С 23 апреля по 29 мая Чикагский шекспировский театр представляет “мрачную” (как определил ее сам драматург) комедию Уильяма Шекспира “Конец - делу венец” (“All’s Well That Ends Well”). Режиссер - Шана Купер. В главных ролях: Алехандра Эскаланте, Данте Джеммотт, Ора Джонс, член труппы Steppenwolf Theatre Фрэнсис Гинан, Эмма Ладий, Марк Бедар, Элизабет Ледо, Уильям Дик (исполнитель роли Горбачева в спектакле “Свидание вслепую” в Goodman Theatre), Патрик Агада.
Второе русское название пьесы - дословный перевод
с английского: “Все хорошо, что хорошо кончается”. Мы все прекрасно знаем это
выражение, а вот пьеса Шекспира с таким названием осталась в тени его главных
сочинений. При жизни драматурга пьеса напечатана не была. Театральный критик
Анна Чужкова пишет: “Свидетельств о постановках при жизни автора не
сохранилось, а первый известный спектакль имел настолько несчастливую судьбу,
что за мрачной комедией закрепилась репутация приносящей несчастье. Это
случилось в середине XVIII века. Во время репетиций исполнитель роли короля
тяжело заболел. Актриса, игравшая Елену, упала в обморок на премьере, а затем
излечившийся было “король” скоропостижно умер. С тех пор антрепренеры за пьесу
брались неохотно”. Действительно, я не могу вспомнить спектакля по этой пьесе
на русском языке. (Может, кто-то из читателй мне поможет?) Знаю только
постановку Марианн Эллиотт в Национальном театре Лондона в 2009 году. Спектакль шел в серии
National Theatre Live. В Чикаго над пьесой работает член труппы Woolly Mammoth
Theatre Company (Вашингтон) Шана Купер. Она говорит: “В
спектакле речь идет о переходных моментах в жизни: взрослении, потерях,
серьезных изменений, старении... Я думаю, мы все пережили или переживаем эти
моменты, так что этот спектакль касается всех”. Среди постановок Купер - работы
в Seattle Rep и Yale Repertory Theatre, на
Шекспировском фестивале в Орегоне. Совсем недавно в Court Theatre у
Купер вышла премьера спектакля “Женщина с моря” (“The Lady From the Sea”) по
пьесе Г.Ибсена “Дочь моря” в новом переводе Р.Нелсона.
Грустная новость. Основатель и бессменный художественный руководитель Шекспировского театра Барбара Гейнс объявила, что покинет этот пост в 2023 году. Вот что она написала в своем открытом письме: “Я испытываю бесконечную благодарность ко всем, кто помогал мне в создании театра, который, как мне кажется, не похож ни на какой другой. Наш театр, как сказал Бен Джонсон о Шекспире, “не для своего времени, а на все времена”. После тридцати шести радостных лет в 2023 году я решила уйти с поста художественного руководителя. Я чувствую, что театру пора приветствовать новое руководство. Изменения принесут театру новую творческую энергию... Когда я основала театр в 1986 году, я верила, что он станет подарком для Чикаго. Девятнадцать артистов собрались на крыше паба “Красный лев” в Линкольн-парке, чтобы громко произнести слова Генриха V: “О, если б муза вознеслась, пылая, На яркий небосвод воображенья, Внушив, что эта сцена - королевство. Актеры - принцы, зрители - монархи!”. Идея о том, чем может стать чикагский Шекспир, превратилась в театр, который будет оставаться маяком света, сияющим в городе. Это факел, который объединяет таланты художников из Чикаго и всего мира в нашем доме на военно-морском пирсе. Моя миссия на протяжении многих лет заключалась в том, чтобы наполнить мир человечностью Шекспира - писателя, который понимает непосредственность человеческого бытия и дает всем нам возможность проникнуть в тайны бытия. Я безмерно горжусь всем, что мы сделали. Это далеко не прощание. Нам еще многое предстоит сделать вместе в этом году, а скоро мы поделимся планами на предстоящий сезон. Наш город как никогда нуждается в искусстве, чтобы наполнить жизнь людей надеждой, красотой, мужеством, светом. За светлое будущее!”.
Барбара Гейнс родилась и выросла в пригороде
Нью-Йорка в семье кинорежиссера. Актрисой хотела стать всегда. Вот фрагмент
нашей беседы:
- Как только научилась говорить, я стала петь. Я не думала - я просто пела,
раздражая окружающих. А режиссером быть никогда не хотела. Впрочем, как и
руководителем. Когда мы открыли театр, я предлагала другим стать руководителем.
Все отказывались - пришлось мне согласиться. Училась на ходу...
- Почему вы решили создать театр не в
Нью-Йорке, а в Чикаго?
- Я училась в школе в Чикаго, потом - в
Северо-Западном университете. На некоторое время оставив Чикаго, вернулась в
Нью-Йорк, играла в разных театрах и... скучала по Чикаго. Мне было некомфортно
в Нью-Йорке. Приехала в Чикаго и, как оказалось, приняла правильное решение,
оставшись здесь.
Барбаре Гейнс едва исполнилось двенадцать, когда
она, будучи в плохом настроении, открыла томик Шекспира и прочла Двадцать
девятый сонет: “Когда в раздоре с миром и судьбой, Припомнив годы, полные
невзгод, Тревожу я бесплодною мольбой Глухой и равнодушный небосвод...”
(Перевод С.Маршака). Она не могла оторваться, прочла книгу залпом и полюбила
автора на всю жизнь. Наиболее сильное театральное впечатление молодости тоже связано с Шекспиром - игра
Кэтрин Хепберн в роли Розалинды в спектакле “Как вам это понравится”. Но самый
глубокий след в жизни Гейнс оставил, по ее словам, курс доктора
Северо-Западного университета Уолласа Бэйкона “Интерпретация Шекспира”,
известный под названием “Shake and Bake”. “Он говорил о Шекспире так увлекательно, что
это заинтересовало бы даже тех, кто далек от этой темы. После окончания
университета я написала ему письмо. Что самое удивительное - он мне ответил. Мы
дружили долгие годы, он был почетным гостем на открытии нашего театра.”
Идея создания театра пришла к Барбаре Гейнс в январе 1983 года, когда в подвальном помещении одного театра она стала вести класс по драматургии Шекспира (Shakespeare workshop). На ее занятия приходили друзья - актеры Northlight Theatre, Victory Gardens и Briar Street Theatre. Она вспоминает, как сказала им: “Я буду рассказывать вам о Шекспире, а вы мне - об актерском мастерстве”. В 1985 году Гейнс с актерами сыграла спектакль “К Шекспиру с любовью” - сцены из разных шекспировских пьес. А летом 1986 года на крыше “Red Lion Pub” в Линкольн-парке (2446 North Lincoln Avenue) она с актерами разыграла пьесу Шекспира “Генрих V”. Спектакль шел две недели на крыше. Дождя не было ни разу. Барбара посчитала это хорошим знаком. Она по-прежнему верит, что великий драматург держал над ними раскрытый зонтик.
- Пабом владел американец английского
происхождения Джон Кордвелл. Кстати, недавно его сын Колин открыл паб заново. Я
каждый вечер уговаривала Джона позволить мне использовать его крышу для
будущего спектакля. Он говорил, что я сумасшедшая: “Как ты собираешься на крыше
паба поставить битву при Азенкуре?” Я просила только одного - дать мне шанс. В
результате я смогла его убедить, и мы сделали это! У нас не было денег, мы не
продавали билеты. Я даже подумать об этом не могла. Некоторые оставляли
пожертвования: кто сколько мог.
Создание Шекспировского театра в Чикаго в 1986
году - такое же чудо, как образование Музыкального фестиваля в Грант-парке в
разгар Великой депрессии. “Чикаго не нужен Шекспир”, “Театр обречен”, “Это
авантюра”... - такие фразы Барбара Гейнс слышала от всех, даже самых близких
друзей. Ее называли сумасшедшей, а она продолжала верить в успех и делала свое
дело. Первое
название театра - Chicago Shakespeare Workshop. В 1987
году театр стал называться Chicago Shakespeare Repertory. Со спектаклем “Троил и Крессида” труппа
выступила на сцене Ruth Page Dance Center. После аншлага коллектив задержался в этом театре
на двенадцать сезонов. Почти все спектакли проходили при переполненных залах.
Свое нынешнее название театр получил в 1999 году,
когда у него появился свой дом на военно-морском пирсе (Navy Pier). “Мы
тогда еще не вселились в новое здание. Я находилась на пятом этаже и увидела,
как кран поднимает светящееся табло “Шекспир”... Невозможно выразить мои
чувства. Я до сих пор подхожу к театру с легким головокружением.” Первым
спектаклем театра в новом здании стала трагедия Шекспира “Антоний и Клеопатра”
в постановке Барбары Гейнс. На все спектакли первых двух сезонов все билеты
были распроданы. Оказалось, что Шекспир нужен Чикаго.
Шекспировский театр - третий по величине
региональный театр на Среднем Западе. Каждый сезон театр представляет более
пятисот спектаклей на трех площадках. В 2008 году театр стал лауреатом премии
“Тони” в категории “Лучший региональный театр США”. Шекспировский театр
является крупнейшей актерской биржей Чикаго. Аудитория театра ежегодно
составляет около двухсот тысяч человек, из них сорок тысяч - школьники и
студенты. Ежегодный бюджет театра - четырнадцать миллионов долларов.
Через три года после создания театра Барбара
познакомилась с недавним выпускником университета Крисом Хендерсоном. В то
время он занимался продюсированием пьес молодых драматургов. На встречу с
Барбарой двадцатишестилетний Крис приехал в ставшем впоследствии легендарном
зеленом костюме. Эта встреча стала судьбоносной в жизни наших героев и
Шекспировского театра. Сегодня исполнительный директор театра Крис Хендерсон -
“правая рука” Барбары Гейнс. “Крис - человек, который ведет наш театр все эти
годы. Мы были абсолютно неорганизованными. Он научил нас заниматься театральным
менеджментом. Наше сотрудничество базируется на знании и доверии друг к другу.
Без Криса наши успехи были бы невозможны”, - подчеркивает Барбара. Кроме Криса
Хендерсона, “ближний круг” Гейнс составляют продюсер Рик Бойнтон (благодаря его
энтузиазму появился спектакль “Отелло” - авангардная инсценировка шекспировской
трагедии в стиле хип-хоп) и режиссер Гари Гриффин (среди его спектаклей -
мюзиклы “Фолис” и “Воскресенье в парке с Джорджем”).
С момента образования театра Барбара Гейнс
поставила свыше шестидесяти спектаклей, включая тридцать три пьесы Шекспира и
шесть мировых премьер. Среди постановок Гейнс - опера “Макбет” в Лирик-опере
Чикаго, спектакли в Royal Shakespeare Company (Stratford-on-Avon, Великобритания) и The Old Globe (Сан-Диего,
Калифорния). В 2016 году под руководством Гейнс прошел масштабный международный
театральный фестиваль Shakespeare 400 Chicago. В нем участвовали, среди
других, Белорусский Свободный театр с “Королем Лиром” в постановке Владимира
Щербаня и Московский театр имени Пушкина со спектаклем “Мера за меру” в
постановке английского режиссера Деклана Доннеллана.
Барбара Гейнс - не просто руководитель одного из
крупнейших театров США. Она является одной из самых влиятельных женщин в
американской культуре. Приведу лишь некоторые из ее многочисленных титулов:
член Шекспировского совета при театре “Глобус” (Лондон), доверенное лицо (Life Trustee)
Северо-Западного университета (Эванстон, штат Иллинойс), Офицер Ордена
Британской империи (Honorary OBE), член консультативного совета по культуре при
мэрии Чикаго, почетный доктор университета Бирмингема (Великобритания),
Доминиканского университета и Lake Forest College (штат Иллинойс). При этом она обезоруживающе
проста в общении и очень эмоциональна. На традиционный вопрос журналистов, как
ей удалось создать Шекспировский театр, отвечает без промедления: “Я никогда не
говорю “Я”. Как НАМ удалось создать театр! Мне всегда помогали люди”.
Подробнее о жизни и творчестве Барбары Гейнс я
расскажу в будущих выпусках Театрального обозрения.
Nota bene! Билеты на спектакли Чикагского шекспировского театра (Chicago Shakespeare Theater) - на сайте www.chicagoshakes.com/, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611.
Фотографии к статье:
Фото 1. Актеры спектакля “Конец - делу венец”.
Фото - Chicago
Shakespeare
Фото 2. Барбара Гейнс. Фото -
Chicago Shakespeare
Фото 3. Барбара Гейнс и Крис Хендерсон. Фото -
Стив Леонард
Комментариев нет:
Отправить комментарий