2 нояб. 2008 г.

О “волшебной арфе” и ее главном дирижере

За последние несколько лет в Чикаго побывали многие прославленные оркестры Европы. Мы слышали великолепное звучание лейпцигского Гевандхауз-оркестра и оркестра Амстердама “Концертгебау”, Лондонского симфонического оркестра и оркестра театра “Ла Скала”. 16 ноября нас ждет встреча с одним из старейших симфонических оркестров мира – Дрезденской государственной капеллой или, как ее по-немецки называют во всем мире, Дрезденской Штаатскапеллой.
В этом году оркестру исполняется четыреста шестьдесят лет! С момента своего основания в 1548 году оркестр играл важную роль в истории Дрездена. В городе жили и творили такие известные композиторы и органисты, как Михаэль Преториус и Гейнрих Шютц. На протяжении тридцати лет (с 1734 по 1763 годы) капельмейстером оркестра при дворе курфюрста саксонского Августа II Сильного служит легендарный немецкий музыкант Иоганн Адольф Хассе. При нем Дрезден становится крупнейшим музыкальным центром Европы. Хассе пишет оперу за оперой, главные партии в них исполняет жена композитора, итальянская певица Фаустина Бордони-Хассе. Лучшие музыканты считают за честь играть с Дрезденской Штаатскапеллой, лучшие голоса мира соревнуются за право выступить в Дрезденской опере. Даже поражение Саксонии в Семилетней войне (1756-1763 годы) не поколебило высочайшего музыкального авторитета Дрездена. Состоявшийся после окончания наполеоновских битв Венский конгресс провозгласил Саксонию королевством, а королевство со своей стороны пожелало развивать искусство и в первую очередь музыку. В Дрездене в то время была только Итальянская опера, но в 1817 году директор новой Королевской капеллы создал в городе Немецкую оперу. Она достигла своего расцвета под руководством первого композитора двора Карла Марии фон Вебера. Он руководил капеллой и Немецкой оперой в течение девяти лет: с 1817 по 1826 годы. Традиции фон Вебера продолжили Карл Готтлиб Рессингер и служивший в его ассистентах Рихард Вагнер. В 1823 году Людвиг ван Бетховен записывает в своем дневнике: “Со всех сторон слышно, что Капелла в Дрездене – лучший оркестр в Европе”. Итальянская опера не выдержала конкуренции с Немецкой и была расформирована, а Немецкая опера процветала.
В 1838 году архитектор Готтфрид Земпер получил заказ на создание Оперного театра, и в 1841 году состоялось торжественное открытие Дрезденской оперы. С тех пор дрезденцы называют театр оперой Земпера. Дрезденская Штаатскапелла получила постоянную прописку в этом театре, и оркестр, несмотря на огромное количество концертов, гастролей, записей, остается оркестром при опере.
В 1842 году в Дрезден был приглашен Рихард Вагнер, и уже в первые годы своего существования в Дрезденской опере прошли мировые премьеры его сочинений: “Риенци, последний из трибунов”, “Летучий голландец”, “Тангейзер”... Вагнер переехал в Дрезден, стал Королевским саксонским капельмейстером двора и принялся за работу. Композитор называл Дрезденскую Штаатскапеллу “волшебной арфой”, которая поддерживала и развивала его идеи о гармоническом звучании музыки. Вагнер работал в театре вплоть до 1849 года, но, к сожалению, он занимался не только сочинительством опер. Композитор познакомился с русским революционером Михаилом Бакуниным, стал заниматься революционной деятельностью и в результате, чтобы избежать ареста, был вынужден бежать в Цюрих. В Дрезден он больше не вернулся. Его сотрудничество с Дрезденской оперой на этом завершилось.
В 1869 году в Дрездене случился пожар, и здание театра полностью сгорело. За работу взялся сын Земпера. Дрезденская опера вновь была открыта в 1878 году.
В 1858 году были проданы первые абонементы на концерты оркестра. Этой инициативе, получившей впоследствии распространение по всему миру, в этом году исполняется сто пятьдесят лет! А еще в Дрездене был впервые учрежден специальный пост композитора при Капелле. Его занял придворный композитор Иоганн Себастьян Бах. Кстати, с Дрезденом связана одна очень известная история. В 1717 году в город приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский капельмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами. Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан, который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха, спешно и тайно покинул город. Состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.
После Баха позиция композитора при Капелле оставалась незанятой, и лишь в этом сезоне традиция возобновилась: титул получила сорокапятилетняя Изабель Мандри... Но вернемся к истории оркестра.
После Первой мировой войны Королевская капелла получила название Саксонской государственной оперы и Саксонской государственной капеллы. В 1923 году при оркестре была образована Школа музыки, известная сегодня как Государственная академия музыки и театра. Первым руководителем Школы был Фриц Буш, много лет Академию возглавлял Карл Бем. Большую часть сегодняшнего состава оркестра составляют выпускники Академии. Они продолжают славные традиции великих музыкантов прошлого. Может быть, в продолжении этих традиций и состоит секрет особой атмосферы, царящей в оркестре?..
В 1945 году при бомбардировке Дрездена здание оперного театра было полностью разрушено. Спустя сорок лет оно было воссоздано в точном соотвествии с планом Земпера и сегодня вновь занимает свое историческое место на Театральной площади. Ренессансная архитектура, утонченная орнаментика и особая акустика делают дрезденский театр Земпера одной из вершин театральной архитектуры.
В разные годы Дрезденской оперой и оркестром руководили прославленные музыканты Эрнст фон Шух (1882-1914), Джозеф Келберт (1945-1950), Рудольф Кемпе (1949-1953), Курт Зандерлинг (1964-1967), Герберт Бромстедт (1975-1985, он записал с оркестром полный цикл Симфоний Бетховена), Джузеппе Синополи (он руководил оркестром с 1992 года вплоть до своей смерти в 2001 году). Почетным дирижером оркестра долгие годы является сэр Колин Дэвис. С 1914 по 1921 годы во главе Дрезденской оперы и Штаатскапеллы стоял Фриц Райнер – дирижер, сыгравший огромную роль в истории Чикагского симфонического оркестра. Параллели с Чикаго продолжаются по сегодняшний день. На протяжении трех лет – с 2002 по 2004 годы – главным дирижером оркестра был Бернард Хайтинк. Как известно, с 2006 года он занимает пост главного дирижера ЧСО.
С августа 2007 года Дрезденская опера и Штаатскапелла открыли новую страницу своей истории под руководством талантливого итальянского дирижера Фабио Луизи.
Фабио Луизи родился в Генуе в 1959 году. Свой путь в музыке будущий дирижер начал в четыре года с первых уроков игры на фортепиано. В двадцать лет он закончил Консерваторию имени Николо Паганини, продолжил обучение в Париже и Италии и всерьез готовился стать пианистом. Однако судьба распорядилась по-другому. Во время работы с оперными певцами в качестве аккомпаниатора Луизи решил стать дирижером. Он отправился в Грац и поступил на дирижерское отделение Консерватории в класс хорватского дирижера Милана Хорвата. В 1983 году Луизи с красным дипломом дирижера выходит из стен консерватории. Он остается в Граце и начинает работать в оперном театре города. Спустя четыре года начинается международная карьера дирижера, причем, так получилось, что он сразу стал работать в оперных театрах Германии. Штутгарт, Мангейм, Франкфурт, Берлин, Лейпциг – он переезжал из города в город, набираясь опыта дирижирования и мечтая получить, наконец, свой театр. В 1987 году Луизи дебютировал в Баварской и Венской операх. С тех пор он стал частым гостем этих прославленных оперных театров.
В 1990 году Луизи основал Симфонический оркестр Граца и вплоть до 1995 года оставался его артистическим директором. С 1995 по 2000 год дирижер возглавлял симфонический оркестр Вены “Tonkünstler”. С этим оркестром Фабио Луизи провел более двухсот пятидесяти концертов и несколько международных туров. После огромного успеха в Японии дирижер получил немало лестных предложений.
В 2000 году Фабио Луизи дебютировал на американской симфонической и оперной сценах. Симфонический дебют дирижера состоялся в Нью-Йорке, а первые оперные выступления – в Чикаго. В Лирик-опере он дирижировал “Риголетто” Дж.Верди.
Итак, Дрезденская Штаатскапелла приезжает на гастроли в Чикаго. В программе концерта – знаковые для оркестра сочинения: “Дон Кихот” Р.Штрауса и Четвертая симфония И.Брамса.
Среди прославленных имен, сотрудничавших с Дрезденским оркестром на протяжении четырех с половиной столетий, выделяется имя Рихарда Штрауса. Более шестидесяти лет длилась связь Штаатскапеллы и выдающегося композитора! Их взаимная привязанность началась в 1882 году, когда тринадцать музыкантов оркестра впервые исполнили Серенаду для духовых Штрауса. В Дрездене прозвучали мировые премьеры девяти (!) опер композитора, от ранних шедевров “Погасшие огни”, “Саломея”, “Электра”, “Кавалер роз” до оперы “Дафна”, написанной им в 1938 году. Штраус посвятил музыкантам Штаатскапеллы свою “Альпийскую симфонию” и продирижировал мировой премьерой этого сочинения в 1915 году. Дружба композитора и оркестра была столь близкой, что в городе стали говорить о Штаатскапелле как об оркестре Штрауса. На праздновании четырехсотлетия со дня основания оркестра в 1948 году (за год до его смерти) восьмидесятичетырехлетний маэстро сказал: “С этим оркестром у меня связаны великолепные воспоминания. Звук этого несравненного оркестра всегда приводит меня в восхищение и заставляет произносить слова нежной благодарности”.
На своем первом концерте с дрезденцами в качестве дирижера (это было на Зальцбургском музыкальном фестивале в 2002 году) Фабио Луизи исполнял как раз сочинение Рихарда Штрауса: редко исполняемую оперу “Любовь Данаи” (1940). После дебюта с оркестром дирижер сказал: “Этот оркестр настолько хорошо знает музыку Штрауса, что исполнять ее вместе с этим коллективом потребовало для меня большой отваги. Музыканты получили возможность оценить меня в своем любимом репертуаре. Не важно, как дирижер хочет интерпретировать его музыку - важно, что оркестранты всегда знают, как это должно звучать! Я нахожу эти знания очень полезными для дирижера. Когда Штраус сочинял музыку, он всегда имел в виду театр, средствами музыки он рассказывал свои истории. Я чувствую, что с дрезденским оркестром я в полной мере могу передать эти истории”. Дебют с оркестром прошел “на ура”, и дрезденцы вместе со своим итальянским дирижером по-прежнему постоянно исполняют сочинения Штрауса, постоянно рассказывают его театрализованные истории.
Одну из таких историй мы услышим в Чикаго. История называется (привожу полное название сочинения) - ““Дон Кихот”, или Музыкальные приключения Благородного Рыцаря. Фантастические вариации на тему рыцарского характера для солирующей виолончели и оркестра”. Премьера этого сочинения состоялась в 1897 году в Мюнхене. Публика была восхищена водопадом новых идей и находок, музыкальных образов, зримым воплощением персонажей, персонификацией инструментов.
Виолончельное соло в “Дон Кихоте” – подарок Штрауса виолончелистам. Мстислав Леопольдович Ростропович очень любил эту музыку и всегда подчеркивал ее яркую театральность. Он вспоминал: “Когда моя виолончель начинает играть, я сразу перевоплощаюсь в Дон Кихота, я живу его переживаниями и в ярости готов убить сидящего рядом альтиста за его (то есть Санчо Пансы) непонятливость”. Ростропович часто исполнял “Дон Кихота”. Он шутил, что ”Дон-Кихот” Штрауса привел его в Большой театр. Дело в том, что вскоре после исполнения этого произведения Ростропович стал дирижером Большого театра.
В чикагском концерте соло на виолончели исполнит признанный знаток Штрауса Ян Воглер. До своей сольной карьеры концертирующего музыканта Воглер был концертмейстером группы виолончелей Дрезденской Штаатскапеллы, так что любовь и понимание музыки Штрауса у него, что называется, “в крови”.
Во втором отделении чикагского концерта прозвучит последняя, Четвертая симфония Иоганнеса Брамса.

PS.
Концерт Дрезденской Штаатскапеллы состоится 16 ноября в три часа дня в Чикагском симфоническом центре по адресу: 220 S. Michigan Avenue, Chicago, IL 60604. Справки и заказ билетов по телефону 312-294-3000, а также на сайте Симфонического центра http://www.cso.org/.

Комментариев нет: