29 янв. 2025 г.

Танцы в Музее современного искусства. On Stage Lineages series


Чикагский Музей современного искусства (The Museum of Contemporary Art) объявил о программе On Stage Lineages - серии спектаклей представителей современного театра из разных стран мира. С 2022 года серия сосредоточена на некой одной теме. В 2025 году “On Stage” представляет четыре работы, которые исследуют понятия идентичности и истории извне и внутри мира искусства. Организаторы программы говорят о том, что “спектакли серии пытаются подвергнуть сомнению основные западные идеи о том, что считается “современным” и “несовременным” в перформансе. Серия исследует множественность временных рамок и художественных разработок”. Расскажу о спектаклях программы.

31 января - 1 февраля 2025 года. Музыкально-танцевальное представление Wampum Элизы Харкинс. Перформанс художницы, певицы и композитора Элизы Харкинс включает ее электронную танцевальную музыку и тексты на языках коренных народов Америки (чероки, маскоги) и английском языке. С помощью выступлений, радиопередач, дисков Харкинс пытается спасти языки, находящиеся на грани исчезновения. В представлении участвуют два танцора и музыкальные гости Дэнни Уэсли и Кэлин Фэй. Часть музыки в спектакле создана под влиянием написанных в XX веке ​​песен коренных народов Америки (обработка Дэниела Чазаноффа). Название “Wampum” можно перевести как “деньги на веревке”, оно относится к поясам и бусам, которые чероки (индейский народ в Северной Америке) использовали в качестве валюты. За неделю до представлений Харкинс проведет урок по изготовлению барабанов (Center for Native Futures). Харкинс выступала в Crystal Bridges, Портлендском институте современного искусства, Музее современного искусства Нью-Йорка. Она - лауреат премии Creative Capital, Фонда современного искусства, Фонда Харпо и Альянса искусств Средней Америки, член организации Muscogee Nation.


13-15 февраля 2025 года
. Танцевальное представление Moving Alternatives” Энн Коллод. Французская танцовщица и хореограф исследует историю современного танца сквозь призму гендера и постколониализма. В основе представления лежит точное повторение сольных и групповых произведений основоположников современного американского танца Рут Сен-Дени (Ruth St. Denis) и Теда Шона (Ted Shawn). Среди них - композиции Рут Сен-Дени “Incense” (1906), “Lazy Nautch” (1917) и “Kashmiri Nautch” (1919), композиции Шона “The Dome” (1910) и “Kinetic Molpai” (1935). В представлении участвуют шесть исполнителей из разных стран мира: Шервуд Чена, Гилен Гау, Ницан Маргалиот, Каликсто Нето, Пола Пи, Дамини Гайролу. Энн Коллод создает проекты, направленные на переосмысление основных танцевальных произведений прошлого. Лауреат Bessie Award (2009 год) за композицию Parades & Changes - новую интерпретацию главного произведения Анны Халприн 1965 года. Эта композиция была показана в Музее современного искусства в 2009 году. Стипендиат программы French Villa Medicis Hors les Murs за художественные исследования, которые привели ее к созданию танцевальной пьесы “Парламент невидимых” (2014 год), вдохновленной немецким danse macabre тридцатых годов. Коллод преподает по методу Фельденкрайза (двигательная практика, основанная на самосознании и понимании себя в процессе работы над движением тела).


28-30 марта 2025 года
. Танцевальный спектакль Super Nothing хореографа, писателя, художника, педагога Мигеля Гутьерреса. Исследуя пересечение искусства и жизни, спектакль знакомит нас с четырьмя исполнителями из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса - двух творческих домов Гутьерреса. Как он сам говорит, он живет между “землями Ленапе/Канарси, колониально известными как Бруклин, Нью-Йорк, и землями Тонгва и Габриэлино, колониально известными как Лос-Анджелес, Калифорния”. В спектакле анализируется роль человеческого тела в разных жизненных ситуациях. Гутьеррес был вдохновлен словами американской писательницы Глории Уоткинс, известной под псевдонимом белл хукс (именно так, оба слова с маленькой буквы), о том, что “двигаясь, мы сталкиваемся с реальностью выбора и места”. Спектакль предлагает зрителям задуматься о том, как мы уделяем внимание и создаем пространство комфорта друг для друга. Официальная мировая премьера спектакля состоится летом в зале New York Live Arts.

Работы Гутьерреса были представлены на национальном и международном уровне на таких площадках, как Осенний фестиваль в Париже, Центр искусств Уокера, биеннале Уитни 2014 года. Гутьеррес - обладатель стипендии Гуггенхайма, стипендии художников США, лауреат премии Фонда современного искусства, четырех Bessie Awards в области танцев и перформансов, Doris Duke Artist Award (2016 год). Профессор хореографии Калифорнийского университета (Лос-Анджелес).


17-19 апреля 2025 года
. Представление KLII” Канезы Шааль, в котором современные остатки колониализма рассматриваются сквозь призму короля Бельгии Леопольда II - основателя Свободного государства Конго с 1885 по 1908 год. Этот танцевальный спектакль исследует природу зла и необратимость наказания. Сама Шааль изображает аватара короля, носит его королевские регалии, сидит на экстравагантном троне и созерцает свое Свободное государство. Визуальные эффекты, разработанные Кристофером Майерсом, сочетают колониальную эстетику с восточноафриканским дизайном. В спектакле собраны фрагменты из документальных фильмов о противостоянии бельгийскому правлению Конго с девятнадцатого века до обретения независимости, и фрагменты речи Патриса Лумумбы в 1960 году. Звуковой дизайн черпает вдохновение из оперы “La Muette de Portici”, сыгравшей большую роль в бельгийской революции 1830 года. Особенностью спектакля является вовлеченность в него аудитории. Зрители смогут принять участие в процессии перед призраком короля Леопольда, а также поучаствовать в церемонии мытья рук.

Канеза Шааль - художница из Нью-Йорка, работающая в театре, опере и кино. Совсем недавно она представила свой оригинальный перформанс “GO FORTH” в музее Метрополитен. Шааль поставила оперу “Омар”, получившую Пулитцеровскую премию 2023 года. Спектакль был показан на Spoleto Festival, в оперных театрах Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Бостона. Работы Шааль демонстрировались в самых разных местах по всему миру: от галерей Нью-Йорка до залов Вьетнама, амфитеатров Восточной Африки, европейских оперных театров и сельских аудиторий в Объединенных Арабских Эмиратах. В США ее работы были показаны в Центре Кеннеди, Бруклинской музыкальной академии, Филармонии Лос-Анджелеса, Центре искусств Уокера, Центре современного искусства Нового Орлеана. Шааль - лауреат Ford Foundation Art For Justice Bearing Witness Award (2018 год), обладательница стипендии художников США (2019 год), стипендии Гуггенхайма (2021 год), лауреат Herb Alpert Award (2021 год). Одна из работ Шааль “JACK &” была представлена в Музее современного искусства в 2018 году.

Я давно слежу за театральными событиями, происходящими в Музее современного искусства. Именно там дважды выступал Михаил Барышников: в 2009 году - с программой “Три соло и дуэт”, в 2014 году - со спектаклем “Человек в футляре”. В числе хореографов программы “Три соло и дуэт” был Алексей Ратманский, который специально для Барышникова поставил Вальс-фантазию на музыку М.Глинки. Вместе с Барышниковым выступала выдающаяся испанская танцовщица Ана Лагуна. Спектакль “Человек в футляре” представлял в Чикаго Big Dance Theater, известный своими экспериментальными работами в жанре танцевального театра.

В 2017 году в Музее выступала труппа парижского театра “Буфф дю Нор” (Théâtre des Bouffes du Nord). Давали спектакль Питера Брука “Поле битвы“ (“Battlefield“).

В январе 2011 года в Музее прошли гастроли театра “Betontanc” (Словения) и труппы “umka.lv” (Латвия). Мы увидели спектакль “Покажи свое лицо” по пьесе Андриса Гауя.

В Музее мы впервые встретились с Национальным театром Ирландии, известным всему миру под названием Abbey Theatre (по названию улицы в Дублине, где находилось здание). В Чикаго театр гастролировал со спектаклем “Терминус” по пьесе ирландского драматурга и сценариста Марка О’Роува.

Замечательным был спектакль “Евангелие детства” (английское название - “The Gospels of Childhood Triptych”) в постановке Ярослава Фрета польского театра “ZAR” - международной театральной труппы, основанной в польском городе Вроцлав членами Центра творчества великого режиссера XX века Ежи Гротовского.

В Музее дважды выступала одна из лучших экспериментальных театральных компаний Нью-Йорка Elevator Repair Service (ERS). В 2008 году был показан самый известный спектакль театра “Гатц” - восьмичасовая инсценировка романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда “Великий Гэтсби”. В марте 2014 года мы увидели спектакль “Аргумент” (“Arguendo”), в основе которого - реальная история, случившаяся в 1991 году в городке Саус-Бенд (штат Индиана). В местном клубе Kitty Kat Lounge танцовщицы плясали обнаженными. На них подали в суд. Артистки выставили встречный иск об ущемлении своих прав на том основании, что, согласно Первой поправке к конституции США, человек имеет право танцевать обнаженным. Суд штата Индиана с этим не согласился и отправил дело на рассмотрение в Верховный суд США... Театр из Нью-Йорка еще раз “пересмотрел” старое дело, обсуждая социальные и культурные вопросы, которые оно содержит. В спектакле рассматривалась вечная дилемма между свободой самовыражения и устоявшимися моральными принципами общества.

Крупным событием в театральной жизни Чикаго стали гастроли кукольной труппы Handspring Puppet Co. из Кейптауна (ЮАР) со спектаклем “Войцек на Хайвелде” (“Woyzeck on the Highveld”) по незаконченной пьесе “Войцек” немецкого драматурга Георга Бюхнера в постановке Уильяма Кентриджа. (Я рассказывал об этой труппе и ее руководителе в прошлом выпуске Театрального обозрения.)

Вспомним также необычный спектакль “Тридцать три оборота в минуту и несколько секунд” (“33 rpm and a few seconds”) ливанского артиста Раби Мроя и его жены Лины Санех, моноспектакль нью-йоркского актера и драматурга Тейлора Мака об истории популярной музыки (“An Abridged Concert of the History of Political Popular Music”), “черную” комедию “Третье крыло” (“Tercer Cuerpo”) театральной труппы из Буэнос-Айреса “Timbre 4”, спектакль талантливого французского хореографа Мон Ле Пладек “Демократия”.

Много было хороших спектаклей за эти годы в Музее современного искусства. Не пропустите новые представления!

Nota bene! Все спектакли серии “On Stage Lineages” пройдут в Музее современного искусства (Edlis Neeson Theater, 220 E. Chicago Ave., Chicago, IL 60611). Билеты - на сайте mcachicago.org или по телефону 312-397-4010.

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля Wampum. Фото - ©2022 Bruce Clayton Tom

Фото 2. Сцена из спектакля “Moving Alternatives”. Фото - Laurent Philippe/Divergence Images

Фото 3. Сцена из спектакля Super Nothing”. Фото - Амелия Голден

Фото 4. Сцена из спектакля KLII”. Фото - Мария Баранова

Комментариев нет: