23 и 25 мая, 8.00 pm; 24 мая, 1.30 pm; 26
мая, 3.00 pm.
Страстная и зажигательная южноамериканская и испанская музыка прозвучит в эти
дни в исполнении Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО). В программе:
Четыре танца из балета “Эстансия” А.Хинастеры, Аранхуэсский концерт для
классической гитары и оркестра Х.Родриго (солист - Пабло Сайнс Вильегас),
рапсодия для оркестра “Испания” А.-Э.Шабрие, симфония “Буэнос-Айрес”
А.Пьяццоллы (соло на бандонеоне - Дэниэль Бинелли). За дирижерским пультом -
маэстро из Коста-Рики Джанкарло Герреро.
Отец Альберто Хинастеры (1916-1983) был
каталонцем, мать - итальянкой. Будущий композитор родился и вырос в
Буэнос-Айресе, окончил там консерваторию, занимался у Аарона Копланда в США и
большую часть жизни провел в Женеве. В историю музыки вошел как аргентинский
композитор, хотя сам всегда подчеркивал свое каталонское происхождение и хотел,
чтобы его фамилию произносили по-каталонски - Жинастера.
Балет “Эстансия” (“Estancia”,
1941) относится к раннему периоду творчества композитора, когда он увлекался
народными мелодиями и танцевальной музыкой. Впоследствии Хинастера стал
сочинять усложненные композиции и оперы. В нью-йоркской постановке его первой
оперы “Дон Родриго” (1964) главную партию исполнил Пласидо Доминго. Было это в
1966 году, и Доминго тогда никто не знал.
Аранхуэсский концерт для классической гитары и
оркестра (Concierto de Aranjuez) - самое известное сочинение испанского композитора Хоакина Родриго
(1901-1999). Он сочинил его в Париже весной 1939 года и посвятил гитаристу
Рехино Сайнсу де ла Маса. Первое исполнение состоялось в Барселоне осенью 1940
года. Название концерта отсылает нас к загородной резиденции испанских королей
в Аранхуэсе, где раскинулся прекрасный цветочный сад.
Рапсодия для оркестра Алексиса-Эммануэля Шабрие
(1841-1894) - романтическое объяснение в любви Испании со стороны французского
композитора-аристократа.
Симфонию “Буэнос-Айрес” аргентинский композитор
Астор Пьяццолла (1921-1992) сочинил в Париже, во время учебы у педагога и
композитора Нади Буланже. А начинал свой творческий путь Пьяццолла, занимаясь у
Альберто Хинастеры. Круг замкнулся...
Сорокадвухлетний Пабло Сайнс Вильегас - испанский гитарист-виртуоз,
лауреат многочисленных международных премий и конкурсов, один из лучших
классических гитаристов нашего времени. Критики называют Вильегаса душой
испанской гитары, а зрители любят за романтическую составляющую его игры.
Вильегас выступает в крупнейших залах мира, работает с камерными
и симфоническими оркестрами. На фирме NAXOS выпустил альбомы с музыкой
Л.Берио и испанскими мелодиями. Его дебют в Чикаго состоялся летом 2017 года на Grant Park Music Festival. Вильегас солировал в еще одном концерте Хоакино
Родриго “Fantasía para un gentilhombre“ для гитары с оркестром. Оркестром Грант-парка дирижировал Карлос Кальмар.
Из давнего интервью музыканта “Гитарному журналу“ я выбрал фрагмент, касающийся
гитары и ее звука: “Я играю на гитаре, сделанной в 1992 году Маттиасом
Дамманом. Верхняя дека из кедра, обечайки из бразильского Palo Santo... Как правило, чем лучше
гитара, тем больше требований она предъявляет к исполнителю... Самый лучший звук гитары - ее собственный. Но когда играешь с оркестром или
в большом зале, подзвучку надо использовать обязательно. Я так и делаю. В этом
случае аудитории не приходится прислушиваться, чтобы разобрать, что играет
гитара, а я могу показать все динамические оттенки инструмента и точнее
передать музыку“.
С ЧСО Вильегас выступает впервые.
Дирижер Джанкарло Герреро родился в Никарагуа. В ранние годы с родителями
эмигрировал в Коста-Рику, где присоединился к молодежному симфоническому
оркестру. Он начинал карьеру в качестве перкуссиониста, а потом перешел на
дирижирование. Учился в Baylor University (штат Техас) и Северо-Западном университете
(Эванстон, штат Иллинойс). Музыкальный руководитель Вроцлавского филармонического оркестра, главный
приглашенный дирижер оркестра Гульбенкяна в Лиссабоне и с 2009 года седьмой музыкальный
руководитель Симфонического оркестра Нэшвилла (штат Теннесси), Герреро является
лауреатом шести (!) премий “Грэмми”, в том числе - за лучший концерт оркестра (Daugherty: Metropolis Symphony; Deus Ex Machina) в 2011 году и лучшее
инструментальное соло (Schwantner: Concerto for Percussion & Orchestra) в 2012 году (Герреро
дирижировал оркестром Нэшвилла, солист - Кристофер Лэмб). Благодаря усилиям Герреро
Нэшвилл превратился в американскую столицу современной академической музыки.
Вместе с композитором Аароном Джей Кернисом он создал при Симфоническом
оркестре Нэшвилла “Лабораторию по производству музыки” (Composer Lab & Workshop). Результаты
не заставили себя долго ждать. Только за последние годы Симфонический оркестр
Нэшвилла исполнил премьеры девяти симфонических произведений, включая “All Things Majestic” Дженнифер
Хигдон (премия “Грэмми” за лучшую запись) и Четвертую (“Heichalos”) симфонию Джонатана Лешноффа. Это сочинение создано специально для группы
Violins of Hopeinitiative, которая использует инструменты, чудом сохранившиеся в нацистских
концлагерях.
Всего с Оркестром Нэшвилла Герреро выпустил семнадцать дисков!
Дирижерский дебют Герреро в Чикаго состоялся летом 2014 года на Grant Park Music Festival. С ЧСО выступает впервые.
Перед началом концертов на втором этаже
Симфонического центра (23 и 25 мая, 6.45 pm; 24 мая, 12.15 pn; 26
мая, 1.45 pm, Armour Stage)
состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Лауры Причард об исполняемых
произведениях.
24 мая, 8.00 pm. Джазовый вечер “Two Wings: The Music of Black America in
Migration”. Пианист Джейсон Моран (2010 MacArthur Fellow), его жена, певица
Алисия Холл Моран и Kenwood Academy Jazz Band под управлением Джеральда Пауэлла рассказывают музыкальную историю миллионов афроамериканцев, покинувших в начале XX века сельские южные штаты и в поисках лучшей жизни
отправившихся на промышленный север США. Первая мировая война дала
мощный импульс развитию промышленности, и в индустриальных центрах (таких, как
Детройт и Чикаго) был колоссальный спрос на рабочие руки. В сороковые годы люди
тысячами закрывали свои лачуги, снимались с места, садились на иллинойский скорый
поезд, который выезжал из Нового Орлеана, проезжал по реке Миссисипи, подбирая таких
же искателей приключений, а потом шел на Сент-Луис, Мемфис, Чикаго... Благодаря Великой миграции афроамериканские музыканты
вышли на лучшие сцены крупнейших американских городов, а мир получил джаз,
блюз, свинг...
Перед началом концерта на втором этаже
Симфонического центра (7.00 pm, Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа чикагского
историка Тимуэля Блека о влиянии Великой миграции на развитие музыкальной
культуры в США.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического
центра сезона 2018-19 годов и абонементы на сезон 2019-20 годов можно приобрести
на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе
по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты сезона 2019-20 годов появятся в
продаже 9 августа 2019 года.
Фотографии к статье:
Фото 1. Джанкарло Герреро. Фото - Ma2la
Фото 1. Джанкарло Герреро. Фото - Ma2la
Фото 2. Пабло Сайнс Вильегас. Фото - Лиза Маццуко
Фото 3. Джейсон и
Алисия Холл Моран. Фото – Дэвид Бей
Комментариев нет:
Отправить комментарий