В сегодняшнем выпуске Музыкального обозрения - о трех концертах Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) под управлением трех великих дирижеров. Концерты можно посмотреть бесплатно на сайте ЧСО.
В 1951 году ЧСО стал первым оркестром Америки, появившимся на телевизионном экране. Серия на канале WGN-TV называлась “Hour of Music”, позднее она получила название “Great Music From Chicago”. В концертах серии участвовали выдающиеся дирижеры и солисты из разных стран мира. Один из таких концертов записан на студии WGN 4 марта 1962 года.
CSO’s
Archives: Great Music From Chicago: Episode 1 - Jean Martinon & Isaac
Stern. В программе: Кончерто гроссо соль минор Г.Ф.Генделя, Первый скрипичный
концерт В.А.Моцарта (скрипач - Исаак Стерн), Скерцо из концертной увертюры “Сон
в летнюю ночь” Ф.Мендельсона. Дирижер - седьмой (с 1963 по 1968 годы)
музыкальный руководитель ЧСО Жан Мартинон. Ведущий вечера - Джим Конвей.
Дирижер и композитор Жан Франциск-Этьен Мартинон (1910-1976) родился в Лионе (Франция). Закончил Парижскую консерваторию. Во время Второй мировой войны служил во французской армии. В 1940 году попал в плен. В 1946 году стал дирижером Филармонического оркестра Бордо. В разные годы сотрудничал с Симфоническим оркестром Дюссельдорфа, Национальным симфоническим оркестром Франции, Израильским и Лондонским филармоническими оркестрами. Репертуар Мартинона фокусировался на произведениях французских и русских композиторов начала XX века, но не ограничивался ими. В марте 1962 года он провел с ЧСО три недели репетиций и концертов. Через два месяца ему пришло предложение стать музыкальным руководителем оркестра. После одиннадцати лет правления Фрица Райнера в Чикаго появился дирижер с другим менталитетом.
В беседе со мной многолетний концертмейстер ЧСО
Сэмюэль Магад отозвался о Мартиноне немногосложно: “Он был хорошим музыкантом,
но у него не было контакта с оркестром”. В книге “Кто убил классическую
музыку?” британский музыкальный критик Норман Лебрехт отзывается о Жане
Мартиноне, как о “бесцветном” дирижере. Лебрехт пишет: “В 1969 году Уилфорд (на
тот момент - глава дирижерского отдела компании Columbia Artists Management. -
Прим. автора.) предложил кандидатуру Караяна ЧСО, где искали замену бесцветному
Жану Мартинону. Совет попечителей пришел в восторг от перспективы делить
художественного руководителя с Берлинским филармоническим оркестром, но когда
Уилфорд рассказал о своей идее Караяну, тот не пожелал и слышать об этом. “Ему
не нравилось в Америке”, - рассказывала Дженис Уилфорд. Совет Чикагского
оркестра проявил меньшее понимание. “Уилфорд все испортил, - сказал один из
менеджеров. - Он не смог сдержать слово”.
С идеей познакомить Чикаго с музыкальным
“императором” Европы Гербертом фон Караяном ничего не вышло. Новым, восьмым
музыкальным руководителем ЧСО стал маэстро Георг Шолти.
В качестве образца работы маэстро Шолти с оркестром на сайте ЧСО можно посмотреть часовой фильм “Solti’s Beethoven: The Fifth Symphony Revisited”. В первой половине картины собраны фрагменты репетиций Шолти в Симфоническом центре Чикаго и его замечания о Пятой симфонии Л.ван Бетховена, сделанные за роялем в лондонском доме; во второй - Пятая симфония в исполнении ЧСО. Запись сделана в Чикагском симфонической центре в мае 1989 года. Фильм входит в серию PBS' Great Performances.
Годы руководства ЧСО Георгом Шолти считаются
“золотым веком” оркестра. В том виде, в каком мы его знаем и любим, ЧСО создал
Фриц Райнер, а Шолти заставил полюбить ЧСО весь мир. С Шолти оркестр отправился
в первое европейское турне (шесть недель в 1971 году), провел первый тур по
Японии (1977 год), Австралии (1988 год), первые выступления в Москве и
Санкт-Петербурге (1990 год). Поездки оркестра следовали одна за другой. А еще
огромное количество времени Шолти тратил на студийные записи. Им исполнена и
записана практически вся оперная и симфоническая музыка, по словам самого
дирижера - пятьдесят пять опер и более двухсот симфоний. Бывало, оркестр
записывал новые сочинения каждую неделю. Записи Шолти тридцать один раз
удостаивались премии “Грэмми”: уникальный факт, занесенный в Книгу рекордов
Гиннесса! Двадцать четыре из тридцати одной премии получены Шолти за записи с
ЧСО. В общей сложности ЧСО получил
шестьдесят две премии “Грэмми” за лучшие записи - лучший результат среди
всех симфонических оркестров мира.
В Чикаго воспринимали Шолти
как своего. До сих пор многие вспоминают, как он жил в городе одной жизнью с
оркестром. Я не знаю, откуда взялся этот миф, но это не так. Жил Шолти в
Лондоне и не проводил в Чикаго ни одного дня больше, чем было положено по
контракту. В Чикаго для него держали номер в роскошном отеле “Мейфэйр-Риджент”.
Он сократил один из сезонов, чтобы попасть в Лондон на празднование дня
рождения дочери, а в год столетия оркестра ограничил свою работу с ним всего
шестью неделями. “Это я им нужен - они мне не нужны,” - да, к сожалению, так он
однажды сказал о Чикаго и ЧСО. Тем не менее именно с чикагским оркестром Шолти
добился самых впечатляющих результатов.
На следующий год после прихода Шолти в ЧСО
концертмейстером оркестра стал Сэмюэль Магад. Сорок восемь лет служил маэстро в
оркестре! В 2007 году Магад ушел с поста концертмейстера. Он живет в Чикаго и
продолжает педагогическую деятельность. В беседе со мной он, в отличие от Мартинона,
много времени уделил Шолти. Вот фрагмент воспоминаний Магада: “Шолти открыл ЧСО
Европе и миру, при нем началась всемирная слава оркестра. В 1971 году
состоялась первая гастрольная поездка оркестра в Европу. Она длилась шесть
недель - невероятный по тем временам срок! Во всех городах концерты
заканчивались бурей аплодисментов. После возвращения музыкантов встречали в
Чикаго, как героев. Они проехались на машинах по Мичиган-авеню, купаясь в
овациях, славе, цветах. Это было потрясающее время!.. Шолти обладал
великолепной харизмой. Он был увлечен музыкой, и эта увлеченность передавалась
музыкантам и зрителям. Шолти не был диктатором, он был очень приятным в общении
человеком. Его уважал оркестр, и он любил музыкантов. Шолти пришел в оркестр в
1969 году и оставался с нами двадцать два года. На следующий год после его
прихода я стал концертмейстером оркестра... Как-то мы репетировали с Шолти одну
из симфоний Бетховена. Он был очень усталым и сказал оркестру: “Я устал и пойду
домой. Я доверяю вам”. На концерте мы очень старались его не подвести, и все
получилось замечательно. Шолти часто говорил нам: “Мои дорогие, я доверяю вам”.
Я помню запись с ним оперы Вагнера “Нюрнбергские мейстерзингеры”, всех симфоний
Малера... Качество исполнения было фантастическое!”
Я попросил маэстро Магада объяснить, что значит
особый “чикагский звук” оркестра. Он ответил: “Это концентрированный, несколько
агрессивный звук. Шолти любил звучание контрабасов. Игра медных духовых
приобрела при нем грандиозное звучание. Во многом благодаря медным инструментам
звук оркестра стал мощным и динамичным”.
После 1991 года Шолти ушел с поста музыкального
руководителя ЧСО, оставшись дирижером-лауреатом. С тех пор каждый год он
возвращался в оркестр на несколько программ, каждая из которых становилась
событием. Он выступал с ЧСО 999 раз! Последний раз - с русской программой - 29
марта 1997 года: Прелюдия к опере “Хованщина” и “Песни и пляски смерти”
М.Мусоргского (солист - С.Алексашкин), Пятнадцатая Симфония Шостаковича.
Тысячное выступление планировалось к его восьмидесятипятилетию в октябре 1997
года. Шолти не дожил одного месяца, умер 5 сентября 1997 года на Антибах. По
его желанию он похоронен в Будапеште, его могила находится рядом с могилой
Бартока.
Приближаясь к восьмидесятилетию, Шолти сохранял
поразительную энергию. Человек, умудрившийся, репетируя оперу “Парсифаль”,
проткнуть самого себя дирижерской палочкой, перелистывал изучаемую им партитуру
с такой силой, что через несколько дней ее приходилось отправлять переплетчику.
(Об этом пишет в своей книге Норман Лебрехт.)
О работе с Георгом Шолти с неизменным уважением
рассказывает скрипач Альберт Игольников. Он служил в ЧСО с 1979 по 2012 годы,
много лет был ассистентом концертмейстера в секции вторых скрипок. Шолти
запомнился ему “необыкновенным, очень доброжелательным и прежде всего
гениальным музыкантом и дирижером”. Я спросил у Игольникова, каких композиторов
выделял Шолти. Музыкант ответил: “Ему все было по силам. Все, к чему он
прикасался, было глубоко правдиво. Я никогда не забуду, как мы играли Адажио из
Пятой симфонии Малера. Глубина этого исполнения была невероятна! Я плакал...”.
За два года до смерти, в 1995
году, Георг Шолти создал Международный оркестр мира. Это было сделано
специально для концерта в Женеве, посвященного пятидесятилетию образования ООН.
По словам Шолти, он создал этот оркестр, чтобы показать, что настоящий посол
мира - Музыка. В состав оркестра согласились войти ведущие музыканты разных
оркестров мира, в том числе - концертмейстеры и руководители секций. Есть в
составе оркестра и музыканты ЧСО. После кончины Шолти Оркестр мира решили
сохранить. В 1997 году место за дирижерским пультом занял маэстро Валерий
Гергиев. Ввиду занятости музыкантов в своих оркестрах Международный оркестр
мира играет не часто. Он собирается по особо торжественным случаям. Таким
торжественным случаем стало столетие со дня рождения Шолти 21 октября 2012
года. В этот день оркестр под управлением Валерия Гергиева выступил в Чикагском
симфоническом центре. Солистами были сопрано Анжела Георгиу и бас Рене Папе. В
концерте приняли участие выпускники Музыкальной академии имени Шолти. Ведущей
концерта стала вдова Шолти леди Валерия. В программе были произведения,
которыми часто дирижировал маэстро: Увертюра из оперы “Свадьба Фигаро” Моцарта,
“Дон Жуан” Штрауса, Адажиетто из Пятой симфонии Малера, Концерт для оркестра
Бартока, арии из опер “Волшебная флейта”, “Травиата”, “Дон Жуан”, “Риголетто”.
У вдовы Георга Шолти сохранился огромный архив
маэстро. О судьбе коллекции я спросил у директора архива ЧСО Франка Виллеллы.
Он сказал: “Коллекция Шолти находится в его лондонском доме, а все партитуры
несколько лет назад (интервью состоялось в 2015 году) ушли в Гарвард.
Они оцифрованы, и большинство из них доступно для всех. Полная коллекция
записей Шолти лондонской студии “Decca” принадлежит студии. Остальная часть -
письма, контракты, фотографии, тридцать три премии “Грэмми” - находится во
владении семьи Шолти. Идут переговоры об окончательном местоположении
коллекции, но пока ничего не решено. Леди Валерия сотрудничает с нами. У нее
две дочери: Клаудиа и Габриэлла. Обе замужем, имеют детей. Одна из них живет по
соседству от леди Валерии”.
Из далекого - в недавнее прошлое. На сайте ЧСО в свободном доступе находится запись Девятой симфонии Л.ван Бетховена в исполнении ЧСО под управлением десятого музыкального руководителя Риккардо Мути. Концерт называется “Muti Conducts Beethoven 9”. Солисты: Камилла Нилунд, сопрано; Екатерина Губанова, меццо-сопрано; Мэтью Поленцани, тенор; Эрик Оуэнс, бас-баритон. Чикагский симфонический хор. Хормейстер - Дуайн Волф.
Девятая симфония гениального Бетховена с
величественной “Одой к радости” - какая музыка может лучше подойти для
новогодней недели! Остановив свой выбор на тексте Фридриха Шиллера, Бетховен
желал обратить внимание публики на идею изначального братства людей. Он добавил
к оркестру живые голоса: четырех солистов и смешанный хор. Страстная и мощная
музыка “Оды...”, воспевающая идеи гуманизма и всепобеждающего оптимизма,
произвела неизгладимое впечатление во время первого исполнения 7 мая 1824 года.
Закончив дирижировать, Бетховен остался стоять, перелистывая партитуру. Он не
знал, что творится у него за спиной. Один из певцов потянул его за рукав и
заставил оглянуться. Бетховен повернулся к залу и увидел, что люди вскочили со
своих мест и устроили ему настоящую овацию. А он ничего не слышал...
В этом концерте маэстро Мути представил нам
замечательные европейские голоса. Певица из Финляндии Камилла Нилунд последние
несколько лет с огромным успехом выступает на крупнейших европейских сценах
мира. В Чикаго до 2014 года она пела лишь однажды - в 2005 году, и тоже в
Девятой симфонии Бетховена. ЧСО тогда дирижировал Даниэль Баренбойм.
Прекрасную российскую певицу Екатерину Губанову мы
слышали весной 2014 года в Лирик-опере. Она дебютировала в партии Княжны в
“Русалке” А.Дворжака, и дебют оказался на редкость успешным. После этого певица
возвращалась в Лирик-оперу с партией Кармен в одноименной опере Ж.Бизе.
Губанова родилась и выросла в Москве. Училась в Московской консерватории и
Академии имени Я.Сибелиуса в Хельсинки. Успех к ней пришел почти сразу после
окончания Программы для молодых артистов при лондонском Ковент-Гарден. Я
впервые услышал певицу в Метрополитен-опере в партии Джульетты в “Сказках
Гофмана”. Интересно, что через год в парижской версии оперы Оффенбаха певица из
куртизанки превратилась в друга Гофмана Никлауса. Из других партий отмечу
Джованну в “Анне Болейн” (Метрополитен-опера, благодаря кинотрансляциям эту
оперу посмотрели тысячи зрителей во всем мире), Фрику в “Золоте Рейна” и
“Валькириях” (Ла Скала, с Д.Баренбоймом), Клитемнестру в “Ифигении в Авлиде”
К.Глюка (Римская опера, с Р.Мути). Певица сотрудничала с дирижерами
В.Гергиевым, Э.-П.Салоненом, С.Бычковым, К.Нагано и многими другими. Концерты в
Чикаго стали дебютным выступлением певицы с ЧСО.
Из солистов нам лучше всего знакомы тенор из
Эванстона (пригород Чикашл) Мэтью Поленцани и бас-баритон из Филадельфии Эрик
Оуэнс. Они часто выступали в Лирик-опере, солировали на сцене Симфонического
центра.
Риккардо Мути говорит:
“Девятая симфония Бетховена - настолько возвышенное произведение, что я
осмелился впервые дирижировать им только после того, как пробыл на подиуме
почти двадцать лет. Понять, что стоит за метафизическим языком Бетховена,
нелегко. По личному опыту я знаю, что музыка способна объединять людей, которые
не говорят на одном языке или не могут понять друг друга с точки зрения
культуры, этнической принадлежности или религии. Объединяет людей только
музыка”.
Запись сделана на концерте открытия сто двадцать четвертого сезона ЧСО 18 сентября 2014 года.
Nota bene! Все подробности о концертах ЧСО - на сайте cso.org/home/.
Фотографии к статье:
Фото 1. На концерте ЧСО. Фото - Тодд Розенберг
Фото 2. Жан Мартинон. Фото - www.bach-cantatas.com
Фото 3. Георг Шолти дирижирует ЧСО (1973 год).
Фото из Архива ЧСО
Фото 4. Риккардо Мути дирижирует ЧСО (2019 год). Фото - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий