31 мар. 2017 г.

“Пустое пространство” Мастера. Перед премьерой в Чикаго нового спектакля Питера Брука

В течение пяти дней в Чикаго будет гастролировать труппа парижского театра “Буфф дю Нор” (Théâtre des Bouffes du Nord). Играют спектакль “Поле битвы“ (“Battlefield“) одного из величайших режиссеров современности Питера Брука. Рассказ об этом спектакле впереди, а пока о том, что ему предшествовало.
...Все началось в начале восьмидесятых, когда Питер Брук с актерами начал работу над спектаклем “Махабхарата“. В начале действия индийский мальчик спрашивает, как возникло человечество. Ответом ему служит история борьбы за власть двух враждующих семейств: Пандавы (олицетворение сил добра) и Кауравы (сил зла). Стоящий над схваткой бог Кришна призывает обе стороны прекратить кровавое противостояние и жить в мире. Однако увещевания бога не работают. Борьба продолжается...
Премьера “Махабхараты“ состоялась в 1985 году на Авиньонском театральном фестивале. Представление длилось девять часов. В 1989 году режиссер выпустил телевизионную версию. На протяжении многих лет Брук с актерами ездили в Индию, чтобы поглубже погрузиться в историю и культуру этой страны. В книге “Две лекции о Шекспире“ режиссер писал: “Оптимизм в условиях реальности - ложь, пессимизм - мастурбация и любование своими страданиями. Однако третий путь отношения к действительности чрезвычайно труден, ибо он призывает открыть себя одновременно для всего, что невыносимо в человеческом существовании, и к тому, что озаряет человеческое существование... “Махабхарата“ о войне, о насилии. Глубинный смысл конфликта модели человеческого общества исследуется здесь совсем по-другому, нежели в фильмах об ужасах войны. Чувство здесь наполнено больше жизнью, чем смертью. С таким качеством мы встречаемся в греческой трагедии, где чем ужаснее события, тем больше правды мы узнаем о них. И вместе с тем чем больше правды вы узнаете об этих событиях, тем больше вы понимаете их неотвратимость и тем меньше ощущаете в реакции публики самодовольства или мысли о гибели человечества. Как ни странно, такой трезвый взгляд на реальность обостряет вашу способность жить“.
Стивен Холден из New York Times писал после премьеры: “Махабхарата“ - аллегория с сильным утопическим оттенком сталкивающихся мировых культур и политических философий, в которых цивилизация поднимается, падает и рождается заново“.
Спустя тридцать лет после “Махабхараты“ Питер Брук решил вновь обратиться к индийскому эпосу и создал спектакль “Поле битвы“. В нем основное внимание уделяется последствиям войны, описанным в древнем тексте на санскрите. На одной стороне - пять братьев семьи Пандавы, на другой - их двоюродные братья из семьи Кауравы, сто сыновей слепого короля Дритараштра. В ходе страшной битвы Пандавы побеждают. Старший из семьи Пандавы - принц Юдиштира - должен стать Королем. Тысячи жертв, мертвые тела на земле, “горький вкус поражения у победителей“ (это выражение самого Брука). И Юдиштира, и Дритараштра испытывают угрызения совести, подвергая сомнению их прошлые поступки, чувствуя ответственность за катастрофу. Как после ужасной резни, потеряв своих сыновей, их семьи, союзников, обрести покой новому Королю?.. Спектакль ставит перед зрителями вопросы о семье, войне и смерти - вечные, “проклятые“ вопросы бытия, провоцирующие нас на размышления о конфликтах сегодняшнего дня.
Автор пьесы - давний соавтор Брука Жан-Клод Каррьер. Инсценировка и постановка сделана Питером Бруком совместно с Мари-Элен Этьенн. Они работают вместе с 1974 года.
Не ждите в этом спектакле больших форм и даже небольших декораций. Питер Брук предпочитает “пустое пространство”, как назвал он свою книгу, и “голый текст”. Так было и в его знаменитом “Гамлете”, и в спектакле “Фрагменты” - собрании пяти коротких сценок, поставленных по пьесам Сэмюэля Беккета.
В аскетических спектаклях Брука актерам не за что спрятаться, играют они “до полной гибели, всерьез”. Каждый из участников берет на себя “роль первой скрипки”, чтобы в следующей сцене передать ее другому.
Брук любит работать с небольшим количеством актеров. “Фрагменты” разыгрывали трое, “Поле битвы” покажут нам четверо: Кароль Каремера, Джаред Макнилл, Эри Нзарамба, Шон О’Каллахан. Пятый участник - японский композитор и актер Тоси Цукитори, единомышленник и со-творец бруковских спектаклей. Вся музыка в этом и многих других спектаклях Брука (в том числе, в “Гамлете”) - его, и он, как правило, сам является ее исполнителем. Единственный в этом составе, Цукитори участвовал в первом составе “Махабхараты”.
21 марта 2017 года Питеру Бруку исполнилось девяносто два года. За свою долгую творческую жизнь он поставил более пятидесяти пяти спектаклей и более десяти фильмов. Брук родился в Лондоне. Там же в 1943 году состоялся его режиссерский дебют. Он работал на прославленной сцене Королевского шекспировского театра, ставил сложные философские шекспировские спектакли (“Король Лир”, “Гамлет”, “Макбет”), но в какой-то момент академическая сцена оказалась для него скучна. Он переехал в Париж и в 1971 году создал Международный центр театральных исследований. С тех пор Брук постоянно экспериментирует со словом, образами, светом. Из костюмного театра он переходит к театру площадному, театру улицы; декларируя неприятие политического театра, в разгар вьетнамской войны показывает яркую антивоенную пьесу (спектакль “Мы”); устав от парижской сцены, отправляется в Африку и готовит спектакли на открытом воздухе; устав от Африки, возвращается в Европу и ставит изысканные итальянские классические оперы в Ковент-Гарден; экспериментирует с классикой, жадно бросается к современной драматургии и возвращается в театр абсурда... Питеру Бруку интересны разные актеры – он работал с европейскими, азиатскими, африканскими актерами, с актерами разных рас, вероисповеданий, культур, театральных школ.
С 1974 года длится сотрудничество Питера Брука с парижским театром “Буфф-дю-Нор“. Это была любовь с первого взгляда. Брук проработал в театре тридцать четыре года, создав в нем выдающиеся спектакли. Кроме “Махабхараты“, это “Вишневый сад“, “Буря“, “Гамлет“, “Смерть Кришны“ и многие другие. В 2008 году Брук передал руководство театром режиссерам Оливье Мантею и Оливье Пубелю, тем не менее он периодически возвращается в родной коллектив с новыми проектами.
Два года назад Брук потерял жену Наташу Перри. На протяжении шести десятилетий они были неразлучной парой. Она была замечательной актрисой и преданным другом режиссера.
Брук – само олицетворение театра: открытого космополитичного мира, единственным критерием которого служит талант и преданность делу.
С Чикаго режиссера связывают особые отношения. В 2001 году он привез в город новую интерпретацию “Гамлета”, сделанную им специально для театра “Буфф дю Нор”. В 2002 году режиссер показал экспериментальную работу “Костюм” с участием актеров из Южной Африки, в 2008 году – спектакль “Фрагменты”. Чикаго был единственным американским городом, в котором Брук представил этот спектакль. И вот новая, четвертая работа великого режиссера, которую увидят чикагские зрители.
Кто-то скажет, что спектакли Брука слишком просты. Да, наверно. Но мне кажется, что это та самая “неслыханная простота” Мастера, которая сродни гениальности. Ведь все гениальное просто! Питер Брук всю жизнь находится в поиске, он строит театр, который называет “живым”, - театр, очищенный от фальши, штампов, неискренности. “Поле битвы” – еще один шаг в этом направлении. Не пропустите!
Премьера спектакля “Поле битвы” состоялась осенью 2015 году в театре “Буфф дю Нор”. После этого прошли показы в Сингапуре, Токио, Мумбае, Гонконге, Риме, Мадриде и Лондоне (театра Young Vic). Американская премьера состоялась в сентябре 2016 года в Нью-Йорке. Показ спектакля в Чикаго организован совместно Музеем современного искусства и Чикагским шекспировским театром (Chicago Shakespeare Theater).
Nota bene! Спектакль “Поле битвы” идет с 5 по 8 апреля в помещении The Museum of Contemporary Art Chicago по адресу: 220 E Chicago Ave, Chicago, IL 60611$40. Билеты - на сайте https://mcachicago.org/Home или по телефону 312-397-4010.
Фотографии к статье:
Фото 1-11. Сцены из спектакля “Поле битвы”. Фото – Каролин Моро и Паскаля Виктора 

Комментариев нет: