11 янв. 2017 г.

Кливлендский симфонический оркестр: прошлое, настоящее, будущее. Перед встречей в Чикаго

21 января в Чикаго состоится единственный концерт Кливлендского симфонического оркестра (Cleveland Orchestra). В программе - Восьмая симфония Л.ван Бетховена и Вторая симфония Я.Сибелиуса. Оркестром дирижирует его музыкальный руководитель Франц Вельзер-Мест (Franz Welser-Möst).
Кливленд - второй по величине город в штате Огайо. Город был основан в 1796 году. Свое название он получил по имени генерала Мозеса Кливленда (Moses Cleaveland). В результате опечатки в местной газете буква “а” в названии была пропущена, и фамилия Cleaveland превратилась в название города Cleveland.
Население Кливленда - меньше полумиллиона человек (тридцать третье место в списке городов США). В городе находится всемирно известная кардиологическая больница (Cleveland Clinic), несколько университетов и колледжей, четыре успешные спортивные команды. 
Кливленд - город культурный. В нем есть Художественный музей и Институт искусств.
Кливленд - один из музыкальных центров Америки. В нем находится Институт музыки (Cleveland Institute of Music) - консерватория, воспитавшая много замечательных музыкантов. Первым директором консерватории был скрипач Эрнест Блох.
Краса и гордость Кливленда - Симфонический оркестр, один из старейших и уважаемых музыкальных коллективов, по праву входящий в пятерку (“Big Five”) лучших оркестров США.
Кливлендский симфонический оркестр моложе Чикагского на двадцать семь лет. Он был основан в 1918 году. В истории оркестра хорошо заметен “русский след”. Одним из основателей и первым музыкальным руководителем оркестра был американский дирижер российского происхождения Николай Соколов. Он родился в Киеве, а образование скрипача и дирижера получил в Йельском университете. Соколов гастролировал по городам США и Европы, на протяжении двух лет (1916-17 годы) был музыкальным руководителем Филармонического оркестра Сан-Франциско (предшественника Сан-Францисского симфонического оркестра). Запомнился Соколов тем, что настоял на включении женщин в оркестр с такой же оплатой труда, что и у мужчин. В Кливлендском симфоническом оркестре Соколов работал с момента его основания до 1932 года. Именно он заложил фундамент в создание оркестра мирового уровня. В период с 1935 по 1938 годы он возглавлял Американский музыкальный проект (в рамках “Нового курса” Теодора Рузвельта), с 1938 по 1940 годы руководил Симфоническим оркестром Сиэттла.
С 1933 до 1943 года оркестром руководил родившийся во Львове польско-американский дирижер Артур Родзинский. После Кливленда у него был четырехлетний контракт с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, а затем дирижер переехал в Чикаго и один год оставался руководителем Чикагского симфонического оркестра. Из-за разногласий с музыкантами и обвинений в диктаторских замашках ему пришлось покинуть этот пост. С 1943 по 1946 годы руководителем Кливлендского оркестра был немецкий дирижер Эрих Ляйнсдорф.
Время наивысшего расцвета Кливлендского оркестра – двадцать четыре года руководства Джорджа Селла, с 1946 до 1970 года. Селл родился в Будапеште в 1897 году, вырос в Вене. Окончил Венскую консерваторию, учился в Лейпцигской консерватории. С десяти лет выступал как пианист. Как дирижер, он дебютировал в 1914 году с “Блютнер-оркестром” в Берлине. В 1919-24 годах работал в Праге, Дармштадте и Дюссельдорфе, с 1924 до 1929 года возглавлял оркестр Немецкой государственной оперы, был профессором Берлинской высшей школы музыки и Немецкой академии музыки в Праге. С 1939 года жил в США. Американское гражданство получил в 1946 году. Селл дирижировал ведущими американскими оркестрами, в 1942-46 годах работал в Метрополитен-опере. С 1946 года дирижер связал свою жизнь с Кливлендским оркестром.
С первого месяца работы Селл принялся менять состав. Кого-то он уволил сам, кто-то отказался с ним работать и ушел, не дожидаясь увольнения. Селл устраивал конкурсы и набирал лучших музыкантов со всего мира. Подобно знаменитому “чикагскому звуку”, о котором стали говорить во время руководства Чикагским оркестром Фрицем Райнером, во времена Селла писали о неповторимом “европейском звуке” Кливлендского оркестра.
С первых лет своего существования оркестр активно гастролировал по городам Америки, участвовал в радиотрансляциях, а с приходом Селла и развитием звукозаписывающей индустрии стал постоянно записываться и играть в Европе. В 1965 году состоялись триумфальные гастроли оркестра по шести городам СССР (Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси, Сочи, Ереван). Оркестр регулярно выступал в крупнейших музыкальных столицах Европы. Отсюда – его невероятная популярность в Европе и бывшем СССР.
“Знаете, чего мне хочется, господа? – спросил как-то Герберт фон Караян на репетиции оркестра. - Обвязать вас всех веревкой, облить бензином и поджечь.” Наступила жуткая тишина. Наконец, один из музыкантов проговорил: “Но тогда вы нас лишитесь”. “Ах, да, - ответил Караян. - Об этом я как-то позабыл.” Наверняка подобные чувства не раз посещали Селла. Как почти все великие дирижеры предвоенного поколения (Тосканини, Караян, Мравинский, Фуртвенглер, Райнер...), Селл был диктатором. В своей книге “Маэстро миф” английский музыковед Норман Лебрехт писал: “Джордж Селл, известный за его аналитическое ухо как “химик среди дирижеров”, представлялся оркестрантам страшилой-надсмотрщиком, способным различить, настроен ли инструмент на 420 вибраций в секунду или на 424. “Чего мы боялись больше всего, так это его жуткой компетентности”, - говорит один из его ассистентов. Во время гастролей он заставлял своих кливлендцев носить исключительно костюмы-тройки”. Музыканты ворчали, но понимали уровень личности Селла. Когда после его смерти английский дирижер Роджер Норрингтон пришел на репетицию в футболке и шортах, на следующий день оркестранты облачились в костюмы-тройки, а исторические рассуждения Норрингтона издевательски освистали. “Новейшие исследования показали, - насмешничал один из скрипачей, - что этот господин – полный осел”.
Музыканты были инструментом в руках Селла. Он мог их обидеть, мог уволить за неверно взятую ноту, он не терпел возражений, был категоричен и имел множество других недостатков. Из достоинств у него было только одно – он был великий дирижер. Единственное, что интересовало этого человека, была Ее Величество Музыка. В ней и только в ней он не терпел компромиссов. В ней он стремился и добивался совершенства. Именно Джордж Селл создал тот самый Кливлендский симфонический оркестр, которому рукоплескал весь мир. Он умер в 1970 году в возрасте семидесяти трех лет. По легенде, он купался в океане, и его загрызла акула. Оркестранты недоумевали: Селл был так “зубаст”, что именно он должен был проглотить попавшееся на пути чудовище.
Селл представил Нью-Йорку Пьера Булеза, школу Селла прошел Джеймс Ливайн, влияние дирижера испытали на себе многие более молодые по возрасту европейские коллеги. Замену Селлу Кливлендскому оркестру найти было нелегко. С 1970 до 1972 года советником оркестра выступал Булез (в скобках замечу, что в период между Баренбоймом и Мути французский композитор и дирижер выполнял похожую функцию в Чикагском симфоническом оркестре), после чего оркестр возглавляли известные дирижеры Лорин Маазель (1972-82 годы) и Кристоф фон Донаньи (1984-2002 годы).
С 2002 года музыкальным руководителем оркестра является австрийский дирижер Франц Вельзер-Мест. Он родился в Линце в 1960 году. Его настоящее имя - Франц Леопольд Мария Мест. В 1985 году, через два года после дирижерского дебюта, он поменял свое имя на более короткое Вельзер-Мест в честь города его детства Вельс.
Франц собирался стать скрипачом, но автомобильная авария заставила его обратиться к дирижированию. Он учился в Линце и Высшей музыкальной школе в Мюнхене. С 1990 до 1996 года был руководителем Лондонского филармонического оркестра, с 1995 до 2008 годы – главным дирижером (а последние три года – музыкальным директором) Цюрихского оперного театра, с 2010 до 2014 года – музыкальным руководителем Венской оперы. В 2011 и 2013 годах Вельзер-Мест дирижировал Венским филармоническим оркестром на традиционном Новогоднем концерте в Musikverein.
Вельзер-Мест был европейским дирижером, и поначалу в Америке о нем мало кто знал. Однако администрация Кливлендского оркестра решила не гоняться за громкими именами, и время показало правильность такого подхода. За пятнадцать лет работы в оркестре Вельзер-Мест доказал, что он вполне достоин прославленного коллектива и его назначение было правильным решением для оркестра. Сегодня оркестр продолжает успешно гастролировать, он частый гость Зальцбургского музыкального фестиваля и Музыкального фестиваля в Люцерне.
Записи оркестра под управлением Вельзера-Места получили премии “Граммофон” и две номинации на премию “Грэмми”, диск с оперой “Кавалер розы” Зальцбургского фестиваля завоевал премию Echo Klassik 2015 года за лучшую оперную запись года. Недавно Кливлендский оркестр выпустил DVD с произведениями И.Брамса (солисты - пианист Ефим Бронфман и скрипачка Джулия Фишер).
Недавно Вельзер-Мест продлил контракт с оркестром до конца сезона 2017-18 годов.
С 1931 года оркестр базируется в концертном зале Северенс-холл (Severance Hall), построенном на деньги местного мецената и любителя музыки Джона Северенса. По уровню акустики этот зал на две тысячи мест считается одним из лучших в США.
С 1968 года летней резиденцией оркестра является Музыкальный фестиваль Блоссом (Blossom Music Festival), расположенный в двадцати пяти милях к югу от Кливленда. С конца июня до начала сентября оркестр дает там концерты по выходным дням.
С 2007 года у оркестра появился еще один адрес – Майами. Ежегодно Cleveland Orchestra Miami дает в городе несколько концертов.
Последний раз в Чикаго Кливлендский симфонический оркестр гастролировал в сезоне 2010-11 годов.
Всегда любопытно послушать хорошие оркестры и сравнить их с Чикагским симфоническим, так что, думаю, этот концерт привлечет внимание многих.
Nota bene! Билеты на концерт Кливлендского симфонического оркестра, а также на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2016-17 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., ChicagoIl 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Франц Вельзер-Мест дирижирует Кливлендским симфоническим оркестром. Фото – Роджер Мастоянни
Фото 2. Франц Вельзер-Мест. Фото – Сатоши Аояги

Комментариев нет: