Событие в театральной жизни США - спектакль “Веди свой плуг по костям мертвецов” (“Drive Your Plow Over the Bones of the Dead”) по роману лауреата Нобелевской премии, польской писательницы Ольги Токарчук. Режиссер - Борис Павлович. Композитор - Роман Цепелев. В ролях: Лия Ахеджакова, Александр Феклистов, Муся Тотибадзе, Мария Кроль, Глеб Ромашевский. Спектакль представляет Международный фестиваль искусств “Вишневый сад” (Cherry Orchard Festival).
Да, дорогие друзья-театралы, к нам снова едет единственная и неповторимая Лия Ахеджакова! Ее участие в спектакле - знак качества, гарантия хорошей драматургии, опытной режиссуры, великолепной актерской игры, верный признак отсутствия халтуры. В 2015 году Ахеджакова была удостоена почетного приза российской премии “Ника” в номинации “Честь и достоинство”. Именно эти слова характеризуют несгибаемый характер мужественной Лии Меджидовны. После начала широкомасштабного вторжения России в Украину Ахеджакова стала символом морального протеста. Зигующая российская власть не простила актрисе ее ясную антивоенную позицию. Спектакли с ее участием срывались, отменялись, на нее набрасывались доносчики всех мастей, актрису клеймили в z-каналах и на телевидении. В этом позорном параде поучаствовал и Московский театр “Современник”, в котором Ахеджакова проработала больше сорока пяти лет. Последней каплей стало закрытие спектакля “Игра в джин” с ее участием. 10 марта 2023 года актриса ушла из театра и сейчас играет только в антрепризных спектаклях. Последний раз мы видели Ахеджакову на сцене в марте 2024 года в спектакле “Мой внук Вениамин” по пьесе Людмилы Улицкой. И вот - новая встреча в мистическом “спектакле-триллере” (так называют его создатели) “Веди свой плуг по костям мертвецов”. Это - сценическая адаптация романа лауреата Нобелевской премии по литературе 2018 года, польской писательницы Ольги Токарчук (ударение на втором слоге). Как гласит аннотация, нас ждет “захватывающее, поэтичное и невероятно оригинальное театральное представление”, а сами создатели спектакля называют его “философской притчей о жизни и мире, который сошел с ума”.
Действие спектакля происходит в маленькой польской деревушке. Жители охотятся на животных и обожают гороскопы, которые им составляет пожилая преподавательница английского языка Янина Душейко (Лия Ахеджакова). Местные давно считают ее чем-то вроде деревенской сумасшедшей, но Янину это не смущает. Она увлекается астрологией, обожает английского классика Уильяма Блейка (название романа - строчка из его стихотворения) и борется за права животных, обвиняя соседей в жестокости. Местные жители терпят Янину, а она вынуждена жить рядом с ними. Подобная идиллия могла бы продолжаться долго, если бы не таинственные смерти. Трупы появились в деревенском лесу. Кто-то охотится на охотников. Янина убеждена, что это природа мстит людям за варварское к ней отношение, а люди думают иначе и начинают подозревать саму женщину...
Внутренний
мир Янины раскрывается нам через песни, вдохновленные мистической поэзией
Блейка. Тут на “авансцену” моего рассказа выходит певица и актриса Муся
Тотибадзе. Она активно выступает с концертами, выпустила четыре альбома,
последний - “Symphonic Deluxe” - в декабре 2023 года. Из ее актерских работ
отмечу роли в спектаклях “Сказка про последнего ангела” Андрея Могучего в
Театре Наций (2019 год, в этом спектакле она играла с Лией Ахеджаковой) и
“Джульетта” эстонских режиссеров Тийта Оясоо и Эне-Лийса Семпера в БДТ имени
Г.Товстоногова (2020 год). Песни в исполнении Муси Тотибадзе - украшение
спектакля.
Еще два участника - выпускница актерского факультета ГИТИСа, актриса театра и кино Мария Кроль и Глеб Ромашевский. Глеб учился на актерском (мастерская Сергея Женовача) и режиссерском (мастерская Юрия Бутусова) факультетах ГИТИСа, играл в театре Наций и театре “Студия театрального искусства”.
В роли
Благой Вести - замечательный Александр Феклистов. В интервью Ирине
Петровской (подкаст “Смотри в оба”) актер так рассказывает о романе, спектакле
и работе с Лией Ахеджаковой: “Я совершенно влюблен в книгу Ольги Токарчук. Она
отражает животрепещущие, больные вопросы, стоящие перед нами: экология,
отношение к миру, отношение к каждому живому существу. Как защитить природу и
братьев наших меньших, каким образом бороться с браконьерством, с
государственной машиной - это темы спектакля. Основная нагрузка - и текстовая,
и смысловая - лежит на Лии Меджидовне. Она танцует, залезает под стол,
произносит горы текста... Я уже не говорю про сложность роли. С ней рядом
играть легко, быть ее партнером - счастье и радость. Ты все время видишь живое,
хрупкое существо, которое пробивается со своей правдой и своей болью. Это -
самое ценное. Можно бесконечно восхищаться и радоваться форме, но я по-прежнему
остаюсь адептом школы переживания, когда ты следишь за тем, что происходит
здесь и сейчас. Счастье, когда мои чувства совпадают с чувствами и
переживаниями актера, как у моей любимой партнерши Лии Ахеджаковой. Это чудо
происходит рядом со мной”.
Александр
Феклистов работает в кино с 1984 года. Он снялся в огромном количестве фильмов,
но считает себя в первую очередь актером театральным. Феклистов участвовал в
спектаклях студии “Человек” (создатель - Роман Козак), в начале девяностых с
коллегами организовал Пятую студию МХТ. С 2001 года - свободный художник. Играл
в Сатириконе, МХТ, театрах Пушкина, “Практика”, “Школа современной пьесы”. На
вопрос Ирины Петровской о причине отъезда актер ответил: “Я продолжал играть в
первый год войны, но потом дошли руки и до меня. Я обратился к украинским
коллегам со словами солидарности, и как-то это не понравилось. У меня закрыли
все спектакли. Мы не бросали родину, родина нас закрыла и выставила за порог.
Меня лишили работы. Я уехал умирать. Счастье, что мы купили квартиру в Испании,
так что мы просто поехали к себе домой, в наш второй дом. Дальше появилась
творческая работа по записи аудиокниг, она мне очень нравится. В театре два
года была “дырка”, а потом появились два предложения”.
“Два предложения” - это спектакли “Веди свой плуг...” и “Собачье сердце”, новая версия бессмертной повести М.Булгакова в постановке Константина Каменского, где Феклистов занят в роли профессора Преображенского. Этот спектакль мы увидим в марте 2026 года, речь о нем впереди.
Театралы
Чикаго помнят Феклистова по ролям в спектаклях Московского театра имени Пушкина
и театральной компании “Cheek by Jowl” в постановке британского режиссера
Деклана Доннеллана: “Двенадцатая ночь” (2003 год) и “Мера за меру” (2016 год,
театр открывал грандиозный Международный фестиваль “Shakespeare 400 Chicago”,
приуроченный к четырехсотлетию со дня смерти Уильяма Шекспира). А последняя -
пока - встреча с актером состоялась у нас на видеоверсии спектакля Дмитрия
Крымова “Все тут”, где он сыграл роль Помощника режиссера.
Перед
вторым приездом в Чикаго в беседе со мной Александр Феклистов поделился своими
впечатлениями от города: “Чикаго - чудный город у озера. Что может быть лучше
для человека из средней полосы?! Помню дикий холод и при этом толпы народа,
идущие на стадион в одеялах смотреть что-то мужское и зажигательное... Музеи
прекрасны... Друзья новые, до сих пор общаемся...”. Надеюсь, в этот приезд
Чикаго тоже не подведет и подарит не только Феклистову, но и всей творческой
группе новые яркие впечатления.
Режиссер
спектакля Борис Павлович работал в БДТ имени Г.Товстоногова
(Санкт-Петербург), в 2013-16 годах руководил отделом социально-просветительских
программ, был автором идеи и ведущим преподавателем “Педагогической лаборатории
БДТ”, руководителем проекта “Встреча” - совместной программы БДТ и Центра
“Антон тут рядом”. Издание Meduza называет Павловича “петербургским
интеллектуалом”: “Вряд ли можно с точностью определить его сценический почерк:
ответ на вопрос, как поставить тот или иной материал, у него - буквально по
Станиславскому - всегда определяется глобальной целью спектакля. По спектаклям
Павловича можно изучать многообразие форм современного театра в диапазоне от
аскетичных экспериментов до зрелищных мюзиклов”. Павлович - лауреат театральной
премии “Золотая маска” (до начала широкомасштабной агрессии России против
Украины премия котировалась высоко и получить ее было очень престижно).
Сценических
инсценировок романа Токарчук почти не было. Я могу назвать только спектакль
Саймона Макберни, премьера которого состоялась на Holland Festival (Амстердам)
в июне 2023 года. Киноэкранизацию романа в 2017 году осуществила Агнешка
Холланд. Фильм назывался “След зверя” (“Spoor”,
Польша-Чехия-Германия-Швеция-Словакия).
Премьера спектакля “Веди свой плуг по костям мертвецов” состоялась 31 января 2025 года в Ереване, в Национальном академическом театре имени Сундукяна. После этого спектакль был сыгран во многих странах Европы и в Израиле, и везде его ждал триумфальный успех! Впереди - гастроли в США. До встречи в зрительном зале!
Nota bene! Спектакль “Веди свой плуг по костям мертвецов” пройдет 6 ноября в 8.00 pm в Бостоне (Emerson Cutler Majestic Theatre, 219 Tremont Street, Boston, MA 02116), 8 и 11 ноября в 8.00 pm, 9 ноября в 2.00 pm в Нью-Йорке (The Kaye Playhouse at Hunter College, 695 Park Avenue, New York, NY 10065), 15 ноября в 7.00 pm в Майами (Lauderhill Performing Arts Center, 3800 NW 11th Pl, Lauderhill, FL 33311). В большом Чикаго спектакль пройдет 13 ноября в 8.00 pm в помещении North Shore Center for the Performing Arts (9501 Skokie Blvd, Skokie, IL 60077). Подробности и билеты - на сайте www.cherryorchardfestival.org/.
Фотографии
к статье:
Фото 1-4. Сцены из спектакля “Веди свой плуг по костям мертвецов”. Все фотографии - Cherry Orchard Festival


Комментариев нет:
Отправить комментарий