Лето в Чикаго проходит без живой музыки. По самым
оптимистичным прогнозам мы встретимся с Чикагским симфоническим оркестром
(далее - ЧСО) 17 сентября на ежегодном бесплатном концерте в парке
“Милленниум”. В программе: Третья увертюра к опере “Леонора” Л.ван Бетховена и
“Шехеразада” Н.Римского-Корсакова. Концерты открытия юбилейного, сто тридцатого
сезона запланированы на 18-20 сентября. В программе: Концерт для флейты и арфы
В.А.Моцарта, солисты - концертмейстеры групп флейт Стефан Рагнар Хоскулдссон и
арф Сара Буллен; Девятая симфония Ф.Шуберта. Всеми первыми концертами нового
сезона ЧСО (17 сентября - 3 октября) дирижирует музыкальный руководитель
Риккардо Мути.
В начале июня маэстро выступил с Венским
филармоническим оркестром в зале Музикферайн. Прозвучала музыка Чимарозы,
Моцарта и Шуберта. 21 июня Риккардо Мути открыл юбилейный, Тридцатый оперный
фестиваль в итальянском городе Равенна (Ravenna Festival).
Концерт открытия прошел на открытом воздухе, в крепости XV века
Рокка Бранкалеоне (Rocca Brancaleone). Маэстро дирижировал Молодежным оркестром Луиджи
Керубини численностью в шестьдесят человек. Риккардо Мути основал этот оркестр
в 2004 году.
В маленькой Равенне находятся восемь памятников
мирового значения. Город стал местом последнего упокоения Данте Алигьери. В
знак признания огромной роли Равенны в мировой культуре на концерте 21 июня
присутствовали президент Сената Италии, министр культуры Италии, глава Центра
всемирного наследия ЮНЕСКО.
5 июля в Равенне состоялся еще один концерт,
которым дирижировал Риккардо Мути. Это
был концерт серии “Пути дружбы”. Первый подобный концерт состоялся в 1997 году
в разрушенном войной Сараево и с тех пор проходит ежегодно в разных, часто самых
горячих точках мира. В разные годы концерты проходили в Бейруте и Босре (город
на юге Сирии). Двадцать четвертый концерт “Пути дружбы” был посвящен памяти
Халеда аль Асаада - ученого-археолога, хранителя раскопок Пальмиры, жестоко
убитого боевиками ИГИЛ пять лет назад, и Хеврин Халаф - сирийской общественной
деятельницы курдского происхождения, казненной исламистами во время военной
операции турецкой армии недалеко от Ракки. Прозвучала Третья симфония Л.ван
Бетховена. В составе Молодежного оркестра Луиджи Керубини было девять сирийских
музыкантов. Они работают в европейских оркестрах и приехали в Италию специально
для этого выступления.
В интервью телекомпании Еuronews Риккардо Мути
сказал: “Музыка, как замечал блаженный Августин, лечит душу. Гармония врачует
раны, видимые и невидимые. Музыкой мы так выражаем благодарность и любовь ко
всему сущему. Я - итальянец, кто-то - немец, он - француз, а кто-то - сириец.
Сегодня это ничего не значит. Мы - как мозаика, и если кто-то вынимает хотя бы
один кусочек, рушится вся гармония. То же самое можно сказать и о странах. Мы
объединяемся в музыке, чтобы передать наше послание миру. Я охотно принимаю
приглашения выступить просто так, на дружеских основаниях, чтобы поддержать
тех, кому сложно. Так я попал в Сараево в 1997 году. Мы собирали музыкантов и
хористов по всей стране, просили приехать. Это не носило никакого коммерческого
характера, просто жест дружбы, солидарности, проявление сочувствия. Точно так
же сегодня мы работаем с музыкантами из Сирии”.
Находясь в Равенне, Риккардо
Мути дал развернутое интервью агентству Associated Press. Немалую часть времени
маэстро посвятил ЧСО и Чикаго. Он сказал, что надеется заново “открыть” в
городе классическую музыку. Мути предложил, чтобы концерты ЧСО проходили в
парке “Милленниум”. Количество зрителей можно ограничить двумя тысячами вместо
тридцати. Можно тестировать музыкантов перед выходом на сцену. Можно придумать
репертуар, который бы ограничивал количество музыкантов на сцене... Маэстро
Мути убежден: со всеми этими и другими предосторожностями музыка может и должна
звучать в Чикаго! Семидесятивосьмилетний дирижер сказал, что коронавирус
“разрушил музыку”, а закрытые залы лишают мир духовной пищи. Дирижер отметил,
что даже во время мировых войн театры оставались открытыми. “Вирус
разрушительнее бомб, - сказал Риккардо Мути. - Из Равенны я посылаю сигнал
солидарности всему культурному миру. Вы можете перезапустить концерты, и вы
должны - со всеми нормами предосторожности - сделать это. Вы платите высокую
цену за отсутствие культуры.”
Дирижер высказался также о
межрасовых проблемах современного общества: “Я мечтаю, чтобы в оркестрах,
хорах, концертных залах было намного больше афроамериканцев. В том, что их
мало, - наша вина. Мы создавали ощущение, что наша музыкальная культура - это
культура элиты, культура высших, “утонченных” людей. Это не так. Мы должны
открыть свои объятия для всех, как мы это делали и будем делать в Чикаго”.
Напомню, что весной ЧСО под
управлением Риккардо Мути собирался впервые исполнить Третью симфонию Флоренс
Прайс и сочинение “Мать и ребенок” Уильяма Гранта Стилла - двух
афроамериканских композиторов, чьи произведения редко можно услышать в
симфонических залах. Перед началом сезона маэстро Мути сказал: “Мне говорили о
Симфонии Прайс еще во время первого приезда в Чикаго. Она написана искренне...
Современная музыка не обязательно должна быть сложной для восприятия. Музыка
Прайс идет от сердца. То же самое я могу сказать о музыке Стилла”. К сожалению,
из-за пандемии коронавируса премьеру пришлось отложить.
В 1991 году Риккардо Мути
провел в Филадельфии концерт в честь Мартина Лютера Кинга. Вспоминая тот день,
дирижер сказал: “Я первый и единственный раз увидел, что зал на девяносто
процентов заполнен афроамериканцами”.
В Чикаго маэстро постоянно работает с
афроамериканской общественностью, привлекая их на репетиции и концерты ЧСО. С
2016 года количество афроамериканцев в Симфоническом центре увеличилось до трех
тысяч человек.
Пока “живых” концертов нет, мы вспоминаем лучшие записи ЧСО,
сделанные в разные годы с разными дирижерами. По
вторникам в 8.00 pm по чикагскому радио, на волне классической музыки WFMT-FM (98.7)
продолжается серия концертов под общим названием “From the CSO’s Archives: Maestro’s Choice”. Маэстро Риккардо Мути, который сам отобрал записи для
радиотрансляций, говорит: “В отсутствие музыки в больших залах благодаря этим
концертам я надеюсь, что люди останутся связанными духовно с великолепными
музыкантами ЧСО”. Интереснейшие концерты прошли в апреле-июне. Вот что нас ждет
в ближайшие две недели.
21 июля. В программе: Увертюра к
опере “Сицилийская вечерня” (запись с концертов июня 2017 года, входит в диск
лейбла CSO Resound) и
Реквием Дж.Верди (запись с концертов января 2009 года, входит в диск лейбла CSO Resound).
Солисты: Барбара Фриттоли, сопрано; Ольга Бородина, меццо-сопрано; Марио
Зеффири, тенор; Ильдар Абдразаков, бас. ЧСО под управлением Риккардо Мути.
Чикагский симфонический хор. Хормейстер - Дуайн Вулф.
Концерты ЧСО с Реквиемом Верди
в Чикагском симфоническом центре 15-17 января 2009 года стали выдающимся
явлением культурной жизни не только Чикаго, но и всей страны. Мне
посчастливилось побывать на одном из этих концертов. Для дебюта с ЧСО в
качестве нового музыкального руководителя Риккардо Мути собрал блестящий состав
исполнителей: Бородина, Фриттоли, Зеффири, Абдразаков. Каждый из них в полной
мере проникся идеями дирижера и идеально соответствовал его замыслу. Спустя год
Реквием стал первым совместным диском Риккардо Мути и ЧСО. Это третья запись
Реквиема в дискографии Мути и ЧСО. До этого ЧСО дважды записывал Реквием: в
1977 году с сэром Георгом Шолти (среди солистов выделялась Леонтин Прайс) и в
1993 году с Даниэлем Баренбоймом (в записи участвовали Пласидо Доминго и
Ферручо Фурланетто). Что касается Мути, то он записывал вердиевский шедевр в
1979 и 1987 годах. На состоявшейся 13 февраля 2011 года в Лос-Анджелесе 53-й
церемонии вручения музыкальных премий “Грэмми” диск с записью Реквиема победил
в двух категориях: “Лучший альбом классической музыки” и “Лучшее хоровое
исполнение”. “Это была идея Мути - пригласить нас в Чикаго. Мы много лет
сотрудничаем и дружим, и все, что делает Мути, - это как минимум претензия на
то, что будет нечто незабываемое! - говорила Ольга Бородина в интервью
российским газетам. - Мы счастливы сотрудничать с Риккардо и дорожим близкой
дружбой с ним. Над Реквиемом мы трудились в поте лица каждый день. Маэстро Мути
очень любит репетировать подолгу, утром и вечером. Я себя чувствовала плохо, за
две недели до этого перенесла очень тяжелую операцию, была чуть ли не при
смерти. К тому же в течение нескольких дней после перелета из России в Чикаго
мы долго адаптировались к смене часовых поясов. Может быть, все это как-то
сыграло свою роль. Во всяком случае, для меня это была очень непростая запись.”
28 июля. На место Риккардо Мути
за дирижерский пульт ЧСО “встает” Пьер Булез. В программе: Прелюдия и фуга
ми-бемоль мажор И.С.Баха/А.Шенберга (запись с концертов декабря 1991 года),
Первая рапсодия для кларнета с оркестром К.Дебюсси (солист - Лэрри Комбс,
запись с концертов ноября 1994 года), “Вознесение”: четыре симфонические
медитации О.Мессиана (запись с концертов ноября 1996 года), песня Г.Малера “Ich bin der Welt abhanden gekommen” из цикла “Rückert Lieder”
(солист – Жозе Ван Дам, бас-баритон, запись с концертов ноября 1996 года),
пьеса “Эскиз письма” для виолончели соло и семи виолончелей П.Булеза (солист -
Джон Шарп, запись с концертов сентября 1994 года), Глаголическая месса
Л.Яначека (солисты - Эльжбета Шмытка, сопрано; Нэнси Молтсби, меццо-сопрано;
Стюарт Нил, тенор; Натан Берг, бас-баритон; Дэвид Шрадер, орган, запись с
концертов ноября 2000 года). ЧСО под управлением Пьера Булеза. Чикагский
симфонический хор. Хормейстер - Дуайн Вулф.
В этой программе мы услышим потрясающий звук
кларнета многолетнего (с 1978 до 2008 года) концертмейстера группы кларнетов
ЧСО Лэрри Комбса и замечательный голос бельгийского бас-баритона Жозе Ван Дама.
Записи всех концертов доступны на сайте www.wfmt.com/programs/maestros-choice/. Все видеоматериалы ЧСО - на YouTube-канале: www.youtube.com/user/csowebmaster/featured.
Много видеоматериалов и фрагментов концертов - на YouTube-канале
Риккардо Мути: www.youtube.com/user/riccardomutichannel.
Все подробности о ЧСО - на официальном сайте cso.org/home/ и специально созданной
странице “CSO From Home” csosoundsandstories.org/category/cso-from-home/.
Концерты серии “CSO From Home” пройдут до 15
сентября. О программах августа-сентября я расскажу в ближайших выпусках
Музыкального обозрения.
Фотографии к статье:
Фото 1. Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг
Фото 2. Дуайн Вулф. Фото - Тодд Розенберг
Фото 3. Лэрри Комбс. Фото - summitrecords.com
Фото 4. Дэвид Шрадер. Фото - flickr.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий