Четвертый сезон подряд в Школе музыки Северо-Западного университета (Northwestern University’s Henry and Leigh Bienen
School of Music) проходит серия сольных фортепианных концертов лучших пианистов планеты (Skyline
Piano Artist Series). В ноябре с большим успехом прошел вечер израильского
пианиста Инона Барнатана. Впереди нас ждет не менее интересная встреча.
2 февраля, 7.30 pm. Вечер пианистки Ольги Керн. В программе:
Три сонаты Д.Скарлатти, Двадцать первая (“Аврора”) соната Л.ван Бетховена, Три
прелюдии и “Чарующий ритм” из цикла “Семь виртуозных этюдов” Дж.Гершвина,
“Музыкальный момент”, “Баркарола” и “Полишинель” С.Рахманинова, Четвертый и
пятый этюды А.Скрябина, “Исламей” М.Балакирева.
...Ее родственнице Анне Керн Пушкин посвятил “Я
помню чудное мгновенье”, ее прапрапрабабушка дружила с Чайковским, ее
прапрабабушке аккомпанировал Рахманинов (в семье Керн сохранилась программа
этого концерта), ее дедушка - один из основателей русской школы игры на гобое
Иван Пушечников, мама - профессор Московской консерватории, папа служит в
Большом театре. Родившись
в такой музыкальной семье, у Ольги просто не оставалось другого выбора, как
стать музыкантом. Центральная музыкальная школа, Московская
консерватория, международные фортепианные конкурсы - обычный путь талантливого
ребенка. В первом же конкурсе, в котором она участвовала (Международный
юношеский конкурс “Концертина Прага”), одиннадцатилетняя Керн получила Главный
приз. Сегодня она - лауреат семнадцати конкурсов! Среди самых главных ее побед
- Главный приз на I международном конкурсе имени С.Рахманинова в Москве в 1992 году и Золотая
медаль XI Международного конкурса имени Вана Клиберна в Америке в 2001 году. Керн
стала первой женщиной - победительницей этого престижного конкурса за тридцать
лет. После победы началась ее головокружительная карьера. Сегодня она играет с
лучшими оркестрами мира, дает по сто пятьдесят концертов в год, ездит в
гастрольные поездки по США, России, Европе, Японии, Южной Африке, выступает на
Аляске и в Кеннеди-центре, проводит мастер-классы, записывает диски... С 2016
года Ольга возглавляет Международный фортепианный конкурс (The Olga Kern International Piano Competition) в Альбукерке, штат Нью-Мексико. (Кстати, очередной конкурс пройдет с 27
октября по 3 ноября. Вся
необходимая информация - на сайте http://olgakerncompetition.org/. Там же можно оформить заявки на участие.)
Когда выпадает свободное время, Ольга рисует,
играет в настольный теннис, уделяет внимание сыну, талантливому молодому
пианисту Владиславу. Так что музыкальные традиции семьи продолжаются!
Чикагским любителям музыки Ольга Керн хорошо
знакома по концертам в Чикагском симфоническом центре и на Музыкальном
фестивале в Равинии, на котором она дебютировала летом 2005 года. В
Северо-Западном университете Керн выступит впервые.
Я часто встречался с Ольгой, четыре раза брал у
нее интервью. Ольга - великолепная рассказчица. Слушать ее воспоминания,
истории, впечатления от встреч с выдающимися пианистами - одно удовольствие.
Перед вами - наиболее интересные фрагменты наших бесед.
-
Вы занимаетесь музыкой с пяти лет. ЦМШ,
консерватория, конкурсы – обычный путь московского талантливого ребенка...
-
Я вспоминаю себя в школе. Между нами всегда шло
соревнование. Стремление добиться большего, лучшего - это прекрасный стимул для
занятий.
-
Расскажите, пожалуйста, о вашем первом конкурсе.
-
Первый конкурс, в котором я участвовала и
победила, – международный юношеский конкурс “Концертина Прага”. Мне тогда было
одиннадцать лет. А спустя шесть лет я выступила на Первом международном
конкурсе имени С.В.Рахманинова в Москве. В мои семнадцать я была самая молодая
участница конкурса. Я не думала о победе – я просто хотела играть. С этим
конкурсом у меня связана одна любопытная история. Перед вторым туром мне
приснился сон, что меня в огромном зале ждал Рахманинов. Даже сейчас, вспоминая
этот сон, я могу сказать, что это было как наяву. Рахманинов играл на рояле. Когда
он меня увидел, он сказал: “Ольга, я тебя жду. Ты мне должна поиграть
что-нибудь, у нас же урок назначен”. Я на него смотрю и думаю: “Господи, это же
Рахманинов”. Я сыграла одно из тех произведений, которые я должна была играть
на конкурсе (а на нем исполнялась только музыка Рахманинова), - “Баркаролу”. Он
послушал и сказал: “Хорошо. А теперь я покажу тебе, как я играю”. И он повторил
“Баркаролу”. Он сыграл ее совершенно феноменально: в своем стиле, немножко
сухо, без педалей, порывисто... А я никогда до этого не слышала его исполнения
“Баркаролы”. И вот услышала. Во сне. После этого мы с ним разговаривали...
Прекрасный был сон. Я проснулась утром и кричу: “Мама, мама, я видела
Рахманинова во сне”. Мама забеспокоилась. Я слышала, как она сказала папе: “Она,
видимо, слишком много занимается”. А я чувствовала себя просто потрясающе, у
меня появилось второе дыхание. Это было как ураган: второй тур, третий, первая
премия... Прошел год. Я поехала на гастроли в Японию и там в одном городе
увидела полное собрание сочинений Рахманинова на семи CD. Я,
конечно же, купила их и нашла “Баркаролу”. Когда я прослушала эту запись, я
была просто в шоке, потому что Рахманинов играл точно так же, как тогда, в моем
сне.
-
Прямо мистика какая-то...
-
Есть какие-то вещи, которые объяснить невозможно.
Когда я рассказала эту историю Вану Клиберну, он не увидел в ней ничего
необычного и сам, в свою очередь, рассказал мне такие истории, которые в глазах
окружающих выглядели бы абсолютно фантастичными... Рахманинов играет огромную
роль в моей жизни. Он связан с моей семьей. У моих бабушки и дедушки была
замечательная дача между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом, в тех местах,
где родился Рахманинов. Я каждое лето туда ездила. Этот воздух, эти
беспредельные поля, эти гигантские деревья, этот простор... Музыка Рахманинова
всегда в моем сердце.
-
Мне кажется, вас отличает абсолютно мужской стиль
исполнения. Считаете ли вы правомерным деление исполнителей по половому
признаку?
-
Это очень интересный вопрос. Безусловно,
существуют мужской и женский стили исполнения. Но при такой технической базе,
какую дает русская исполнительская школа, бывает просто невозможно отличить,
кто играет – мужчина или женщина. Я могу сказать, что у меня уже к двенадцати
годам были настолько сильные руки, что я могла сыграть очень сложные
произведения.
-
Расскажите, пожалуйста, о ваших любимых пианистах.
-
Самое большое влияние оказали на меня Ван Клиберн,
Владимир Горовиц и Святослав Рихтер. Я выросла на записях Клиберна, которого мы
все обожаем. Мои родители были на том памятном Первом конкурсе Чайковского, на
котором он победил. Я всегда мечтала познакомиться с ним, и для меня было очень
важно сыграть на его конкурсе. Время, проведенное с ним, - это что-то
совершенно незабываемое. Клиберн настолько образован, он так интересно
рассказывает, что, общаясь с ним, я получаю самые важные для себя уроки. Он –
один из самых больших моих кумиров... Конечно, Владимир Горовиц, который дал
исторический концерт в Москве в 1986 году. Мне посчастливилось быть на этом
концерте. Я была маленькой девочкой, и дедушка взял меня с собой. Я до сих пор
помню все “бисы”, которые он играл. Он улыбался, подмигивал публике и закидывал
ее “бисами”. Он был в потрясающем настроении... Я слушала Святослава Рихтера.
Он приехал к нам в школу, и никто даже не знал, что он будет играть. Я иду по
коридору и вдруг вижу – Рихтер! Я побежала к маме: “Мама, у нас в школе
Рихтер!” Вечером в школьном зале половина мест была свободна – никто ведь не
знал! Большой свет потушили, и он играл при свечах, с нотами. Играл “Вариации
на темы Паганини” Брамса. Играл так, что я этого вечера не забуду никогда! Я
дала себе слово, что когда-нибудь, когда я вырасту, обязательно сыграю эти
Вариации. И сейчас я исполняю их в концертах... А если говорить про записи, то
я с удовольствием слушаю Шуберта и Моцарта в исполнении Мюррея Перайи, Шумана в
интерпретации Марты Аргерих, Брамса в классической трактовке Клаудио Аррау.
-
Какой из фортепианных концертов Рахманинова вам
ближе?
-
Трудно сказать. Все концерты Рахманинова по-своему
любимы мною. Я просто обожаю “Рапсодию на темы Паганини”. Это произведение
совершенное, в нем нельзя ничего ни убавить, ни прибавить. Я очень люблю
Четвертый концерт - яркое сочинение позднего Рахманинова. К сожалению, я
исполняю его реже, чем хотелось бы. Первый концерт Рахманинова – редкая
жемчужина! Лучше музыки, чем вторая часть Первого концерта, на свете просто
нет. Особый для меня концерт – Третий. Это - концерт-симфония. Всякий раз,
когда я играю его, мне кажется, что я это делаю в первый и последний раз. Но
даже в этом ряду Второй концерт Рахманинова – явление исключительное. Этот
Концерт – абсолютный шедевр, он по праву стал неотъемлемой частью не только
русской, но и мировой культуры. Расскажу вам одну курьезную историю,
случившуюся со мной во время турне по Америке с оркестром Владимира Спивакова.
Первое выступление в Калифорнии, начало тура. Мы сыграли Второй концерт
Рахманинова, вернулись в гостиницу. На следующий день предстоял переезд в
другой город, и я решила пораньше лечь спать. Вдруг – звонок. Звонит Спиваков.
“Умоляю, включи телевизор. Быстрее включи. Пятый канал.” Я включила этот канал.
Смотрю: идет какой-то старый фильм. Певец поет на английском языке в джазовой
обработке побочную партию из третьей части Второго концерта. После этого
пошли титры: “The moon and empty arms”.
Я позвонила Спивакову, и он говорит: “Ты можешь себе
такое представить?! Мы играем первый раз с тобой в Америке, начинаем наши
гастроли со Второго концерта Рахманинова. После этого я включаю телевизор, и по
нему передают побочную партию третьей части со СЛОВАМИ”. Это было незабываемо.
Мы очень часто после этого вспоминали “The moon and empty arms”, и нам становилось весело. Вот как популярна
музыка Рахманинова в Америке.
-
Некоторые музыканты говорят о самодостаточности
музыки, но, мне кажется, невозможно разделить жизнь и творчество
Рахманинова, невозможно понять его
музыку вне связи с Россией. Как вы думаете, состоялся бы Рахманинов без России?
-
Очень интересный философский вопрос. Конечно,
гений остается гением везде. Но, мне кажется, без России Рахманинов был бы
совершенно другим. Я не знаю никого, кто воспел бы так русскую природу, как
Рахманинов. В его симфониях, сонатах, в его фортепианных, виолончельных
произведениях, в каждом такте его музыки слышна боль за Росссию. Что-то пронзительно
щемящее, невыразимая печаль, тоска, переживания – все передается в его музыке.
Когда ты остаешься один на один с природой, ты понимаешь, что ты – настолько
маленькое существо... Но, с другой стороны, через природу понимаешь, что ты
живешь, и связь с миром природы – через музыку. Каждый человек для чего-то
живет в этом мире. Для меня смыслом жизни является музыка. Так что, я думаю,
Рахманинов был бы другим без России.
-
Дмитрий Башкиров как-то сказал, что пианист -
только посредник между музыкой и людьми, которые приходят ее слушать. Если так,
то от пианиста не требуется личного участия в произведении. Единственное, что
вам надо передать, - дух исполняемого сочинения. Вы согласны с этим
утверждением, или все-таки пианист – это больше, нежели просто передаточное
звено от композитора к публике?
-
Не хочется спорить с таким выдающимся музыкантом,
как Башкиров. Безусловно, музыканты исполняют то, что написано в нотах. Но если
великий музыкант прикасается к музыкальному произведению, то он исполняет его
сквозь свою призму чувств, впечатлений, философского взгляда, мыслей...
-
То есть каждый музыкант вносит в произведение свою
трактовку.
-
Безусловно, в исполнении таких музыкантов, как
Рихтер, Гилельс, Аррау, Микеланджели слышна личная трактовка произведений. Было
бы очень неинтересно и скучно на протяжении ста лет слушать одно и то же
сочинение в одном и том же исполнении. Это происходит все время по-разному.
Люди меняются, жизнь продолжается, возникают новые тенденции. У меня есть много
друзей среди молодых композиторов, которые говорят мне: “Без исполнителя мы
были бы ничто”. Потому что иногда исполнитель добавляет что-то такое от себя,
до чего композитор просто не додумался бы. Когда Рахманинов играл произведения
Скрябина, все отмечали, что Скрябин звучал у него по-рахманиновски. Так что,
хоть мы и посредники, но при этом каждый добавляет от себя что-то новое.
-
Вы часто можете сказать: “Да, я сегодня довольна
собой”? Часто ли вы испытываете удовлетворение от собственной игры? Я имею в
виду не внешние атрибуты успеха, а именно ваше внутреннее состояние.
-
Бывает. Редко, но бывает. Я все время стремлюсь
играть лучше, мне все время кажется, что где-то что-то можно подправить. Один
такт прозвучал не так – и все, мне уже мое исполнение не нравится. Но есть
такие моменты, когда приходит вдохновение, и тогда я взлетаю куда-то. В другой
мир, в другое состояние. В такие моменты я нахожусь на небе. Эти моменты очень
редки, но ради них стоит жить. Это – самые счастливые мгновения в жизни.
Nota bene! До конца сезона в рамках Skyline Piano Artist Series состоятся концерты Кирилла Герштейна (2 марта),
Александра Торадзе (12 апреля), Марка-Андре Хамелина (3 мая), Джеймса Джилса
(30 мая). Все
концерты пройдут в помещении Mary B. Galvin Recital Hall по адресу: 70 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208. $30/$10 - для студентов (необходимо наличие
удостоверения личности). Абонементы и билеты на
одиночные концерты - на сайте concertsatbienen.org, по телефону 847-467-4000 или в кассе Pick-Staiger Concert Hall ticket office по адресу: 50 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208. Вся информация - по телефону 847-491-5441.
Фотографии к статье:
Фото 1-4. Ольга Керн. Все фото - Крис Ли
Фото 1-4. Ольга Керн. Все фото - Крис Ли
Комментариев нет:
Отправить комментарий