31 янв. 2010 г.

Уникальный эксперимент

Мы постепенно привыкаем к тому, что еще несколько лет назад казалось невозможным: опера пришла в кино! Невиданный доселе эксперимент вот уже четвертый год проводит крупнейший оперный театр Америки Метрополитен-опера. Четвертый год лучшие оперные спектакли театра можно увидеть в кинотеатрах по всему миру, в том числе в Чикаго и пригородах. За это время инициатива МЕТа приобрела огромную популярность. Опера – искусство дорогое, доступное далеко не всем. Что делать тем любителям оперы, которые живут в провинции, вдали от крупных городов и оперных театров, и не имеют возможности послушать оперу в зрительном зале? Кинотеатр становится единственным общедоступным местом, где можно насладиться великими операми, услышать и увидеть лучших солистов. С помощью десятков камер, умело распределенных по всему огромному залу Метрополитен-оперы, можно заметить самые мелкие детали, которые доступны в театре лишь зрителям первых рядов. Камера пробирается даже за кулисы, показывая солистов за минуту до выхода на сцену. На наших глазах меняются декорации, устанавливается свет, мы видим музыкантов оркестра, гримеров, костюмеров... Но самое главное даже не это. Эффект присутствия – вот что поражает больше всего! Абсолютный эффект присутствия в зрительном зале сам по себе производит колоссальное впечатление, а на оперных сеансах, когда представляешь тысячи зрителей в разных уголках мира, видящих в ту же самую секунду то же самое, что ты, это ощущение чудесным образом удваивается. Трансляция оперы Бизе “Кармен” в кинотеатрах 19 января побила все рекорды. Оперу одновременно посмотрели двести сорок тысяч человек! Так что можно сказать, что показы серии “Метрополитен-опера в кино” за четыре года превратились из мероприятий локального характера в события международного значения.Мой собеседник сегодня – человек, который стоял у истоков образования серии “Метрополитен-опера в кино”, вице-президент компании “NCM Fathom” Дэн Даймонд. Это – его первая встреча с русским журналистом. Наш разговор начался с компании, которую представляет господин Даймонд.

- Компания “National CineMedia” образовалась в 2002 году как филиал компании “Regal Entertainment group”. Главной целью компании являлось создание цифровой сети кинотеатров внутри США. Компания развивалась по трем основным направлениям: размещение рекламы в кинотеатрах до начала сеанса, альтернативное программирование кинопоказов, привлечение к использованию цифровых сетей крупнейших компаний и корпораций (таких, как “Mary Kay”, “Microsoft” и многих других) для собраний, пресс-конференций и просто для связи друг с другом. Сегодня с нами сотрудничают более двух тысяч мелких и средних фирм по всей стране. За семь лет компания “National CineMedia” выросла от нескольких небольших цифровых сетей и кинотеатров до корпорации, объединяющей шестьдесят процентов трех крупнейших сетей кинотеатров в США – “Regal Entertainment group”, “AMC Entertainment, Inc.” и “Cinemark USA, Inc.”. Только за последние три-четыре года мы провели более двухсот мероприятий в самых разных областях индустрии развлечений.

Чтобы показать размеры компании, приведу еще несколько цифр, которые не прозвучали в интервью. По состоянию на декабрь 2009 года компания NCM управляет крупнейшей цифровой сетью кинотеатров в Северной Америке. В составе сети – 1325 кинотеатров в сорока шести штатах страны. Ежегодно мероприятия, проходящие под эгидой компании, посещают более 660 миллионов человек.

- Когда вы начали работать в NCM?
- С конца 2002 года, с первого года существования компании. Уже почти семь лет.
- Что вам больше всего нравится в вашей работе?
- У нас замечательная команда. Каждый из нас имеет определенный опыт работы в сфере развлечений: в музыке, в кино, на телевидении. У меня самого большой опыт работы на радио. Я работал в этой области более двадцати лет. Мы собрались вместе, чтобы создать уникальную сеть программ по всей стране, и успешно этим занимаемся. Все сколько-нибудь значительные события – будь то рок-н-ролльный концерт, концерт в МЕТ или выступление Уоррена Баффета в National Town Hall – находятся под нашим пристальным вниманием, и мы стараемся показать их в кинотеатрах. Мы провели около пятидесяти концертов рок-музыки: от Селин Дион и Джона Бон Джови до групп “Rolling Stones”, “Kiss” и “Green Day”. Мы были первыми, кто начал показывать в Америке японскую мультипликацию. Мы стали показывать спортивные соревнования, но не в традиционном смысле слова. Например, недавно мы показали документальную картину “Гонки под облаками” о ежегодном велосипедном туре по горам Колорадо. Эта трасса считается второй в мире по сложности, после “Тур де Франс”. В картине участвует великий велосипедист Лэнс Армстронг. “Гонки под облаками” - история не о гонке, а о людях, участвующих в ней. Зрители видят изможденные лица спортсменов и понимают, чего стоят их победы. Мне кажется, этот фильм - лучшее, что сделано в жанре спортивного кино... Мы очень рады, что можем показывать такие фильмы. Я счастлив работать в NCM и с оптимизмом смотрю в будущее.
- Какова главная цель представления опер в кино?
- Главная цель – популяризация оперы. Сегодня продолжают сокращаться школьные программы, и новому поколению все труднее привить интерес к фундаментальным основам культуры. К тому же тяжелые экономические времена не стимулируют зрителя на поход в оперу. А между тем у нас есть мировое сокровище – замечательный театр Нью-Йорка Метрополитен-опера. Когда этот театр обратился к нашей компании с вопросом, заинтересованы ли мы в показе опер в кинотеатрах, мы были только “за”.
- С чего все начиналось?
- В первые годы своего существования мы начали сотрудничать со многими компаниями, работающими в сфере развлечений. Одной из них была японская корпорация “Сони”. Совместно с “Сони” мы показали в прямом эфире лондонский концерт Дэвида Боуи, предшествующий выпуску его нового CD. Концерт прошел с таким большим успехом, что мы продолжили наше сотрудничество. Сегодняшний генеральный директор МЕТа Питер Гелб занимал в те годы пост руководителя отделения классической музыки “Сони”. Он обратился к нам с предложением попробовать показать несколько опер в кино.

Я на некоторое время прерву Дэна Даймонда, чтобы подробнее рассказать о генераторе идеи оперных показов в кино, генеральном директоре Метрополитен-оперы Питере Гелбе. Первым местом работы семнадцатилетнего Гелба в 1971 году стала компания всемирно известного импресарио Сола Юрока. После организации удачной рекламной кампании Владимира Горовица Гелбу предложили перейти на работу в администрацию Бостонского симфонического оркестра на должность директора по рекламе. Затем он работал помощником менеджера Бостонского оркестра. С 1981 года Питер Гелб связан с одним из крупнейших мировых агентств “Коламбия артистс”. Он начинал с создания отдела “Коламбия видео”, занимающегося производством фильмов о знаменитых музыкантах. За двенадцать лет работы отдел Гелба выпустил около пятидесяти картин. Героями “Коламбии...” были Горовиц и Ростропович, Аббадо и Озава, Джесси Норман и Кэтлин Бэттл... Тогда же были выпущены телеверсии постановок Метрополитен-оперы с Джеймсом Ливайном за дирижерским пультом – первые репетиции будущей серии опер в кино! 14 июня 1993 года японская корпорация “Сони” заявила о покупке “Коламбия видео” и назначении Гелба президентом американского филиала “Сони классик”. Спустя двадцать месяцев он стал новым главой “Сони классик”. Гелб разрабатывал проекты в Японии, стал продюсером новой версии “Фантазии” Уолта Диснея. Он имел собственную студию звукозаписи, киностудию, а также неограниченную поддержку из Токио. С августа 2006 года Питер Гелб является генеральным директором Метрополитен-оперы.
Дэн Даймонд продолжает:

- Все начиналось с кучки оперных фанатов, но с каждым разом наша аудитория расширялась. Зрители возвращались в кино с родными, друзьями, знакомыми. Появился новый вид развлечения – пойти в кино на оперу. Это удобно, просто и недорого. А для молодого поколения такой поход - прекрасный способ познакомиться с настоящими сокровищами мирового музыкального искусства. Оказалось, это “круто” – ходить в оперу! Любителям оперы предоставляется уникальная возможность заглянуть за кулисы, посмотреть, что происходит за несколько мгновений до выхода дирижера, услышать первые впечатления солистов спустя несколько секунд после ухода со сцены. Это невозможно увидеть в оперном театре, такого рода зрелище можно наблюдать только в кино.
- Могли ли вы предположить, что эта серия окажется столь успешной?
- У нас были большие ожидания, но мы не предполагали, что популярность серии будет расти столь стремительно и успех опер будет столь быстрым. Наша серия продолжается уже дольше, чем многие телевизионные сериалы. В сентябре начнется наш пятый сезон с МЕТ, и мы продолжаем расти и развиваться в технологическом смысле.
- Кто определяет, какие оперы следует показывать в кинотеатрах, а какие – оставить для театра?
- Мы работаем совместно в этом направлении. Конечно, репертуар определяет Метрополитен-опера. Театр пытается выделить важнейшие оперы сезона, и эти оперы мы представляем в кинотеатрах. В этом сезоне наряду с культовыми операми – такими, как “Тоска”, “Аида”, “Турандот”, “Кармен”, – мы показываем новые постановки менее известных опер (“Сказки Гофмана” Жака Оффенбаха, “Гамлет” Амбруаза Тома, “Армида” Джакомо Россини).
- Некоторые любители оперы продолжают говорить, что оперу нужно слушать в театре, что живой звук и живое присутствие несравнимо с показом оперы в кино. Что бы вы ответили этим людям?
- Я могу сказать, что показ опер в кино не заменит оперные театры. Опера в кино - это уникальный экперимент, направленный на популяризацию оперного искусства. Наоборот, огромное количество людей после похода в кино начинают интересоваться оперой и, может быть, кино подтолкнет их к походу в оперный театр. А для людей, посещающих театры, серия интересна прежде всего открытием новых опер. Многие из опер, представленных МЕТ, никогда не ставились в местных оперных театрах, и для любителей оперы поход в кино становится единственной возможностью увидеть эти оперы. К тому же серия “Метрополитен в кино” показывает то, что невозможно увидеть в оперном театре: как разрабатываются костюмы, ставятся декорации. В антракте ведущие трансляции – а среди них выдающиеся оперные певцы Дебора Войт, Рене Флеминг, Натали Дессе - берут интервью у своих коллег, и это тоже привлекает интерес и внимание публики. Конечно, ничто не может заменить живой звук и живого актера на сцене, но оперные показы могут помочь оперным театрам расширить свою аудиторию. Оперные театры используют показы Метрополитен-оперы для рекламы своих собственных постановок. Например, Оперный театр Колорадо даже предоставляет автобусы для людей, не имеющих машин... Поход в кино становится событием. Мы не конкурируем с оперными театрами и не ставим зрителя перед выбором: или кино, или оперные театры. Используя новейшие достижения технического прогресса, мы вдохновляем зрителя на поход в оперный театр. Мы работаем вместе, показывая великое Искусство Оперы.
- Серия “Метрополитен-опера в кино” необычайно популярна среди русскоязычной диаспоры Чикаго и пригородов. В каждом кинотеатре, на каждом сеансе можно услышать русскую речь. Единственная жалоба, которую я слышу, - недостаточное количество кинотеатров, участвующих в этой акции. Особенно это актуально для северных пригородов Чикаго. Планируете ли вы в будущем увеличение числа кинотеатров?
- Показ серии “Метрополитен в кино” возможен только в кинотеатрах, оснащенных специальной аппаратурой. В каждом регионе страны есть определенное количество таких кинотеатров. Нам бы тоже хотелось, чтобы их было больше, и, возможно, в будущем их количество увеличится. На сегодняшний день каждый кинотеатр решает, стоит ли ему закупать это оборудование. Возможно, успех серии в Чикаго и пригородах подстегнет владельцев соседних кинотеатров присоединиться к этой акции. Мы будем только рады. Нам кажется, это будет хорошим вложением капитала.
- На сегодняшний день опера показывается в кино дважды. В прямом эфире – в субботу днем, “на бис” – в среду вечером. В этой связи я хочу рассказать вам такую историю. Моя жена, будучи в Лас Вегасе, зашла как-то в субботу в кинотеатр посмотреть оперу. Там было восемь человек! Это оказалось так непривычно после переполненных залов в Чикаго и пригородах! И вот в этом кинотеатре будет еще один показ “на бис”. Может быть, пора отойти от унифицированного подхода, когда по всей стране существует одинаковое количество показов – два. Ведь для какого-то региона и трех показов будет недостаточно, а где-то и второго раза будет слишком много. Опять же, говоря о Чикаго, мне кажется, и третий, и четвертый показ одной и той же оперы соберут полные залы. Что вы думаете по этому поводу?
- Вы затронули тему, которая находится сейчас в стадии обсуждения. Я не готов ответить, когда именно произойдет увеличение количества показов, но согласен с вами, что этот вопрос нужно решать в каждом отдельном регионе страны в зависимости от степени популярности серии. Когда мы начинали показ серии, был только один просмотр. Потом мы стали показывать оперы “на бис”. То есть мы движемся в этом направлении.
- В русском Чикаго только и говорят, что об этих операх. Задолго до дня показа исчезают билеты, с утра у входа в залы выстраиваются очереди. Все жаждут занять лучшие места. Такого ажиотажа никогда не было в кино!
- Нам приятно, что инициатива с показом опер в кино нашла такую поддержку в русской диаспоре. Нам важно получать мнения любителей оперы с мест, важно знать, что нравится и что не нравится зрителям. Нам очень важна помощь и поддержка наших показов со стороны умной, образованной русскоязычной диаспоры Чикаго и пригородов. Чикаго был для нашей компании одним из первых городов в системе цифрового кино. Все наши новые проекты начинаются с Чикаго. Так что я обязательно учту ваши пожелания.
- Известна ли программа серии “Метрополитен в кино” на будущий сезон?
- Сейчас разрабатывается репертуар на будущий сезон. Я пока не могу сказать названия опер и имена солистов, но уверяю вас, что нас всех ждет еще один незабываемый сезон. Каждый сезон неповторим и уникален, когда работаешь с таким партнером, как Метрополитен-опера.

Планы на пятый сезон пока только разрабатываются, а четвертый сезон серии “Метрополитен-опера в кино” – в самом разгаре. Впереди нас ждут новые интересные постановки. Ближайшие показы серии пройдут 6 и 24 февраля 2010 года. Мы увидим оперу Джузеппе Верди “Симон Бокканегра”. Режиссер – Джанкарло Дель Монако (сын прославленного итальянского тенора Марио Дель Монако). Дирижер – Джеймс Ливайн. В главной партии – Пласидо Доминго.
Подробную информацию о предстоящих показах, а также адреса кинотеатров можно найти на сайте http://www.metoperafamily.org/metopera/broadcast/hd_events.aspx.
До встречи на спектаклях Метрополитен-оперы в кино!

Комментариев нет: