23 мая, 7.00 pm. Концерт серии Music NOW. В программе: увертюра композитора-резидента ЧСО Джесси Монтгомери, пьеса “Rising” для флейты и струнного квартета Джоан Тауэр (солист - концертмейстер секции флейт Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) Стефан Рагнар Хескулдссон), пьеса “Caligo” для виолончели и камерного оркестра Алисы Вайнберг (солист - Габриэль Кабезас), пьеса “Sleep is Shattered” для электрической гитары Джеймса Мура (солист - Джеймс Мур). Исполнители - музыканты ЧСО. Дирижер - Джеффри Миларски. Кроме дирижирования, он еще является востребованным перкуссионистом и (с 2005 года) концертмейстером секции тимпани Симфонического оркестра Оперы Санта-Фе.
Обратите внимание.
Концерт пройдет в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for
Music and Dance) по адресу: 205 East Randolph Street,
Chicago, IL 60601.
26 и 31 мая, 7.30 pm; 27 и 28 мая, 8.00 pm. За пультом ЧСО - маэстро из Финляндии Эса-Пекка Салонен. В программе: оркестровая сюита “Моя Матушка-Гусыня” М.Равеля, Скрипичный концерт Б.Десснера (солист - Пекка Куусисто), Симфония в трех движениях И.Стравинского.
Осенью 1908 года Морис Равель
сочинил пять пьес для фортепиано в четыре руки и посвятил их Мими и Жану -
детям своих ближайших друзей Годебских. Пьесы эти задумывались как музыкальное
оформление старинного сборника французских сказок, изданного Шарлем Перро в
начале XVIII века. Отсюда - название “Моя Матушка-Гусыня”, отсылающее читателя
к сказочнице с гусиными лапками. По преданию, ей приписывалось авторство
сказок. Планировалось, что Мими и Жан станут первыми исполнителями пьес, но
дети испугались и играть отказались. На премьере 20 апреля 1910 года пьесы
прозвучали в исполнении двух студенток Парижской консерватории. В оркестровую
сюиту пьесы превратились по просьбе русского дирижера Александра Зилоти.
Мировая премьера Скрипичного
концерта американского композитора Брайса Десснера состоялась 1 октября 2021
года в исполнении Симфонического оркестра Франкфуртского радио под управлением
Арианы Матях. Солировал Пекка Куусисто. Десснер сочинил свой Концерт под
влиянием эссе эллинистки, поэта и философа Энн Карсон “Антропология воды”, в
котором она возвращается к теме паломничества пилигримов, проходящих через
Францию в христианскую Мекку. Карсон пишет о паломничестве, как о “попытке
такой же древней, как цивилизация, - отправиться в путь к самому концу вещей”.
Симфония в трех движениях Игоря Стравинского
иногда называется “военной”. Она была написана в 1940 году. В музыке Симфонии
слышатся звуки орудий, марширующие солдаты, наступающие танки, раскаты грома -
предвестники войны.
За 75 минут перед концертами состоятся беседы
музыковеда Стивена Олтопа об исполняемых произведениях.
2 июня, 7.30 pm; 3 июня, 1.30 pm; 4 июня, 8.00 pm. В программе: “Entr’acte” К.Шоу, “Gemini” Э.-П.Салонена,, музыка к балету “Дафнис и Хлоя” М.Равеля. ЧСО дирижирует Эса-Пекка Салонен. В этой программе с Чикагским симфоническим хором работает ассистентка руководителя Шерил Фрейзис Хилл.
“Entr’acte” - пьеса американской скрипачки и
композитора Кэролайн Шоу. Сочинение создано в 2011 году для струнного квартета
по следам американского струнного Брентано-квартета (Brentano String Quartet), исполнившего Семьдесят седьмой струнный квартет
Й.Гайдна.
Пьеса “Gemini” - последнее произведение
Салонена-композитора. Мировая премьера состоялась 26 октября 2019 года в
Лос-Анджелесе. Филармоническим оркестром дирижировал автор.
После современной музыки - классика XX века,
балетная музыка Мориса Равеля на тему мифа о пастушке Хлое и пастухе Дафнисе.
Равель писал: “Я не был особенно озабочен поисками в области археологии. Моей
задачей было найти соответствие образу Древней Греции, который витал передо
мной в сновидениях и был весьма близок образу Греции, каким он является
воображению французских художников конца XVIII века...”. Балет “Дафнис и Хлоя”
был поставлен Михаилом Фокиным в рамках “Русских сезонов” С.Дягилева. Главные
партии исполнили Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский.
За 75 минут перед концертами состоятся беседы
музыковеда Дерека Матсона об исполняемых произведениях.
Две программы, которыми дирижирует Эса-Пекка Салонен, - прекрасный повод обратиться к этой во всех отношениях примечательной личности. Первой специальностью Салонена была валторна, первой любовью - сочинение музыки. В школе он заинтересовался французскими композиторами-классиками: “Я доводил моих одноклассников до бешенства, приходя на школьные вечеринки с дисками Пьера Булеза. Когда все хотели слушать Дайану Росс или что-либо подобное, я говорил: “Нет, давайте лучше послушаем четвертый акт “Пеллеаса и Мелизанды” Дебюсси”. Однажды после школы он включил радио и услышал “Турангалилу-симфонию” О.Мессиана. ”Музыка ударила меня, как молоток. Я подумал, что если Мелодия может звучать ТАК, то я хочу быть композитором”.
Салонен - выпускник Академии музыки имени Яна
Сибелиуса (Хельсинки). Его дирижерский дебют состоялся в 1979 году с
Симфоническим оркестром Финского радио, а мир впервые услышал его имя в 1983
году в Лондоне, когда оркестр под его управлением триумфально исполнил Третью
симфонию Г.Малера. Американский дебют Салонена-дирижера состоялся в
Лос-Анджелесе в ноябре 1984 года. На следующий день после того памятного
концерта генеральный менеджер Лос-Анджелесского филармонического оркестра
Эрнест Флейшман предложил Салонену возглавить коллектив. Тогда молодой дирижер
отказался, сказав, что у него пока не сформирован репертуар. Потом он скажет:
“Тогда я пытался решить, что хочу делать в будущем”. В том году вместе с
музыкантом Юккой-Пеккой Сарасте Салонен основал камерный оркестр “Avanti!” С
1985 до 1995 года Салонен был главным дирижером Симфонического оркестра
Шведского радио. В эти годы он много и охотно выступал по всему миру в качестве
приглашенного дирижера, не забывая при этом Лос-Анджелес. Флейшман терпеливо
ждал шесть лет, а потом снова предложил Салонену возглавить оркестр. Дирижер
согласился и с 1992 до 2009 года был музыкальным руководителем
Лос-Анджелесского оркестра, а с 2010 года стал дирижером-лауреатом.
Поразительно, но факт: в первые два года работы
Салонена на посту музыкального руководителя Лос-Анджелесского оркестра более
шестидесяти процентов исполняемых им произведений относились к музыке XX века и
современной музыке. И это в то время, когда музыкальные руководители крупнейших
оркестров, боясь непонимания публики и пустых залов, предпочитают не рисковать,
играя традиционный репертуар! Салонен исполняет современную музыку не для
“галочки” - он глубоко чувствует и понимает ее. В интервью газете “Нью-Йорк
таймс” он сказал: “Толпы людей приходят на выставки современной живописи,
смотрят новые фильмы и театральные постановки, однако они не посещают концерты
классической музыки. Они не воспринимают симфоническую музыку как часть современного
искусства”. Миссия Салонена заключается как раз в том, что он пытается (и очень
успешно) ввести современную музыку в общий контекст современного искусства.
Все начиналось совсем не так легко, как это кажется сегодня. Эксперименты Салонена в области современной музыки находили больший отклик в Европе, чем в Америке. “Я думаю, - говорит дирижер, - что начал слишком резко. Первое время у меня не было диалога с аудиторией. Это был очень сложный период”. Салонен называет его “эстетическим кризисом”, пережить который ему помогла собственная музыка. В 1996 году он сочинил “Вариации” - калейдоскоп небольших зарисовок о Лос-Анджелесе. Заставляя изменить взгляды публики, Салонен меняется и сам. Если в начале своего творческого пути дирижер-композитор объявлял музыку Малера “причудливой фантазией, приводящей слушателя в уныние”, то сегодня он превратился в яркого интерпретатора его музыки. Если раньше он называл поп-музыку “хламом”, то теперь превозносит Бьорк и группу “Radiohead”, говоря: “Их музыка находится недалеко от музыки современных классических композиторов”. Возвращаясь домой после концерта, он частенько слушает хард-рок. Кстати, в 1977 году, когда Салонену было девятнадцать и до всех симфонических оркестров было еще далеко, при его участии было образовано общество “Открытые уши”, целью которого являлась популяризация новой финской музыки. Так что любовь к современной музыке у Салонена с юности.
У Салонена, как правило, в одной программе
соседствуют композиторы разных веков: Линдберг-Бетховен, Сибелиус-Стенхаммер-Григ,
Штраус-Моцарт-Куртаг... Такие же программы Салонен исполняет и в Чикаго. По его
мнению, сочетание на первый взгляд несочетаемых имен в одной программе сегодня
встречает больше понимания. Он объясняет: “Для контакта с молодежью лучше играть
“Весну священную” Стравинского, чем Моцарта. “Весна...” дает чувство узнавания,
даже если круг того, что слушатель сознательно распознает, ограничен
рок-музыкой”. Наверно, именно таким и должен быть дирижер в XXI веке, как этот
финский волшебник Эса-Пекка Салонен: с одной стороны, носителем великих
традиций прошлого, с другой - нормальным, живым человеком, слушающим и слышащим
других.
С 2008 до конца сезона 2020-21
годов Салонен был главным дирижером и артистическим советником оркестра
“Филармония” (Лондон), с сезона 2020-21 годов является музыкальным
руководителем Симфонического оркестра Сан-Франциско. Его пятилетний контракт с
калифорнийским оркестром истекает в конце сезона 2024-25 годов, а это значит,
что через два года после ухода Риккардо Мути финский маэстро будет свободен для
новых предложений. С учетом последних заявлений президента ЧСО Джеффа
Александра, что между уходом маэстро Мути и приходом нового руководителя может
пройти какое-то время, кто знает, возможно, это будут как раз два года, после
которых Салонен поменяет Сан-Франциско на Чикаго? В любом случае, две программы
Салонена обещают быть очень любопытными. Мне не терпится услышать, как будет
звучать ЧСО под его управлением.
3 июня, 8.00 pm. В серии “Джаз в Симфоническом центре” - концерт лауреата премии “Грэмми”, стипендиата фонда Макартура, американской джазовой певицы Сесиль Маклорин Сальван. В программе: песни из бродвейских мюзиклов и джазовые композиции.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Эса-Пекка Салонен.
Фото - Соня Вернер
Фото 2. Эса-Пекка Салонен. Фото - Ничо Селдинг
Фото 3-4. Эса-Пекка Салонен и солисты. Концертное исполнение оперы “Пеллеас и Мелизанда”. Чикаго, 14 мая 2015 года. Фото - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий