14 мар. 2017 г.

Trap Door Theatre (Чикаго): “Карьера Артуро Уи” (“The Resistible Rise of Arturo Ui”)

Чикагская “Ловушка“ (Trap Door Theatre) не первый раз в своей истории возвращается к драматургии Бертольта Брехта и представляет спектакль “Карьера Артуро Уи” (полное название - Карьера Артуро Уи, которой могло не бытьThe Resistible Rise of Arturo Ui“, перевод - Джордж Табори и Алистер Битон).
10 марта 1941 года Бертольт Брехт написал в своем дневнике: “Мне снова пришла в голову та мысль, которая родилась в свое время в Нью-Йорке, - написать пьесу о гангстерах, которая бы напомнила некоторые всем известные события. Быстро набрасываю план - 11-12 сцен. Конечно, все должно быть написано в высоком стиле“. Так началась работа над “Карьерой Артуро Уи“ - политическим памфлетом на актуальные темы. Местом действия был выбран город Чикаго - столица гангстерского мира тридцатых годов XX века. За гангстерскими масками скрывались вполне узнаваемые исторические персонажи. В “высоком стиле“, используя сцены из “Ричарда II“, “Ричарда III“, “Макбета“ Шекспира и “Фауста“ Гете, Брехт создал памфлет на Гитлера и его окружение. Но если в вышеперечисленных пьесах злодеи были великие, то здесь - жалкий и ничтожный Артуро Уи: истерик, трус, мелкий авантюрист, шантажист, под маской которого явно просвечивают черты не только Гитлера, но и всех диктаторов прошлого и настоящего.
В вводной заметке к пьесе Брехт пояснил: “Карьера Артуро Уи, которой могло не быть“, написанная в 1941 году в Финляндии, представляет собой попытку объяснить капиталистическому миру возвышение Гитлера, в связи с чем он и помещен в привычную для этого мира среду. Стихотворная форма позволяет дать масштаб героизма действующих лиц“. В примечаниях автор добавил: “В настоящее время широко распространено мнение, будто выставлять  на посмеяние великих политических преступников - живых или мертвых - неуместно, да и нецелесообразно. Говорят, что на это болезненно реагирует даже простой народ, и не только потому, что он невольно причастен к преступлениям, но и потому, что уцелевшие посреди развалин не могут над этим смеяться. Стоит ли к тому же ломиться в открытые двери - таковых в  развалинах слишком много; утверждают, что люди усвоили урок, - зачем еще и еще раз напоминать о нем этим несчастным?.. Этим, однако, вовсе еще не сказано, что сатире не подобает вмешиваться в серьезные вопросы. Именно серьезные вопросы ее и занимают. Великих политических преступников непременно следует выставлять на всеобщее обозрение, и прежде всего на посмеяние. Ведь они вовсе не великие политические преступники - просто их руками творятся великие политические преступления, а это далеко не одно и то же. Не надо бояться плоской истины, если только она истинна!.. Необходимо разрушить почтение к убийцам. Повседневная логика не должна отступать в тень, имея дело со столетиями; все то, что верно относительно малых обстоятельств, должно сохранять свою правоту и касательно крупных событий. Если сильные мира сего дают возможность мелкому мерзавцу стать крупным мерзавцем, это не значит, что мы должны позволить ему занять исключительное положение не только в свойственной ему мерзости, но и в нашем представлении об истории. “...Уи“ - пьеса-притча, написанная с намерением разрушить обычное опасно почтительное отношение к великим убийцам“.
Брехт был поразительно прозорлив. Звериный оскал фашизма он увидел уже тогда, когда многие его коллеги по перу пытались оправдать Гитлера и его свиту, пытались найти в этих персонажах что-то хорошее и нужное для страны. Брехт тогда остался в меньшинстве, но это не помешало ему писать и говорить правду о немецком режиме, предупреждая мир о его опасности. Сегодня, как мне кажется, мы присутствуем при ренессансе идей и актуальности наследия великого немецкого драматурга.
Автор оставил режиссерам достаточно четкие указания, как ставить пьесу: “Чтобы события приобрели то значение, которое они, к сожалению, имеют, пьеса должна быть поставлена в высоком стиле; лучше всего - с отчетливыми реминисценциями из елизаветинского театра, то есть с занавесками и помостами. Можно, например, играть перед спущенными сверху занавесками, забрызганными краской цвета бычьей крови. Можно использовать и задники, расписанные перспективными панорамами, допустимы также звуковые эффекты - орган, трубы, барабан. Необходимо пластическое представление в стремительном темпе с легко обозримыми мизансценами во вкусе ярмарочных представлений. Следует использовать маски, интонации, жесты, напоминающие о прототипах, но чистой пародии следует избегать, и комическое начало непременно должно звучать до известной степени жутко“.
Пьеса “Карьера Артуро Уи“ была впервые поставлена почти через восемнадцать лет после ее создания. Премьера прошла 19 ноября 1958 года в театре Штутгарта учеником Брехта Петером Паличем. На следующий год созданный Брехтом “Берлинский ансамбль“ (Berliner Ensemble) сделал спектакль, ставший манифестом нового театра. Роль Артуро Уи стала визитной карточкой выдающегося немецкого актера Эккехарда Шалля. В СССР наиболее известной постановкой является спектакль Ленинградского БДТ 1963 года (режиссер - Эрвин Аксер) с Евгением Лебедевым в главной роли.
Режиссер-постановщик чикагского спектакля - французский режиссер Виктор Квезада-Перес (Victor Quezada-Perez). Сын чилийских эмигрантов, он хорошо знает о таких понятиях, как право человека на свободу творчества. Он - основатель (с 1998 года) и бессменный художественный руководитель парижской театральной компании Cie Umbral (“Рассвет“), сочетающей в себе элементы театра, цирка и клоунады. В каждом его спектакле актеры используют метод физического театра и так называемую “европейскую клоунскую технику“. Режиссерские работы Квезада-Переса демонстрировались на Авиньонском театральном фестивале. На фестивале 2010 года успехом пользовался его спектакль “Требуется старый клоун“ по пьесе Матея Вишнека. В качестве актера Виктор участвовал в пятнадцати постановках в разных театральных проектах во Франции. А еще Виктор - пианист и обладатель диплома мастера по специальности “История и политические науки“. В 2012 году он ставил в Trap Door Theatre спектакль “Поджигатели“ (“The Arsonists“) по пьесе Макса Фриша. С актерами театра Виктор работал во Франции в 2014 году.
В ролях: Деннис Бисто, Эбби Бланкеншип, Антонио Брунетти, Кейси Чапмен, Билл Гордон, Дерек Джек, Линдси Роуз-Кейн, Майк Стил, Дэвид Стигер, Кевин Вебб.
С нетерпением жду премьеры “...Артуро Уи“. Уж очень близок брехтовский стиль со стилем Trap Door Theatre. Надеюсь, что нас ждет запоминающийся спектакль!
А вообще, читайте Брехта, дамы и господа! Сегодня он звучит на редкость актуально.
Nota bene! Спектакль “Карьера Артуро Уи” идет с 16 марта до 22 апреля 2017 года в помещении The Trap Door Theatre по адресу: 1655 WestCortland Avenue, Chicago, IL 60622. Билеты - $20 в четверг и пятницу, $25 – в субботу. В пятницу два билета продаются по цене одного. Справки и заказ билетов - по телефону 773-384-0494 или на сайте театра www.trapdoortheatre.com. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.
Фотографии к статье:
Фото 1. Билл Гордон, Кейси Чапмен, Антонио Брунетти и Кевин Вебб в спектакле “Карьера Артуро Уи”. Фото – Михал Яники
Фото 2. Постер к спектаклю
Фото 3. Майк Стил в спектакле “Карьера Артуро Уи”. Фото – Михал Яники
Фото 4. Виктор Квезада-Перес

Комментариев нет: