14 апр. 2025 г.

Время Малера. Симфонический центр, апрель-май 2025 года


В ближайшие два месяца в Симфоническом центре мы услышим три (!) симфонии великого австрийского композитора Густава Малера. Прибавьте к этому участие Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) в майском Международном фестивале музыки Малера в Амстердаме, и получится, что для оркестра наступает время Малера.

17-19 апреля, 7.30 pm; 18 апреля, 1.30 pm. В эти дни ЧСО исполнит Седьмую симфонию Г.Малера. Дирижер - бывший музыкальный руководитель Нью-Йоркского филармонического оркестра, частый гость Чикаго Яап ван Зведен.

Седьмую симфонию Малер сочинял на протяжении двух летних каникул 1904 и 1905 годов на своей даче в Майерниге. Музыковед Л.Михеева считает, что “Седьмая симфония - новый и, пожалуй, решающий этап в творче­стве художника, который неустанно стремился к воплощению героичес­кого идеала, нахождению выхода из трагического конфликта с действи­тельностью. Малер уже не использует здесь отголосков своих вокальных циклов. Не прибегает к выразительности человеческого голоса. Логика симфонического становления ведет от остро драматической, пол­ной напряженных раздумий первой части к жизнеутверждающему рон­до финала”.

Премьера Симфонии состоялась в Праге 19 сентября 1908 года. За дирижерским пультом стоял композитор. Последний раз в Чикаго Симфония звучала 16 ноября 2022 года в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением главного дирижера Кирилла Петренко.

За полтора часа до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Стивена Олтопа об исполняемых произведениях.


24-26 апреля, 7.30 pm
. Дирижерская палочка от Яапа ван Зведена переходит к будущему музыкальному руководителю ЧСО Клаусу Мякеле. В программе - Третья симфония Малера. Солистка - дебютирующая с оркестром немецкая певица, контральто Вибке Лемкул. Чикагский симфонический хор (приглашенный хормейстер - Джеймс Басс). Uniting Voices Chicago (бывший Чикагский детский хор, художественный руководитель - Джозефин Ли).

“Мне уже тридцать пять лет (не женат, если вам это интересно), - писал Малер одной из своих поклонниц в 1895 году. - Я очень незнаменит и очень малоисполняем. Но я не позволяю этому обескуражить себя. Я работаю. Я терпелив. Я жду.” Четыре года (с 1891) Малер служит главным дирижером Гамбургской муниципальной оперы. В течение всего сезона активно дирижирует, на композиторскую деятельность остаются три летних месяца. Он уединяется на берегу озера Аттерзее в тирольском местечке Штейнбах и начинает творить.

В шестичастной Третьей симфонии композитор задумал сочинить музыку об окружающем его мире, о жизни во всем ее богатстве и разнообразии. Симфония должна была стать произведением, “в котором отражается весь мир... Вся природа получает в ней голос и раскрывает свои сокровенные тайны”. В одном из писем он так описывает программу Симфонии: “…II-V части должны выразить последовательные ступени сущего, как я их трактую. II. Что мне рассказывают цветы. III. Что мне рассказывают звери. IV. Что мне рассказывает ночь (человек). V. Что рассказывают утренние колокола (ангелы). VI. Что мне рассказывает любовь… Номер I - “Приход лета”... Лето мыслится как победитель, шагающий среди всего, что растет и цветет, ползает и летает, мечтает и томится, и, наконец, того, о чем мы можем лишь догадываться...”. Премьера Симфонии состоялась 9 июня 1902 года в Крефельде. Оркестром дирижировал композитор.

Последний раз Третью симфонию Малера я слушал в октябре 2024 года в исполнении Кливлендского симфонического оркестра, которым дирижировал Клаус Мякеля. Тогда солировала британская певица, меццо-сопрано Дженифер Джонстон. В Чикаго мы услышим немецкую певицу Вибке Лемкул. Она родилась в Ольденбурге, училась в Гамбурге. Дебютировала на Зальцбургском фестивале в 2012 году в концерте под управлением Николауса Арнонкура. Обладательница редкого контральто, Лемкул одинаково хороша в ораториях Монтеверди, Генделя, Баха, в романтическом репертуаре, в музыке Вагнера и Малера. Она не первый раз выступает в концертах Клауса Мякели. Что касается маэстро, то с Малером у него особые отношения. Напомню, после концерта 18 февраля 2023 года, на котором ЧСО под управлением Мякели исполнил Пятую симфонию композитора, президент Джефф Александр привел Мякеля в Зеленую комнату Симфонического центра и сделал официальное предложение возглавить оркестр. “Это был прекрасный момент”, - вспоминает Мякеля.

За полтора часа до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Карла Грапентина об исполняемых произведениях.


8 мая. 7.30 pm; 9 мая, 1.30 pm
. ЧСО под управлением Яапа ван Зведена исполнит Шестую (“Трагическую”) симфонию Малера.

Шестая симфония создавалась на протяжении двух летних каникул Малера в 1903 и 1904 годах. Закончив Симфонию, Малер пишет дирижеру Бруно Вальтеру: ”Моя Шестая готова. Думаю, что я смог!” Малеру к этому времени - сорок четыре года, из них восемь лет он руководит Венской оперой. “Я думаю о том, что стал здесь господином и повелителем, и мне это кажется сном”, - сказал однажды Малер, проходя мимо Венского оперного театра. Когда он гулял по улицам Будапешта, Гамбурга, Вены, люди останавливались, глядя на него во все глаза. “Когда он шел по улице, то даже извозчики, оборачиваясь ему вслед, возбужденно шептали: “Малер” - вспоминал Бруно Вальтер. Не терпевший дураков и лентяев, Малер нажил себе столько же врагов, сколько и поклонников. “Оркестранты боялись его, потому что в вопросах искусства он никогда ни на какие уступки не шел и был в своем неуклонном усердии на репетициях столь же безоговорочно суров к музыкантам, сколь и к себе”, - говорил один из его коллег-дирижеров. Оркестр находил его симфонии непонятными. В этом смысле Шестая не стала исключением. Малер писал: “Название “Трагическая” - попытка дать немузыкантам отправную точку и путеводитель для восприятия. Это мне не удалось и только привело ко всяким кривотолкам, стало, увы, ясно слишком скоро”. Однако многолетний руководитель оркестра Консертгебау дирижер Виллем Менгельберг хорошо понял Шестую симфонию: “В ней передана потрясающая драма в звуках, борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе”. Малер ответил Менгельбергу: “Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо... Большое утешение - услышать слова подлинного понимания...”

Шестая симфония была впервые исполнена 26 мая 1906 года в Эссене. За дирижерским пультом стоял композитор. Последний раз в Чикаго Шестую симфонию Малера мы слышали 28 апреля 2024 года в исполнении Симфонического оркестра Баварского радио под управлением сэра Саймона Рэттла.

За полтора часа до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Стивена Рингса об исполняемых произведениях.

С 9 по 18 мая 2025 года в Амстердаме (концертный зал Concertgebouw) состоится Международный фестиваль музыки Густава Малера (1860-1911). На фестивале будут исполнены все симфонии композитора, его песенные циклы и единственное дошедшее до нас его камерное произведение. Уровень фестиваля необычайно высок, в нем примут участие многие прославленные оркестры и солисты из Европы и Азии. Единственным участником фестиваля от США станет ЧСО. 14 мая 2025 года оркестр исполнит Шестую симфонию Малера, 15 мая - Седьмую. Концертами ЧСО дирижирует Яап ван Зведен. Концерты на Малеровском фестивале станут частью нового европейского турне ЧСО. Подробности - в будущих выпусках Музыкального обозрения.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Густав Малер. Фото - www.meisterdrucke.us

Фото 2. Яап ван Зведен дирижирует ЧСО (Чикаго, 12 октября 2023 года). Фото - Тодд Розенберг

Фото 3. Клаус Мякеля дирижирует ЧСО (Чикаго, 4 апреля 2024 года). Фото - Тодд Розенберг

Комментариев нет: