20 нояб. 2025 г.

“Как вам это понравится”: “Смех восторга перед миром”. Writers Theatre, сезон 34


В разгаре - тридцать четвертый сезон Writers Theatre (Гленко, северный пригород Чикаго). В эти дни в театре идет спектакль “Как вам это понравится” (“As You Like It”) - музыкальная версия пьесы У.Шекспира в постановке Брейдена Абрахама. Адаптация - Шайна Тауб и Лори Вулери. Музыка и слова - Шайна Тауб. В ролях: Пол Окли Стовалл, Кит Купферер, Джанет Ульрих Брукс, Фиби Гонсалес, Эллиот Эскивель, Ананд Наградж, Мэтью С.Йи, Торри Хансон, Джефф Родригес, Грейс Стеклер. Музыкальный руководитель - Майкл Малер. Хореография - Эрин Килмюррей. Премьера на Среднем Западе. Спектакль идет до 14 декабря.

Пьеса “Как вам это понравится” была написана Шекспиром (1564-1616) в 1599 году, впервые опубликована в 1623 году. Количество постановок и адаптаций для радио, кино, театра превысило несколько тысяч! Вспомним три: британский фильм 1936 года с Лоуренсом Оливье в роли Орландо (это был его первый фильм по шекспировской пьесе), версию Би-Би-Си 1978 года с Хелен Миррен в роли Розалинды и фильм Кеннета Браны 2006 года для платформы HBO с Кевином Кляйном (актер получил Screen Actors Guild Award за исполнение роли Жака).


Блестящий шекспировед Алексей Бартошевич, который, по словам Шендеровича, знал (к сожалению, я пишу в прошедшем времени, Алексей Вадимович умер 8 октября) о Шекспире больше самого Шекспира, писал: “Комедии Шекспира не соответствуют тому представлению о комедийном жанре, в котором мы воспитаны. Мы приучены к тому, что смех - это осмеяние. Мы привыкли, что комедия и сатира - это примерно одно и то же. Шекспировские комедии - это произведения таинственные, волшебные и странные... Это уникальнейший пример ренессансной комедии, лежащей в стороне от традиционного пути развития комедии мировой, которая сложилась как сатирическая, с уничтожающим, гневным, саркастическим смехом (мольеровского типа). Шекспир смеется иначе. Это смех восторга перед миром. Это смех поэтический, в котором выплескивается совершенно ренессансное по существу кипение жизненных сил. Этот смех становится признанием в любви к миру, к траве, к лесу, к небу, к людям. Герои Шекспира - молодые влюбленные, странствующие по свету в поисках счастья, люди, открывающие для себя мир. Они в первый раз влюбляются, ревнуют, негодуют... И дело не только в том, что шекспировские герои сами молоды, но и в том, что они несут в себе дух молодой эпохи, открывающей для себя мир. Отсюда ощущение обольстительной первоначальности, которое составляет фантастическое обаяние шекспировских пьес... И все-таки существует понятие шекспировской комедии как особого цельного жанра. Один из признаков этого жанра состоит в том, что многие из комедий рассказывают одну и ту же историю о том, как молодые влюбленные из драматического, враждебного мира, мира суровых законов, преследующего, уничтожающего любовь, бегут в лес. И лес их спасает и укрывает. Все их муки и драмы, которые заставляли их страдать, в лесу рассеиваются. Лес как образ природы - один из центральных образов ренессансного искусства. Он, как музыка, возвращает людей к их собственной природе... В пьесе “Как вам это понравится” Розалинда и ее возлюбленный Орландо бегут из замка тирана Фредерика в лес и там находят гармонию, покой и счастье. Розалинда - одна из самых блистательных, совершенных и склонных к игре и преображениям, сверхартистичных героинь Шекспира. Вообще, его герои - художники, актеры - часто находят настоящее счастье в игре. Но в отличие от того, как это происходит в пасторали, где тоже герои бегут на природу из треволнений обыденной жизни, герои комедий Шекспира всякий раз возвращаются в мир - но в мир уже спасенный и обновленный лесом. Это противостояние можно назвать магистральным сюжетом шекспировских комедий - противостояние между суровым, традиционным, глупым, консервативным, жестоким миром и миром свободы, который люди обретают в лесу. Это сказочный лес. В комедии “Как вам это понравится” в нем растут пальмы и водятся львы, хотя действие происходит где-то между Францией и Бельгией”.


Не все из нас помнят сюжет пьесы “Как вам это понравится”, но по крайней мере одну фразу из этой пьесы знают все: “Весь мир - театр, в нем женщины, мужчины, все - актеры”. Последний раз в Чикаго эту фразу мы слышали в октябре 2021 года в Шекспировском театре. Спектакль поставил художественный руководитель Citadel Theatre (Эдмонтон, Канада) Дэрил Клоран, действие происходило в шестидесятые годы XX века на фоне песен группы Beatles, причем, все песни исполнялись вживую. Получилось веселое, яркое зрелище под девизом “All you need is love”.

Премьера музыкальной версии Шайны Тауб и Лори Вулери состоялась в The Public Theater (Нью-Йорк) в сезоне 2017-18 годов. В 2023 году на вручении Obie Awards создательницы спектакля получили специальную награду за совместную работу. В 2024 году Шайна Тауб вошла в историю, став первой женщиной, получившей премии “Тони” за лучшую оригинальную музыку и лучшую книгу для мюзикла в одном сезоне. Обе награды нашли свою героиню за ее бродвейский дебют с мюзиклом “Suffs”.


Режиссер музыкальной версии шекспировской пьесы - художественный руководитель Writers Theatre Брейден Абрахам. Перед премьерой он сказал: “Арденский лес Лори Вулери и Шайны Тауб - мир, в котором я хочу жить. Это вдохновляющая, воодушевляющая пьеса о радости влюбленности и необходимости прощения”.

“Как вам это понравится” - третий спектакль Абрахама в Writers Theatre. В сезоне 2023-24 годов он поставил “Эвридику” (“Eurydice”) по пьесе С.Руль, в прошлом сезоне - “Переводы” (“Translations”) по пьесе Б.Фрила.

Брейден Абрахам родился и вырос в штате Вашингтон, окончил театральную программу университета Западного Вашингтона. На протяжении более чем двадцати лет работал в Seattle Repertory Theatre - лауреате премии “Тони”, крупнейшем (с шестидесятилетней историей) некоммерческом театре не только Сиэтла, но и штата Вашингтон и всего северо-запада США. В двадцать пять лет он пришел в театр в качестве стажера, потом стал членом труппы. В 2014 году после скоропостижной смерти руководителя Seattle Rep Джерри Мэннинга тридцатисемилетнему Абрахаму предложили возглавить театр на год. Испытательный срок Абрахам прошел успешно и “задержался” в театре еще на семь сезонов.

Отличительной чертой пребывания Абрахама в Seattle Rep стал успешный опыт постановки новых спектаклей. Совместно с такими компаниями, как La Jolla Playhouse, Goodman Theater и Орегонский шекспировский фестиваль, он представил постановки драм Роберта Шенкана о временах президентства Линдона Джонсона (получивший премию “Тони” спектакль “All the Way” и его продолжение “The Great Society”), бродвейский музыкальный хит “Come From Away” и пьесу “Фанни” сиэтлского драматурга Шерил Л.Уэст об активистке гражданских прав Фанни Лу Хамер (мировая премьера спектакля прошла в Goodman Theatre).

В 2021 году Абрахам инициировал амбициозную программу “20×30”, по которой к 2030 году в театре должны были быть поставлены двадцать новых пьес, “отражающих наше время”. Заказы на пьесы получили многие известные драматурги. Будущее этого проекта, по словам Абрахама, зависит от следующего художественного руководителя.

Среди наиболее известных постановок Абрахама (их было более двадцати, включая шесть мировых премьер) - “Предательство” Г.Пинтера, “Стеклянный зверинец” Т.Уильямса, “Кто боится Вирджинии Вулф?” Э.Олби (в этом спектакле играли Памела Рид и известный актер Сиэтла Гамильтон Райт). Как выразился Абрахам: “Мне нравится видеть, как прошлое разговаривает с настоящим”.

Абрахам пользовался популярностью и поддержкой театральной общественности в Сиэтле, поэтому она, мягко говоря, была удивлена его решению покинуть театр. Тем более, в 2021 году он подписал очередной четырехлетний контракт, однако уже в конце 2022 года заявил об отъезде в Гленко. Последним спектаклем в Сиэтле стала для Абрахама постановка пьесы “Mr. Dickens and His Carol” по роману Саманты Силвы. Спектакль шел в ноябре-декабре 2022 года. В интервью местному журналисту Абрахам сказал, что мирно расстается с театром и ищет новое творческое приключение: “Для меня никогда не наступит идеальное время, чтобы покинуть театр, в котором я вырос, но Writers Theatre - возможность для меня создать что-то новое”.

Немалую роль сыграло и то, что городские власти Сиэтла недавно сократили расходы на культуру. Вашингтон теперь занимает сорок седьмое место среди штатов США по финансированию искусства. Абрахам жалуется, что несмотря на все богатства, генерируемые в технологическом секторе региона, ведущие местные корпорации и магнаты уровня основателя Amazon Джеффа Безоса не жертвуют ничего организациям искусства и культуры.

После руководства театром с бюджетом в пятнадцать миллионов долларов и двумя сценами (Bagley Wright Theatre на 678 мест и Leo K.Theatre на 282 места) в феврале 2023 года Абрахам перешел в театр с меньшим бюджетом (восемь миллионов долларов) и двумя меньшими сценами (Alexandra C. and John D.Nichols Theatre на 255 мест и Gillian Theatre, вмещающий, в зависимости от постановок, от пятидесяти до девяноста девяти человек). Режиссер говорит, что мечтает использовать полученные возможности и создавать спектакли на меньшем пространстве “черного ящика”.

С 3 по 28 декабря в театре пройдет представление “Дополнение к сезону” (“The Unfair Advantage”). Автор и исполнитель Гарри Милас приоткроет завесу над миром карточного мошенничества. В течение часа Милас не только расскажет, как нас обманывают фокусники и карточные шулеры, но и покажет многие из трюков. Перед представлением зрителей попросят подписать договор о конфиденциальности.

В планах на будущий год - спектакли “Две сестры и фортепиано” (“Two Sisters and a Piano”) по пьесе Найло Круза в постановке Лизы Портес, “Работа” (“Job”) по пьесе Макса Вольфа Фридлиха в постановке Дэвида Эсбьорнсона и “Леопольдштадт” (“Leopoldstadt”) по пьесе Тома Стоппарда в постановке Кэри Перлофф. Брейден Абрахам говорит: “Я безмерно горжусь нашим новым сезоном. Охватывая множество разных времен, мест и жанров - от Вены начала XX века до Гаваны девяностых, от наполненного музыкой Арденского леса до частного офиса в Сан-Франциско, - эти необычные истории побуждают нас задуматься о том, кто мы, откуда пришли и как находим связи в нашем сложном мире”.

Nota bene! Билеты на спектакли Writers Theatre - на сайте www.writerstheatre.org, по телефону 847-242-6000 или в кассе театра (325 Tudor Court, Glencoe, IL 60022).

Фотографии к статье:

Фото 1-4. Сцены из спектакля Как вам это понравится. Все фотографии - Дженн Удони

Комментариев нет: