С 28 февраля по 2 марта 2019 года Английский
национальный балет покажет в Чикаго “Жизель” в хореографии Акрама
Хана. Музыкальная адаптация классической
партитуры Адольфа Адама создана композитором Винченцо Ламаньей. Дизайн
костюмов и декораций - лауреат премии “Оскар” Тим Йип (он получил эту награду за
фильм “Крадущийся тигр,
затаившийся дракон”, “Crouching Tiger, Hidden Dragon”, 2000). Драматург - Рут Литтл.
Драматургия, музыка, пластика, эмоциональный
накал... - такого прочтения “Жизели” нам видеть еще не приходилось!
Действие балета перенесено в палаточный лагерь для эмигрантов. Лагерь
называется “Отверженные”. Расположенная на территории лагеря
ткацкая фабрика закрылась. Обитатели лагеря вынуждены заниматься развлечением
хозяев. В лагере и происходят свидания работницы Жизели с Альбертом. Он
появляется и уходит за Стену, и несчастная Жизель не знает, что там, за Стеной,
у него есть невеста, а когда узнает, теряет рассудок, а потом и жизнь. Второй,
инфернальный, как сказала Диана Вишнева, акт (см. ниже) начинается с
фабрики-призрака. Сюда приходит Альберт, сюда стекаются призраки фабричных
работниц, здесь воссоединяются Жизель с Альбертом, и только здесь артисты
становятся на пуанты, которые выступают как атрибуты нереального,
потустороннего мира... Вместо романтической пасторали - жесткая правда жизни,
вместо аристократии XIX века - хозяева жизни века XXI,
вместо наивной девушки - умудренная жизнью женщина, сохранившая открытую душу и
нежное сердце.
“Моя
Жизель - это современная, энергичная, сильная женщина”, - говорил после премьеры Акрам Хан, а британские
критики писали про “мурашки
по спине, отвисшие челюсти и слезы”. Бессмертная классика в руках Акрама Хана предстает не музейным экспонатом,
а современным, актуальным произведением искусства. Говоря о балетмейстере,
критики подчеркивают в его творчестве объединение европейских и восточных
мотивов. Акрам Хан - космополит. Он родился в Лондоне в семье выходцев из
Бангладеш. Искусству танца стал учиться в семь лет. Это был древний индийский
танец катак. В тринадцать лет Хан стал участником спектакля Питера Брука “Махабхарата”, с которым гастролировал по миру с 1987 по 1989 годы. Учился в De
Montfort University и Performing Arts at the Northern School of Contemporary Dance. В августе 2000 года основал балетную компанию (Akram Khan Company). Премьера его первого балета “Kaash” состоялась на Эдинбургском
фестивале в 2002 году. В 2008 году он поставил танцевальную драму “in-i” в
Королевском национальном театре Лондона, где его партнершей была французская
актриса Жюльетт Бинош. Дважды танцевал с легендарной французской балериной
Сильви Галлем. В 2012 году труппа Хана участвовала в церемонии открытия
Олимпийских игр в Лондоне. В настоящее время хореограф состоит в штате Sadler's Wells Theatre.
В 2018 году Хан поставил балет “Ксенос”. О названии он сказал так: “Ксенос
в переводе с греческого - “иностранец” или “незнакомец”. Ксенофобия - это
отражение моих мыслей о мире сегодня, о том, что ксенофобия растет”. В балете рассказывается история, случившаяся на
Первой мировой войне, а в ткань сюжета вплетается древнегреческий миф о
Прометее. Хан объявил, что это его последняя работа в качестве танцовщика. “Чем больше я знаю о танце, тем
страшнее мне становится. Чем больше я узнаю, тем больше боюсь сцены.” В будущем Хан планирует
сосредоточиться на работе хореографа и кинорежиссера.
“Жизель” - один из самых ярких спектаклей
блестящей и плодовитой эпохи балетного романтизма. Премьера балета состоялась
на сцене Парижской оперы в 1841 году. Уже на следующий год “Жизель” была
поставлена в Санкт-Петербурге. Сегодня без “Жизели” невозможно представить себе
балетную афишу и трудно поверить, что так было далеко не всегда. В 1867 году
балет исчез из репертуара Парижской оперы, и о нем стали понемногу забывать.
Новую жизнь балету подарил Сергей Дягилев, представивший обновленную “Жизель”
во время парижских Русских сезонов. С тех пор “Жизель” стала своеобразной визитной карточкой для любого
балетного театра. Танцевать партии Жизели и Альберта для балетных мастеров так
же почетно, как для драматических актеров играть Гамлета. ХХ век подарил миру
трех великих исполнительниц партии Жизели: Анну Павлову, Ольгу Спесивцеву,
Галину Уланову. Жизель танцевали Тамара Карсавина, Алла Шелест, Татьяна
Вечеслова, Наталья Макарова, Наталья Бессмертнова. В 2008 году на гастролях в
Чикаго балетной труппы Мариинского театра в партии Жизели блистала Диана
Вишнева. Мариинский балет показал “Жизель” в классической хореографии Жана
Коралли и Жюля Перро. В беседе со мной божественная Леди Ди сказала о Жизели
следующее: “Партия Жизели стоит в
балете особняком - абсолютный шедевр на все времена! Дело не в технической
стороне. “Спящая красавица” с технической точки зрения намного труднее, чем
“Жизель”. Дело в том, что во всех остальных балетах можно спрятаться за форму,
за чистое выполнение движений. В “Жизели” такое невозможно. Невозможно просто
выучить движения и станцевать Жизель. Артист должен быть внутренне подготовлен
к этой партии. Балет делится на две части. Первый акт – реалистичный, второй –
инфернальный. Действительное в “Жизели” соприкасается с
ирреальным. Без воздушности, прозрачности Жизели во втором акте
образ не получится. Поэтому часто балетоманы, глядя на ту или иную танцовщицу,
говорят: “Она не Жизель”. Она может замечательно танцевать, может быть
интересной актерски, но она не Жизель. Ей не веришь”.
Диана Вишнева призналась, что она - большая
поклонница Матса Экка, и его “Жизель” стала для нее большим толчком в понимании
классического образа главной героини. Напомню, что шведский хореограф Матс Экк
построил свой спектакль на сумасшествии Жизели. Его Жизель - деревенская
дурочка. Во втором акте она не умирает, а попадает в психушку, где ее
сокамерницы–“виллисы” затаптывают насмерть изменника Альберта. Сегодня эта
версия популярного балета не менее известна, чем классический вариант. Одно
время в Парижской опере одновременно шли классическая “Жизель” и “Жизель” Матса
Экка.
Английский национальный балет - гастролирующая по
миру танцевальная труппа. Акрам Хан дебютировал в ней в 2014 году с короткой
современной композицией “Dust” о женщинах, работавших во время Первой мировой
войны на заводе по производству оружия. “Жизель” - первый полномасштабный двухчастный
балет, созданный Ханом для танцевальной компании. Принимая предложение Тамары
Рохо, балетмейстер признался, что классическую “Жизель” видел
всего один раз. В создании спектакля
принимали участие Международный фестиваль в Манчестере и Sadler's Wells Theatre.
Премьера балета состоялась в Манчестере в сентябре 2016 года. В 2017 году
спектакль получил премию Лоуренса Оливье за выдающиеся достижения в искусстве
танца.
Перед началом сезона 2018-19 годов я встречался с
президентом и председателем Совета директоров театра (Alexandra C. and John D. Nichols President and CEO Endowed Chair)
Патрисией Барретто. Говоря о гастролях Английского национального
балета, она
сказала: “Это для меня очень важное событие. Сюжет спектакля
необычный. Знакомая всем история перенесена на ткацкую фабрику в Бангладеш. Все
другое - костюмы, действия, движения, но как это завораживает! Так и тянет
войти в мир хореографа и сопереживать героям его балета. На поверхности –
красивый спектакль, но если копнуть внутрь, обнаружится социальная драма о
гастарбайтерах, неравноправии, нищете. Мы видим смешение стилей индийского
танца и западного классического балета, высокое искусство с глубинным
наполнением”.
Чикаго - единственный город в США, где впервые за
тридцать лет пройдут гастроли Английского национального балета. Все подробности
об истории создания и сегодняшнем дне театра - на сайте https://www.ballet.org.uk/.
Парад лучших балетных трупп мира 5-6 апреля
продолжит танцевальная компания Gauthier Dance из Штутгарта. Она была основана осенью 2007
года бывшим солистом Штутгартского балета, хореографом Эриком Готье и за десять лет приобрела огромную популярность. В Чикаго компания представит программу “Mega Israel”, в которую вошли работы
современных израильских хореографов: “Uprising” Хофеша Шехтера, “Killer Pig” Гая Бехара и Шарона Эяля и (наверно, самое известное
произведение) “Minus 16” Охада Нахарина. Все эти хореографы
связаны с труппой “Балетный
ансамбль Батшева” (Batsheva Dance Company), а
Нахарин является художественным руководителем этой труппы.
Nota bene! Гастроли Английского
национального балета пройдут с 28 февраля по 2 марта в помещении Театра музыки и
танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance) по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601.
Билеты на эти и другие спектакли и концерты сезона 2018-19 годов можно заказать
по телефону 312-334-7777, на сайте www.harristheaterchicago.org или приобрести в кассе театра.
Фотографии
к статье:
Фото 1. Сцена из спектакля “Жизель” Английского
национального балета. Фото - Лорен Литардо
Фото 2. Алина Кожокару в спектакле “Жизель” Английского
национального балета. Фото - Лорен Литардо
Фото 3. Тамара Рохо и Джеймс
Стритер в спектакле “Жизель” Английского национального балета. Фото - Лорен
Литардо
Комментариев нет:
Отправить комментарий