1 апреля впервые в истории оркестр Лирик-оперы исполнил Девятую симфонию Л.ван Бетховена. Дирижер - сэр Эндрю Дэвис. Солисты - студенты Центра оперного пения Райена Матильда Эдж (сопрано) и Кэтлин Фелти (меццо-сопрано); выпускник Центра Мэтью Поленцани (тенор); Эрик Оуэнс (бас). В начале концерта прозвучало новое сочинение сына сэра Эндрю, композитора Эда Фрэзера Дэвиса, написанное специально к этому дню. Вечер был посвящен леди Джанне Роланди Дэвис, жене сэра Эндрю, матери Эда, многолетней руководительнице Центра оперного пения Райена.
Лирик-опера воздает почести многолетнему (c 2000 до 2021 года)
музыкальному руководителю театра сэру Эндрю Дэвису. Я неоднократно
встречался с сэром Эндрю, и каждый раз оставался под большим впечатлением от
его обаяния и открытости. Сегодня я бы хотел вспомнить наиболее интересные
фрагменты наших бесед.
Мое первое интервью с ним началось неожиданно. “Сейчас я перекурю и начнем. Хорошо?” - спросил сэр, доставая из кармана пачку сигарет. “Что вы спрашиваете, вы же музыкальный руководитель?!” - “напомнил” ему менеджер Лирик-оперы. “Правда? Я все время об этом забываю”. Улыбнувшись, Дэвис отправился “на перекур”. Вернувшись, он пригласил меня в кабинет...
- Сэр Эндрю, расскажите, пожалуйста, о ваших первых оперных впечатлениях.
- Мои родители не были музыкантами, хотя отец
пел в церковном хоре, а мама в юности играла на фортепиано. У меня не было
друзей – любителей оперы, поэтому я пришел в оперу поздно, уже взрослым молодым
человеком. Сразу заинтересовался музыкой XX века. Мой учитель познакомил
меня с творчеством Стравинского, Берга, Шенберга. Первыми оперными спектаклями
были для меня две одноактные оперы в лондонском “Sadler's Well Theater”:
“Соловей” Стравинского и “Ожидание” Шенберга.
- Шенберг и Стравинский – неплохое начало!
- Мне понравились эти оперы. А потом я увидел
“Фауст” Гуно. До сих пор помню, какая ужасная была постановка... Я учился в
Королевской академии музыки (Royal College of Music)
и в Королевском колледже (King’s College) Кембриджа, собирался стать
органистом, играть в костелах и посвятить себя церковной музыке.
- Почему вы решили обратиться к дирижированию?
- Мой друг в Кембридже попросил меня
продирижировать студенческим оркестром. Я согласился, и мне понравилось. Первым
симфоническим произведением, которым я дирижировал, была симфония Гектора
Берлиоза “Гарольд в Италии”. Затем последовали Скрипичный концерт Берга, Пять
пьес Шенберга и Неоконченная симфония Шуберта. Так что дирижировать я начал еще
в Кембридже, а потом год стажировался в Риме у итальянского дирижера Франко
Феррара.
- Как начиналась ваша дирижерская карьера?
- Вернувшись из Рима, я дирижировал Английским
камерным оркестром, параллельно играя в двух кафедральных соборах. В 1969 году
я участвовал в семинаре молодых английских дирижеров в Ливерпуле, а на
следующий год подал заявление на позицию второго дирижера в Шотландский
симфонический оркестр Би-Би-Си в Глазго. Очень смешная история, как я туда
попал. У меня есть близкий друг в Кембридже. Он играет на литаврах и незадолго
до этого получил работу в этом оркестре. Я позвонил ему, сказал, что выслал
резюме, не получил никакого ответа и поинтересовался, не может ли он навести
справки, в чем дело? Друг зашел в обеденное время в отдел кадров и подошел к
столу, где в трех папках лежали резюме. Папки были подписаны: “Да” – кандидаты,
которые будут прослушиваться с оркестром; “Нет” - те, которым не предоставят
этого права; “Возможно” – те, чьи дела еще не решены. Я был как раз в папке “Возможно”.
Мой друг вынул мое резюме из этой папки и переложил его в папку “Да”. Так что я
обязан ему своей карьерой.
Пост второго дирижера Шотландского симфонического оркестра Эндрю Дэвис занимал пять лет: с 1970 по 1975 годы. В 1975 году он становится главным дирижером Торонтского симфонического оркестра и тринадцать лет живет и работает в Канаде. Дэвис до сих пор поддерживает близкие отношения с оркестром, является дирижером-лауреатом. В 1988 году начинается новый этап в жизни маэстро: он принимает приглашение дирекции музыкального фестиваля в Глайндебурне и становится его новым музыкальным руководителем, а с 1989 года возглавляет Симфонический оркестр Би-Би-Си. В мае 1992 года Дэвис был награжден Орденом Британской империи и стал именоваться сэром Эндрю Дэвисом. В 2000 году маэстро стал музыкальным руководителем Лирик-оперы.
- Сэр Эндрю, вы помните ваш первый спектакль в Лирик-опере?
- Я начинал в Лирик-опере с опер Моцарта. 1987
год - “Женитьба Фигаро”, 1989 год – “Милосердие Тита”, 1991 год - опять “Фигаро”.
Когда в 1993 году мне предложили дирижировать оперой “Так поступают все”, я
согласился, но только с условием, что следующим спектаклем не будет опера
Моцарта. Мне пошли навстречу, и в 1994 году я дирижировал “Каприччио” Штрауса.
- Когда вам предложили стать музыкальным руководителем Лирик-оперы?
- В 1997 году моей жене позвонил ее старый приятель, тогдашний
артистический директор Лирик-оперы Мэттью Эпстайн и сказал: “Бруно Бартолетти (Многолетний музыкальный руководитель
Лирик-оперы. – Прим. автора.) недавно сообщил, что собирается уходить на
пенсию. Мы ищем нового руководителя. Как жаль, что Эндрю слишком занят, чтобы
рассмотреть наше предложение”. Жена ответила: “Откуда ты знаешь, ты ведь не
говорил с Эндрю?!” Эпстайн сказал: “Пока ничего не говори ему”. Конечно, выйдя
из-за стола, жена тут же бросилась звонить мне. Я жил тогда в Лондоне,
руководил Симфоническим оркестром Би-Би-Си и летним музыкальным фестивалем в
Глайндебурне, был счастлив работать с великолепным оркестром и дирижировать
операми на открытом воздухе на чудесном фестивале. Симфонический оркестр
Би-Би-Си – единственный оркестр в Лондоне, который не зависит от количества
проданных билетов. Оркестр финансируется Би-Би-Си, а эта радиостанция
существует, в основном, на правительственные фонды. С оркестром Би-Би- Си я мог
придумывать потрясающе интересные программы и строить новый репертуар. Но когда
я узнал об уходе Бартолетти, я подумал, что это прекрасный вариант для перемен.
Почему бы не попробовать? Через пару дней мне позвонил Билл Мэйсон. Он начал
разговор с тех же слов: “Бруно Бартолетти недавно сообщил, что собирается
уходить на пенсию”. Мэйсон предложил мне возглавить Лирик-оперу. Через две
недели театр определился с новым руководителем.
- Первой оперой стала
“Пиковая дама”...
- По первоначальному плану мы должны были
показать постановку русского режиссера Льва Додина 1998 года - совместную
продукцию нескольких театров, в том числе Парижской и Амстердамской опер. Я
полетел в Амстердам посмотреть спектакль. Засомневался, что постановку,
действие которой происходит в сумасшедшем доме, воспримут в Чикаго. После
спектакля вернулся в гостиницу, позвонил Биллу (Уильям
Мейсон - генеральный директор Лирик-оперы с 1997 до 2011 годов. - Прим. автора.)
и сказал, что эта постановка не для Чикаго. Мы показали в Лирик-опере
постановку Грэма Вика, сделанную им для Глайндборнского оперного фестиваля. Я
дирижировал этим спектаклем тогда, на фестивале... Для большой сцены
Лирик-оперы постановку пришлось немного переделать. В Чикаго спектакль прошел с
большим успехом. Вот только на премьере в первой сцене в начале второго акта
огромная лестница должна была медленно опускаться вниз. Она застряла на первом
же движении... Такие вещи случаются. Впервые я дирижировал оперой в
Глайндборне. Меня пригласил сэр Джон Притчард, тогдашний музыкальный
руководитель фестиваля. (Джон Притчард руководил
фестивалем с 1964 по 1977 годы. - Прим. автора.) Он
предложил мне быть его ассистентом и два раза продирижировать “Каприччио” Рихарда Штрауса. Я сказал ему, что у меня совсем
нет опыта оперного дирижирования. Он ответил: “В опере многое идет не так, как
в жизни. Это нормально. Когда вдруг все идет, как по маслу, в результате ничего
не получается”. (Сэр Эндрю мастерски копирует
своеобразную манеру разговора сэра Джона. - Прим. автора.)
Я люблю “Пиковую даму” и музыку Чайковского, считаю Патетическую симфонию одним
из самых выдающихся произведений, когда-либо созданных человечеством... Мне
понравилась новая постановка Ричарда Джонса. Многие поступки персонажей
вывернуты наизнанку, при этом мы хорошо понимаем психологию героев...
- Говорят, безумно трудно дирижировать операми
Стравинского. Вы называете его среди ваших любимых композиторов...
- Я обожаю музыку Стравинского и, в частности,
оперу “Похождения повесы”. Это последнее произведение, которое он сочинил в
стиле классицизма. В музыке “...повесы” легко обнаруживается влияние Моцарта.
Это - не музыкальная драма, хотя все компоненты налицо: арии, дуэты,
ансамбли... Стравинский заново осмысливает, “освежает” каноны того, как должно
выглядеть классическое произведение. На позднем этапе своей жизни он попал в
“объятия” Веберну. Например, первая часть его Септета начинается в русле
классической традиции, но потом выходит на другой уровень. У позднего
Стравинского есть сочинение “Canticum sacrum” (Священное
песнопение во имя святого Марка для тенора и баритона соло, хора и оркестра,
1955 год. - Прим. автора.), которым я никогда не дирижировал и мечтал бы сделать это. Он написал его
для исполнения в Соборе святого Марка в Венеции... Стравинский даже сегодня
удивляет звуком, его прозрачностью и многообразием. “Похождения повесы” -
замечательная опера во многих отношениях. Чудесная литературная основа. (Либретто
Уистена Одена и Честера Коллмена основано на сюжетах цикла “Похождения повесы”
английского художника Уильяма Хогарта. Стравинский увидел эти работы в
Художественном музее Чикаго в 1947 году. - Прим. автора.). Все партии
написаны превосходно (особенно выдающейся мне кажется партия аукционщика
Селлема), хоровые сцены впечатляют... Трудная музыка для оркестра - есть что
поиграть и валторнам, и тромбонам, и даже клавесину. Стравинский остроумно
использует возможности этого инструмента. Иногда клавесин “выпрыгивает” в
середине вокального номера, иногда им “ограничиваются” длинные музыкальные
моменты...
- Многие дирижеры работали по контракту с Лирик-оперой и Чикагским
симфоническим оркестром, но при этом никто из них не жил в Чикаго...
- Да, мой предшественник Бруно Бартолетти был
главным дирижером Лирик-оперы много лет, но так и не приобрел в Чикаго жилья.
Он жил в гостинице.
- В гостиницах жили и Георг Шолти, и Даниэль Баренбойм. Не обзавелся домом
и Риккардо Мути. Почему вы решили переехать из Англии в Чикаго?
- Чтобы по-настоящему работать в Лирик-опере. Не
летать туда и обратно, а именно жить в Чикаго и заниматься музыкальной частью,
дирижировать операми и создавать новый репертуар. Я знал, что здесь мне
предстоит серьезная работа, особенно с оркестром. Оркестр был хороший, но, мне
кажется, сейчас он стал намного лучше. Понимаю, что это звучит очень нескромно,
но все же... Я никого не уволил. Кто-то ушел сам, появилось несколько новых
имен, но костяк оркестра остался тем же...
- Многие дирижеры ведут себя с оркестрами как диктаторы. Как бы вы
определили ваш стиль дирижирования? Вы не похожи на диктатора.
- Нет, диктаторство - не мой стиль работы. Я
уважаю музыкантов, и они знают это. Конечно, дирижер - главный человек в
оркестре, и когда меня что-то не устраивает, я говорю об этом. Но мне хочется,
чтобы музыканты играли свободно, чтобы они чувствовали эмоции, вдохновение,
экспрессию, свободу. Я не приемлю крика, грубости... Райнер добивался
результатов другими средствами. Трудно сказать, что лучше, что хуже. И еще. Мне
кажется, оркестру полезно играть с разными дирижерами. Поэтому я приглашаю
хороших дирижеров со стороны.
- Что вы думаете о современных постановках классических опер?
- Я не люблю их. Мне не нравится европейский
“трэш”. Я не хочу видеть на сцене человека, сидящего на унитазе, или что-то
подобное. Я - традиционалист. Хотя я не против нетрадиционного подхода к
классическому наследию. Один из моих любимых современных спектаклей -
“Каприччио” Штрауса в постановке Джона Кокса. Режиссер так элегантно перенес
действие оперы из Франции времен второй половины XVIII века в двадцатые годы XX века,
что диалоги графини Мадлен с поэтом и композитором, их диалоги о музыке и
литературе выглядели абсолютно органично. И, подобно графине Мадлен, мне тоже
хотелось видеть на сцене союз музыки и поэзии. Я поддерживаю постановки,
которые разбивают традиционные рамки, но я бы не хотел делать это, например, с
“Женитьбой Фигаро”. Я помню телевизионную постановку Питера Селлерса оперы
Моцарта - Да Понте “Дон Жуан”, сделанную много лет назад. Режиссерские находки
мешали слушать оперу...
- Что вам нравится в Чикаго?
- Все, кроме погоды. Но после тринадцати лет
жизни в Торонто к такой погоде я уже привык. Я люблю Чикаго. Мне нравится
Нью-Йорк, но я точно знаю, что не хотел бы там жить, а Чикаго относится к числу
наиболее подходящих для жизни городов. Здесь великолепные театры, музеи,
рестораны, всегда происходит много интересного.
Пятница, 13 марта 2020 года стал самым “черным” днем для Лирик-оперы. Из-за пандемии коронавируса в тот день театр объявил об отмене новой постановки “Гибели богов” и тетралогии “Кольцо нибелунга” Р.Вагнера. Позднее были отменены все спектакли до конца сезона, и Лирик-опера закрылась. Я позвонил сэру Эндрю Дэвису, чтобы обсудить с ним последние новости. Он удивил меня сразу...
- В первый месяц после отмены “Кольца нибелунга” я
начал переводить “Энеиду” Вергилия с латинского на английский (белый стих).
Первый том закончил. Это только начало - впереди одиннадцать книг! Мой
пенсионный проект, но я решил начать его досрочно.
- Вы собираетесь публиковать ваши переводы?
- Наверно, нет. Впрочем, кто знает. Посмотрим...
В следующем сезоне сэр Эндрю Дэвис вернется в Лирик-оперу в качестве приглашенного дирижера.
- Я буду дирижировать одной из моих любимых опер - “Гензель и Гретель” Хумпердинка. Первый раз я дирижировал этой оперой в МЕТ. Я помню наш разговор с концертмейстером группы валторн во время репетиции секции медных духовых инструментов. Я сказал ему, что люблю эту оперу, а он ответил: “Хумпердинк - это Вагнер на прозаке”. А вот еще одна ремарка, уже из разговора с контрабасистом в Мельбурнском симфоническом оркестре. Я дирижировал там в ноябре прошлого года. Он сказал: “Музыка Хумпердинка похожа на музыку Вагнера, но написана приятным человеком”. Так что я жду встречи с музыкой, “написанной приятным человеком”...
Nota bene! Билеты на спектакли сезонов 2021-22 и 2022-23 годов - на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org или по телефону 312-827-5600. Адрес Лирик-оперы: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сэр Эндрю Дэвис и леди Роланди Дэвис. Фото
из пресс-службы Лирик-оперы
Фото 2. Эд, сэр Эндрю Дэвис и леди Роланди Дэвис.
Фото из пресс-службы Лирик-оперы
Фото 3. Сэр Эндрю Дэвис. Фото - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий