21 янв. 2025 г.

Дирижирует Марк Минковски. Концерты оркестра “Music of the Baroque”


В разгаре - пятьдесят четвертый сезон чикагского оркестра “Music of the Baroque”. Сезон называется “С самого начала”, он посвящен шедеврам барочной музыки. В первых четырех программах мы услышали (среди прочего) ораторию “Сотворение мира” Й.Гайдна, сочинения Г.Ф.Телеманна и А.Вивальди, Рождественскую ораторию И.С.Баха, праздничные вечера барочной музыки. Пятая программа называется “Дирижирует Минковски”. В программе: Большой концерт фа мажор Г.Ф.Генделя, сюита из оперы “Бориады” Ж.-Ф.Рамо, Сорок первая (“Юпитер”) симфония В.А.Моцарта. Оркестром “Music of the Baroque” впервые дирижирует признанный мэтр барочной музыки, французский маэстро Марк Минковски. Он родился в семье врачей: дедушка - известный психиатр российского происхождения Эжен (Евгений Айзикович) Минковски (1885-1972), отец - профессор педиатрии и один из основателей неонатологии Александр Минковски (1915-2004). Марк начинал как фаготист, однако настоящих успехов добился на дирижерском поприще. В традиционных классических оркестрах играть ему было скучно, и он уже в двадцать лет основал новый, назвав его “Les Musiciens du Louvre” (“Музыканты Лувра”). Исполнял оркестр, в основном, барочную музыку, среди которой важную роль играла французская - сочинения Люлли, Рамо, Мондовиля. Вскоре к оркестру пришла известность. Коллектив во главе с Минковски выступал на крупнейших музыкальных фестивалях Европы, исполняя оперы Генделя, Моцарта, Массне, Верди. С 2013 по 2017 год Минковски был музыкальным руководителем Недели Моцарта в Зальцбурге, с 2016 по 2021 год - генеральным директором Национальной оперы Бордо, с 2008 года - музыкальным руководителем оркестра “Sinfonia Varsovia”. В последнее десятилетие Минковски расширил свой репертуар, включив в него сочинения крупнейших композиторов XX века: от М.Равеля и И.Стравинского до Джона Адамса и Оливье Грейфа. Вот небольшой фрагмент интервью дирижера Дмитрию Ренанскому (издание Open Space).

- Вы далеко продвинулись в своих штудиях романтической музыки: сначала были Берлиоз и Оффенбах, потом - Вагнер. Что дальше - неужели Малер?
- Если считать, что все дирижеры делятся на тех, кто предпочитает Малера, и тех, кто выбирает Брукнера, я явно принадлежу ко второму типу... Я дирижировал его Третьей симфонией с оркестром театра
 La Fenice, делал Четвертую в Зальцбурге с оркестром “Моцартеума” - и это не считая Нулевой симфонии, которую я играл со многими оркестрами. Я и впредь намерен уделять Брукнеру особое внимание. Одно из самых моих сильных слушательских впечатлений от музыки Брукнера связано с русскими исполнителями. Я говорю о записи полного цикла симфоний, осуществленного Геннадием Рождественским: едва ли не самое страстное прочтение, которое я только знаю. К тому же я плотно занят изучением музыки Баха, а Бах и Брукнер составляют неразрывное целое.
- И все-таки: насколько хронологически далеко простираются ваши профессиональные интересы? Знаю, вы играете Джона Адамса и Филипа Гласса, часто дирижируете Третьей симфонией Гурецкого, но минимализм - слишком очевидный репертуар для музыканта с барочным бэкграундом. А, допустим, Стравинский и другие неоклассицисты?
- Разумеется, “Пульчинелла”, Пуленк, Онеггер - но и с “Весной священной” я бы тоже мечтал поработать. Более того, меня привлекает и современная тональная музыка. Как вы понимаете, делать такие заявления в
 La Belle France, на родине Пьера Булеза, мягко говоря, небезопасно. Но что я могу поделать, если мне нравится, к примеру, поздний Пендерецкий, или Губайдулина?

В качестве приглашенного дирижера Минковски музицирует не так часто, поэтому его дебют с чикагским барочным оркестром приобретает особое значение.

25 января, 7.30 pm, Театр музыки и танцаХаррис” (Harris Theater for Music and Dance, 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601); 26 января, 3.00 pm, North Shore Center (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076).

Расскажу о следующих концертах сезона.


Программа
N6: “ФеодораГенделя”. В программе: драматическая оратория “Феодора” Г.Ф.Генделя. В главных партиях: Феодора - Шерезада Пантаки, Дидим - Йестин Дэвис, Ирина - Эллисон Макхарди, Септимий - Дэвид Портилло, Валент - Джонатан Вуди. Оркестром и хором “Music of the Baroque” руководит главный приглашенный дирижер Николас Кремер. Концерты организованы в честь восьмидесятилетия со дня рождения маэстро.

Оратория, написанная по английскому либретто Томаса Морелла, рассказывает о христианской мученице Феодоре и ее римском возлюбленном Дидиме. Премьера в театре Ковент-Гарден 16 марта 1750 года прошла без особого успеха. Это уже потом “Феодору” объявили шедевром. Сам Гендель называл ораторию своим любимейшим сочинением. В наше время она исполняется редко, ибо требует особых голосов. Уверен, что маэстро Кремер выбрал достойных исполнителей.

2 марта, 7.30 pm, North Shore Center; 3 марта, 7.30 pm, Harris Theater.


Программа N7
: “Моцарт и его наставники”. В программе: Симфония фа мажор Й.Мысливечека, Тринадцатый фортепианный концерт (пианистка - дама-командор ордена Британской империи Аймоджен Купер) и Тридцать первая (“Парижская”) симфония В.А.Моцарта, Симфония соль мажор И.А.Хассе.

Еще одна необычная программа, в которой мы услышим сочинения друга и наставника Моцарта, чешского композитора и дирижера Йозефа Мысливечека (1737-1781) и современника Моцарта, немецкого композитора и педагога Иоганна Адольфа Хассе. Оркестром “Music of the Baroque” дирижирует музыкальный руководитель, дама-командор ордена Британской империи (этот почетный титул она получила в январе 2021 года) Джейн Гловер. За роялем - коллега Джейн, британская пианистка Аймоджен Купер. 6 апреля, 7.30 pm, North Shore Center; 7 апреля, 7.30 pm, Harris Theater.

Программа N8: “Небесные голоса”. В программе: песня “Processional” Т.Таллиса, Missa brevis Палестрины, Чакона Г.Перселла, “Beatus vir” К.Монтеверди, “Ave verum corpus” У.Берда, Канон и жига И.Пахельбеля, “Гимн ночиЖ.-Ф.Рамо, мотет “Singet dem Herrn ein neues Lied” И.С.Баха. Оркестром и хором “Music of the Baroque” дирижирует Николас Кремер.

С самого начала музыка барокко основывалась на хоровом пении, исполняемом в соборах. Финальный концерт сезона посвящен шедеврам духовной музыки от эпохи Возрождения и сочинений Палестрины до высокой энергии бессмертного баховского мотета. Что может быть более прекрасного и возвышенного?..

11 мая, 7.30 pm, Saints Faith, Hope, & Charity Church (191 Linden St., Winnetka); 12 мая, 7.30 pm, Fourth Presbyterian Church (126 E. Chestnut St., Chicago).

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты оркестра “Music of the Baroque” - по телефону 312-551-1414 и на сайте www.baroque.org/.

Фотографии к статье:

Фото 1. Марк Минковски. Фото - Бенджамен Челли

Фото 2. Николас Кремер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото - Эллиот Мандел

Фото 3. Джейн Гловер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото - Эллиот Мандел

Комментариев нет: