20 апр. 2022 г.

“Конец-делу венец” и Барбара Гейнс. Новости из Чикагского шекспировского театра


С 23 апреля по 29 мая Чикагский шекспировский театр представляет “мрачную” (как определил ее сам драматург) комедию Уильяма Шекспира “Конец - делу венец” (“Alls Well That Ends Well”). Режиссер - Шана Купер. В главных ролях: Алехандра Эскаланте, Данте Джеммотт, Ора Джонс, член труппы Steppenwolf Theatre Фрэнсис Гинан, Эмма Ладий, Марк Бедар, Элизабет Ледо, Уильям Дик (исполнитель роли Горбачева в спектакле “Свидание вслепую” в Goodman Theatre), Патрик Агада.

Второе русское название пьесы - дословный перевод с английского: “Все хорошо, что хорошо кончается”. Мы все прекрасно знаем это выражение, а вот пьеса Шекспира с таким названием осталась в тени его главных сочинений. При жизни драматурга пьеса напечатана не была. Театральный критик Анна Чужкова пишет: “Свидетельств о постановках при жизни автора не сохранилось, а первый известный спектакль имел настолько несчастливую судьбу, что за мрачной комедией закрепилась репутация приносящей несчастье. Это случилось в середине XVIII века. Во время репетиций исполнитель роли короля тяжело заболел. Актриса, игравшая Елену, упала в обморок на премьере, а затем излечившийся было “король” скоропостижно умер. С тех пор антрепренеры за пьесу брались неохотно”. Действительно, я не могу вспомнить спектакля по этой пьесе на русском языке. (Может, кто-то из читателй мне поможет?) Знаю только постановку Марианн Эллиотт в Национальном театре Лондона в 2009 году. Спектакль шел в серии National Theatre Live. В Чикаго над пьесой работает член труппы Woolly Mammoth Theatre Company (Вашингтон) Шана Купер. Она говорит: “В спектакле речь идет о переходных моментах в жизни: взрослении, потерях, серьезных изменений, старении... Я думаю, мы все пережили или переживаем эти моменты, так что этот спектакль касается всех”. Среди постановок Купер - работы в Seattle Rep и Yale Repertory Theatre, на Шекспировском фестивале в Орегоне. Совсем недавно в Court Theatre у Купер вышла премьера спектакля “Женщина с моря” (“The Lady From the Sea”) по пьесе Г.Ибсена “Дочь моря” в новом переводе Р.Нелсона.


Грустная новость. Основатель и бессменный художественный руководитель Шекспировского театра Барбара Гейнс объявила, что покинет этот пост в 2023 году. Вот что она написала в своем открытом письме: “Я испытываю бесконечную благодарность ко всем, кто помогал мне в создании театра, который, как мне кажется, не похож ни на какой другой. Наш театр, как сказал Бен Джонсон о Шекспире, “не для своего времени, а на все времена”. После тридцати шести радостных лет в 2023 году я решила уйти с поста художественного руководителя. Я чувствую, что театру пора приветствовать новое руководство. Изменения принесут театру новую творческую энергию... Когда я основала театр в 1986 году, я верила, что он станет подарком для Чикаго. Девятнадцать артистов собрались на крыше паба “Красный лев” в Линкольн-парке, чтобы громко произнести слова Генриха V: “О, если б муза вознеслась, пылая, На яркий небосвод воображенья, Внушив, что эта сцена - королевство. Актеры - принцы, зрители - монархи!”. Идея о том, чем может стать чикагский Шекспир, превратилась в театр, который будет оставаться маяком света, сияющим в городе. Это факел, который объединяет таланты художников из Чикаго и всего мира в нашем доме на военно-морском пирсе. Моя миссия на протяжении многих лет заключалась в том, чтобы наполнить мир человечностью Шекспира - писателя, который понимает непосредственность человеческого бытия и дает всем нам возможность проникнуть в тайны бытия. Я безмерно горжусь всем, что мы сделали. Это далеко не прощание. Нам еще многое предстоит сделать вместе в этом году, а скоро мы поделимся планами на предстоящий сезон. Наш город как никогда нуждается в искусстве, чтобы наполнить жизнь людей надеждой, красотой, мужеством, светом. За светлое будущее!”.

Барбара Гейнс родилась и выросла в пригороде Нью-Йорка в семье кинорежиссера. Актрисой хотела стать всегда. Вот фрагмент нашей беседы:

- Как только научилась говорить, я стала петь. Я не думала - я просто пела, раздражая окружающих. А режиссером быть никогда не хотела. Впрочем, как и руководителем. Когда мы открыли театр, я предлагала другим стать руководителем. Все отказывались - пришлось мне согласиться. Училась на ходу...

- Почему вы решили создать театр не в Нью-Йорке, а в Чикаго?

- Я училась в школе в Чикаго, потом - в Северо-Западном университете. На некоторое время оставив Чикаго, вернулась в Нью-Йорк, играла в разных театрах и... скучала по Чикаго. Мне было некомфортно в Нью-Йорке. Приехала в Чикаго и, как оказалось, приняла правильное решение, оставшись здесь.

Барбаре Гейнс едва исполнилось двенадцать, когда она, будучи в плохом настроении, открыла томик Шекспира и прочла Двадцать девятый сонет: “Когда в раздоре с миром и судьбой, Припомнив годы, полные невзгод, Тревожу я бесплодною мольбой Глухой и равнодушный небосвод...” (Перевод С.Маршака). Она не могла оторваться, прочла книгу залпом и полюбила автора на всю жизнь. Наиболее сильное театральное впечатление  молодости тоже связано с Шекспиром - игра Кэтрин Хепберн в роли Розалинды в спектакле “Как вам это понравится”. Но самый глубокий след в жизни Гейнс оставил, по ее словам, курс доктора Северо-Западного университета Уолласа Бэйкона “Интерпретация Шекспира”, известный под названием “Shake and Bake”. “Он говорил о Шекспире так увлекательно, что это заинтересовало бы даже тех, кто далек от этой темы. После окончания университета я написала ему письмо. Что самое удивительное - он мне ответил. Мы дружили долгие годы, он был почетным гостем на открытии нашего театра.”


Идея создания театра пришла к Барбаре Гейнс в январе 1983 года, когда в подвальном помещении одного театра она стала вести класс по драматургии Шекспира (Shakespeare workshop). На ее занятия приходили друзья - актеры Northlight Theatre, Victory Gardens и Briar Street Theatre. Она вспоминает, как сказала им: “Я буду рассказывать вам о Шекспире, а вы мне - об актерском мастерстве”. В 1985 году Гейнс с актерами сыграла спектакль “К Шекспиру с любовью” - сцены из разных шекспировских пьес. А летом 1986 года на крыше “Red Lion Pub” в Линкольн-парке (2446 North Lincoln Avenue) она с актерами разыграла пьесу Шекспира “Генрих V”. Спектакль шел две недели на крыше. Дождя не было ни разу. Барбара посчитала это хорошим знаком. Она по-прежнему верит, что великий драматург держал над ними раскрытый зонтик.

- Пабом владел американец английского происхождения Джон Кордвелл. Кстати, недавно его сын Колин открыл паб заново. Я каждый вечер уговаривала Джона позволить мне использовать его крышу для будущего спектакля. Он говорил, что я сумасшедшая: “Как ты собираешься на крыше паба поставить битву при Азенкуре?” Я просила только одного - дать мне шанс. В результате я смогла его убедить, и мы сделали это! У нас не было денег, мы не продавали билеты. Я даже подумать об этом не могла. Некоторые оставляли пожертвования: кто сколько мог.

Создание Шекспировского театра в Чикаго в 1986 году - такое же чудо, как образование Музыкального фестиваля в Грант-парке в разгар Великой депрессии. “Чикаго не нужен Шекспир”, “Театр обречен”, “Это авантюра”... - такие фразы Барбара Гейнс слышала от всех, даже самых близких друзей. Ее называли сумасшедшей, а она продолжала верить в успех и делала свое дело. Первое название театра - Chicago Shakespeare Workshop. В 1987 году театр стал называться Chicago Shakespeare Repertory. Со спектаклем “Троил и Крессида” труппа выступила на сцене Ruth Page Dance Center. После аншлага коллектив задержался в этом театре на двенадцать сезонов. Почти все спектакли проходили при переполненных залах.

Свое нынешнее название театр получил в 1999 году, когда у него появился свой дом на военно-морском пирсе (Navy Pier). “Мы тогда еще не вселились в новое здание. Я находилась на пятом этаже и увидела, как кран поднимает светящееся табло “Шекспир”... Невозможно выразить мои чувства. Я до сих пор подхожу к театру с легким головокружением.” Первым спектаклем театра в новом здании стала трагедия Шекспира “Антоний и Клеопатра” в постановке Барбары Гейнс. На все спектакли первых двух сезонов все билеты были распроданы. Оказалось, что Шекспир нужен Чикаго.

Шекспировский театр - третий по величине региональный театр на Среднем Западе. Каждый сезон театр представляет более пятисот спектаклей на трех площадках. В 2008 году театр стал лауреатом премии “Тони” в категории “Лучший региональный театр США”. Шекспировский театр является крупнейшей актерской биржей Чикаго. Аудитория театра ежегодно составляет около двухсот тысяч человек, из них сорок тысяч - школьники и студенты. Ежегодный бюджет театра - четырнадцать миллионов долларов.

Через три года после создания театра Барбара познакомилась с недавним выпускником университета Крисом Хендерсоном. В то время он занимался продюсированием пьес молодых драматургов. На встречу с Барбарой двадцатишестилетний Крис приехал в ставшем впоследствии легендарном зеленом костюме. Эта встреча стала судьбоносной в жизни наших героев и Шекспировского театра. Сегодня исполнительный директор театра Крис Хендерсон - “правая рука” Барбары Гейнс. “Крис - человек, который ведет наш театр все эти годы. Мы были абсолютно неорганизованными. Он научил нас заниматься театральным менеджментом. Наше сотрудничество базируется на знании и доверии друг к другу. Без Криса наши успехи были бы невозможны”, - подчеркивает Барбара. Кроме Криса Хендерсона, “ближний круг” Гейнс составляют продюсер Рик Бойнтон (благодаря его энтузиазму появился спектакль “Отелло” - авангардная инсценировка шекспировской трагедии в стиле хип-хоп) и режиссер Гари Гриффин (среди его спектаклей - мюзиклы “Фолис” и “Воскресенье в парке с Джорджем”).

С момента образования театра Барбара Гейнс поставила свыше шестидесяти спектаклей, включая тридцать три пьесы Шекспира и шесть мировых премьер. Среди постановок Гейнс - опера “Макбет” в Лирик-опере Чикаго, спектакли в Royal Shakespeare Company (Stratford-on-Avon, Великобритания) и The Old Globe (Сан-Диего, Калифорния). В 2016 году под руководством Гейнс прошел масштабный международный театральный фестиваль Shakespeare 400 Chicago. В нем участвовали, среди других, Белорусский Свободный театр с “Королем Лиром” в постановке Владимира Щербаня и Московский театр имени Пушкина со спектаклем “Мера за меру” в постановке английского режиссера Деклана Доннеллана.

Барбара Гейнс - не просто руководитель одного из крупнейших театров США. Она является одной из самых влиятельных женщин в американской культуре. Приведу лишь некоторые из ее многочисленных титулов: член Шекспировского совета при театре “Глобус” (Лондон), доверенное лицо (Life Trustee) Северо-Западного университета (Эванстон, штат Иллинойс), Офицер Ордена Британской империи (Honorary OBE), член консультативного совета по культуре при мэрии Чикаго, почетный доктор университета Бирмингема (Великобритания), Доминиканского университета и Lake Forest College (штат Иллинойс). При этом она обезоруживающе проста в общении и очень эмоциональна. На традиционный вопрос журналистов, как ей удалось создать Шекспировский театр, отвечает без промедления: “Я никогда не говорю “Я”. Как НАМ удалось создать театр! Мне всегда помогали люди”.

Подробнее о жизни и творчестве Барбары Гейнс я расскажу в будущих выпусках Театрального обозрения.

Nota bene! Билеты на спектакли Чикагского шекспировского театра (Chicago Shakespeare Theater) - на сайте www.chicagoshakes.com/, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611.

Фотографии к статье:

Фото 1. Актеры спектакля “Конец - делу венец”. Фото - Chicago Shakespeare

Фото 2. Барбара Гейнс. Фото - Chicago Shakespeare

Фото 3. Барбара Гейнс и Крис Хендерсон. Фото - Стив Леонард

Комментариев нет: