7 янв. 2013 г.

Cirque Du Soleil: цирк в стиле ретро. Шоу “Zarkana” в Лас-Вегасе

Блистательная канадская цирковая труппа Cirque Du Soleil (Цирк Солнца) не раз привозила свои шоу в Чикаго. Только за последние два года мы видели три представления: “OVO”, “Dralion” и “Michael Jackson The Immortal World Tour”. Труппа славится своими яркими, красочными постановками и охотно показывает их в разных странах мира. Но есть шоу, которые сделаны специально для определенного зала или находят постоянный “приют” в конкретном месте. Шесть представлений цирка уже многие годы являются “невыездными”, их можно увидеть только в Лас-Вегасе: “Mystere” в гостинице-казино “Treasure Island”, “О” в “Bellagio”, “Zumanity, The Sensual Side of Cirque du Soleil” в “New York-New York”, KÀ” в MGM, “The Beatles LOVE” в “The Mirage”, “CRISS ANGEL Believe” в “Luxor. С 1 ноября 2012 года их число пополнилось шоу “ZARKANA”, получившим постоянную прописку в гостинице-казино “Aria”.

Шоу “Zarkana” – это объяснение в любви “золотому веку” цирка: тридцатым годам XX века. Название шоу происходит от двух английских слов: “bizarre” - “эксцентричный” и “arcane” – “тайный”, оно связано с именем главного героя – волшебника Зарка. Заркана – это страна Зарка, тайная, мистическая, причудливая страна волшебных превращений и фантастических желаний.

По сюжету, Зарк (в этой роли я видел актера и певца Пола Биссона) возвращается в родной цирк и хочет возобновить старый спекаткль. Пятнадцать белых клоунов стараются ему помочь, но артисты цирка живут по своим законам, волшебство не работает, спектакль разваливается на части. И все потому, что рядом с Зарком нет его музы и верной помощницы Лии (певица Кассиопея). Без любимой женщины нет волшебства. Даже занавес и тот падает, отказываясь подчиниться “дирижеру”, – это один из самых эффектных эпизодов шоу. По ходу спектакля мы знакомимся с четырьмя дамами, каждая из которых по-своему пытается соблазнить волшебника. Дамы эти весьма оригинальны: шестирукая Маринованная Леди – результат эксперимента сумасшедшего ученого; Мандрагора – воплощение плюща, распространившегося по театру; Кундалини – женщина-змея и Тарантула – женщина-паук. Но Зарк ждет свою любовь, которая по всем законам жанра должна появиться и появляется в финале. Лия возвращает Зарку потерянное волшебство...

Труднейшие элементы циркового искусства - акробатика, упражнения на кольцах, батуте, номер с веревками, жонглирование предметами (“Русская рулетка”, “Летающая трапеция”, “Колесо смерти”, “Балансировка на руках”) – сочетаются в этом шоу с сюрреалистическим оформлением сцены, визуальными эффектами, разнообразной цветовой гаммой и зажигательной музыкой. В лучших традициях советского цирка акробатические номера перемежаются с клоунскими выходами, репризами, игрой со зрителями. Хаос и безумие вселенной к финалу представления уступают место пиру жизни, празднику настоящего искусства!

Все двести пятьдесят костюмов участников циркового представления стилизованы под ар-деко: современный, несколько ироничный взгляд на модное течение в художественной культуре первой половины XX века. Художник Алан Хранител, по его словам, черпал вдохновение из различных источников, в том числе в работах каталонского художника Хуана Миро и русского графика Романа Петровича Тыртова, известного в Европе и США под псевдонимом Эрте. В частности, под влиянием Эрте, создававшего вечерние платья с экзотическими индийскими тканями, Алан Хранител придумал костюм персонажа по имени Оракл (Вера Сывороткина). Замечательная сцена спектакля – когда под волшебную музыку Оракл рисует на песке силуэты людей и животных, а проекция выводит изображение на огромный экран. В эти минуты кажется, что мы сидим не в зрительном зале, а в художественной галерее и смотрим на инсталяцию модного художника-дизайнера.

Если в костюмах героев представления господствует ар-деко, то в сценическом дизайне (сценограф - Стефан Руа) много ссылок на ар-нуво – еще одно модное направление в искусстве начала XX века. Создатели шоу указывают на имена Антонио Гауди, Густава Климта и французского стеклодува и ювелира Рене Лалика, чье влияние видно в разработке, например, акробатического оборудования. Я этого не заметил, но создатели шоу говорят, что форма отверстия, через которое Зарк впервые появляется перед зрителями, воспроизводит очертания Манхэттена, в то время как луна над сценой отмечает точное расположение здания Radio City Music Hall в Нью-Йорке.

Замечательны декорации шоу. Кажется, что сами стены заброшенного театра, где происходит действие, дышат, двигаются, поют. В действии активно участвуют основные элементы конструкции сцены - сделанные вручную три арки.

Автор сценария и режиссер-постановщик шоу - Франсуа Жирар. Он родился в городке Санкт-Фелисьен канадской провинции Квебек. Карьера режиссера началась со съемок небольших видеороликов в Монреале. Его имя стало известным сразу после режиссерского дебюта: Жирар перенес на телевизионный экран театрализованное шоуLe Dortoir танцевальной кампании “Carbone 14”. Постановка получила несколько престижных наград, в том числе – премию Эмми”. Жирар поставил для телевидения шоу Питера Гэбриэля “Секретный мир” (за это шоу он получил премию “Грэмми”) и одну из шести серий фильма “Йо Йо Ма – влияние Баха”. Со временем сюжеты его творений становились все более и более сложными, он стал работать в “большом” кино. Среди режиссерских работ Жирара – фильмы “Тридцать два коротких фильма о Гленне Гульде” (“Thirty Two Short Films About Glenn Gould”, 1993), “Красная скрипка” (“The Red Violin”, 1998, семь высших кинематографических наград Канады, включая премии за лучший фильм и лучшую режиссуру, и премия “Оскар” за лучший саундтрек), “Шелк” (“Silk”, 2007). Жирар пробовал свои силы в драматическом театре, опере. Его дебют на оперной сцене – постановка Симфонии псалмов И.Стравинского и оперы-оратории “Царь Эдип” И.Стравинского и Ж.Кокто в Канадской оперной компании – получила восемь премий в Канаде. Среди опер, поставленных Жираром, - “Зигфрид” Р.Вагнера в Лионе, Эдинбурге и Веллингтоне, “Парсифаль” Р.Вагнера в Лионской опере (2012 год). Эта постановка пойдет в Метрополитен-опере весной 2013 года.

Шоу “Zarkana” – второй опыт работы Жирара с Цирком Солнца. Первой постановкой было представление “ZED” в Токио. Режиссер говорит: “Я люблю смешивать различные методы, однако моя работа остается в сущности той же: я пытаюсь сплотить артистов с помощью идеи, а затем представить результат публике. Я привык работать с актерами из самых разных уголков земли. Увлекательно наблюдать за тем, какими различными путями люди приходят в свое ремесло, впитывая огромное количество методик и попадая под влияние различных авторитетов. В этом отношении я хорошо подготовлен к работе с цирком”. Жирар признается, что в Цирке Солнца его больше всего привлекает “ощущение праздника и ожидание волшебного приключения, которое испытывают зрители”. Режиссер говорит: “Самое большое достижение цирка заключается в том, что он сочетает в себе акробатику и драматическое искусство”. Своим учителем в цирковом искусстве Жерар называет Франко Драгоне – знаменитого режиссера, поставившего шоу “O” и “Mystere”, и во многом определившего направление развития и стиль представлений Cirque Du Soleil.

Немного истории. Cirque du Soleil был основан в 1984 году канадским артистом и музыкантом Ги Лалиберте. В первый год в составе труппы было семьдесят три человека, включая двадцать цирковых артистов. Сам Лалиберте участвовал в представлениях на ходулях и был глотателем огня. С 1984 года спектакли цирка посмотрели почти сто миллионов зрителей в более чем сорока странах мира. С 1992 года Cirque du Soleil не получает грантов от правительственных или частных организаций, а существует только на собственные деньги.

Сегодня членами труппы являются более тысячи трехсот артистов, представляющих более пятидесяти стран мира и говорящих на двадцати пяти языках. В шоу “Zarkana” участвуют семьдесят пять актеров и исполнителей из пятнадцати стран мира. Среди них немало выходцев из бывшего Советского Союза. Я бы хотел особо отметить уникальный в техническом исполнении номер “Балансировка на руках”, виртуозно исполненный Андреем Колотенко, и номер “Ladders” в исполнении Виктории и Дмитрия Дворецких.

Отличительная особенность Cirque Du Soleil – оригинальная музыка, звучащая вживую на фоне всего действия. Музыкальную группу шоу “Zarkana” возглавляет пианист Стив Бах. В составе группы – известные музыканты: Питер Фанд, контрабас, перкусин; Джакубу Гриффин, ударные, перкусин; Аарон Гидру, ударные, перкусин;  Джо Хандертмарк, гитара.

В отличие от других спектаклей, сделанных специально для лас-вегасовских казино, шоу “ZARKANA” не планировалось для показа в одном-единственном месте. Премьера спектакля прошла в Нью-Йорке, в зале Radio City Music Hall – отсюда расположение луны над сценой. Позднее показы шоу прошли в Мадриде (Madrid Arena) и Кремлевском дворце в Москве. В течение сезона 2011-12 годов зрителями шоу стали более полутора миллионов человек. И только в начале 2012 года гостиница-казино “Aria” предложила “постоянное место жительство” этому спектаклю.

Если вы, уважаемые читатели, собираетесь посетить Лас-Вегас, обязательно сходите на шоу “ZARKANA”. Удовольствие, положительные эмоции и приятное “послевкусие” вам гарантированы!

Nota Bene! Шоу “ZARKANA” можно увидеть в Лас-Вегасе, в казино “Aria” с пятницы по вторник в 7.00 pm и 9.30 pm. Заказ билетов по телефонам 877-253-5847 или 702-531-2031, на сайтах www.cirquedusoleil.com/zarkana или www.arialasvegas.com/zarkana, в кассе театра по адресу: 647 Sunset Bldvd., Las Vegas, NV 23456, в других театральных кассах Лас-Вегаса. Подробную информацию о Cirque du Soleil можно найти на сайте www.cirquedusoleil.com.

Комментариев нет: