22 февр. 2025 г.

“Дездемона” на большом экранею Спектакль Каунасского музыкального театра


В марте компания The Art Seen Films (директор - Эдди Аронофф) представляет в большом Чикаго видеоверсии двух спектаклей: 2 марта в 2.00 pm в серии “World Ballet on Screen” - “Дездемона” (“Desdemona”) Каунасского музыкального театра (Литва), 23 марта в 2.00 pm в серии “Theatre on Screen” - “Все тут” (“Everyone Is Here”) в постановке Дмитрия Крымова. О спектакле и режиссере - в следующий раз. Сегодня - о невербальном театре и его ярких представителях. 

Дездемона” Каунасского музыкального театра. Балет в двух актах на музыку Анатолия Шендерова. Режиссер и хореограф - Анжелика Холина. Музыкальный руководитель и главный дирижер - Рикардас Сумила. Художник - Мариуш Ясовскис. Симфонический оркестр Каунасского музыкального театра. Дирижер - Юлиус Генюшас. В ролях: Дездемона - Нора Страукайте, Отелло - Йонас Лаусиюш, Яго - Валериус Осадченко, Кассио - Ауримас Тискевичюс, Бианка - Сандра Лавреновайте, Эмилия - Стефания Носовайте, Брабанцио - Роман Завгородний. Ударник - Аркадиюш Готесманас. Соло на скрипке - Повилас Григас. Соло на виолончели - Томас Сатас. Соло на виолончели в эпилоге - Давид Герингас. Продолжительность спектакля - 1 час 35 минут.


В основе либретто спектакля - трагедия Шекспира “Отелло”, история о ревности и двуличности людей. Благодаря вечно актуальным темам шекспировский текст сохраняет свою актуальность и сегодня, получая на драматических сценах множество различных интерпретаций. Между тем в хореографии эта тема получила гораздо меньшее распространение. В этом контексте интересен взгляд Анжелики Холиной. В центре сюжета - женский персонаж: самоотверженная, дерзкая и свободная Дездемона. Под стать главной героине и хореография спектакля - яркая, необычная, живая. Спектакль смотрится на одном дыхании. Мы становимся свидетелями конфликта двух совершенно разных персонажей: Отелло и Яго. Мавританский полководец Отелло женат на Дездемоне. Яго - знаменосец армии Отелло - движимый желанием мести, злонамеренно разжигает ревность полководца, утверждая, что Дездемона изменяет ему с другом Кассио. Воспламененное ревностью воображение Отелло рисует картину измены жены, и, охваченный слепой яростью, он убивает несчастную Дездемону.

“Дездемона” - одна из недавних работ литовского режиссера и хореографа Анжелики Холиной. Она давно работает в жанре пластического театра. Доцент Литовской академии музыки и театра в Вильнюсе. В 2000 году основала Театр танца, который с мюзиклом “Легенда о любви Барбары Радвилайте и Сигизмунда Августа” в 2018 году гастролировал в Чикаго. Холина знакома нам по спектаклям в Московском театре имени Вахтангова и совместным работам с Римасом Туминасом. Какое-то время в репертуаре Вахтанговского спектакля шли четыре спектакля Холиной: “Берег женщин” (2008), “Анна Каренина” (2012), “Отелло” (2013) и “Мужчины и женщины, или Сценарии, по которым живут люди” (2015). Как режиссер-хореограф принимала участие в создании вахтанговских спектаклей Туминаса “Евгений Онегин“ (2013), “Минетти“ (2015), “Царь Эдип“ (2016), работала с Туминасом над спектаклем “Катерина Измайлова“ (2016) в Большом театре.


Видеоверсия “Анны Карениной” демонстрировалась во втором сезоне (2016-17 годов) проекта Stage Russia. Перед американской премьерой видеоверсии мне удалось пообщаться с Анжеликой Холиной. Вот фрагмент нашей беседы.

- Как рождается хореография? Приходя на сцену, у вас в голове уже есть какие-то движения или вы идете методом проб и ошибок, работая на сцене с исполнителями?

- По-разному. Я никогда не готовлюсь к репетициям, но знаю, о чем хочу поговорить в сцене, которую мы должны репетировать. Когда я беру конкретный материал, я стараюсь раскрыть автора, а не себя, пытаюсь донести его взгляды и идеи.

- От замысла до воплощения - дистанция какого размера? Первые наброски сильно отличаются от окончательного варианта?

- Я все делаю сразу, без экспериментов. Актерам нужно очень точно и хорошо показать. Если буду менять, искать, то они растеряются и вообще не зафиксируют комбинации. Я знаю эту специфику и поэтому ставлю сразу. И сама я не люблю долгих поисков. Ты должен очень хорошо знать, чего хочешь. Я всегда это знаю.

- Хореография имеет границы? Все ли произведения можно поставить этим языком?

- Нет, мне кажется, все поставить этим языком нельзя. Не все произведения поддаются именно этому жанру. Сложно прыгать через время. История должна быть рассказана, как сказка: “жили-были“, “произошло это“, “случилось то“...


К теме шекспировской трагедии Холина обращалась в 2013 году. О своей идее “Отелло” она говорила так: “В театре мне хочется говорить о любви и судьбах людей, поэтому я выбрала “Отелло” - великое произведение Шекспира, где он изобразил страшную, поистине потрясающую трагедию человека, который убил самое дорогое ему существо и лишил свою жизнь всякого смысла”.

Каунасская “Дездемона” во многом отличается от первой постановки Литовского национального театра оперы и балета 2005 года. Иная версия партитуры, по словам хореографа, теснее связана с сюжетом трагедии Шекспира. Артисты балетной труппы танцуют несколько ролей, создавая тем самым не только эффект массовости, но и придавая смысл драматизму преображения персонажей.

В спектакле звучит музыка одного из самых известных композиторов Литвы Анатолия Шендерова (1945-2019). В его активе - вокальные и симфонические произведения, балеты и камерная музыка. Одна из последних работ композитора - музыка к спектаклю “Гетто” Гинтараса Варнаса, созданного по пьесе Дж.Соболя. Постановка была приурочена к столетию государственности Литвы и семидесятилетию годовщины ликвидации Вильнюсского гетто. Сочинения Шендерова звучали на фестивалях современной музыки в Литве, Чехии, Дании, Великобритании, Израиле, Японии, США, Польше, Люксембурге, Венгрии, Германии. Шендеров - лауреат Литовской Национальной премии в области культуры и искусства, кавалер Почетного ордена Гедиминаса. Балет “Дездемона” был признан в Литве лучшим музыкальным произведением 2005 года. Из размышлений Анатолия Шендерова о балете: “Музыка “Дездемоны” вдохновлена, с одной стороны, страстями шекспировской драмы, необыкновенной любовью и самопожертвованием, с другой - неоправданным упором на свои амбиции. Сочиняя музыку для балета, я всегда придерживаюсь точки зрения, что балет - это не действие, а впечатление, вызванное действием. Этим все сказано. В моей балетной музыке есть любовь, страсть, ревность, обман... Я не следовал сюжетной линии, а писал симфоническую музыку. Она навеяна теми или иными чувствами, связанными с событиями на сцене, характерами персонажей, существующими в моем воображении. Я давно “построил”, “станцевал”, создал “сценографию” для своего воображаемого балета... Нет балетной музыки - есть хорошая и плохая музыка. В своей работе я не ставлю перед собой цели создать то, чего еще не существовало. Кто-то сказал: “Не ищите нового, ищите вечное”.

В спектакле занята ударная группа, в которую входит известный джазовый ударник Аркадиюш Готесманас, который участвовал в первой постановке балета.

Каунасский музыкальный театр был построен в 1892 году. Нынешний вид театр приобрел в независимой Литве, получив статус государственного. В репертуаре театра - оперы, балеты, мюзиклы, спектакли для детей. Подробности и билеты - на сайте www.muzikinisteatras.lt/.

Nota bene! В большом Чикаго спектакль “Дездемона” Каунасского музыкального театра демонстрируется 2 марта в 2.00 pm в Wilmette Theatre (1122 Central Ave, Wilmette, IL 60091). Билеты - на сайте

ticketing.useast.veezi.com/purchase/20498?siteToken=eym1b8zj89qyb17se01zmgtfww.

Фотографии к статье:

Фото 1-4. Сцены из спектакля “Дездемона”. Фото - Дмитрий Матвеев

Комментариев нет: