18 февр. 2025 г.

“О переселении душ.” На концерте Лондонского филармонического оркестра


Продолжаю делиться с вами своими европейскими впечатлениями. О насыщенной культурной жизни Лондона знают все. Больше двухсот пятидесяти театров, огромное количество музеев, богатые и разнообразные музыкальные события. В Лондоне находятся несколько оркестров мирового уровня: Лондонский симфонический оркестр (The London Symphony Orchestra, главный дирижер - сэр Антонио Паппано), Королевский филармонический оркестр (The Royal Philharmonic Orchestra, музыкальный руководитель - Василий Петренко), Лондонский оркестр Филармония (The Philharmonia Orchestra, главный дирижер - Сантту-Матиас Рували), Симфонический оркестр Би-Би-Си (BBC Symphony Orchestra, главный дирижер - Сакари Орамо). Мне удалось побывать на концерте еще одного симфонического коллектива столицы Туманного Альбиона - Лондонского филармонического оркестра (London Philharmonic Orchestra, далее - ЛФО) под управлением дирижера-лауреата Владимира Юровского. Как всегда у маэстро, концерт был тематическим. Он назывался “О переселении душ” (“On the Transmigration of Souls”). Прозвучали: “Месса во время войны” (“Paukenmesse”) Й.Гайдна, пьесы “Маленькая торжественная музыка” (“Petite musique solennelle”) Д.Куртага и “О переселении душ” Дж.Адамса. Лейтмотивом концерта стали актуальные сегодня темы войны, разрушения, смерти и ее преодоления.

“Месса во время войны”, или “Месса с литаврами” - духовное произведение Йозефа Гайдна для четырех солистов, смешанного хора и оркестра с литаврами. “Месса во время войны” - одна из четырнадцати Месс композитора и одна из немногих, написанных по вполне конкретному поводу. Гайдн сочинил Мессу в 1796 году, когда в Европе бушевала война и Австрия готовилась отразить вторжение армии Наполеона. Страна жила ожиданием войны, была объявлена всеобщая мобилизация, а правительство выпустило специальный указ, согласно которому “ни один австриец не должен говорить о мире, пока враг не будет отброшен к своим обычным границам”.


Рукопись с автографом Гайдна называется “Missa in tempore belli”. Гайдн был глубоко религиозным человеком, его музыка обращается не к конкретным людям, а к высшим силам. Именно им, по мысли композитора, суждено остановить кровопролитие.

Премьера Мессы состоялась на богослужении в Вене в церкви Марии Треу 26 декабря 1796 года. 29 сентября 1797 года Месса была исполнена в Айзенштадте, в семейной церкви князя Эстерхази Бергкирхе.

Литавры в “Мессе с литаврами” дают о себе знать с самого начала, нежно аккомпанируя духовым инструментам и хору, а всего несколько мгновений спустя переходя на фортиссимо (концертмейстер секции литавр - Саймон Каррингтон). Маэстро Юровский не педалировал акценты, добиваясь абсолютной гармонии. ЛФО - коллектив молодой. Процесс омоложения начался еще два десятилетия назад, в бытность дирижера руководителем оркестра (об этом - ниже). Музыканты играют с удовольствием, с огоньком, ни на секунду не отвлекаясь от дирижерской палочки. Видно, что маэстро пользуется у них непререкаемым авторитетом. Под стать оркестру  - сильный интернациональный состав солистов: сопрано из Ирландии Анна Девин, меццо-сопрано из Польши Ханна Хипп, тенор из Великобритании Руперт Чарльсворт, бас из Канады Тревор Элиот Боус.

13-15 марта “Месса во время войны” прозвучит в Чикагском симфоническом центре. Чикагским симфоническим оркестром дирижирует Манфред Хенек. Будет очень интересно сравнить трактовку двух дирижеров и двух оркестров!


От XIX к XXI веку, к шестиминутной пьесе венгерского композитора Дьердя Куртага. Девяностовосьмилетний Куртаг - музыкальный классик XX века. Он родился в 1926 году в еврейской семье в румынском городке Банате. В девятнадцать лет переехал в Будапешт, где в 1948 году получил венгерское гражданство. После Будапештской музыкальной академии жил в Париже, учился у О.Мессиана и Д.Мийо. Его жена - пианистка Марта Куртаг (1927-2019). Они выступали вместе на протяжении почти полувека. В разные годы Куртаг работал в Будапеште, Берлине, Вене. Среди его учеников - замечательный пианист Андраш Шифф.

В Чикаго редко услышишь музыку Куртага. Последний раз это было в 2019 году на Музыкальном фестивале Равиния. В исполнении камерного оркестра “Рыцари” (“The Knights”) под управлением Эрика Джейкобсена прозвучала пьеса Куртага “Signs, Games and Messages”.


Пьесу “Маленькая торжественная музыка” Куртаг сочинил в 2015 году по заказу Люцернского фестиваля в честь девяностолетия со дня рождения французского композитора и дирижера Пьера Булеза. Произведение трогает не только торжественностью, но и грустью, ощущением неминуемой скорой утраты. Куртаг в свои восемьдесят девять поздравляет Булеза с девяностолетием и... заглядывает в вечность. Спустя год Булез умер, Куртагу сейчас девяносто восемь. Оба композитора прожили долгую, насыщенную событиями и очень продуктивную жизнь. Название “Маленькая торжественная музыка” - отсылка к “Маленькой торжественной мессе” Россини. В этой сдержанной на чувства, мощной маленькой пьесе присутствуют литургические нотки, напоминающие “Симфонии духовых инструментов” Стравинского, сочиненные в память о Дебюсси, и “Ритуал памяти Бруно Мадерны” того же Булеза. Стиль и мышление Куртага сравнивают со стилем и мышлением Сэмюэля Беккета, чья одноактная пьеса “Конец игры” легла в основу единственной оперы Куртага “Fin de partie” (2018 год). Премьера оперы состоялась в Ла Скала в 2016 году, осенью прошлого года в новой постановке Хелберта Фритша она шла в Венской опере. Пьесы Беккета описывали как беспросветно трагические, но Беккет настаивал на том, что желание творить противоречит отчаянию. В музыке Куртага, как и в текстах Беккета, есть отчаяние, но есть и надежда. “Маленькая торжественная музыка” Куртага задает вопросы и оставляет нам, слушателям, пищу для размышлений.

Война, сопротивление оккупантам, близкое дыхание смерти... - все эти темы были актуальны во времена Гайдна двести лет назад и, к сожалению, остаются актуальными сегодня. Об этом - третье произведение вечера, пьеса “О переселении душ” для оркестра, хора, детского хора и заранее записанной кассеты (так написано в партитуре) американского композитора Джона Адамса. Произведение написано по следам самого страшного теракта в истории, случившегося в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. В исполнении участвовал Лондонский филармонический хор (London Philharmonic Choir, художественный руководитель - Невилл Грид) и Молодежный хор Тиффин (Tiffin Youth Choir, директор - Джеймс Дей).

Пьеса Адамса начинается тихо, с мирных звуков шагов на тротуаре, грохота грузовика, далекой сирены. Музыки пока нет, мы слышим звуки кассеты. Вскоре начинают звучать имена жертв, голос снова и снова повторяет фразу “пропал без вести”. Джон Адамс говорил: “При описании произведения я хочу избегать таких слов, как “реквием” или “мемориал”. Я бы, вероятно, назвал сочинение “пространством памяти”. Это место, где можно побыть наедине со своими мыслями и эмоциями”.

Итак, мы в мемориальной часовне внутри собора, в “пространстве памяти”. Адамс собрал свой текст из маленьких фрагментов, скромных осколков, собранных на обломках трагедии. Многие из слов были взяты непосредственно из плакатов о пропавших без вести - душераздирающих самодельных листовок, расклеенных по Нижнему Манхэттену в дни после нападения, в которых члены семьи перечисляли опознавательные характеристики пропавших без вести людей: “Рост: 5 футов 11. Цвет глаз: карий. Цвет волос: коричневый. Пожалуйста, позвоните”, “Маленькая родинка на левой щеке”, “Мы любим тебя, Луи. Возвращайся домой”. Другие тексты взяты из некрологов жертв, опубликованных в The New York Times. Еще одна фраза исходит непосредственно от одной из жертв, стюардессы American Airlines на одном из угнанных самолетов: “Я вижу воду и здания...”. Адамс изобретательно использует оркестр и заранее записанный звук, чтобы сформировать захватывающий ландшафт воспоминаний, который тем не менее оставляет достаточно места для размышлений об утрате и, возможно, личных воспоминаний композитора. Торжественность музыки проистекает прежде всего из ее гармонии и слаженных оркестровых аккордов. И снова - как и в музыке Гайдна и Куртага - отчаяние уступает место надежде и вере в торжество добра. Назову выразительные соло трубы (концертмейстер - Пол Бенистон), флейты (концертмейстер - Джульетт Босор), виолончели (концертмейстер - Кристина Блаумане) и скрипки (концертмейстер - Питер Шеман).

Премьера пьесы Адамса состоялась в Нью-Йорке 19 сентября 2002 года в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра. Пьеса была удостоена Пулитцеровской премии 2003 года в области музыки. В 2005 году премьерная запись (Нью-Йоркский филармонический оркестр и хор под управлением Лорина Маазеля, Бруклинский молодежный хор) получила три премии “Грэмми” за лучшие классический альбом, оркестровое исполнение и современную композицию.

По словам Адамса, “переселение означает “перемещение из одного места в другое” или “переход из одного состояния бытия в другое”. В данном случае я имел в виду перемещение души из одного состояния в другое - не только переход от живого к мертвому, но и изменение, происходящее в душах тех, кто остается, из тех, кто страдает от боли и потерь, а затем сам уходит от этого опыта”.

Пьеса оставила сильное эмоциональное ощущение еще и потому, что концерт состоялся 18 января, накануне перемирия в Газе, когда все мы замерли в ожидании возвращения на свободу оставшихся заложников ХАМАСа. В очередной раз искусство - в данном случае, музыка - оказалась провозвестницей не только ужасных, но и хороших новостей.

ЛФО был создан в 1932 году британским дирижером и импресарио сэром Томасом Бичемом (1879-1961). Уже самый первый концерт под его управлением в лондонском Квинс-холле 7 октября 1932 года прошел с огромным успехом. В ноябре 1932 года в концерте оркестра солировал шестнадцатилетний Иегуди Менухин. С первых лет своего существования оркестр активно гастролирует по Великобритании и Европе. С 1964 года оркестр является резидентом Глайндборнского оперного фестиваля. В разные годы оркестр возглавляли такие выдающиеся дирижеры, как сэр Адриан Боулт (1950-1957), Бернард Хайтинк (главный дирижер с 1967 до 1979 года, президент - с 1990 года), сэр Георг Шолти (1979-1983), Франц Вельзер-Мест (1990-1996), Курт Мазур (2000-2007). С 2007 по 2021 год главным дирижером оркестра был Владимир Юровский. С 2021 года он стал дирижером-лауреатом. В августе 2021 года, на своем последнем официальном концерте в качестве главного дирижера, маэстро получил золотую медаль Королевского филармонического общества - одну из высших международных наград в области музыки. С 2017 года Юровский - главный дирижер и музыкальный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио (контракт продлен до августа 2027 года), с 2021 года - музыкальный руководитель Баварской оперы. В феврале 2024 года британский король Карл III присвоил ему почетное звание кавалера Высшего ордена Британской империи (KBE).

Маэстро Юровский регулярно возвращается в родной коллектив. Так, в апреле 2024 года он дирижировал полуконцертным исполнением оперы “Гибель богов” Р.Вагнера, ставшим ярким финалом тетралогии “Кольцо нибелунга”.

В отличие от Чикагского симфонического центра в Лондоне программы исполняются всего один раз. Неудивительно, что зал был полон. В планах у маэстро Юровского на этот сезон - еще два концерта в Лондоне, выступление в Сафрон-Уолдене (город в сорока трех милях от Лондона) и гастроли с оркестром по Испании (Валенсия, Мадрид). Лондонские концерты пропустить просто невозможно. В программе 2 апреля - фрагменты из оперы “Семен Котко” С.Прокофьева, цикл “Песни и пляски смерти” М.Мусоргского (аранжировка Э.Денисова, солист - бас Мэтью Роуз), Третья симфония украинского композитора Бориса Лятошинского (1895-1968), в партитуре которой есть слова “Мир победит войну”. В программе 5 апреля - увертюра “Кориолан” Л.ван Бетховена, Скрипичный концерт Р.Шумана (солистка - Вилд Франг), Девятая (“Большая”) симфония Ф.Шуберта.

С 2021 года тринадцатым главным дирижером ЛФО является Эдвард Гарднер, главным приглашенным дирижером - Карина Канеллакис.

Домом оркестра является огромный Королевский фестивальный зал (Southbank Centres Royal Festival Hall) на две тысячи семьсот мест. Как и в Чикагском симфоническом центре, перед концертами в лондонском зале проходят лекции об исполняемых произведениях. Перед концертом “О переселении душ” была лекция писателя-резидента Royal Festival Hall Джереми Айхлера, а после концерта он подписывал всем желающим свою новую книгу “Times Echo: Music, Memory, and the Second World War” (Faber, 2023). Но нам было не до него, мы зашли за кулисы к Владимиру Юровскому, поздравили маэстро с прекрасным концертом и пригласили в Чикаго. Судя по его ответу, такая встреча не за горами.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Лондонского филармонического оркестра - на сайте lpo.org.uk/. Там же вы найдете подробную информацию об истории создания и сегодняшнем дне оркестра.

Фотографии к статье:

Фото 1-2. Владимир Юровский дирижирует ЛФО. Фотографии - LPO

Фото 3-4. Владимир Юровский дирижирует ЛФО. Фотографии - Дрю Келли

Комментариев нет: