В марте компания The Art Seen Films (директор - Эдди Аронофф) представляет в большом Чикаго видеоверсии двух спектаклей: 2 марта в 2.00 pm в серии “World Ballet on Screen” - “Дездемона” (“Desdemona”) Каунасского музыкального театра (Литва), 23 марта в 2.00 pm в серии “Theatre on Screen” - “Все тут” (“Everyone Is Here”) в постановке Дмитрия Крымова. О спектакле и режиссере - в следующий раз. Сегодня - о невербальном театре и его ярких представителях.
“Дездемона” Каунасского музыкального театра. Балет в двух актах на музыку Анатолия Шендерова. Режиссер и хореограф - Анжелика Холина. Музыкальный руководитель и главный дирижер - Рикардас Сумила. Художник - Мариуш Ясовскис. Симфонический оркестр Каунасского музыкального театра. Дирижер - Юлиус Генюшас. В ролях: Дездемона - Нора Страукайте, Отелло - Йонас Лаусиюш, Яго - Валериус Осадченко, Кассио - Ауримас Тискевичюс, Бианка - Сандра Лавреновайте, Эмилия - Стефания Носовайте, Брабанцио - Роман Завгородний. Ударник - Аркадиюш Готесманас. Соло на скрипке - Повилас Григас. Соло на виолончели - Томас Сатас. Соло на виолончели в эпилоге - Давид Герингас. Продолжительность спектакля - 1 час 35 минут.
В основе либретто спектакля - трагедия Шекспира “Отелло”, история о ревности и двуличности людей. Благодаря вечно актуальным темам шекспировский текст сохраняет свою актуальность и сегодня, получая на драматических сценах множество различных интерпретаций. Между тем в хореографии эта тема получила гораздо меньшее распространение. В этом контексте интересен взгляд Анжелики Холиной. В центре сюжета - женский персонаж: самоотверженная, дерзкая и свободная Дездемона. Под стать главной героине и хореография спектакля - яркая, необычная, живая. Спектакль смотрится на одном дыхании. Мы становимся свидетелями конфликта двух совершенно разных персонажей: Отелло и Яго. Мавританский полководец Отелло женат на Дездемоне. Яго - знаменосец армии Отелло - движимый желанием мести, злонамеренно разжигает ревность полководца, утверждая, что Дездемона изменяет ему с другом Кассио. Воспламененное ревностью воображение Отелло рисует картину измены жены, и, охваченный слепой яростью, он убивает несчастную Дездемону.
“Дездемона” - одна из недавних работ литовского режиссера и хореографа
Анжелики Холиной. Она давно работает в жанре пластического театра. Доцент
Литовской академии музыки и театра в Вильнюсе. В 2000 году основала Театр
танца, который с мюзиклом “Легенда о любви Барбары Радвилайте и Сигизмунда
Августа” в 2018 году гастролировал в Чикаго. Холина знакома нам по спектаклям в
Московском театре имени Вахтангова и совместным работам с Римасом Туминасом.
Какое-то время в репертуаре Вахтанговского спектакля шли четыре спектакля
Холиной: “Берег женщин” (2008), “Анна Каренина” (2012), “Отелло” (2013) и
“Мужчины и женщины, или Сценарии, по которым живут люди” (2015). Как
режиссер-хореограф принимала участие в создании вахтанговских спектаклей
Туминаса “Евгений Онегин“ (2013), “Минетти“ (2015), “Царь Эдип“ (2016),
работала с Туминасом над спектаклем “Катерина Измайлова“ (2016) в Большом
театре.
Видеоверсия “Анны Карениной” демонстрировалась во втором сезоне (2016-17 годов) проекта Stage Russia. Перед американской премьерой видеоверсии мне удалось пообщаться с Анжеликой Холиной. Вот фрагмент нашей беседы.
- Как рождается хореография? Приходя на сцену, у вас в голове уже есть
какие-то движения или вы идете методом проб и ошибок, работая на сцене с
исполнителями?
- По-разному. Я никогда не готовлюсь к репетициям, но знаю, о чем хочу
поговорить в сцене, которую мы должны репетировать. Когда я беру конкретный
материал, я стараюсь раскрыть автора, а не себя, пытаюсь донести его взгляды и
идеи.
- От замысла до воплощения - дистанция какого размера? Первые наброски
сильно отличаются от окончательного варианта?
- Я все делаю сразу, без экспериментов. Актерам нужно очень точно и хорошо
показать. Если буду менять, искать, то они растеряются и вообще не зафиксируют
комбинации. Я знаю эту специфику и поэтому ставлю сразу. И сама я не люблю
долгих поисков. Ты должен очень хорошо знать, чего хочешь. Я всегда это знаю.
- Хореография имеет границы? Все ли произведения можно поставить этим
языком?
- Нет, мне кажется, все поставить этим языком нельзя. Не все произведения
поддаются именно этому жанру. Сложно прыгать через время. История должна быть
рассказана, как сказка: “жили-были“, “произошло это“, “случилось то“...
К теме шекспировской трагедии Холина обращалась в 2013 году. О своей идее “Отелло” она говорила так: “В театре мне хочется говорить о любви и судьбах людей, поэтому я выбрала “Отелло” - великое произведение Шекспира, где он изобразил страшную, поистине потрясающую трагедию человека, который убил самое дорогое ему существо и лишил свою жизнь всякого смысла”.
Каунасская “Дездемона” во многом отличается от первой постановки Литовского
национального театра оперы и балета 2005 года. Иная версия партитуры, по словам
хореографа, теснее связана с сюжетом трагедии Шекспира. Артисты балетной труппы
танцуют несколько ролей, создавая тем самым не только эффект массовости, но и
придавая смысл драматизму преображения персонажей.
В спектакле звучит музыка одного из самых известных композиторов Литвы
Анатолия Шендерова (1945-2019). В его активе - вокальные и симфонические
произведения, балеты и камерная музыка. Одна из последних работ композитора -
музыка к спектаклю “Гетто” Гинтараса Варнаса, созданного по пьесе Дж.Соболя.
Постановка была приурочена к столетию государственности Литвы и семидесятилетию
годовщины ликвидации Вильнюсского гетто. Сочинения Шендерова звучали на
фестивалях современной музыки в Литве, Чехии, Дании, Великобритании, Израиле,
Японии, США, Польше, Люксембурге, Венгрии, Германии. Шендеров - лауреат
Литовской Национальной премии в области культуры и искусства, кавалер Почетного
ордена Гедиминаса. Балет “Дездемона” был признан в Литве лучшим музыкальным
произведением 2005 года. Из размышлений Анатолия Шендерова о балете: “Музыка “Дездемоны”
вдохновлена, с одной стороны, страстями шекспировской драмы, необыкновенной
любовью и самопожертвованием, с другой - неоправданным упором на свои амбиции.
Сочиняя музыку для балета, я всегда придерживаюсь точки зрения, что балет - это
не действие, а впечатление, вызванное действием. Этим все сказано. В моей
балетной музыке есть любовь, страсть, ревность, обман... Я не следовал сюжетной
линии, а писал симфоническую музыку. Она навеяна теми или иными чувствами,
связанными с событиями на сцене, характерами персонажей, существующими в моем
воображении. Я давно “построил”, “станцевал”, создал “сценографию” для своего
воображаемого балета... Нет балетной музыки - есть хорошая и плохая музыка. В
своей работе я не ставлю перед собой цели создать то, чего еще не существовало.
Кто-то сказал: “Не ищите нового, ищите вечное”.
В спектакле занята ударная группа, в которую входит известный джазовый
ударник Аркадиюш Готесманас, который участвовал в первой постановке балета.
Каунасский музыкальный театр был построен в 1892 году. Нынешний вид театр приобрел в независимой Литве, получив статус государственного. В репертуаре театра - оперы, балеты, мюзиклы, спектакли для детей. Подробности и билеты - на сайте www.muzikinisteatras.lt/.
Nota bene! В большом Чикаго спектакль “Дездемона” Каунасского музыкального театра демонстрируется 2 марта в 2.00 pm в Wilmette Theatre (1122 Central Ave, Wilmette, IL 60091). Билеты -
на сайте
ticketing.useast.veezi.com/purchase/20498?siteToken=eym1b8zj89qyb17se01zmgtfww.
Фотографии к статье:
Фото 1-4. Сцены из спектакля “Дездемона”. Фото - Дмитрий Матвеев
Комментариев нет:
Отправить комментарий