25 янв. 2025 г.

Trap Door Theatre: премьера и гастроли. На сцене - герои Ясенского и Виткевича


Тридцать первый сезон чикагский Trap Door Theatre продолжает премьерой - спектаклем “Бал манекенов” (“The MannequinsBall”) по пьесе Бруно Ясенского. Перевод - Даниэль Геролд. Режиссеры - актриса и директор театра Николь Виснер и резидент-хореограф Мигуэл Лонг. В ролях: Маржена Буковска (Левазен), Дэн Кобблер (господин Арно), Женевьева Коркери (Господин), Кэт Эванс (Анжелика), Шаил Моди (Манекен лидер), Эмили Никелсон (Соланж), Гас Томас (Господин).

Сатирический фарс, как автор называл свою пьесу, рассказывает о бесчеловечности современного (пьеса написана в 1930 году) общества. В ней люди превращаются в живых бездушных манекенов, а манекены, наоборот, приобретают человеческие качества. Наличие головы - еще не признак ума, говорит нам автор, и мы понимаем, насколько он прав...
Бруно Ясенский (1901-1938) - родившийся в Российской империи польский писатель еврейского происхождения. Окончил Краковский университет. Примыкал к группе польских футуристов. Жил в Париже, откуда был дважды выслан за коммунистическую пропаганду. С 1929 
года в Москве. С 1930 года - член ВКП(б). Один из первых членов Союза писателей СССР. Несколько лет возглавлял журнал “Иностранная литература”. Один из авторов просталинской агитки “Беломоро-Балтийский канал имени Сталина”. Писал на русском, польском и французском языках. Пьеса “Бал манекенов” написана на русском языке.


Судьба Ясенского была трагичной. Он свято верил в идеалы коммунизма, обличал врагов народа и, как многие наивные романтики, попал под жернова бесчеловечной системы. Летом 1937 года писатель был снят со всех должностей и исключен из Союза писателей за так называемую “контрреволюционную деятельность”. О его аресте рассказывал писатель Дмитрий Быков: “...В тридцать восьмом за Фединым приехали. Он пошел к черной машине и тут увидел, что ордер выписан не на него, а на Бруно Ясенского. Он сказал: “Плохо работаете, товарищи!” - и указал на дачу, где жил Ясенский. Пастернак этим поступком очень возмущался. Почему? Потому что надо было поехать! Там бы недоразумение вскрылось, и, глядишь, удалось бы спасти еще и Ясенского. Или погибнуть за него. Но, в общем, как-то сломать движение адского конвейера, хоть на миг нарушить его, заставить, что ли, одуматься - до чего дошли, вместо одного писателя хватают другого...”. Тот же Быков говорил, что “никто из поэтов тридцатых годов не оставил стихов о тридцатых, кроме тех, кто уже сидел, как Бруно Ясенский”. Вот это стихотворение, написанное Ясенским в Бутырской тюрьме: “...Но я не корю тебя, Родина-мать, Я знаю, что только в сынах разуверясь, Могла ты поверить в подобную ересь И песню мою, как шпагу, сломать. Что ж, видно, не много создать мне дано И, может быть, стань я с эпохою вровень, Мое громогласное “Я невиновен!” Услышано было б моею страной. На стыке грядущих боев и коммун Оборванной песни допеть не успел я, И образы виснут, как яблоки спелые, Которых уже не сорвать никому. Шагай, моя песня, в знаменном строю, Не плачь, что так мало с тобою мы пожили. Бесславен наш жребий, но раньше ли, позже ли - Отчизна заметит ошибку свою...”.

Сведения о смерти Ясенского противоречивы. По официальным данным утверждалось, что он умер в ссылке в 1941 году. По данным общества Мемориал, дата и причины его смерти были сфальсифицированы. В действительности он был расстрелян на полигоне Коммунарка в 1938 году. Реабилитирован посмертно.

Сохранилось не только стихотворение - до нас дошли афоризмы Ясенского. Вот лишь некоторые из них. “Нигде так быстро не разговоришься с людьми, как в поезде, в тюрьме и в пивной.” “Тверди, как заповедь божью: правда не может стать ложью!” “Хотите учить других - сами сначала поучитесь. Пока люди не поумнеют, ничего с ними не сделаете. А поумнеют - без вас поймут.” “Вредно давать волю языку. Поменьше говори, побольше слушай.” И, конечно, его самые знаменитые фразы: “Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь”.


В феврале 2025 года со спектаклем “Прагматики” по первой опубликованной пьесе С.Виткевича “Pragmatyści” (1919 год) театр отправится на гастроли в Польшу. Режиссер - Желько Дюкич. Художники - Желько и Наташа Дюкичи. Дизайн костюмов - Наташа Дюкич. В ролях: Венис Эврихарт (Мамалия), Дэвид Лавджой (Ребис), Мануэла Рентея (Мамми), Кит Сурни (Вон Телек), Кевин Вебб (Пласфодор). В спектакле звучит музыка Наташи Богоевич. Действие спектакля происходит в одной комнате, которая одновременно является камерой пыток, пространством сердечных переживаний и местом проведения концерта. Перед глазами у двух бывших друзей - разрушенный мир, растерянность, отчаяние, а сами они - “прагматики”. Вместо того, чтобы посмотреть правде в глаза, они пытаются найти болеутоляющие отговорки и проживают прошлое заново, а будущее - заранее...

Гастроли приурочены к стосорокалетию со дня рождения замечательного польского писателя, философа, драматурга, предшественника театра абсурда, приверженца театра Чистой Формы Станислава (Виткация) Виткевича. 15 и 16 февраля Trap Door Theatre сыграет свой спектакль в архиве-музее Тадеуша Кантора “Крикотека” (Cricoteka-The Tadeusz Kantor Museum) в Кракове. Один из известнейших европейских театральных режиссеров второй половины XX века, Кантор поставил множество пьес Виткевича и оказал огромное влияние на авангардный стиль чикагского театра.

21 февраля Trap Door Theatre  выступит в Театре имени Виткевича (Teatr Witkacy) в городе Закопане. В этом году польскому театру исполняется сорок лет. Основатель и художественный руководитель театра Анджей Джук работал в Trap Door Theatre. В сезоне 2014-15 годов на сцене чикагского театра в его постановке шел спектакль “Джон До”, созданный по мотивам пьесы Виткевича “Безумец и монахиня”. В беседе со мной основательница и художественный руководитель Trap Door Theatre Беата Пилч сказала, что с Театром Виткевича связаны ее первые настоящие театральные впечатления: “Я влюбилась в спектакли театра еще девчонкой и слежу за его жизнью тридцать лет. Театр находится в дивном месте, на юге Польши, в горах. Каждый раз, когда оказываюсь там с моими американскими актерами, беру их с собой, чтобы показать величайшие спектакли на Земле. В течение дня мы гуляем по горам, а вечером идем в театр. Что может быть лучше этого?”

1 марта Trap Door Theatre сыграет свой спектакль в Teatr Druga Strefa в Варшаве. С 1989 года этот театр стал одной из первых негосударственных репертуарных площадок в Польше.

Последний раз Trap Door Theatre гастролировал в Европе в 2018 году, и для всех участвующих в спектакле артистов это будет их первое выступление в Польше.

2 и 3 февраля спектакль “Прагматики” можно будет увидеть на родной сцене Trap Door Theatre в Чикаго. Все доходы пойдут на предстоящую поездку в Польшу.

Nota bene! Билеты на спектакли “Бал манекенов” и “Прагматики” - на сайте trapdoortheatre.com/ или по телефону 773-384-0494. Спектакли идут в помещении Trap Door Theatre (1655 West Cortland Street, Chicago, IL 60622).

Фотографии к статье:

Фото 1. Постер спектакля Бал манекенов. Фото - Trap Door Theatre

Фото 2. Бруно Ясенский. Фото - ru.wikipedia.org/

Фото 3. Сцена из спектакля “Прагматики”. Фото - Крис Попио

Комментариев нет: