29 нояб. 2025 г.

“Валькирия” в Опере Бастилия. Версия Каликсто Бийето


В ноябре 2026 года музыкальный мир отметит стопятидесятилетие со дня премьеры тетралогии “Кольцо нибелунга” Рихарда Вагнера. Опера Бастилия (LOpéra Bastille) начала готовиться к этому событию в прошлом сезоне, когда испанскому дирижеру Пабло Херас-Касадо и каталонскому режиссеру Каликсто Бийето было предложено создать новую версию “Кольца...”. (Прошлая постановка вышла в 2010 году, режиссер - Гюнтер Кремер, дирижер - Филипп Джордан.) В январе 2025 года состоялась премьера “Золота Рейна”, 11 ноября - премьера “Валькирии”, на 17 января 2026 года намечена премьера новой постановки “Зигфрида”. В сезоне 2026-27 годов тандем Херас-Касадо Бийето представит “Гибель богов”, а в ноябре 2026 года - аккурат к юбилею - пройдет фестиваль “Кольца нибелунга” и будут показаны все части целиком. В юбилейный для “Кольца нибелунга” год Париж впереди планеты всей.

Мои парижские каникулы совпали с премьерными показами “Валькирии”, и, конечно, я не упустил возможности побывать на спектакле.


“Валькирия” (“
Die Walküre”) - вторая часть фэнтези Вагнера, или, как писал композитор, первый день музыкального представления. Опера, как и вся тетралогия, основана на скандинавской и немецкой мифологиях. Как у всякой мифологии, в опере есть свой Бог (верховный бог Вотан), мифическая земля - особый воинский рай Вальгалла, бесстрашный воин, сражающийся со злом (Зигмунд), древнее племя богатырей (нибелунги). А еще - полубоги, русалки-валькирии, доставлявшие павших героев в Вальгаллу, злодеи и карлики, летающие кони, юные герои и отвратительные злобные существа, прекрасные женщины и мудрецы... А еще - переодевания, поединки, чаши с ядом, цветущие сады, чудеса всевозможные да магия волшебная...

Премьера “Валькирии“ состоялась 26 июня 1870 года в Королевском придворном театре Мюнхена. Композитор остался недоволен. Он был убежден, что тетралогия должна исполняться целиком. Грандиозный план Вагнера впервые осуществился на Первом фестивале в Байройте 14 августа 1876 года.

После “Властелина колец” и “Гарри Поттера” волшебствами зрителя не удивишь, новые варианты прочтения тетралогии надо искать в чем-то другом. Есть жесткий, агрессивный немецкий Вагнер, нордически холодный скандинавский... В семидесятые годы французский режиссер Патрис Шеро поставил на Байройтском фестивале “Кольцо нибелунга”, где герои ходили в пиджаках и с копьями. В Лирик-опере Чикаго “Валькирия” шла в сезоне 2017-18 годов в постановке британского режиссера Дэвида Паунтни. Он ставил тетралогию Вагнера как семейную сагу. К сожалению, довести до конца свои идеи Паунтни не сумел, намечавшиеся весной 2020 года показы “Гибели богов” и всей тетралогии были отменены из-за пандемии.


По одной из четырех опер тетралогии трудно судить о замысле Каликсто Бийето, но какие-то наблюдения сделать можно. Режиссер показывает нам апокалиптический, футуристический мир будущего - мир жестокий и беспощадный, в котором людям, чтобы выжить, нужны маски и кислородные баллоны. Тем не менее в этом мире есть место и для запретной любви, и для бунта против родительской власти.

Занавес поднимается, и мы видим огромную - на всю сцену - трехэтажную металлическую конструкцию (сценограф - Ребекка Рингст), состоящую из параллельных клеток-ячеек, балок, перил, переходов. В отличие от движущейся стены Туминаса в “Войне и мире” в Вахтанговском театре или знаменитого подвижного занавеса Любимова в “Гамлете” на Таганке, конструкция Бийето неподвижна, но статичной ее назвать нельзя. Она “живет” благодаря сложным видеопроекциям (дизайнер - Сара Дерендингер), дополняющим и иллюстрирующим сюжет оперы. На разных уровнях-этажах металлической сетки происходит действие, периодически герои выходят из своего замкнутого пространства на авансцену. При этом мизансцены зачастую лишены всякого смысла, они выглядят, как набор необязательных движений из разряда “ты туда-сюда ходи”. Непонятно, например, зачем во втором акте Брунгильда то поднимается на третий этаж, то спускается вниз? Она же должна при этом петь. Или почему валькирии в знаменитой сцене Полета расходятся по разным этажам конструкции? Они не видят дирижера, тем самым создаются проблемы с пением... Так что вопросов к режиссеру много. Правда, надо признать, что в одной сцене мне понравилось его чувство юмора - в случае с операми Вагнера это бывает редко, в основном, постановщики делают все слишком серьезно. Когда в начале второго акта в сцене объяснения Вотана с Фрикой на сцене появился раздраженный робот-пес, это снизило пафос происходящего и вызвало улыбку и даже смех у многих в зале. Смех на опере великого и ужасного Рихарда - немыслимо, правда?.. Зато натурализм некоторых сцен мне показался излишним. Почему с таким остервенением Хундинг (немецкий бас Гюнтер Гройсбек) разделывает тушу убитого животного, почему он дергает за волосы Зиглинду? Вообще, дергать за волосы модно в этом спектакле. Этим занимаются и Вотан с Брунгильдой, и герои в третьем акте...


Шестидесятидвухлетний режиссер-экспериментатор Каликсто Бийето родился в испанском городке Миранда де Эбро, позднее перебрался в Барселону. Учился на отделении испанской филологии, истории искусства и режиссуры. Своими радикальными оперными “высказываниями” прославился еще в начале творческой карьеры. В его постановках обычно так много натурализма, что на афише пишут: “Дети до шестнадцати лет не допускаются”. Героев опер “Похищение из Сераля” В.А.Моцарта и “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини в берлинской Комише опер Бийето поместил в бордель, герои “Летучего голландца” Р.Вагнера в Штутгартской опере превратились в садистов, а про “Дон Жуана” В.А.Моцарта в Английской национальной опере рецензент газеты The Times Оливер Камм написал, что он “скорее выколет себе глаза и продаст своих детей в рабство, чем еще раз пойдет на этот спектакль”. Но это все оперы. Там Бието почему-то привык эпатировать почтенную публику. А вот в драматическом театре он работает совсем по другому. С 1999 по 2011 годы Бийето служил артистическим руководителем театра Ромеа в Барселоне, одно время возглавлял Барселонский Международный театр. С творчеством Бийето в области драматического театра я познакомился в апреле 2012 года. По приглашению тогдашнего художественного руководителя Goodman Theatre Роберта Фоллса он поставил спектакль “Camino Real” (“Путь реальности”) по мотивам малоизвестной пьесы Теннесси Уильямса. Для довольно консервативной чикагской сцены это было очень свежо и необычно. На сцене царил чувственный карнавал желаний, мы погрузились в иррациональный мир, населенный потерянными и одинокими душами. Они стремились вырваться из этого мира, но боялись неизвестности, скрывающейся за его стенами. Спустя тринадцать лет в новом оперном спектакле Бийето я нашел отголоски того старого драматического спектакля.

Из солистов выделю американскую певицу Тамару Уилсон в партии Брунгильды. Я много раз слышал ее в Лирик-опере. Голос у нее очень сильный, но неровный, может спеть великолепно, а может и “петуха дать”. В этот раз она была на высоте в первом акте, потом все пошло не так хорошо. То же самое случилось с певицей из Южной Африки Эльзой ван ден Хевер. В Лирик-опере она во всех партиях была превосходна, последний раз блистала в прошлом сезоне в партии Леоноры в “Фиделио” Бетховена. В партии Зиглинды в первом акте она была очень хороша, но уже во втором устала и стала петь не так убедительно, да и ее актерская игра была, прямо скажем, неважной.

Вместо заявленного в программе британского баса Иена Патерсона на премьерных спектаклях партию Вотана исполнял британский баритон Кристофер Мальтман (параллельно с Парижем он исполняет эту партию на сцене лондонской Ковент-Гарден). Ему не хватило мощи и красоты исполнения.

Большого впечатления не произвел и французский тенор Станислас де Барбейрак в партии Зигмунда, хотя, надо признать, певец очень старался и пел на редкость эмоционально.

Мое открытие - швейцарско-французкая певица Эв-Мод Юбо в партии Фрики. Абсолютное попадание в образ, запоминающаяся актерская игра и при этом прекрасный голос - сочетание редкое на сегодняшней оперной сцене. Юбо родилась в Женеве, училась в консерватории Лозанны. О ней заговорили в 2022 году после исполнения партии Амнерис в “Аиде” Дж.Верди на Зальцбургском фестивале. Юбо - лауреат премии Караяна (2024 год). Большой резонанс вызвала ее Кармен в спектакле Дмитрия Чернякова в Ла Монне (Брюссельская опера) в 2024 году. Кармен - визитная карточка певицы. В этой партии в Опере Сан-Франциско в прошлом году у певицы состоялся американский оперный дебют. В планах на 2026 год - дебют в Дрезденской опере (Земперопера) в партиях все той же Кармен и Амнерис.

Маэстро Пабло Херас-Касадо известен как пропагандист современной музыки, но и музыкой Вагнера дирижирует не впервые. В Парижской опере он - гость частый. По личному приглашению Пьера Булеза с 2013 года выступает на Музыкальном фестивале в Люцерне. Не раз дирижировал он и Чикагским симфоническим оркестром.

Как мне показалось, в “Валькирии” Херас-Касадо не до конца раскрыл оркестровое и драматическое богатство партитуры Вагнера. Местами были проблемы с темпами, в некоторых сценах хотелось большей энергии.

Рецензии на “Валькирию” смешанные. Известно, что французские критики весьма строги и никогда не отличаются комплиментарными рецензиями. Так, музыкальный критик Le Figaro Кристиан Мерлин назвал свою статью весьма красноречиво: “Валькирия” в Опере Бастилии вызывает зевоту”. Совсем не могу согласиться с этим утверждением. Что-что, а скучать на спектакле не приходится. Кстати, из статьи Мерлина я узнал, что Херас-Касадо когда-то считался одним из претендентов на вакантное сегодня место музыкального руководителя Парижской оперы. Мерлин уверен, что теперь “его не назначат”.

Музыкальный критик Financial Times Ширли Апторп была более благожелательной. Назвав постановку “садистской”, она тем не менее поставила спектаклю четыре звездочки из пяти: “Режиссера спасает команда солистов и дирижер. Когда музыка так хороша, имеет ли значение все остальное?”. С последним утверждением трудно не согласиться.

До конца сезона в Парижской национальной опере (Opéra National de Paris) планируются еще четыре премьеры.

“Евгений Онегин” П.Чайковского (26 января - 27 февраля 2026 года, Опера Гарнье). Война войной, а русская музыка по расписанию. Свою версию самой известной русской оперы на Западе представит британский актер и режиссер Рэйф Файнс. В 1999 году он играл Онегина в фильме сестры Марты, так что материал для него известный. Это будет оперным режиссерским дебютом Файнса. Дирижеры - Семен Бычков (23 января - 15 февраля) и Казе Скальоне (18-27 февраля, дебют в Парижской опере).

Онегин - Борис Пинхасович, Татьяна - Рузан Манташян, Ольга - Марвик Монреаль, Ленский - Богдан Волков, Гремин - Дмитрий Белосельский.

“Мнимая садовница” В.А.Моцарта (24 марта - 1 апреля 2026 года, MC93 Bobigny). Дирижер - Хлоя Дюфрен. Режиссер - Жюли Делиль. Опера-буфф восемнадцатилетнего гения. Ставится силами Молодежной программы (Paris Opera Academy).

“Сатьяграха” Ф.Гласса (10 апреля - 3 мая 2026 года, Опера Гарнье). Странно, конечно, но сочинение классика минимализма Филиппа Гласса поставят в Парижской опере впервые. Для дебюта выбрана опера на санскрите 1979 года - первая часть трилогии Гласса о людях, изменивших мир. В основе сюжета - жизнь Махатмы Ганди. Режиссерами станут хореографы Бобби Джен Смит и Ор Шрайбер. Дирижер - Инго Метцмахер. В главной партии - контртенор из США Энтони Рот Костанцо.

“Влюбленный Геракл” (“Ercole amante”) Антонии Бембо (28 мая - 14 июня 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - руководитель Cappella Mediterranea Orchestra Леонардо Гарсиа Аларкон. Режиссер -  Ниша Джонс. Геракл - Андреас Вольф, Деянира - Дипа Джонни, Гилл - Аласдер Кент, Иола - Ана Виейра Лейте, Юнона - Жюли Фукс.

Параллельно с премьерами в текущем оперном репертуаре запланировано возобновление старых постановок.

“Тоска” Дж.Пуччини (до 18 апреля 2026 года, Опера Бастилия). Дирижеры - Оксана Лынив (ноябрь-декабрь) и Ядер Биньямини (март-апрель). Режиссер - Пьер Оди. Тоска - Елена Стихина (11-27 декабря), Энджел Блю (12-28 марта), Сондра Радвановски (31 марта - 18 апреля); Каварадосси - Йонас Кауфман (2, 5 и 8 декабря), Адам Смит (11-27 декабря), Фредди де Томмазо (12-28 марта), Юсиф Эйвазов (31 марта - 18 апреля); Скарпиа - Алексей Марков (23 ноября - 27 декабря), Людовик Тезье (2, 5 и 8 декабря).

Добавлю, что после Парижа Елена Стихина отправится в Чикаго, где дебютирует в Лирик-опере в партии Саломеи в одноименной опере Р.Штрауса.

“Бал-маскарад” Дж.Верди (27 января - 26 февраля 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - Сперанца Скаппуччи. Режиссер - Жильбер Дефло. Риккардо - Мэтью Поленцани, Ренато - Игорь Головатенко (27 января - 2 февраля), Людовик Тезье (5-17 февраля) и Ариунбаатар Ганбаатар (20-26 февраля), Амелия - Анна Нетребко (27 января - 8 февраля) и Анжела Мид (11-26 февраля).

“Кармен” Ж.Бизе (7 февраля - 19 марта 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - Кери-Линн Уилсон. Режиссер - Каликсто Биейто. Кармен - Стефани Д'Устрак (7 февраля - 3 марта) и Виктория Каркачева (7-19 марта); Хозе - Рассел Томас (7 февраля - 3 марта) и Жан-Франсуа Борра (7-19 марта); Эскамильо - Эрвин Шротт, Микаэла - Амина Эдрис.

“Русалка” А.Дворжака (2-20 мая 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - Казуши Оно. Режиссер - Роберт Карсен. Возобновление постановки 2019 года. Русалка - Николь Кар, Принц - Сергей Скороходов, Княжна - Екатерина Губанова и Алиса Колосова (11 и 20 мая), Водяной - Дмитрий Иващенко, Баба-яга - Джейми Бартон.

“Золушка” Дж.Россини (3 июня - 11 июля 2026 года, Опера Гарнье). Дирижер - Энрике Маццола. Режиссер - Гийом Гальенн. Анжелина - Василиса Бержанская (3 июня - 2 июля) и Гаэль Аркес (5, 8 и 11 июля), Дон Рамиро - Лоуренс Браунли.

“Травиата” Дж.Верди (4 июня - 13 июля 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - Марта Гардолинска (дебют в Парижской опере). Режиссер - Саймон Стоун. Возобновление постановки 2019 года. Виолетта - Аида Гарифуллина (4 и 7 июня, 1-13 июля) и Притти Йенде (10-28 июня, она была первой исполнительницей в этой постановке); Альфред -  Шабьер Андуага (4 и 7 июня, 1-13 июля) и Рене Барбера (10-28 июня); Жермон - Роман Бурденко (4 и 7 июня, 1-13 июля) и Людовик Тезье (10-28 июня).

За современный репертуар “отдувается” один Джон Адамс с оперой “Никсон в Китае” (24 февраля - 20 марта 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - Кент Нагано. Режиссер - Валентина Карраско. Никсон - Томас Хэмпсон, Пат Никсон - Рене Флеминг.

Сезон 2025-26 годов - предпоследний перед крупной реконструкцией Оперы Гарнье. Работы начнутся летом 2027 года и продлятся ориентировочно два года. В это время в театре запланированы только экскурсии, здание превратится в музей, так что расписанный Марком Шагалом потолок и другие красоты останутся для посетителей открытыми. Спектакли будут играться на других сценах. Рассматриваются три места: Théâtre du Châtelet, Opéra-Comique и/или Théâtre des Champslysées.

С лета 2030 года начнется реконструкция Оперы Бастилия. Ремонт также растянется на два года, до начала сезона 2032-33 годов.

Nota bene! Билеты на спектакли Парижской оперы - на сайте www.operadeparis.fr/en. Там же вы найдете подробную информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.

Фотографии к статье:

Фото 1-4. Сцены из спектакля “Валькирия”. Все фотографии - Хервиг Праммер

Комментариев нет: