Пятьдесят второй (2025-26 годов) сезон Чикагского оперного театра (далее - ЧОТ) продолжается. 3 декабря в театре состоится чикагская премьера оперы “Фальстаф. Три шутки” (“Falstaff, ossia Le tre burle”) Антонио Сальери по либретто Карло Просперо Дефранчески, созданному по мотивам пьесы “Виндзорские насмешницы” У.Шекспира. Дирижер - Кристина Брандес (дебют в театре). Режиссер - Робин Гурино (дебют в театре). В главных партиях: Кристиан Перселл (Фальстаф), Ванесса Бесерра (миссис Форд) - осенью 2024 года певица исполнила партию Леоноры в одноименной опере Фердинандо Паэра, Эндрю Морстайн (мистер Форд), Цитл Стайнман (миссис Слендер), недавний выпускник Центра Райена при Лирик-опере Лауреано Куант (мистер Слендер), Дени Велез (Бетти). Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Пьесу “Виндзорские насмешницы” Уильям Шекспир сочинил по необычному заказу от королевы Елизаветы. Великому драматургу было предложено сочинить новые приключения Джона Фальстафа. Этот толстый рыцарь - гуляка и балагур - впервые появился в исторической хронике Шекспира “Генрих IV” и сразу приобрел огромную популярность. Шумных зрителей, толпой стоявших у сцены театра “Глобус”, не так просто было утихомирить во время спектакля, но, по свидетельству современника, “Фальстаф заставлял толпу надолго прекращать щелкать орехи”. Исследователь творчества Шекспира Александр Аникст пишет, что королева соизволила посмотреть забавные приключения сэра Джона Фальстафа: “Реакция королевы была несколько неожиданной. Предание об этом сохранилось в театральной среде и было сообщено много десятилетий спустя, но оно вполне достоверно. Елизавета уже была одной ногой в могиле, а у нее на уме все были амуры, что подтверждается покровительством, которое она оказывала Эссексу. Королева выразила желание увидеть Фальстафа влюбленным. Идея показалась ей очень забавной. Но едва ли смеялся Шекспир, когда ему это было сказано. Его Фальстаф, как известно, давно перезрел для любви. Пушкин писал: “Разбирая характер Фальстафа, мы видим, что главная черта его есть сластолюбие; смолоду, вероятно, грубое дешевое волокитство было первою для него заботою, но ему уже за пятьдесят, он растолстел, одрях; обжорство и вино приметно взяли верх над Венерою”. Тем не менее слово королевы - закон, и Шекспир написал пьесу о влюбленном Фальстафе, назвав ее “Виндзорские насмешницы”. После серьезных исторических хроник Шекспир написал настоящую комедию dell'arte, и разыгрывать ее положено по всем законам жанра: весело, свежо, озорно. Именно так написал либретто Дефранчески и сочинил музыку Сальери.
“Фальстаф. Три шутки” - итальянская опера-буфф во всей красе. Мы увидим комические переодевания героев, остроумные повороты сюжета, неожиданную развязку; мы услышим блистательные мелодии одного из лучших композиторов XVIII-XIX веков. Премьера оперы состоялась 3 января 1799 года в Вене. В начале XIX века опера с успехом шла в Европе, но вскоре была забыта, как и все творчество Сальери. Композитор он был невероятно плодовитый. Сорок три оперы, тринадцать кантат, пять ораторий, шесть месс, пять инструментальных концертов, Реквием... - где вся эта музыка, куда она делась? Возможно, виной тому оказались слухи о том, что, ослепленный завистью, Сальери убил Моцарта. Об этом нам рассказал Пушкин в “маленькой трагедии” “Моцарт и Сальери”. Биографы Моцарта давно усомнились в достоверности этой истории. Существует масса документов, свидетельствующих о том, что Сальери был непричастен к смерти Вольфганга Амадея, однако “красивая” версия убийства продолжает привлекать внимание художников. В эти дни чикагский Steppenwolf Theatre показывает спектакль “Амадей” (“Amadeus”) по пьесе Питера Шеффера. Идя по пушкинским стопам, британский драматург подает этот сюжет, как историю убийства гения посредственностью. Только если у Пушкина Сальери подсыпает яд в бокал шампанского и Моцарт умирает быстро, то английский драматург показывает медленное и мучительное убийство гения...
Между тем Антони Сальери прожил благополучную жизнь. Тридцать шесть лет он
занимал пост придворного капельмейстера в Вене, был непререкаемым авторитетом у
композиторов той эпохи. Он умер в 1825
году на семьдесят пятом году жизни. Чикагская премьера оперы “Фальстаф. Три
шутки” приурочена к
двухсотлетию со дня смерти композитора.
Драматург Карло Просперо Дефранчески стал первым, кого заинтересовал шекспировский сюжет и кто адаптировал пьесу “Виндзорские насмешницы” в либретто оперы. После него в XIX и XX веках таких драматургов и композиторов было огромное множество. Вот лишь несколько имен композиторов: Г.Перселл, Дж.Россини, О.Николаи, Г.Берлиоз, Ш.Гуно, Б.Бриттен, С.Барбер, М.Кастельнуово-Тедеско, Т.Адес. Произведения великого Барда продолжают оставаться источником вдохновения и сегодня. Что касается “Виндзорских насмешниц”, то можно вспомнить три оперные адаптации: “Виндзорские проказницы” итальянского композитора Отто Николаи (премьера - 9 марта 1849 года), “Влюбленный сэр Джон” британца Ральфа Воана-Уильямса (премьера - 1929 год) и “Фальстаф” - последний шедевр Джузеппе Верди (премьера - 9 февраля 1893 года).
18 января 2026 года в 3.00 pm состоится концерт “Discovery Concert: In America’s Embrace”, посвященный 250-летию со дня образования США. Партия фортепиано (она же - музыкальный руководитель концерта) - Лори Роджерс (дебют в театре). В концерте прозвучат арии и музыкальные фрагменты из опер композиторов, эмигрировавших в США. Среди них - И.Берлин, И.Стравинский, Э.В.Корнгольд, П.Хиндемит, Б.Мартину, А.Пьяццолла, Б.Шенг, Т.Леон, М.Кастельнуово-Тедеско. Среди композиторов, оказавшихся в США, был и Курт Вайль (1900-1950), автор оперы “Серебряное озеро”. Эта опера впервые в Чикаго прозвучит 4-8 марта. Но об этом я расскажу уже в следующем году.
Nota bene! Спектакль “Фальстаф. Три шутки” А.Сальери пройдет 3 декабря в 7.30 pm; 6 и 7 декабря в 3.00 pm в помещении The Studebaker Theater (410 S. Michigan Ave. Fine Arts Building, Chicago, IL 60605). Билеты на этот и другие спектакли Чикагского оперного театра - по телефону 312-704-8414 или на сайте chicagooperatheater.org/. Там же вы найдете информацию об истории и сегодняшнем дне театра.
Фотографии к статье:
Фото 1. Плакат к спектаклю “Фальстаф...”
Фото 2. Кристиан Перселл
Фото 3. Ванесса Бесерра
(Все фотографии - ЧОТ)



Комментариев нет:
Отправить комментарий