С 11 по 14 апреля Американский балетный театр (далее – АБТ) впервые в Чикаго представит балет “Взбитые
сливки” на музыку и
либретто Рихарда Штрауса. Оригинальное название произведения - “Schlagobers”, австрийский вариант немецкого слова “Schlagsahne”. На английском языке балет называется “Whipped Cream”.
Балеты никогда особо не
интересовали Рихарда Штрауса - то ли дело симфонические поэмы или оперы.
Балетов у Штрауса всего два. Первый - “Легенда об Иосифе”. Он сочинил этот
балет в 1914 году для Михаила Фокина и труппы Сергея Дягилева. Европа жаждет
крови, Германия охвачена патриотическим угаром, все в ожидании войны, а Штраус
создает балет на библейский сюжет о приключениях Иосифа в Египте и его
взаимоотношениях с женой египетского царя Потифара. (В Ветхом
завете у нее нет имени, а Томас Манн в “Иосифе и его братьях” назвал ее Мут.)
Второй балет “Взбитые сливки” Штраус сочинил в
1921-22 годах в должности директора Венской оперы (он возглавлял ее с 1919 по
1924 годы). Композитор писал: “Я не могу выносить трагедию послевоенного
времени. Я хочу создать что-то радостное”. По одной из версий, своим балетом
Штраус хотел повысить статус влачившей жалкое состояние балетной труппы театра.
После распада Австро-Венгерской империи венским властям было не до театра. Еще
опера кое-как держалась, а с балетом было совсем худо. Надо было придумать
праздник, и таким праздником, по идее Штрауса, должен был стать балет “Взбитые
сливки”.
История в балете красивая,
сказочная, “сладкая”. Маленький мальчик зашел с мамой в самый вкусный и сладкий
магазин Вены и обалдел от количества “вкусняшек”. Он заказал взбитые сливки, и
вдруг все сладости материализовались и окружили мальчика. В этом сказочном мире
правят принцессы Пралине и Чайный цветок с принцами Кофе и Какао. А свита вся
такая вкусная: марципаны, засахаренные орехи, имбирные пряники, конфеты, печенье, леденцы,
пирожные, булочки... Одним словом, почти “Щелкунчик”, в котором
главный герой, победив силы зла, уводит свою возлюбленную в страну счастья -
благословенный Конфетенбург, в Пряничное село, где благоуханный и прекрасный
Леденцовый луг, Апельсиновый ручей, Лимонадная река, которая вливается в озеро
Миндального молока, Цукатные рощи, Марципановый замок, ну и так далее...
Ратманский немного изменил
либретто. В его постановке мальчик идет дальше оригинального варианта. Он идет
“до конца”, объедается сладостями, попадает в больницу, а живые “вкусняшки”
спасают его.
Премьера “Взбитых сливок”
состоялась в Венской опере 9 мая 1924 года. Хореографом спектакля был Хайнрих
Креллер, который ставил и “Легенду об Иосифе”. Штраус хотел праздника, но
праздника не получилось. Премьера прошла без особого успеха, и вскоре о балете
забыли на долгие восемь десятилетий. Партитуру вернул к жизни один из самых
талантливых современных балетмейстеров Алексей Ратманский. Впервые он поставил
“Взбитые сливки” как миниатюру в Королевском балете Виннипега в 1994 году,
затем как номер для Международного балетного конкурса и, наконец, полномасштабный
балет для АБТ. Ратманский увидел альбом с рисунками Марка Райдена, и его так
вдохновили картины модного сюрреалиста, что он задумал совместный спектакль. Ратманский с восторгом отзывается о Райдене: “Его стиль абсолютно оригинален, его работы четкие
и детализированные. Он использует классическую технику, но рассказывает
очень современные истории. В его работах есть что-то тревожное,
беспокойное, скрывающееся за милым фасадом. Я подумал, что такой стиль отлично подойдет к
музыке и сделает произведение, написанное в двадцатых годах прошлого века,
современным”. Премьера в
Нью-Йорке состоялась 15 марта 2017 года. Критики писали об оригинальной
хореографии Ратманского и необыкновенно красивых костюмах Райдена. На улице
рядом с Метрополитен-оперой артисты АБТ устроили парад костюмов художника, а в
самом театре проходила выставка его картин. В результате “Взбитые сливки” стал
главным событием балетного сезона.
В 2020 году АБТ исполнится восемьдесят лет. Театр
возник из маленьких студий и трупп русских танцовщиков, появившихся в Америке в
двадцатых годах прошлого века. Одной из таких трупп руководил Михаил Мордкин -
бывший солист труппы Дягилева, танцевавший с Анной Павловой в Париже. В 1937
году Мордкин основал компанию Mordkin Ballet. Среди его учеников была
танцовщица Лючия Чейз. Мордкин, Чейз, танцовщик Ричард Плезант
- именно они основали в 1940 году Театр балета. Современное название труппа
получила в 1957 году. Со дня основания театра с ним сотрудничали известные
хореографы и звезды балета. В первый год существования в театре “замахнулись”
на “Жизель” -
визитную карточку любого балетного театра. Премьера балета состоялась в
Нью-Йорке 12 января 1940 года.
Уже в первое десятилетие в театре были поставлены
многие выдающиеся спектакли, в числе которых - балеты Джорджа Баланчина
и Джерома Роббинса. С середины шестидесятых годов в АБТ активно ставятся классические
балеты, такие, как “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Золушка”, а также
современные постановки Твилы Тарп, Кларка Типпета и Марка Морриса. В разные
годы на сцене АБТ блистали Кьяра Фраччи, Гилси Керкленд, Марго Фонтейн, Рудольф
Нуреев, Хулио Бокка.
Несколько недель в году театр арендует зал
Метрополитен-оперы, показывая там свои лучшие работы. Все остальное время -
гастроли по Америке и по всему миру. Художественный руководитель АБТ -
балетмейстер Кевин Маккензи. Он возглавляет театр больше двадцати пяти лет! Вот
цитата из его интервью: “Я смотрю на наших замечательных артистов - они все
принадлежат разным школам. Я вижу, как они работают вместе, наблюдают друг за
другом, обмениваются идеями, опытом, чтобы выжать из себя максимум возможного.
У них нет узкого подхода типа: “Мои педагоги учили меня так, и я не стану
делать по-другому”. Вместо этого они говорят: “Моя школа учит иначе, но у тебя
получается хорошо”.
Русское влияние заметно везде в балетном мире, и,
конечно, не обошлось без него в АБТ. На протяжении девяти лет - с 1980 по 1989
годы - руководителем труппы был выдающийся мастер современного балета,
представитель русской классической балетной школы Михаил Барышников. Как писал
Иосиф Бродский: “...Как славно в вечеру, вдали Всея Руси, Барышникова зреть. Талант
его не стерся!..”. Сегодня в составе АБТ работает, пожалуй, самый
востребованный хореограф в мире Алексей Ратманский. Все гоняются за ним, все
хотят заполучить его к себе, все следят за каждым его шагом. Он родился в
Санкт-Петербурге, вырос в Киеве, сейчас живет и работает в Нью-Йорке. АБТ
сделал дальновидный ход, еще в 2011 году продлив контракт с Ратманским на
двенадцать (!) лет. До 2023 года он является хореографом-резидентом
американской труппы. По контракту он обязан работать с АБТ двенадцать недель и
выпускать по одному новому балету в год.
Еще недавно в АБТ выступали гениальные Нина
Ананиашвили и Диана Вишнева, руководитель Берлинского балета Владимир Малахов, прима балетной труппы Ковент-Гарден Наталья Осипова, прима Балета
Сан-Франциско и Национального балета Украины Мария Кочеткова, бывшая солистка
Берлинского государственного балета, профессор Балетной школы Берлина Полина Семионова,
выпускница Вагановской академии Вероника Парт, ведущая солистка Большого театра
Ольга Смирнова, прима Большого театра Евгения Образцова, солист Большого театра
Семен Чудин, Денис Недак из Одессы, Леонид Сарафанов из Михайловского балета.
Сегодняшняя программка не пестрит так именами
наших соотечественников. Закончили
выступать многолетняя прима-балерина театра
Ирина Дворовенко и ее муж – солист Максим Белоцерковский, после шестнадцати лет
со сцены ушел солист Геннадий Савельев. Помню, Белоцерковский
рассказывал мне о высоких требованиях и невероятной интенсивности работы в АБТ:
“Ведущий танцовщик в Советском Союзе имел максимум два-три спектакля в месяц.
Было достаточно времени подготовиться и достаточно времени отдохнуть. Здесь у
меня может быть пять выходов на сцену, причем, в разных балетах. Вначале было
очень тяжело: как удержать в голове разные балеты, как репетировать в один
день, переходя из зала в зал, три-четыре новые постановки?!.. На Западе
требования к танцорам намного выше, чем в России. Солист балета должен быть
замечательным танцовщиком, невероятно сильным партнером, артистом – он должен
иметь все слагаемые успеха...”.
Среди ведущих солистов АБТ - новые имена: Даниил
Симкин и Кристина Шевченко.
Симкин родился в Новосибирске, с тринадцати лет
живет на Западе. В труппе АБТ с 2008 года. С 2012 года - ведущий солист театра.
Мы увидим его в Чикаго.
Шевченко родилась в Одессе. В труппе АБТ с 2007
года. С 2017 года - ведущая солистка театра. К сожалению, она не принимает
участия в гастролях.
С августа 2017 года в кордебалете театра танцует
наша соотечественница Настя Александрова.
Еще об изменениях в труппе. Закончили выступать
Самара Рейс, Палома Херера, Марчело Гомес, которых мы неоднократно видели в Чикаго. Прима-балеринами театра стали корейская
танцовщица Хи Сео - она начинала в театре в качестве солистки, и Мисти Коупленд - первая в истории АБТ чернокожая прима. С недавнего времени солистом балета стал танцор из Коннектикута Джеймс
Уайтсайд. Из кордебалета в солисты переведен французский танцовщик Александр Хаммуди,
ведущим солистом театра - солист Датского королевского балета Албан Лендорф.
Ведущая балетная компания США хорошо знакома
чикагским любителям балетного искусства. Я помню времена, когда театр приезжал
в Чикаго каждый год: “Жизель” (2005 год) и “Корсар” А.Адана (2006 год), “Ромео
и Джульетта” С.Прокофьева (2007 год), “Спящая красавица” П.Чайковского (2008
год). Потом был перерыв. В 2014 году театр привез специальную программу, в составе которой были балеты
лучших американских хореографов XX века: “Партита Баха” (“Bach Partita”) и “Сюита Синатры” (“Sinatra Suite”) Твайлы Тарп, “Требуется сборка” (“Some Assembly Required”) Кларка Типпета и “Свободны,
как воздух” (“Fancy Free”) Джерома Роббинса.
В июне 2015 года в Нью-Йорке
я видел “Баядерку” Л.Минкуса в хореографии Мариуса Петипа с изменениями и
добавлениями Натальи Макаровой. Я смотрел “Баядерку” спустя тридцать пять лет
после премьеры и поражался, как ярко выглядит версия Макаровой и вся
постановка. Романтическая восточная легенда о несчастной любви баядерки Никии и
храброго воина Солора - это классика, но классика не музейная, а очень даже
современная. Украшением спектакля стали исполнители главных партий: бывшая
прима-балерина Королевского балета Великобритании, сейчас - прима-балерина
Английского национального балета Алина Кожокару (Никия) и бывший солист АБТ
Херман Корнейо (Солор). Выдающаяся румынская солистка, обладательница всех
высших балетных премий и наград создала нежный, трогательный образ прекрасной
Никии, идущей на все во имя любви. (Мы видели Кожокару в партии Жизель в
недавнем спектакле Акрама Хана и Английского национального балета.)
Последняя встреча с АБТ проходила в феврале 2018
года в помещении театра “Харрис”. Компания представила две программы
классических и современных композиций. Среди них - ”Тринадцать измерений” (”Thirteen Diversions”) в хореографии Кристофера Уилдона на музыку ”Диверсий”
для фортепиано для левой руки с оркестром Б.Бриттена, “Ее записки” (“Her Notes”) в хореографии Джессики Ланг на
сюиту Фанни Мендельсон, “Я чувствую движение Земли” (“I Feel the Earth Move”) - четвертый балет, созданный для АБТ французским
хореографом Бенжаменом Мильпье.
Ратманский показал на гастролях
две композиции: “Песни Буковины” (“Songs of Bukovina”) по произведению Леонида Десятникова “Буковинские песни” (Двадцать четыре прелюдии для фортепиано) и “Серенада”
(“Serenade After Plato’s Symposium”) - одноактный балет на музыку одноименного
концерта Леонарда Бернстайна для скрипки с оркестром, созданного по мотивам
диалога Платона “Пир”.
А теперь - о составах.
11 апреля, 7.30 pm. Торжественное открытие гастролей. В главных партиях:
Даниил Симкин (Мальчик), Стелла Абрера (принцесса Чайный цветок), Калвин Ройал
Третий (принц Кофе), Сара Лейн (принцесса Пралине).
12 апреля, 7.30 pm. В главных партиях: Аррон Скотт (Мальчик), Изабелла
Бойлстон (принцесса Чайный цветок), Джеймс Уайтсайд (принц Кофе), Лусиана Перис
(принцесса Пралине).
13 апреля, 2.00 pm. В главных партиях: Тайлер Малони (дебют в партии
Мальчика), Хи Сео (принцесса Чайный цветок), Кори Стернс (принц Кофе), Скайлар
Брандт (принцесса Пралине).
13 апреля, 7.30 pm. В главных партиях: Джонатан Кляйн (Мальчик), Дивон
Тойшер (принцесса Чайный цветок), Томас Форстер (принц Кофе), Кассандра Тренари
(принцесса Пралине).
14 апреля, 2.00 pm. В главных партиях: Даниил Симкин (Мальчик), Стелла
Абрера (принцесса Чайный цветок), Калвин Ройал Третий (принц Кофе), Сара Лейн
(принцесса Пралине).
На всех спектаклях музыка
исполняется Чикагским филармоническим оркестром.
Гастроли АБТ проходят в рамках главной
международной балетной программы театра ”International Dance Series”. В этом сезоне в этой программе мы видели Американский
театр танца Алвина Эйли, Фольклорный балет Мехико.
Впереди – встреча с Санкт-Петербургским
театром балета Бориса Эйфмана. Впервые в Северной Америке театр покажет новый
балет “Эффект Пигмалиона” на музыку Иоганна Штрауса (17-19 мая 2019 года).
В начале сезона 2018-19 годов
театр “Аудиториум” и АБТ объявили о новом витке сотрудничества. АБТ стала
гастролирующей компанией-резидентом чикагского театра (“visiting resident company”), а это значит, что каждую весну (пока в течение
четырех лет, по 2022 год) нью-йоркский театр будет показывать на сцене театра
“Аудиториум” новые балеты. Первый - уже на подходе. До встречи в самом вкусном
и сладком магазине Вены!
Nota bene! Гастроли Американского балетного театра пройдут с 11 по 14 апреля в помещении театра “Аудиториум” (Auditorium Theatre) по адресу: 50 E W Ida B. Wells Dr, Chicago, IL 60605. Информация
и билеты - по телефону 312-341-2300, на
сайте https://www.auditoriumtheatre.org/ или в кассе театра.
Фотографии к статье:
Фото 1-10. Сцены из балета “Взбитые
сливки”. Все фото - Джин Скиавоне
Комментариев нет:
Отправить комментарий