением, которым я дирижировал, была симфония Гектора Берлиоза “Гарольд в Италии”. Затем последовали Скрипичный концерт Берга, Пять пьес Шенберга и Неоконченная симфония Шуберта. Так что дирижировать я начал еще в Кембридже.

- Как начиналась ваша дирижерская карьера?

- Вернувшись из Рима, я дирижировал Английским камерным оркестром, параллельно играя в двух кафедральных соборах. В 1969 году я участвовал в семинаре молодых английских дирижеров в Ливерпуле, а на следующий год подал заявление на позицию второго дирижера в Шотландский симфонический оркестр Би-Би-Си в Глазго. Расскажу, как я туда попал. У меня есть близкий друг в Кембридже. Он играет на литаврах и незадолго до этого получил работу в этом оркестре. Я позвонил ему, сказал, что выслал резюме, не получил никакого ответа, поинтересовался, не может ли он навести справки, в чем дело? Друг зашел в обеденное время в отдел кадров и подошел к столу, где в трех папках лежали резюме. Папки были подписаны: “Да” - кандидаты, которые будут прослушиваться с оркестром; “Нет” - те, которым не предоставят этого права; “Возможно” - те, чьи дела еще не решены. Я был как раз в папке “Возможно”. Мой друг вынул мое резюме из этой папки и переложил его в папку “Да”. Так что я обязан ему своей карьерой.


Пост второго дирижера Шотландского симфонического оркестра Би-Би-Си Эндрю Дэвис занимал пять лет: с 1970 по 1975 годы. В 1975 году он становится главным дирижером Торонтского симфонического оркестра и тринадцать лет (до 1988 года) живет и работает в Канаде. Дэвис до сих пор поддерживает близкие отношения с оркестром, является дирижером-лауреатом. В 1988 году начинается новый этап в жизни маэстро: он принимает приглашение дирекции музыкального фестиваля в Глайндбурне и на три сезона (до 2000 года) становится его новым музыкальным руководителем. В Глайндбурне он познакомился с американской певицей Джанной Роланди, которая вскоре стала его женой. Третий брак сэра Дэвиса стал самым продолжительным. После назначения на пост музыкального руководителя Лирик-оперы они переехали в Чикаго. Джанну Роланди хорошо знают в городе. Она была педагогом, вела частные уроки, долгие годы возглавляла Центр оперного пения при Лирик-опере (сейчас он называется Оперным центром Райана).

С 1989 по 2000 годы Эндрю Дэвис был главным дирижером Симфонического оркестра Би-Би-Си. Во время своего пребывания в этой должности он восстановил традицию, установленную выдающимся британским дирижером сэром Малкольмом Сарджентом (1895-1967), согласно которой руководитель Оркестра Би-Би-Си не только дирижирует финальным концертом ежегодного лондонского фестиваля The Proms, но и обращается к зрителям с речью. Выступления Дэвиса пересказывали потом многие. Особенно запомнились его проникновенные речи памяти принцессы Дианы, матери Терезы и сэра Георга Шолти (последняя состоялась в 1997 году). После 2000 года сэр Дэвис остался дирижером-лауреатом оркестра.

В мае 1992 года дирижер был награжден Орденом Британской империи и стал именоваться сэром Эндрю Дэвисом.

В Лирик-опере сэр Эндрю дебютировал в 1987 году.

- Я начинал в Чикаго с опер Моцарта. 1987 год - “Женитьба Фигаро”, 1989 год -  “Милосердие Тита”, 1991 год - опять “Фигаро”. Когда в 1993 году мне предложили дирижировать оперой “Так поступают все”, я согласился, но только с условием, что следующим спектаклем НЕ будет опера Моцарта. Мне пошли навстречу, и в 1994 году я дирижировал “Каприччио” Штрауса.

- Когда вам предложили стать музыкальным руководителем Лирик-оперы?

- В 1997 году моей жене позвонил ее старый приятель, тогдашний артистический директор Лирик-оперы Мэттью Эпстайн и сказал: “Бруно Бартолетти (Многолетний музыкальный руководитель Лирик-оперы. - Прим. автора.) недавно сообщил, что собирается уходить на пенсию. Мы ищем нового руководителя. Как жаль, что Эндрю слишком занят, чтобы рассмотреть наше предложение”. Жена ответила: “Откуда ты знаешь, ты ведь не говорил с Эндрю?!” Эпстайн сказал: “Пока ничего не говори ему”. Конечно, выйдя из-за стола, жена тут же бросилась звонить мне. Я жил тогда в Лондоне, был счастлив работать с великолепным Симфоническим оркестром Би-Би-Си и дирижировать операми на открытом воздухе на чудесном летнем музыкальном фестивале в Глайндбурне. Симфонический оркестр Би-Би-Си - единственный оркестр в Лондоне, который не зависит от количества проданных билетов. Оркестр финансируется Би-Би-Си, а эта радиостанция существует, в основном, на правительственные фонды. С оркестром Би-Би-си я мог придумывать потрясающе интересные программы и строить новый репертуар. Но когда я узнал об уходе Бартолетти, я подумал, что это прекрасный вариант для перемен. Почему бы не попробовать? Через пару дней мне позвонил Билл Мейсон (Уильям Мейсон - генеральный директор Лирик-оперы с 1997 до 2011 годов. - Прим. автора.). Он начал разговор с тех же слов: “Бруно Бартолетти недавно сообщил, что собирается уходить на пенсию”. Мэйсон предложил мне возглавить Лирик-оперу. Через две недели театр определился с новым руководителем. Где еще такое было? Театры ищут замену годами... Я люблю Лирик-оперу, люблю дружественную, домашнюю, семейную атмосферу, царящую в ней. Эта атмосфера вдохновляет нас на “подвиги”. В Лирик-опере поют замечательные солисты. Чикагский театр - великолепное место для работы.

- Многие дирижеры работали по контракту с Лирик-оперой и Чикагским симфоническим оркестром, но при этом никто из них не жил в Чикаго. Почему вы решили переехать?

- Чтобы по-настоящему работать в Лирик-опере. Не летать туда и обратно, а именно жить в Чикаго и заниматься музыкальной частью, дирижировать операми и создавать новый репертуар. Я знал, что здесь мне предстоит серьезная работа, особенно с оркестром. Оркестр был хороший, но, мне кажется, сейчас он стал намного лучше. Понимаю, что это звучит очень нескромно, но все же... Я никого не уволил. Кто-то ушел сам, появилось несколько новых имен, но костяк оркестра остался тем же... Я дирижирую несколькими операми каждый сезон и по крайней мере две трети сезона нахожусь в Чикаго. За годы, проведенные здесь, я дирижировал огромным количеством опер. Запомнилась тетралогия “Кольцо нибелунга” Вагнера - не самого приятного человека, но гениального и очень целеустремленного композитора. Я дирижировал операми Верди и Пуччини, операми Штрауса “Саломея”, “Кавалер роз”, “Женщина без тени”, шедеврами Чайковского “Пиковая дама” и “Евгений Онегин”.

- Как бы вы определили ваш стиль дирижирования? Вы не похожи на диктатора.

- Нет, я не диктатор. Мне кажется, музыка - демократичное искусство. Конечно, в прошлом были примеры великих диктаторов-дирижеров. У Чикаго в этом отношении “хорошая” традиция. Фриц Райнер был величайшим диктатором в мире. Тяжелый был человек, но великий музыкант, безусловно... Нет, диктаторство - не мой стиль работы. Я уважаю музыкантов, и они знают это. Конечно, дирижер - главный человек в оркестре, и когда меня что-то не устраивает, я говорю об этом. Но мне хочется, чтобы музыканты играли свободно, чтобы они чувствовали эмоции, вдохновение, экспрессию, свободу. Я не приемлю крика, грубости... Райнер добивался результатов другими средствами. Трудно сказать, что лучше, что хуже... И еще. Мне кажется, оркестру полезно играть с разными дирижерами. Поэтому я приглашаю хороших дирижеров со стороны.

- Вы проводите много времени в Европе. Расскажите, пожалуйста, о сходствах и различиях европейских и американских оркестров?

- Американские и английские оркестры - “быстрые” оркестры. В некоторых местах в Европе (например, в Италии) на первой репетиции ты хватаешься за голову и говоришь: “Боже мой, через три дня концерт!” А потом все встает на свои места. Некоторые европейские оркестры до сих пор имеют свой отличительный стиль. Я могу назвать дрезденскую “Штаатскапеллу”. Этот оркестр выделяется прежде всего особым звучанием струнной группы. Я работал с ним и Венским хором над “Реквиемом” Брамса. Впечатление осталось на всю жизнь. Некоторые американские оркестры тоже могут похвастаться отличительным звуком, в том числе - Чикагский.

- Что вам нравится в Чикаго?

- Все, кроме погоды. Но после тринадцати лет жизни в Торонто к такой погоде я уже привык. Я люблю Чикаго. Мне нравится Нью-Йорк, но я точно знаю, что не хотел бы там жить, а Чикаго относится к числу наиболее подходящих для жизни городов. Здесь великолепные театры, музеи, рестораны. В Чикаго всегда происходит много интересного.

Так говорил сэр Эндрю Дэвис еще совсем недавно. Увы, пятница, 13 марта 2020 года, стала “черным” днем для Лирик-оперы Чикаго. Из-за пандемии коронавируса в тот день театр объявил об отмене новой постановки “Гибели богов” и тетралогии “Кольцо нибелунга” Р.Вагнера. Позднее были отменены все спектакли до конца сезона 2019-20 годов, а потом и все живые спектакли сезона 2020-21 годов. Лирик-опера закрылась до сентября 2021 года. Я говорил с сэром Эндрю в апреле прошлого года. Позвонил ему, чтобы обсудить последние новости, вспомнить прошедший сезон, задуматься о будущем. Сэр Эндрю удивил меня, сказав о своих занятиях...

- Мы купили дом в Северной Каролине, куда я перееду, когда уйду на пенсию.

- Чем вы занимаетесь на карантине?

- В первый месяц после отмены “Кольца нибелунга” начал переводить “Энеиду” Вергилия с латинского на английский (белый стих). Первый том закончил. Это только начало - впереди одиннадцать книг! Мой пенсионный проект, но я решил начать его досрочно.

- Вы собираетесь публиковать ваши переводы?

- Наверно, нет. Впрочем, кто знает... С пандемией невозможно ничего предсказать. Говорят, мы никогда не вернемся к прежним временам, а если вернемся, найдем то, что назовем “новой нормой”. Никто из нас не знает, что нас ждет. Посмотрим...

Последними живыми спектаклями сэра Дэвиса в Лирик-опере стали “Севильский цирюльник” Дж.Россини и “Пиковая дама” П.Чайковского. На вопрос, как он оценивает результаты и доволен ли тем, как все прошло, сэр Эндрю ответил, не задумываясь:

- Конечно! Это две оперы, которые я люблю и с которыми у меня связано много воспоминаний. После Кембриджа я восемь месяцев стажировался в Риме у замечательного итальянского педагога Франко Феррары. Мы встречались в комнате, где жил Респиги, когда он преподавал в консерватории. Первой оперой, над которой мы работали с Ферраро, был как раз “Севильский цирюльник”. Эта опера дорога мне, но я не слишком часто ею дирижировал. Два-три раза за всю жизнь... В Лирик-опере был очень хороший состав. Все были великолепны! И постановка зрелищная. Зачастую режиссеры превращают эту оперу в дешевый фарс и она становится вульгарной и пошлой. Мне кажется, постановка Роба Эшфорда избежала этих соблазнов. Она очень стильная и остроумная... Что касается “Пиковой дамы”, то это первая опера, которой я дирижировал в качестве музыкального руководителя. Это была первая “Пиковая дама” в истории Лирик-оперы - первая опера сезона 2000-01 годов. По первоначальному плану мы должны были показать постановку русского режиссера Льва Додина 1998 года - копродукцию нескольких театров, в том числе Парижской и Амстердамской опер. Я полетел в Амстердам посмотреть спектакль. Засомневался, что постановку, действие которой происходит в сумасшедшем доме, воспримут в Чикаго. В результате мы показали в Лирик-опере постановку Грэма Вика, сделанную им для Глайндборнского оперного фестиваля. Я дирижировал этим спектаклем тогда, на фестивале... Для большой сцены Лирик-оперы постановку пришлось немного переделать. В Чикаго спектакль прошел с большим успехом. Вот только на премьере в первой сцене в начале второго акта огромная лестница должна была медленно опускаться вниз. Она застряла на первом же движении. Такие вещи случаются... Впервые я дирижировал оперой в Глайндборне. Меня пригласил сэр Джон Притчард, тогдашний музыкальный руководитель фестиваля. (Джон Притчард руководил фестивалем с 1964 по 1977 годы. - Прим. автора.) Он предложил мне быть его ассистентом и два раза продирижировать “Каприччио” Рихарда Штрауса. Я сказал ему, что у меня совсем нет опыта оперного дирижирования. Он ответил: “В опере многое идет не так, как в жизни. Это нормально. Когда вдруг все идет, как по маслу, в результате ничего не получается”. (Сэр Эндрю мастерски пародирует своеобразную манеру разговора сэра Джона. - Прим. автора.) Я люблю “Пиковую даму” и музыку Чайковского, считаю Патетическую симфонию одним из самых выдающихся произведений, когда-либо созданных человечеством. Она полна глубоко личной, выстраданной музыкой. “Пиковая дама” стоит в этом же ряду. Музыку пронизывают разочарование, отчаяние, безумие... Мне понравилась новая постановка Ричарда Джонса. Многие поступки персонажей вывернуты наизнанку, при этом мы хорошо понимаем психологию героев... Наш оркестр всегда с удовольствием играет Чайковского. Вообще, оркестр обычно любит ту музыку, которую исполняет, но многие музыканты говорили мне, что Чайковский - нечто особенное.

- Сэр Эндрю, что надо сделать нам всем, чтобы сохранить живыми искусство и музыку?

- Хороший вопрос. Надеемся, что к открытию нового сезона пандемия закончится и мы вернемся к нормальной жизни. Я бы хотел верить, что люди соскучатся по живому искусству в целом и живой опере в частности. Но что будет, если мы по-прежнему будем иметь дело с инфекциями и потребуется соблюдать “социальную дистанцию”? Мы еще могли бы сделать это в зале, но это невозможно в оркестровой яме и на сцене. На все эти вопросы у меня сегодня нет ответов . Есть только надежда... В следующем году мне исполнится семьдесят семь лет. Я планирую работать по полгода. (Хорошо звучит сегодня, когда мы все сидим дома и нас вынуждают прекратить или до минимума сократить работу.) Моя жена говорит, что я буду несносен на пенсии. “Что ты будешь делать дома?” А мне кажется, что я буду счастлив, наслаждаясь свободным временем, и делать то, что раньше всегда откладывал “на потом”, например, перевод Вергилия.

Не таким планировался финальный сезон сэра Дэвиса в качестве музыкального руководителя Лирик-оперы. Он должен был дирижировать тремя операми: “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта, “Похождения повесы” И.Стравинского, “Уроки любви и жестокости” сэра Джорджа Бенджамина - по словам сэра Эндрю, “образец современной оперы” (это должна была быть премьера в Северной Америке). Увы, в дело вмешалась пандемия, и сезон отменился. Тем не менее театр решил устроить торжественный виртуальный вечер в честь своего многолетнего музыкального руководителя. 16 мая в 2.00 pm внимание любителей оперы во всем мире будет приковано к Чикаго. Прозвучат фрагменты из опер “Свадьба Фигаро” и “Похождения повесы”. В беседе со мной сэр Эндрю назвал “Похождения повесы” “одной из лучших опер XX века, которая исполняется незаслуженно редко”: “Я обожаю музыку Стравинского и, в частности, “Похождения...”. Это последнее произведение, которое он сочинил в стиле классицизма. В музыке “...повесы” легко обнаруживается влияние Моцарта. Это - не музыкальная драма, хотя все компоненты налицо: арии, дуэты, ансамбли... Стравинский заново осмысливает, “освежает” каноны того, как должно выглядеть классическое произведение. На позднем этапе своей жизни он попал в “объятия” Веберну. Например, первая часть его Септета начинается в русле классической традиции, но потом выходит на другой уровень. У позднего Стравинского есть сочинение “Canticum sacrum” (Священное песнопение во имя святого Марка для тенора и баритона соло, хора и оркестра, 1955 год. - Прим. автора.), которым я никогда не дирижировал и мечтал бы сделать это. Он написал его для исполнения в Соборе святого Марка в Венеции... Стравинский даже сегодня удивляет звуком, его прозрачностью и многообразием. “Похождения повесы” - замечательная опера во многих отношениях. Чудесная литературная основа. (Либретто Уистена Одена и Честера Коллмена основано на сюжетах цикла “Похождения повесы” английского художника Уильяма Хогарта. Стравинский увидел эти работы в Художественном музее Чикаго в 1947 году. - Прим. автора.). Все партии написаны превосходно (особенно выдающейся мне кажется партия аукционщика Селлема), хоровые сцены впечатляют... Одним из самых волнующих моментов является финал оперы, когда Энн приходит к Тому в сумасшедший дом и поет ему колыбельную. Том принимает Энн за богиню любви Венеру. Музыка Стравинского здесь такая трогательная, чистая, прекрасная, композитор раскрывается во всей своей красоте и очаровании. Энн уходит, а Том, оставшись в одиночестве, умирает. Финал оперы по страстям не уступает “Дон Жуану”... Трудная музыка для оркестра - есть что поиграть и валторнам, и тромбонам, и даже клавесину. Стравинский остроумно использует возможности этого инструмента. Иногда клавесин “выпрыгивает” в середине вокального номера, иногда им “ограничиваются” длинные музыкальные моменты...”.

В концерте 16 мая примут участие музыканты Оркестра Лирик-оперы, члены Хора Лирик-оперы и приглашенные артисты: сопрано Дженай Бруггер (Сюзанна в “...Фигаро” и Энн Трулав в “Похождениях повесы”), сопрано Аманда Маески (графиня Альмавива в “...Фигаро”), меццо-сопрано Кейли Декер (Керубино в “...Фигаро”), тенор Мэтью Поленцани (Том Рейкуэлл в “Похождениях...”), бас-баритон Кайл Кетелсен (Фигаро в “Свадьбе...” и Ник Шэдоу в “Похождениях...”). Между музыкальными фрагментами артисты театра поделятся воспоминаниями о работе с сэром Дэвисом. Запись концерта будет доступна на YouTube-канале театра www.youtube.com/user/LyricOperaofChicago.

В конце сезона 2020-21 года сэр Эндрю Дэвис покидает Лирик-оперу, но только в качестве музыкального руководителя. Планируется, что в будущем он будет приезжать в Чикаго в качестве приглашенного дирижера. В беседе со мной сэр Эндрю сказал: “Уже известно, что в одном из следущих сезонов я буду дирижировать одной из моих любимых опер - “Гензель и Гретель” Хумпердинка. Первый раз я дирижировал этой оперой в МЕТ. Помню наш разговор с концертмейстером группы валторн во время репетиции. Я сказал ему, что люблю эту оперу, а он ответил: “Хумпердинк - это Вагнер на прозаке”... Еще одна ремарка, уже из разговора с контрабасистом Мельбурнского симфонического оркестра. Он сказал: “Музыка Хумпердинка похожа на музыку Вагнера, но написана приятным человеком”. Так что я жду встречи с музыкой, “написанной приятным человеком”...

Сэр Дэвис остается активно работающим музыкантом. Он является дирижером-лауреатом трех оркестров: Мельбурнского симфонического, Торонтского симфонического и Симфонического оркестра Би-Би-Си. Пожелаем ему новых творческих успехов и скажем: “До свидания, Маэстро! До новых встреч!”

Фотографии к статье:

Фото 1. Сэр Эндрю Дэвис. Фото - Питер Тарасюк

Фото 2. Сэр Эндрю Дэвис. Фото - Дэн Рест

Фото 3. Сэр Эндрю Дэвис. Фото - Lyric Opera of Chicago

Комментариев нет: