Продолжаются бесплатные онлайн-трансляции спектаклей Московского театра имени Вахтангова (www.vakhtangov.ru/, художественный руководитель - Римас Туминас, главный режиссер - Юрий Бутусов). В ожидании юбилейного, сотого сезона театр не только открыл свой архив. Если смотреть все трансляции, можно хорошо изучить сегодняшний репертуар театра. Всего за лето будут показаны двадцать три спектакля и два юбилейных вечера.
Вахтанговский театр я знаю и люблю с юности. На
гастролях театра в Минске в 1981 году мне удалось попасть на “Антония и
Клеопатру” с Юлией Борисовой и Михаилом Ульяновым и на “Мистерию-буфф”
Маяковского в постановке Евгения Вахтангова. В главных ролях были Этуш,
Казанская и Целиковская. Смотрел я тогда и ныне забытые спектакли, например,
“Тринадцатый председатель” по пьесе Азата Абдуллина - кто сегодня помнит такую
пьесу? А там играли, кстати, Лановой и Екатерина Райкина...
В Москве в 1985 году я смотрел спектакль Владимира Шлезингера “Будьте здоровы!” с участием Владимира Этуша и Марианны Вертинской (помню, постановка пользовалась в те годы большим успехом), “Старинные русские водевили” Евгения Вахтангова с Целиковской, Лановым, Абрикосовым и малоинтересную постановку “Лето в Ноане” по пьесе Ярослава Ивашкевича польского режиссера Аугуста Ковальчика. Потом был большой перерыв и возвращение к театру уже в Америке. Это был уже совсем другой Вахтанговский... В 2015 году мы специально ездили в Нью-Йорк на американскую премьеру спектакля Римаса Туминаса “Улыбнись нам, Господи” по двум повестям Григория Кановича. Спектакль проходил в рамках III Международного фестиваля искусств “Вишневый сад”.
Благодаря компании Stage Russia (продюсер - Эдди
Аронофф) многие из нас посмотрели еще три замечательных спектакля
Вахтанговского театра - “Евгений Онегин” и “Дядю Ваню” Римаса Туминаса и “Анну
Каренину” Анжелики Холиной. (На больших экранах демонстрировался и спектакль
“Улыбнись нам, Господи”.)
В общем, можно сказать, что из всех театров Москвы
и России именно Вахтанговский оказался наиболее близким. Во многом это заслуга
энергичного директора Кирилла Крока. Он сделал много для налаживания
международных связей театра. За последние десять лет только в Америке
вахтанговцы побывали три раза.
Несколько лет назад я брал интервью у одного из ведущих актеров театра Евгения Князева. Я спросил его о знаменитых традициях и о том, что отличает Вахтанговский театр от других. Евгений Владимирович очень красиво ответил на мой вопрос: “Вахтанговские традиции - это поступать наперекор, выкидывать коленца, иронизировать сквозь слезы, смех и даже смерть. Вахтанговский стиль - это быть страстным и уметь прокомментировать свою страсть, быть породистым и надменным, и презирать свою надменность, и доказать свою породу. Вахтанговская игра - это одним штрихом создать образ и в следующее мгновение его разрушить, небрежно стряхнуть с языка остроту, заплакать сухими глазами и засмеяться уголками глаз, смешать эксцентрику с психологизмом, раздуть из мухи слона и так же небрежно его не приметить, даже из пустяка создать шедевр и при этом не раздуваться от гордости, быть старым и мудрым, но чувствовать себя молодым и не брюзжать, что немощен и стар... Вахтангов был предельно предан своему учителю Станиславскому. Он умирал, делая “Принцессу Турандот”, и не смог прийти на премьеру. О триумфе спектакля, ставшем “визитной карточкой” нового театра, Вахтангову сообщил Станиславский. Наверно, если бы Евгений Багратионович был здоров, ему бы досталось за новаторство, эксперименты, фантазию, но он был слишком болен, и Константин Сергеевич не захотел “казнить” его... Вахтанговское направление сохранилось не потому, что был великий Вахтангов. Да, он ставил замечательные спектакли, но в двадцатые годы XX века было много ярких режиссеров: Мейерхольд, Таиров, Сушкевич, Грановский... Мы знаем много случаев, когда после смерти режиссера меняется линия театра, а спектакли помнят разве что театроведы и поклонники. С Вахтанговым этого не случилось. Его внук Евгений Сергеевич вспоминал, что бабушка была удивлена тому, что имя Вахтангова с годами становится все более ярким. Ученики Вахтангова стали продолжать и развивать его идеи. Сегодня вахтанговские традиции живы через учеников и учеников учеников Мастера. Поэтому вахтанговские постановки - всегда самые яркие и талантливые”.
Вот какие самые яркие и талантливые (без всяких кавычек) постановки мы увидим до конца лета.
29 июля. “Царь Эдип” по
трагедии Софокла. Режиссер - Римас Туминас. В главных ролях: Виктор
Добронравов, Людмила Максакова, Евгений Князев, Эльдар Трамов, Евгений Косырев,
Виталийс Семеновс, Рубен Симонов (внук выдающегося театрального
режиссера Рубена Симонова - ученика Вахтангова, многолетнего руководителя
созданного им театра). Премьера - 29 июля 2016
года. Спектакль был поставлен на сцене древнейшего амфитеатра Эпидавра в
рамках совместного проекта Вахтанговского театра и Национального театра Греции
в Афинах.
2 августа. “Отелло”
по пьесе У.Шекспира. Хореографический спектакль Анжелики Холиной. В главных
ролях: Григорий Антипенко, Ольга Лерман, Виктор Добронравов. Премьера - 9
ноября 2013 года.
5 августа. “Окаемовы
дни” по мотивам повести А.Афиногенова “Машенька”. Режиссер - Родион
Овчинников. Показ спектакля посвящается памяти Владимира Этуша, сыгравшего в
нем главную роль. Премьера - 10 мая 2013 года.
9 августа.
Творческий вечер Евгения Князева “Казанова”. Артист читает главы из
драматической поэмы “Феникс”. В концерте принимает участие оркестр театра.
12 августа. “Фредерик,
или Бульвар преступлений” по пьесе Э.-Э.Шмитта. Режиссер - Николай Пинигин. В главных ролях: Василий
Лановой, Ольга Тумайкина, Сергей Епишев. Премьера - 8 февраля 2003 года.
16 августа. “Питер
Пэн” по сказке Джеймса Барри. Режиссер - Александр Кочеруков. В спектакле
заняты выпускники Театрального института имени Б.Щукина (курс А.Коручекова).
Премьера - 2016 год.
19 августа. “За
двумя зайцами” по пьесе М.Старицкого. Режиссер - Александр Горбань. В
главных ролях: Юрий Красков, Мария Аронова, Анна Дубровская. Премьера - 28
октября 1997 года.
23 августа. “Ревизор”
по пьесе Н.Гоголя. Первая работа Римаса Туминаса в Вахтанговском театре. Эту
постановку режиссер осуществил по приглашению Михаила Ульянова. В главных
ролях: Сергей Маковецкий, Олег Макаров, Людмила Максакова. Премьера - 2002 год.
26 августа. “Дон
Жуан и Сганарель” по пьесе Ж.-Б.Мольера. Режиссер - Владимир Мирзоев. В
главных ролях: Максим Суханов и Евгений Стычкин. Премьера - 2005 год.
30 августа. “Пристань”
по мотивам произведений Б.Брехта, И.Бунина, Ф.Достоевского, Ф.Дюрренматта,
А.Миллера, А.Пушкина и Э. де Филиппо. Режиссер - Римас Туминас. В главных
ролях: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Василий
Лановой, Вячеслав Шалевич, Галина Коновалова, Ирина Купченко, Евгений Князев.
Премьера - 11 ноября 2011 года.
2 сентября. “Троил
и Крессида” по пьесе У.Шекспира. Первая работа Римаса Туминаса в статусе
художественного руководителя Вахтанговского театра. В главных ролях: Леонид
Бичевин, Евгения Крегжде, Владимир Симонов, Мария Аронова, Виктор Добронравов,
Олег Макаров. Премьера - 6 ноября 2008 года.
Начало всех трансляций - 11.00 am по времени Чикаго. После показа видеозаписи сохраняются в открытом доступе девяносто шесть часов. Все спектакли транслируются на сайте театра www.vakhtangov.ru/mediabox-video-archive.
Фотографии к статье:
Фото 1. Московский театр имени Вахтангова. Фото - A.Savin (Wikimedia Commons -
WikiPhotoSpace)
Фото 2. Римас Туминас и Евгений
Князев. Фрагмент репетиции. Фото предоставлено пресс-службой Вахтанговского
театра
Фото 3. Анжелика
Холина. Фото - П.Гасиунас
Фото 4. Евгения Крегжде в спектакле “Евгений Онегин”. Фото - Дмитрий Дубинский
Комментариев нет:
Отправить комментарий