19 мая гостем Чикагского русского литературного салона Аллы Дехтяр станет
писатель Александр Генис. Встреча с читателями называется “Эмиграция:
прилив, три волны и 30 лет”. Перед встречей в Чикаго Александр рассказывает
о новых программах на RTVI и радио Свобода,
комментирует важнейшие культурные и политические события в мире, делает
прогнозы и говорит обо всем, кроме Трампа.
-
Александр, последний раз вы были в Чикаго восемь лет назад, 15 мая 2011
года. За это время изменилась Америка, изменился мир, изменились вы. Вот об
этом и поговорим. А начать я бы хотел с последних событий в вашей жизни. В
начале апреля у вас были встречи с читателями в Израиле. Как прошли израильские
гастроли? Что вас удивило в Израиле?
-
Начну со второго вопроса. Израиль на меня произвел огромное впечатление.
Больше всего удивил Тель-Авив. Когда-то это была довольно провинциальная
столица. Сейчас Тель-Авив выглядит как Манхеттен у моря: очень красивый, современный
город и расслабленная, курортная атмосфера. Лазурный берег на Ближнем Востоке.
Меня совершенно потрясает то, что происходит в Израиле, и с каждым разом я
влюбляюсь в эту страну все больше и больше. Где еще в мире есть пляж специально
для собак? В этом есть столько симпатичного... В Тель-Авиве я прошел
четырнадцать километров по побережью Средиземного моря - от Яффо до старого
порта. Я нигде не видел столько красивых людей. Девушки, парни, собаки,
изумительно ласковые кошки (на иврите - “хатуль”). Мне нравится Израиль все
больше и больше, потому что страна умудряется меняться в лучшую сторону -
поразительный факт. Я приехал в день выборов, и выборы эти, как и в Америке,
были совершенно безумными. У меня все спрашивали, за кого я голосовал, как будто
я могу голосовать в Израиле... Политизация в Израиле гигантская. При этом моя
школьная подруга и ее муж - израильский политик голосовали за разные партии. Я
сказал, что такого в Америке быть не может в принципе. В Америке у демократов и
республиканцев не может быть общих детей, а в Израиле - может... Что касается
гастролей. Я думал, почему все люди, которые приходят ко мне на вечера, так
похожи друг на друга, где бы они ни жили: в Москве, Риге, Таллине, Чикаго или
Тель-Авиве. Все время кажется, что это - одна и та же публика, которую я вожу
за собой. А потом я понял: приходят те, кто меня читают. Я - тот самый человек,
который вызывает такую реакцию у публики. Как всегда, это очень теплая, яркая и
приятная компания. Один человек меня просто потряс. Он принес мешок книг и
попросил их все подписать.
-
Надеюсь, так же тепло вас встретят и в Чикаго.
-
Я тоже надеюсь. Иначе бы не приезжал.
-
Возвращаемся в Америку. В прошлом году в вашей журналистской работе многое
поменялось. С прошлого года в числе ваших СМИ - “Новая газета” и Свобода -
появилось новое: телекомпания RTVI. Вы ведете программу
“Наши” и выступаете в роли комментатора. Я очень этому рад, мне нравится новая
команда RTVI во главе с талантливыми
журналистами Алексеем Пивоваровым и Тихоном Дзядко, прекрасной Катей
Котрикадзе...
-
Они все талантливые, красивые и молодые, в два раза моложе меня. Я среди
них - аксакал. Они стесняются при мне ругаться матом. Однажды они меня
спросили: “Скажите, пожалуйста, вот на этом портрете кто изображен: Ленин или
Дзержинский?” Я ответил: “Вы что думаете, я застал и того, и другого?”.. RTVI существует пятнадцать лет. Прошлым летом пришла новая
команда. Меня пригласили с ними поработать. Я честно предупредил, что у меня
есть политические взгляды, есть два человека, которых я категорически не люблю.
Они сказали, что это их устраивает. Я думаю, вы догадываетесь, о ком я говорю.
-
Конечно. Я этих двух персонажей тоже не терплю...
-
С тех пор началось наше сотрудничество. Они меня просят комментировать те
или иные события, обычно - связанные с политикой. В конце прошлого года
телекомпания предложила мне вести программу - цикл бесед с интересными для меня
людьми. Трудно отказаться от такого предложения. Если бы в то время, когда я
приехал в Америку, была возможность записать всех тех людей, которых я
застал... Представляете, получасовая телевизионная передача с редактором
“Нового русского слова” Андреем Седых! Все это можно было бы сделать и тогда,
но никому не пришло в голову. А сейчас, когда я сам стал ветераном, мне
показалось интересным собрать всех людей, которых ценю и люблю. Так получилась
программа “Наши”. Она выходит каждую вторую неделю. Я никогда не задаю дежурных
вопросов - только то, что мне интересно. Недавно вышла программа с Леной
Довлатовой, вдовой Сергея. Я записал беседу с Дмитрием Быковым - человеком,
который у всех вызывает огромный интерес. Я почти ни с чем не согласен из того,
о чем он говорит, но общаться с ним всегда интересно... Когда мы все уйдем,
кто-нибудь к этому прикоснется и сможет найти, что говорили и думали люди из
нашей русской Америки. Мне кажется, это важно.
-
Я с огромным интересом смотрю эту программу, но с грустью понимаю, что она
недолговечна. Не так много людей, которые попадают под ее критерии. Толстая и
Гандельсман уже были. Кто еще в вашем списке?
-
Чем больше проходит, тем больше остается... Наша эмиграция гораздо богаче,
чем может показаться. У меня длинный список, но я его не разглашу.
-
Среди “наших“ есть человек, который никогда не дает интервью русским
журналистам. Это Михаил Барышников. Мне кажется, вы единственный, для которого
он может сделать исключение и побеседовать...
-
Если представится случай, я спрошу. Действительно, Барышников не дает
интервью русским журналистам, но рижанам (мы же оба рижанина) он интервью дает.
В Риге он дал потрясающе интересное интервью журналу “Ригас лайкс” (“Рижское
время”). Пусть вас не обманывает латышское название - это самый интеллигентный
журнал на русском языке. Я знаю редактора журнала, давал им интервью и имел
честь написать вступительное слово к интервью с Барышниковым.
-
Работа на RTVI - ваш дебют в жанре
телевизионной журналистики?
-
Я бы так не сказал. В нулевые мы с замечательным кинорежиссером Андреем
Загданским делали цикл передач “Генис: письма из Америки”. Рассказывали о
культурной жизни Америки, пока не сменилось телевизионное начальство в России.
Тот же Загданский поставил фильм “Оранжевая зима” о первом Майдане, и я писал
текст к нему. Какое-то касание к телевидению у меня есть, и это очень
любопытная форма. У меня - три вида деятельности: писать на бумаге, говорить по
радио и выступать по телевидению. Три совершенно разные профессии.
-
В чем специфика телевизионной журналистики кроме того, что вас не только
слышно, но и видно?
-
Я помню, когда начал писать текст для фильма Андрея, он спросил меня:
“Зачем ты описываешь картинку? Все же видно”. Но я-то привык к тому, что мой
читатель либо читает меня, либо слушает по радио. Он картинку не видит... Меня
всегда интересовала техническая сторона нашей писательской работы, и она очень
зависит от СМИ. Наверно, совершенно другое дело - изъясняться твитами, как
теперь это принято делать. Еще один способ писания, я пока до этого не дошел.
Специфика телевизионной журналистики - дело сложное. Что значит видно? Раз тебя
видно, то надо думать о том, как ты выглядишь. Я всегда был настолько
безразличен к одежде, что галстук надевал два раза в жизни: на свадьбу и когда
Бродскому дали Нобелевскую премию. В тот день я пришел на Свободу в галстуке.
На вопрос, зачем, ответил: “Это - мой национальный праздник”. Довлатов сказал,
что я похож на комсомольского руководителя среднего звена. Больше я галстук не
надевал. Но потом появилось телевидение, и я почувствовал, что неловко без
галстука появляться перед публикой. Пришлось обновить гардероб. Это было очень
забавно - на старости лет покупать галстуки, пиджаки... Смешно, конечно, но
работа требует.
-
Поскольку ваша новая должность - комментатор, я хочу попросить вас
прокомментировать три важных события в политической и культурной жизни
последнего времени. Начнем с культуры. Сегодня все только и говорят о сериале
“Игра престолов”. Как вы к нему относитесь?
-
Я сериалы люблю, но к “Игре престолов” довольно равнодушен, потому что он
смешивает историю с фантастикой, а я предпочитаю эти жанры по отдельности. Я
очень люблю исторические сериалы “Борджиа”, “Тюдоры”, “Марко Поло“ и очень
люблю фантастику. Зачем нужны драконы, если история сама по себе безумно
интересна?.. В России жанр “фэнтези“ появился намного раньше. Просто слова
такого не было. “Понедельник начинается в субботу” братьев Стругацких -
фэнтези, как Гарри Поттер. “Сказка для младших научных сотрудников”, как там
написано. Есть “фэнтези“, которые мне чрезвычайно нравятся. Лучший образец
жанра - роман Сюзанны Кларк “Джонатан Стрендж и мистер Норрилл”. Так мог бы
выглядеть “Мастер и Маргарита”, если бы роман написал Диккенс. Но весь ажиотаж
в связи с выходом последнего сезона “Игры...” - это хорошо. Мы живем в золотой
век телевидения, и телероманы умело заменяют толстые романы XIX века, которыми зачитывались наши прапрадеды. Это
освобождает литературу от сюжетности и позволяет наслаждаться теми чистыми
жанрами, которые мне так нравятся, а именно - поэзией и эссе.
-
Вы говорите про золотой век телевидения, а мне кажется, что сегодня - время
YouTube. Юрий Дудь выпускает
фильм “Колыма - родина нашего страха” и за день собирает под два миллиона
просмотров. (По состоянию на 5 мая количество просмотров составило почти
двенадцать миллионов.) Куда там Шаламову со своими “Колымскими рассказами” и
Солженицыну с “Архипелагом...”.
-
Я подозреваю, что те миллионы, которые посмотрели “Колыму...”, читали и
Шаламова, и Солженицына. По последнему опросу большинство людей в России
считают, что ничего страшного Сталин не совершил, и репрессии - пустяки. Вряд
ли они смотрели фильм Дудя... У меня телевидения нет. Есть экран, но я
отказался от подписки на кабельные каналы, потому что их не смотрю. Я читаю
газеты, пользуюсь интернетом и смотрю сериалы - это совсем не то же самое, что
жизнь у телевизора, как это было двадцать-тридцать-сорок лет назад. В этом
качестве телевизор уступил интернету. Интернет, YouTube - какая разница, как это называется? Все это видео, которое мы можем
смотреть у себя на экране. Эта гигантская революция еще не осмыслена, потому
что она продолжается. Сдвиги будут грандиозные. Вспомните, как изменился мир
из-за книгопечатания. Вот так меняется мир сегодня из-за интернета.
-
Расследование Мюллера закончено. Каков главный вывод? Есть шансы у
представителя Демократической партии победить на выборах 2020 года?
-
Начнем с конца. Я считаю, что это зависит исключительно от Демократической
партии. Дело в том, что Демократическая партия сегодня - это “Левый марш
леммингов”. Так называется мое эссе, которое недавно появилось в “Новой
газете“. То, что происходит в Демократической партии, катастрофически влияет на
ее шансы. Программа Сандерса и его соратников никогда не будет воплощена.
Америка никогда не станет Данией. Об этом я опять же недавно говорил на радио
Свобода в передаче “Почему Америка не Дания”. Я давно знаю очень интересного
человека Сэмюэля Рахлина. У него необычная биография: вырос в России, прожил
всю жизнь в Дании, стал знаменитым датским журналистом, сейчас живет то в
Дании, то в Америке. Я спросил у него, возможно ли превращение Америки в Данию.
Он ответил: “Через тысячу лет поговорим”. Радикальный крен Демократической
партии безумен. Именно поэтому у Джо Байдена есть шансы во всяком случае
выиграть номинацию. Байден – это середина, центр, опыт. Успех Байдена был бы
важен для всех... А что касается расследования Мюллера, то оно доказало, что
Россия вмешивалась в американские выборы. Трамп пришел к власти с помощью
русских разведчиков и русского вмешательства - вот самый важный вывод комиссии
Мюллера. Это объявление информационной войны со стороны Путина. И Америка
должна относиться к этому именно так... Про самого Трампа я говорить не хочу.
На встречах с читателями для меня самое интересное - вопросы и ответы. Я
встречаюсь с аудиторией ради беседы с ней. Писательство - одинокая работа.
Увидеть своих читателей живьем - огромный стимул. Я это высоко ценю. Но для
того, чтобы не превращать встречу в перебранку, я отвечу на все вопросы, кроме
тех, что про Трампа. Давайте Трампа оставим в стороне. Представьте себе: вы
приходите к кому-то в гости и вдруг выясняется, что у вас принципиально разные
политические взгляды. Что делать? Встать и уйти? Нет, просто замолчать, пить
водку и разговаривать о том, что нам приятно слышать.
-
Как будут развиваться события после победы Зеленского на выборах президента
Украины? Феномен Зе станет примером для России и Беларуси?
-
В России и Беларуси никаких свободных выборов нет и быть не может. Пока, по
крайней мере. Единственный положительный факт украинских выборов в том, что они
состоялись и были признаны. Это - победа демократии. Американская революция
победила не тогда, когда она освободилась от англичан, а в 1800 году, когда
произошла мирная смена власти. Это продолжается до сих пор, и именно поэтому
Америка - куда бы она ни шла - идет вперед. России такое не снилось. Что
касается самого Зеленского. Я не знаю, каким он будет президентом, но комик он
плохой. То, что я видел, вызывает во мне ужас: не смешно. Зеленский пришел из
КВН, и это - самое интересное в нем. КВН - феномен именно и собственно
советской власти. Нигде в мире не было ничего подобного. КВН был свободой,
отдушиной, настоящей оттепелью. КВН пережил советскую власть. Я знал человека,
который придумал КВН, - Сергея Муратова. Я знаю знаменитого капитана КВН из
Риги Юрия Радзиевского. Он учился у моего отца. КВН всегда славился тонким,
интеллигентным юмором. Куда все это делось? Зеленский из какой-то другой
планеты КВН. А каким он будет президентом, я не могу сказать. Он сам понятия не
имеет, что с ним будет дальше. Может быть, ему пора было сменить профессию
комика...
-
Александр, с 1984 года вы были бессменным ведущим программы “Американский
час” на радиостанции Свобода. В конце прошлого года программы не стало. Сегодня
вы ведете передачу “Генис: Взгляд из Нью-Йорка”. Ваши собеседники те же:
Соломон Волков, Борис Парамонов, Андрей Загданский. Но вместо часа – полчаса, вместо
нескольких тем – одна тема. Вас сократили, или вы сами решили сократиться?
-
С 1984 года я работаю на Свободе, но в самых разных программах. Вначале
была программа “Культура”, которая превратилась в “Поверх барьеров”, круглые
столы с Довлатовым, Вайлем… Потом были другие передачи. Много было всего
разного. Программа “Американский час” существовала пятнадцать лет. Было сделано
более семисот передач. Все они есть в интернете, их можно бесплатно скачать.
Казалось бы, кому нужна старая газета? Но эти передачи не устарели, и я этим
горжусь... В прошлом году меня попросили переформатировать “Американский час”,
сделать программу получасовой, более компактной-однотемной.
-
Наверно, одну тему выбрать труднее, чем три-четыре?
-
Да как сказать. Честно работать всегда можно только одним образом: говорить
и писать только о том, что тебе интересно. Если писать на дежурные темы,
получаются передовицы из “Правды”, которые не читают даже те, кто их писал.
Когда-то Гете спросили, как он выбирает то, о чем пишет. Он ответил: ”То, что
диктует сегодняшний день”. Вот то, что мне сегодня интересно, и попадает
в радио, газеты, книги... Надо жить сегодняшним днем и смотреть по сторонам. Я
привык к переменам и отношусь к ним довольно спокойно. Мне жалко, что многие
мои коллеги не попали в новый формат, но я стараюсь сохранить лучшее, что можно
было сделать. Так что в принципе все остается по-прежнему. Тридцать пять лет на
радио, в сущности, я веду одну и ту же программу. Она называется “Генис у
микрофона”.
-
В конце вашей программы следует неизменное - ваш электронный адрес и слова:
“Ни одно письмо не останется без ответа”. Это фигура речи, или вы действительно
отвечаете на все письма?
-
Всегда отвечаю. Бывают письма наглые, грубые и глупые. Я и на такие
отвечаю, и если они продолжаются, пишу, что обещал отвечать на все письма, но
не вступать в переписку с идиотами. В доинтернетовское время, когда все было
гораздо сложнее, я тоже отвечал на все письма, посылая ответы в самые разные
места мира. Помню, у меня были корреспонденты из Северного Казахстана и поселка
на Амуре. Отвечать на письма - не просто вежливость, а образ жизни. Каждое
неотвеченное письмо - плевок в лицо.
-
Почему “Взгляд из Нью-Йорка”? Потому что вы живете в Нью-Йорке?
-
Потому что у меня есть формула Нью-Йорка. Я точно знаю, что будущее в
Нью-Йорке начинается раньше, чем где бы то ни было. В 2000 году весь мир решал,
где начнется третье тысячелетие. Договорились, что оно начнется на Таймс-сквер
в Нью-Йорке, где в двенадцать часов ночи падает блестящий новогодний шар.
Взгляд из Нью-Йорка предполагает дальновидность. Нью-Йорк - космополитическая
столица мира.
-
Как изменился Нью-Йорк за сорок один год вашей жизни в нем?
-
Когда я приехал в Нью-Йорк, он был в надире, а сейчас - в зените. (Надир -
самая низкая точка в астрономии, зенит - самая высокая.) Но я не знал, что это
плохо. Инфляция и безработица были семнадцать процентов. Я понятия не имел -
это много или мало. Тем более, что зарплаты у меня не было вовсе. Нью-Йорк был
в ужасном состоянии: каждый седьмой - на вэлфере, преступность - чудовищная...
Когда в Южном Бронксе обсуждался вопрос о реконструкции района, то в Конгрессе
сказали: лучший способ - бомбардировщик Б-52. Вот в какой город я приехал. Я
его полюбил грязненьким. Чистеньким его полюбить гораздо проще. После 11
сентября 2011 года город попал в руки Блумберга, и я поражаюсь тому, как быстро
и прекрасно он изменился. Никогда за всю свою историю Нью-Йорк не был таким
замечательным, как сегодня. Именно поэтому я мечтал, чтобы Блумберг выставил
свою кандидатуру на пост президента. Он этого не сделал, уступив место Байдену.
Блумберг как-то сказал, что низенький еврей-миллиардер никогда не станет
президентом США. А жаль, Блумберг был бы хорошим президентом, потому что он был
хорошим мэром. Он глубоко и искренне плевал на политику. Когда спрашивают, кто
лучше убирает мусор - демократ или республиканец, ответ один: мусор надо
убирать хорошо независимо от партии. Блумбергу было совершенно все равно, кто к
какой партии принадлежит... К тому же Блумберг заставил Нью-Йорк бросить
курить. Это был первый город, где запретили курить. Я помню, какая паника
поднялась, но Блумберг победил.
-
Какое будущее начинается в Нью-Йорке сегодня?
-
Город сегодня выглядит изумительно. Я стараюсь раз в месяц объездить
Нью-Йорк на велосипеде. Это - лучший способ узнать Манхеттен. Никогда город не
был таким чистым, блестящим, интересным! Раз в несколько месяцев появляется
новый объект вроде горизонтального парка High Line. Только что появился огромный торговый комплекс на тридцатых улицах Челси,
появились потрясающей красоты скульптуры Калатравы. Он сделал новую станцию
метро - мраморную птицу - на месте Башен-близнецов... Нью-Йорк становится все
лучше и лучше. Я надеюсь, город не остановит ничто, хотя это возможно. Одни
мэры приходят, чтобы сделать Нью-Йорк лучше, другие – потому что хотят сделать,
чтобы все были равны. Де Блазио все время пытался как-то улучшить город за счет
равноправия. Но чем больше равноправия, тем хуже город.
-
Александр, мы говорили с вами о журналистике, а закончить нашу беседу мне
хочется литературой. Над чем работает Генис-писатель?
-
Вот об этом как раз мы поговорим на встрече с читателями. Я представлю свою
новую книгу, которая должна появиться в июне. Она составит пятый том в серии
под условным названием “Время собирать камни”. Может быть, я почитаю что-нибудь
из нее. За то время, пока мы не встречались, я выпустил очень важную для себя
книгу “Обратный адрес”. Она мне особенно дорога, потому что в ней очень мало -
если есть вообще - цитат. Вместо цитат - люди, которые меня окружали... Мне всегда интересно отвечать на вопросы,
потому что раз человек задает вопрос, его интересует ответ. Меня только
удивляет, как часто меня спрашивают, что я думаю о том или ином писателе. Я сам
писатель. Было бы естественней спросить, что я думаю о чем-то сам, чем о ком-то
другом. Но я с удовольствием отвечу и на такие вопросы, и на неизбежное: “Что
вы думаете о Быкове?”
-
Примите от меня одну
просьбу-пожелание. Я, как и вы, старый кошатник и обожатель котов. Я с
нетерпением жду вашего эссе “Путь кота”, которое будет опубликовано в сборнике
“Птичий рынок“. Может быть, вы прочтете фрагмент из этого эссе?
-
Хорошо, так и сделаю. Эти сборники - изобретение
моей старинной приятельницы-издателя Елены Шубиной. Она собирает своих любимых
писателей и просит их писать на разные темы. Получаются антологии о садах,
животных, счастье, футболе... А по поводу предстоящей встречи я хочу добавить,
что все они происходят по одной-единственной причине. Причина эта - Алла
Дехтяр. Я никогда в жизни не видел такой энергичной дамы и такого обаятельного
продюсера. Пожалуйста, передайте это вашим читателям и скажите, чтобы они
приходили не только ради меня, но и ради Аллы.
-
С удовольствием передам! Тем
более, что 19 мая исполнится тридцать лет со дня приезда Аллы в Америку. Мы
знаем, как она любит отмечать юбилеи и праздники с интересными гостями Салона.
Этот юбилей она отметит с вами. До встречи в Чикаго!
Nota bene! Вечер Александра Гениса “Эмиграция: прилив, три волны и 30 лет”
состоится 19 мая в 6 часов вечера в
помещении центра “KRUG - Community Circle” по адресу:
1400 S Wolf Road, Ste 100, Wheeling, IL 60090. $30. Телефоны
для справок: 773-682-6486 или 224-423-5784.
Фотографии к статье:
Фото 1-5. Александр Генис. Автор всех фотографий -
Ирина Генис
Комментариев нет:
Отправить комментарий